https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Н.К. Пантелеева,


учитель географии МОУ-СОШ № 2,

с. Князе-Волконское-1, Хабаровского края

Урал (сюжетно-игровой урок в 8 кл.)

Цели и задачи.

1. Сформировать представления о природных условиях, природных ресурсах, ландшафтах, уникальных природных объектах и заповедниках Урала.

2. Рассмотреть взаимообусловленность связей природы, человека и производства. Оценить значимость природы в жизни и деятельности человека, ее духовную и практическую ценность. Определить современные экологические проблемы, показать неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования природных ресурсов, а также рассмотреть возможные пути решения этих проблем, приемы наиболее эффективного использования природных богатств.

3. Продолжить формирование географической культуры через осмысление уникальности каждой природной территории (на примере Урала), понимание закономерных связей во взаимодействии природных и антропогенных факторов.


  1. Развивать пространственное воображение, память, мышление, устную речь, самостоятельную деятельность учащихся.

  2. Воспитывать любовь к своей стране, бережное отношение к природе, формировать нравственные отношения в коллективе, воспитывать уважение к своим товарищам.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: опережающие задания, обмен мнениями, сотрудничество в группе, взаимоконтроль, работа с картами, работа с учебником, решение задач и проблем, выполнение творческих заданий (гербы, доклады, контурные карты), конспекты, оценивание событий и явлений, ответов товарищей.

Знания: особенности географического сложения, состава и особенностей природы Урала; экологические проблемы Урала.

Умения: характеризовать и оценивать природные ресурсы Урала для жизни и деятельности человека.

Номенклатура: бассейны месторождений полезных ископаемых: Магнитная. Благодать, Карабаш, Высокая, Медногорск, Сибай.


Оборудование: физическая карта Урала, картины и иллюстрации Урала, карты атласа, учебник, д/п «Ландшафты Земли» - № 98, 99,102,103,119, выставка книг, план изучения ПТК, плакат «Урал - опорный край державы», тесты, рисунки учащихся.

I. Организационная часть

1. Приветствие.


2. Беседа по определению целей и задач урока.

Задание. Ребята, используя план характеристик ПТК, самостоятельно определите цели и задачи урока.


3. Постановка целей и задач урока.


  1. Познакомиться с ПР, ландшафтами, с природными уникальными объектами, заповедниками.

  2. Продолжить определять взаимосвязи между человеком и природой.

  3. Выяснить экологические проблемы и пути их решения.

  4. Проверить знания о ГП. ПК Урала.


4. Сообщение о форме и ходе урока.


Сегодня у нас на уроке тестирование и взаимопроверка домашних заданий. Изучение
нового материала будет проходить в форме научно-практической конференции в течение двух уроков.

II. Проверка знаний

1. Инструкция. В проверку знаний входят задания: под буквой «А» - знание карты, под буквой «Б» - теоретические знания.

2. Вопросы под буквой «А» (цифровой географический диктант, проводимый при помощи модельной карты).

  1. Самая высокая гора Урала.

  2. Южный рубеж Урала.

  3. Самое крупное месторождение железной руды.

  4. Старейшее месторождение золота.

  5. Самая северная природная область Урала.

  1. Река, берущая начало на Северном Урале, впадающая в Баренцево море.

  1. Крупный левый приток Волги.

3. Вопросы под буквой «Б» (проверка теоретических знаний при помощи тестов, розданных на парты).


1. Пояс гор Урала вытянулся в пределах континентальной России на:

A. 2500 км
Б. 1800 км

B. 2000 км

2. Возраст складчатости Уральских гор такой же, как у

A. Кавказа

Б. фундамента Западно-Сибирской плиты

B. фундамента Восточно-Европейской равнины

3. Основной причиной незначительных высот Уральских гор является:

A. Древний возраст

Б. Малая интенсивность поднятий в новейшее время

4. Богатство и разнообразие полезных ископаемых Урала объясняется:

А Разнообразием геологического строения отдельных частей Урала

Б. Разнообразием геологического строения и сложной историей формирования гор

5. Наиболее богат рудными полезными ископаемыми на Урале:

А Восточный склон

Б. Водораздельный хребет

B. Западный склон

6. Различие в температуре между Северным и Южным Уралом больше

А Зимой

Б. Летом

7. Наибольшее количество осадков на Урале выпадает на:

А Восточном склоне

Б. Северо-западном склоне

В. Юге западного склона

8. Проблема водных ресурсов рек связана с:

А Малым количеством рек

Б. Малым количеством воды в реках

9. Уральские горы относятся к:

A. Альпийской складчатости
Б. Байкальской складчатости

B. Черцинской складчатости.

10. Урал пересекают природные зоны:

A. Тундры, тайги, степей

Б. Тундры, тайги, степей, полупустынь

B. Арктических пустынь, тундры, тайги, степей

Взаимопроверка при помощи ответов, написанных на обратной стороне классной доски.

Ответы:

А. 1. Народная; 2. Казахстан; 3- Магнитогорское; 4. Березовское; 5. Пай-Хой; 6. Печора; 7. Кама.


Б. 1в, 2а, 36, 46, 56, 66, 76,86,9в, 10а.

III. Изучение нового материала

1. Организация конференции

а) Представление участников конференции. В конференции принимают участие группы исследователей во главе с учеником-руководителем группы:

первая группа — исследователи Полярного Урала. Пай-Хой:

вторая группа - Приполярного Урала;

третья группа - Северного Урала:

четвертая группа - Среднего Урала:

пятая группа - Южного Урала.

Группу ведущих специалистов возглавляет учитель. Кроме него в эту группу входят: главный географ, экономист, эколог, спелеолог, журналист.

б) Постановка проблемы

Природа Урала, как и всей России, чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. В настоящее время Урал широко заселен, а его природные ресурсы интенсивно используются. Заметно

Давайте постараемся разобраться в особенностях хозяйственной структуры, причинах ухудшения окружающей среды, экологических кризисах на Урале и подумаем о мерах помощи.

IV. Представление природных областей Урала

1. Группам предлагается представить отдельные области Урала в следующей последовательности:


  1. Дать характеристику ландшафтов природных областей Урала.

  2. Продемонстрировать самостоятельно выполненный герб природной области Урала (с объяснениями).

  3. Провести практическую работу группы по отбору соответствующей иллюстрации каждой области из комплекта иллюстраций.

2. Решение задач.

1) Что лежит в основе деления Урала на природные области?

(Ответ. В основу деления Урала положены различия по высоте, климатическим условиям, геологическому развитию, характеру ландшафтов.)

2) По карте атласа определите, одинаков ли ландшафт в пределах природных областей

Урала.

(Ответ. Нет, в Южном и Среднем Урале ПК Предуралья и Зауралья ландшафты отличаются)

Тогда какие причины из названных нужно считать главными?

(Ответ. Геологическое строение, рельеф.)

V. Изучение уникальных объектов Урала

1. Вводное слово. На Урале имеется немало оригинальных, а порою уникальных природных уголков, аналогичных которым нет в районах нашей страны и даже на планете.

Особенно знаменит Урал пещерами. Представляется слово «спелеологу».

2. Выступление «спелеолога».

3. Задание группам Определите по атласу и тексту учебника, какие объекты в ваших природных областях можно считать уникальными.

4 Сообщение групп об уникальных объектах. Ведение летописи Урала (пример записи см. табл.).


Объекты

Уникумы

Природные области

а)Пещеры

Базовая

Приполярье

Дивья

Северный

Кунгурская

Средний

Капова

Южный

б) Горы и горные образования



Курумы

Полярный

Болваны

Средний

Кашкабаш

Шарташские каменные палатки


Средний




Янгантау Шиханы

Южный

в)Водные объекты

Р. Чусовая

Средний

Вдп. Атыш Оз. Тургояк

Южный

г)Растения

Ермакова лиственница

Средний

Липы, ели




д)Другие объекты

Географические обелиски






5. Подведение итогов работы

Ребята, мы назвали только некоторые из уникальных объектов Урала Я прошу вас подвести итог этой части нашей конференции. Что мы можем сказать о количестве уникальных объектов? Какой район Урала особенно богат уникальными объектами? Как вы думаете, влияет ли наличие уникальных объектов деятельность человека?

(На Урале имеется множество уникальных объектов. Особенно много их на Среднем Урале. Благодаря наличию уникумов можно развивать рекреационное хозяйство.)

VI. Изучение природных ресурсов и видов хозяйственной деятельности на Урале

Задание. Ребята, послушайте стихотворение Степана Щипачева об Урале.

Урал

Урал! Он лег в мою строку

Во всю длину, размашисто и строго.

Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом.

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами


Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду,

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Урал запутает тропою лосей,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкою Сосьвой,

В теснине речкой Вишерой блеснет,

До светлой тучки ледником достанет,

В озера глянет, в стих войдет таким.

Он весь пропах лесами и цветами,

И горьковатым дымом заводским.

Подумайте, какое отношение это стихотворение имеет к нашему разговору.

2. Обсуждение стихотворения. В стихотворении идет речь об уникальных богатствах Урала, о его природных ресурсах и хозяйстве.

3. Практическая работа. Сейчас вам предстоит практическая работа по определению природных ресурсов и видов хозяйственной деятельности на Урале. При работе используйте учебник и атлас (запись на доске). Информацию запишите в таблицу. Допускается обсуждение в группе. На работу отводится 4 мин.


Природные области

Природные ресурсы

Виды хозяйственной деятельности

Полярный Урал

Полезные ископаемые (п/и) (железо, хром, полиметаллы, каменный уголь, медные руды); охотничье-промысловые ресурсы (песец, горностай, заяц, рыбные ресурсы)

Добыча п/и, оленеводство, охота, рыбный промысел (на побережье

Приполярный Урал

Лесные ресурсы; охотничье-промысловые ресурсы; п/и (бурые, каменные угли); водные ресурсы


Лесное хозяйство, оленеводство, охота, рыбный промысел

Северный Урал

Лесные ресурсы; п/и (бокситы, марганец, железная руда, бурые угли, никелевые руды, платина, соли: калийные, поваренные)

Лесное хозяйство: добыча и переработка п/и, пушной промысел

Средний Урал

½ уральских богатств! П/и (золото, медь, платина, никелевые руды, угли, нефть, слюда, асбест, гипс, мрамор, алмазы, самоцветы, минеральные источники): охотничье-промысловые; агроклиматические, почвенные

Добыча и переработка п/и, лесное хозяйство, пушной промысел, земледелие, скотоводство, производство меда

Южный Урал

П/и (железные, медные, хромовые, никелевые руды, золото, асбест, фосфориты, нефть, цементное сырье, драгоценные камни, яшма, корунды. топазы, изумруды и т. д.); лесные ресурсы: агроклиматические, почвенные ресурсы, медоносные липняки

Добыча и переработка п/и. земледелие, скотоводство, лесное хозяйство, охота, производство меда


4. Задание. Послушайте внимательно главного экономиста. После выступления нам необходимо будет оформить вывод к нашей таблице.

5. Выступление ученика в роли главного экономиста.

6. Беседа по составлению вывода.

  1. Как вы считаете, ребята, какими природными ресурсами Урал наиболее обеспечен? (Ответ. Минеральными, лесными, охотничье-промысловыми, рекреационными?)
  2. Каких ПР на Урале недостаточно и почему? (Ответ. Почвенных - они имеются только в южной части Урача, но там часты засухи; водных - на Урале главным образам истоки рек: агроклиматических - большая часть Урала расположена в районах тундры и лесотундры.)


  1. Какое главное направление хозяйства на Урале? (Ответ. Промышленное?)

4) Какие отрасти промышленности развиваются на Урале на базе имеющихся ресурсов? (Ответ. Горнодобывающая, металлургия, химическая, лесная отрасль и рекреационное хозяйство?)

7. Вывод.

Урал богат всеми видами природных ресурсов, но ведущими группами являются минеральные, лесные, охотничье-промысло-вые и рекреационные, на базе которых развиты отрасли промышленности: горнодобывающая, металлургия, химическая, а также рекреационное хозяйство.

8. Эвристическая беседа.

  1. Все вы слышали о писателе Бажове. Я не ошибусь, если скажу, что Бажов - это уникум в литературе. Особенно вы любите сказки Бажова. Знаете вы сказание о Каменном цветке. Как вы думаете, зачем Данила-мастер упросил Хозяйку Медной горы (Малахитницу) показать ему Каменный цветок? (Ответ. Познать тайну. Тайну творения и истинной красоты)

  2. Как вы думаете, принесло ли успокоение, счастье Даниле увиденное каменное диво и почему?

(Ответ. Нет, так как Данила мечтал: «Вот самому бы сделать такую».)

3) Три года работал Данила добровольно в скале. Сделал чашу и Хозяйка похвалила его работу. Доставило ли это счастье Даниле? (Нет.) Значит, нельзя познать тайну творения красоты? Значит, нет счастья для настоящего мастера?

(Ответ. Есть. Настоящий мастер обречен на вечный поиск и в этом счастье истинного художника, настоящего творца. Счастье в тот момент, когда он творит)

VII. Изучение экологической ситуации на Урале

1. Постановка проблемы. Итак, мы узнали, что на Урале живут настоящие мастера, что там крупная промышленность, для развития которой имеются несметные природные богатства.

Однако в 1990 г. писатель Астафьев в книге «Вечно живи, речка Виви» заметил: «Урал -наглядный пример, горький укор нашему грозному обществу, вступающему в третье тысячелетие уставшим, больным, разоренным, уже стыдящимся говорить о светлом будущем, ради которого— и шло повальное истребление сырьевых припасов».


  1. Представление и выступление ученика в роли журналиста с демонстрацией видеоматериала на экологическую тему.

  2. Самостоятельная работа по определению экологических проблем

а) Задание. Используя текст учебника, выпишите основные экологические проблемы Урала. Обратите внимание на причины этих проблем.

б) Самостоятельный поиск экологических проблем и их причин

в) Обсуждение

Экологические проблемы

Причины

1. Исчезновение природных ландшафтов

Формирование антропогенных ландшафтов (городов, карьеров, трасс, сельскохозяйственных угодий, прудов)

2. Загрязнение ПК крупными промышленными городами

Преобладание городского типа расселения населения

3. Высокая задымленность, накопление в почвах тяжелых металлов, загрязнение рек, озер. Уничтожение лесов, флоры и фауны

Некомплексное использование минерального сырья в результате использования устаревших технологий, не учитывающих природоохранные задачи на предприятиях: прямое уничтожение, многолетнее использование (вырубка леса, добыча п/и и др.)


4. Самостоятельная работа

1) Самостоятельно определите степень загрязнения природных областей Урала.

Вывод. На загрязнение природных областей Урала оказала влияние давность освоения, степень освоенности территории, что, в свою очередь, зависит от наличия ПР.

2) Представление и выступление ученика в роли главного эколога (см. Приложение).


Постановка проблемы

Мы увидели сложную экологическую ситуацию на Урале. Как вы считаете, какие меры необходимо осуществлять для спасения природы Урала и сохранения условий для жизни населения?

(Обсуждение внутри группы и выступления групп.)

2) Выступление групп о заповедниках.

Задание. Самой существенной мерой по сохранению ПК являются заповедники. Определите по атласу и сообщите, в каких природных областях Урала действуют заповедники.

Выступления учеников с сообщениями о некоторых заповедниках (Печоро-Илычский, Ильменский, Басеги, Башкирский, Южно-Уральский).

VIII. Подведение итогов урока

1. Вывод урока. Мы рассмотрели все вопросы. И по законам конференции должны
приниматься декларация или резолюция.

Словарная работа. На доске оформлена запись:

резолюция - решение, принятое собранием или конференцией;

в декларации - принимаются основные принципы.

Из чего состоит декларация? (Из констатации фактов, призывов и решений.)

2. Объявление конкурса на лучшую декларацию (составление по группам в течение 5 мин.).

Рекомендации. Ребята, внимательно посмотрите на вопросы конференции, записи в тетрадях. Я предлагаю вам ключевые слова и словосочетания:


  • Урал - это...

  • Необходимо...

  • .... иначе будет поздно! Зачитываются декларации. Принятие

общей (лучшей) декларации.

3. Подведение итогов занятия.

Игра-аукцион. Правила аукциона: каждый вытягивает листочек из корзины. За правильный ответ получает жетон, если не знает ответа, то вопрос достается классу.

Слова для аукциона: Чусовая, Кама, Дивъя, Кунгурская, Капова, Шунут, Кашкабаш, Ян-гантау Курумы, болваны, Шиханы, Атыш, Тур-гояк, Вишера, Сосъва, Калинниковы, Строгановы, Хулга, Сабля, Юрма, Спелеология, Соликамск, Ильменский, Басеги, Печоро-Илычский.


Самооценка деятельности учащихся внутри групп проводится в табличной форме (см. табл. 4).


ФИ

учеников (состав группы)

Сделан доклад, сообщение (5 баллов)

Выступление по отдельным вопросам (1 вопрос -1 балл)

Активно делился своим мнением в группе (2 балла)

Участвовал в оформлении (2 балла)

Количество жетонов (1 жетон -1 балл)




















4. Домашнее задание.

Для того чтобы вы себя уверенно чувствовали на следующем уроке контроля знаний по Уралу, вам необходимо повторить пройденный материал. Выучить основной материал, изложенный в ваших таблицах. Доделать контурную карту Урала.

5. Просмотр в/ф для закрепления знаний об Урале.


Приложение

Пример доклада для выступления ученика в роли эколога

На многих участках земной поверхности наблюдается сложная экологическая ситуация. Главной причиной можно назвать нерациональное и неправильное природопользование.

Так, например, многие предприятия Урала размещены в межгорных котловинах, куда стекают со склонов воздушные массы, прижимая выбросы загрязняющих веществ к земной поверхности, поэтому их концентрация повышается. Такая обстановка наблюдается в Южном и Среднем Урале.

Усугубляет экологическую ситуацию радиоактивное загрязнение. Так, например, в 1957 г. произошла авария на комбинате «Маяк». И сегодня технологические воды производственного объединения "Маяк" по концентрации стронция-90 в 1550 раз превышают фоновый уровень, а эта вода попадает в реки Урала (р. Течь).


На территории архипелага Новой Земли расположен ядерный полигон, радиоактивные элементы которого влияют на радиационный фон Севера.

Происходит замена хвойных пород леса на малоценные лиственные. Исчезло много мелких рек. Разрушаются ландшафты. Предприятия горнодобывающей промышленности загубили тысячи гектаров пахотных земель. Выработаны многие месторождения полезных ископаемых. Там, где на карте мы видим названия гор, на самом деле их нет. Почти нет Магнитной, нет горы Благодати. На месте горы Высокой - глубокая яма.

Нужно помнить, что в конечном счете все это пагубно влияет на жизнь и здоровье людей.

Академик И.П. Бородин в начале этого века говорил: «Раскинувшись на огромном пространстве в двух частях света, мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. Это такие же уникумы, как картины, например, Рафаэля,- уничтожить их легко, воссоздать невозможно».