https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Сказание о Ширдане и Нёгере

Эго одна из самых завершенных, цельных и высокохудожественных поэм во всем карачаево-балкарском эпосе. С исключительным мастерством выведены все ее герои и переданы суровые нравы той древней эпохи.
Поэма начинается с того, что Ширдан (Гиляхсыртан Злоязычный), обладавший несметными богатствами, сватается к нартской красавице Агунде. Но гордая Агунда отказывает ему. Тогда Ширдан избирает другой путь. Он предлагает нартам условие: он, Ширдан, выставит своего сына в качестве мишени, и если кто-либо из нартов сумеет попасть в него, стреляя из лука, то он простит стрелку его кровь. Если же никто не сможет попасть в эту живую мишень, то нарты выдадут Агунду за него. Нарты соглашаются.
Ночью Ширдан приказал выкопать на том месте, где должен был стоять его сын, яму, посадил его туда и велел, держа в руках свое изображение, время от времени кричать нартам: "Не попали, не попали!".
Целый день стреляли нарты в едва доступную глазу цель, но все напрасно.

Среди нартов был богатырь по имени Нёгер (или Жёнгер), сестра которого была замужем за одним из семи братьев Индиевых, сыновей Индиляя. Днем он обычно валялся в мусоре, на свалке, уверяя, что лечит таким способом свой ревматизм. Ночью же он отправлялся на разбой, похищая и продавая детей (в карачаево-балкарском языке есть термин, обозначающий таких, похищенных детей - "бешкъарышла", букв. "пятипядевые", "пяти пядей ростом" или угоняя табуны. Но никто о его удали не догадывался; считая Нёгера ничтожным оборванцем, с презрением относился к нему и Ширдан. Лежа на свалке, Нёгер видел хитрость, примененную коварным Ширданом, и когда нарты уже устали стрелять, попросил разрешения принять участие в состязании. Ширдан, посмеявшись над ним, позволил Нёгеру выстрелить, и тот с первого же выстрела убил его сына. Потемнев, как туча, вне себя от горя, но не подав виду - ведь он сам поставил такие условия - Ширдан вернулся домой. Похоронив сына, Ширдан поклялся отомстить и вечером отправился к свалке мусора. Не найдя его там, и рыская по округе, он заметил приближающегося витязя, который въехал на коне в подземный дом, а вышел оттуда уже одетый в рубище. Он понял, что Нёгер не так прост и сам он с ним не справится. Тогда он задумал коварный план.

Когда все происшедшее немного забылось, Ширдан явился к Нёгеру, и сказав, что он знает о его мужестве, что он вовсе не оборванец, а настоящий нарт, и как бы сочувствуя, выразил сожаление, что у такого героя нет богатырского коня подстать самому Нёгеру. И тут же посоветовал угнать белого коня братьев Индиевых, на котором те ездили по очереди. Этого коня не могли догнать ни зверь, ни птица. Ночью он стоял в конюшне, прочной как крепость. Ключи от конюшни находились у сестры Нёгера, жены одного из братьев Индиевых. Ширдан еще и научил Негера, как обмануть сторожей.
Загоревшись мыслью о похищении белого скакуна, Нёгер является к сестре (ее ошибочно называют также Агундой), умоляет отдать ему ключи от конюшни, и несмотря на все просьбы сестры, добивается своего. С огромной трагической силой, всего в нескольких строках, выражены чувства любящей сестры, предчувствующей смерть брата, проклинающей того, кто навел Нёгера на мысль о похищении коня. Угнав коня, Нёгер ездит на нем ночью в набеги, а днём по прежнему валяется в мусоре. О тайне его знают только сестра и Ширдан. Братья Индиевы сбиваются с ног, разыскивая своего скакуна. Несколько лет продолжаются безуспешные поиски. Наконец, когда ярость братьев доходит до предела, Гиляхсыртан подсказывает им, чтобы те устроили засаду возле моста и дождались полночи. В полночь, когда Нёгер с угнанным в набеге табуном, верхом на белом коне, подъезжает к мосту, Индиевы выстрелами из луков убивают его и уводят коня.

Наутро, увидев мертвого богатыря, жители селения не могут опознать в нем оборванца, каким они привыкли видеть Нёгера. Тогда Ширдан, который хорошо знает, кто лежит возле моста, велит собрать весь народ, чтобы выявить, кого же недостает. Собрались все, нет только Нёгера. Тогда Ширдан, затеявший это, чтобы скрыть свое участие в убийстве нарта, говорит: "Значит, убитый - это Нёгер". Но сельчане, решив похоронить тело Нёгера, несмотря на все усилия, не могут сдвинуть его с места. Наконец, они посылают за его сестрой, и когда она оплакала его, тело стало легким и Негера отнесли на кладбище.

Но сказание на этом не заканчивается. У Нёгера, кроме сестры, был и брат, по имени Турту. Он разузнал, что виновник смерти Нёгера - Гиляхсыртан и поклялся отомстить. Такой случай подвернулся во время одного из нартских праздников, когда нарты собрались, чтобы пить медовую брагу (бал боза). Гиляхсыртан, говорится в сказании, часто разъезжал по нартским селениям на своем куцехвостом коне, сопровождаемый верной собакой. Явился он на пир и в этот раз. У Гиляхсыртана было тайное подземное жилище и никто из нартов не знал, где оно находится. Там жила его семья. Турту велел одному из своих друзей никого не выпускать из пиршественного зала, а сам сел на коня Ширдана и тот отвез его к холму. Когда Турту произнес заклинание: "Холм, откройся!", показалась дверь. Сказав жене и двум сыновьям Ширдана, чтобы они готовились к пиру, что в гости к ним приедут нарты, а его послал сам Гиляхсыртан, чтобы предупредить их, Турту велел поставить на огонь котел с водой, разрубил на части детей и жену своего врага, бросил их в котел и уехал. Гиляхсыртан, сидя на пиру и чувствуя неладное, сразу после пира примчался домой, и увидев случившееся, от невыносимого горя умер, превратившись в пар.

Сказание об Ачее и его сыне Ачемезе

Это одно из сказаний, в которых отчетливо слышится отголосок исторических событий, произошедших в государстве причерноморских скифов, предков карачаево-балкарского народа, в 4 веке до н. э.
Сюжет поэмы довольно прост. Начало ее имеет два варианта. По первому из них, нарт Ачей поссорился со своим приятелем Кубу (или Хубун, Губу, иногда Куба), и был убит им в поединке.

Другой вариант гораздо подробнее. Речь в нем идет о старом князе по имени Ачей и его единственном сыне Ачемезе. Князю сообщают о нашествии вражеского войска, и он, преодолевая свою немощь, садится на своего вороного аргамака и во главе войска отправляется навстречу врагу. На берегу реки происходит большое сражение, о б исходе которого говорится только, что нарты отстояли свою страну, но старый князь погиб от вражеской стрелы.

По сообщениям древнегреческих историков, Скифия достигла наибольшего своего могущества при царе Атее (в греческом языке не было буквы для обозначения звука Ч, и они передавали его через Т). При этом царе скифы чеканили свою монету, развивались у них различные ремесла. В своем стремлении расширить пределы Скифии политика царя Атея натолкнулась на такие же устремления царя Македонии Филиппа, отца будущего великого полководца Александра. Сражение между скифами, которых возглавил Атей (ему было в то время 90 лет) и войсками македонцев состоялось на берегу Дуная. До того времени считавшиеся непобедимыми, скифы в этом бою были разбиты, а царь Атей (Ачей) погиб. У исторического Атея, как и у героя карачаево-балкарской песни был один сын. Таким образом, можно заключить что речь в песне идет именно о скифском царе (это подтверждается и другими данными, приводить которые мы не будем).
Дальше сюжет повествует о сыне погибшего Ачея, юном Ачемезе. Выведав у матери, кто является убийцей отца, Ачемез берет его доспехи, садится на коня и отправляется во владения Кубы. Сначала он угоняет его табун, а когда Куба пускается в погоню, трижды направляет его по ложному следу. Затем он говорит кровнику, кто он такой, и они вступают в поединок, засев на холмах и осыпая друг друга тучей стрел. Так продолжается несколько дней. Но у Кубы большое преимущество - вечером его жена вытирает тело Кубы волшебным полотенцем и он выздоравливает от ран, а молодой. Ачемез спит под открытым небом, без пищи и воды. На третий день вечером Ачемез падает замертво, и Куба приволакивает тело богатыря домой и бросает во дворе. Жена Кубы удивляется: "И с этим младенцем ты сражался три дня?".

Когда Куба засыпает, Ачемез встает и достав из сундука волшебный меч своего грозного врага, убивает его (в других вариантах говорится, что Ачемеза оживила жена Кубы, влюбившись в нарта). Ачемез забирает жену Кубы, грузит на телеги все его богатства и отправляется домой. По пути он встречает нарта Сосурука с дружиной, который требует от Ачемеза отдать ему жену Кубы и всю добычу, но юный богатырь с презрением отказывается. Сосурук и его дружинники нападают на него и убивают молодого героя, навлекая на себя великий позор. Так заканчивается эта поэма.

Суровые нравы той далекой эпохи рельефно проступают и в этом сказании. Надо сказать, что автор-народ не старается приукрасить нартов и очернить их врагов.
Грозный Куба, например, поступает благородно, делясь перед схваткой своими стрелами с Ачемезом, даже делит с ним и пищу. С другой стороны, не скрыт коварный поступок Сосурука, одного из главных героев эпоса.
В карачаево-балкарском фольклоре есть еще один герой по имени Ачемез, о котором в песне говорится, что защищая свою честь, он убил крымского полководца. Действие этой песни, судя по тому, что герои пользуются луками, а не огнестрельным оружием, происходит в 16 веке, возможно чуть позже. То, что у обоих героев одинаковые имена, вводило сказителей в заблуждение, и они обоих героев называли "Ачемез, сын Ачея". На самом деле так звали только героя нартской песни, а у второго Ачемеза был еще и брат по имени Азнаур, и они являлись сыновьями князя Темиркана, также боровшегося с крымцами.


Другие сказания о нартах

Как уже говорилось выше, не все эпические циклы сохранились. Например, из сказаний о Хымыче и его сыне Батыразе записано только два текста - песня и прозаическое сказание.
В песне рассказывается о Болат Хымыче (Булатном Хымыче) и его двух женах, от которых детей у героя не было. Занимаясь валянием бурки для своего мужа, они, беседуя между собой и думая, что Хымыч спит, говорят, что такой человек, как он, может поехать к аварскому хану и жениться на его дочери. Хымыч, услышав это, немедленно собирается в путь, едет к аварам, побеждает в состязании по стрельбе из лука всех богатырей, сватавшихся к знатной красавице, и привозит се домой, взяв за ней огромное приданое (Авары - средневековый тюркоязычный народ, создатель огромного Аварского Каганата. Не следует путать их с современными аварца ми в Дагестане, которые сами себя называют "маарулал" - горцы: балкарцы и карачаевцы называли их "тау къумукълула" - горные кумыки).

Видимо, аварская принцесса и становится матерью будущего героя, нарта Батыраза. В маленьком отрывке из песни о нем говорится, что Батыраз родом из смелых асов (второе название алан) и что он - бесстрашный защитник страны нартов, угоняющий вражеские табуны.

Батыраз в этом отрывке изображается богатырем неслыханной мощи:

Мечом в правой руке он касался луны,
Пикой в левой руке касался солнца,
Ездил он во главе молодых нартов,
С берегов Эдиля (Волги) угонял вражеские табуны. В сказании же рассказывается о гибели Батыраза. Услышав на пиру, что некогда, очень давно, у нартов были посевы ячменя, которые давали неслыханные урожаи и что во время отлучки нартов какие-то эмегены, совершив набег, сожгли их и увезли все семена, Батыраз отправляется в путь. чтобы вернуть нартам их богатырские зерна. Он находит эмегенов, похитивших ячмень, и действуя то хитростью, то силой, берет с собой зерна и пускается в обратный путь. Эмегены пытаются настичь его, ранят нарта и убивают его коня. Батыраз возвращается на родину, но от чрезмерной усталости умирает, не дойдя до родного селения.
Сюжет еще одной песни - о нарте Созаре, сыне Гезоха, похож на сюжет песни об Ачемезе. Герой тоже стремится отомстить убийце своего отца, некоему Темир-Чокка, пасущего табуны бога молнии и покровителя воинов Элии. Благодаря мудрым советам своего коня Созар угоняет эти табуны и разгневанный Элия поражает своей молнией нерадивого Темир-Чокку.
Записано несколько сказаний о нарте Чюерди (или Чюелди), выросшем сиротой, происходившем, видимо, также из рода Аликовых, поскольку говорится, что Ерюзмек и его сын Сибильчи не давали ему покоя и тогда, когда он жил у братьев матери. В сказаниях рассказывается о нескольких подвигах богатыря - он спасает дочь Ерюзмека от страшного великана, истребляет 60 драконов, охранявших владения нартского богача Бора-Батыра, у которого он работал табунщиком, женится на его дочери. Расправляется он и с убийцей своего отца. После этих и других подвигов он отправляется с войском к западному морю на большую битву с какими-то врагами, побеждает их. На обратном пути, переправляясь через море на надутых бурдюках, и Чюерди, и все его войско погибает из-за налетевшего шторма в морских волнах.

В такой небольшой главе, разумеется, невозможно хотя бы коротко рассказать и раскрыть все огромное сюжетное богатство карачаево-балкарcкого эпоса. Кроме перечисленных здесь, есть еще много отдельных сказаний о деяниях отдельных нартов, песни о нартских праздниках, несколько песен, создание которых приписывается нартам и т. д. Многие из них читатели могут найти сами в изданных сборниках. Примерно половина текстов, к сожалению, пока не опубликована.

Особого разговора заслуживают оказания о том, как нарты покинули землю. Мы здесь расскажем об основном варианте, наиболее полном.
После того, как враждующие нартские роды помирились, стала возможной победа над эмегенами, теперь уже окончательная. Ерюзмек трубит общий сбор всех нартов. Нарты седлают коней, и собираются в предгорьях, затем входят в тесное ущелье. Начинается решающая битва. Эмегены швыряют в богатырей огромные камни, с корнем выдирают вековые деревья, а нарты рубятся мечами и стреляют из луков. Наконец, они окружают эмегенов у подножья Дых-Тау и полностью истребляют их. Но остается еще Мать Эмегенов, громадное чудовище, каждые три месяца порождавшая на свет сто детей-великанов. Нарты находят ее в глубоком овраге - ее тело заполняет весь овраг - и Ерюзмек поражает ее стрелой и мечом. Таким образом, цель, поставленная перед нартами Великим Тейри, достигнута и все враги человека - эмегены и драконы истреблены. Нарты на крылатых конях во главе с Ерюзмеком улетают на небо, а другая их часть опускается под землю, в нижний мир, где они продолжают сражаться с врагами человека. Во время их сражений под землей происходят землетрясения, а на небе, когда Ерюзмек набрасывает на врагов свой аркан, сверкает молния, когда он кричит-гремит гром. Ерюзмек со своим войском охраняет небо от бесов.


ilyas91 вне форума