https://electroinfo.net

girniy.ru   1 ... 19 20 21 22 23 ... 25 26

«Дорога жизни».

 

Велика роль «Дороги жизни» в обороне Ленинграда. Брала начало дорога на суше: у Ржевки стоит первый мемориальный столб. Она шла к поселку Ваганово, вдоль Ладожского озера до мыса Осиновец. Длина всей трассы от Ленинграда до «Большой земли» составляла 100—125 км. Строительство «Дороги жизни» было исключительно трудной задачей. Ладожское озеро – самое большое в Европе. Это практически пресноводное море с сильными штормами, неустойчивым ледовым покровом. Давно люди знали, что оно грозно и коварно, судоходство на нем крайне затруднено. А построить ледовую дорогу через такой огромный водоем в мировой практики даже попытки не было.

Ответственность за водные перевозки была возложена на Ладожскую военную флотилию. 12 сентября к берегу, где сейчас стоит последний 45ый мемориальный столб, подошли первые суда. С «Большой земли» они доставили 626 тонн зерна и 116 тонн муки. За короткий срок песчаный берег мыса Осиновец и конечная станция Ладожское озеро Ириновской ветки железной дороги были превращены в перевалочную базу – транспортные ворота осажденного города. В глубину озера вытянулись четыре мощных пирса. Перевозки осуществлял военный транспорт и специально построенные малотоннажные баржи. Первая навигация продолжалась 79 дней, она прекратилась 15 ноября. 13 ноября был подписан приказ о постройке ледяной дороги. С 15 по 19 ноября 12 разведывательных групп обследовали состояние ледостава Шлиссельбургской губы. Лёд ещё не окреп, приходилось устраивать объезды, переносить движение на новые колеи. 20 ноября 1941 года по замерзшей Ладоге в сторону Кобоны прошел санный обоз конно-транспортного полка (почти 350 упряжек). 21 ноября обоз вернулся и доставил первые 63 тонны муки. А Ленинграду нужно было 1100 тонн в сутки ... 21 ноября первой по трассе прошла легковая автомашина, а поздно вечером 22 ноября с западного берега из Ваганова вышла колонна из 60и полуторатонных машин. Рейс занял почти целую ночь в один конец. Шли они по тонкому льду с открытыми дверцами для того, чтобы успеть выскочить, если машина начнёт проваливаться. Утром 23 ноября колонна двинулась из Кобоны обратно с грузом ржаной муки, привезли первый раз 33 тонны. Так начала действовать знаменитая Ладожская военно-автомобильная дорога. Общая протяженность всех трасс, проложенных по льду озера первой военной зимой, превысила 1600км. От Осиновца до Кобоны было пробито 60 грузовых ниток, по которым шло движение. Ледовая трасса действовала 152 дня (до 24 апреля 1942 года). За это время по ней завезено в Ленинград 361109 тонн грузов, из них более 70% продовольствия. Эвакуировано 514 тысяч ленинградцев и 35 тысяч раненых бойцов. Вывезено из Ленинграда 3677 железнодорожных вагонов с промышленным оборудованием и культурными ценностями. Вторая навигация на Ладожском озере началась 22 мая 1942 года. Суда шли по «малой» трассе на Кобону и Леднево (28-35км), а также по «большой» – на Новую Ладогу. Осиновец стал самым большим озерным портом страны в годы войны. 196 дней длилась вторая военная навигация на Ладоге. За это время в Осиновце разгрузилось свыше 10 тысяч судов, прибывших с «Большой земли». Перевезли 790 тонн груза, в том числе почти половина продовольствия. Для пополнения Ленинградского фронта доставлено около 290 военнослужащих, а из Ленинграда вывезено 448 тысяч жителей. По дну озера был проложен бензопровод и 5 ниток электрокабеля.


Враг яростно пытался сорвать перевозки. Только за период второй навигации на порты Ладожского озера было совершено 137 налетов и сброшено 6370 бомб. За то время было сбито 167 немецких самолетов. Зима 1942-1943 годов была более мягкой. Поэтому вторая Ледовая трасса начала действовать 20 декабря (автомашины пошли 23 декабря) и в очень тяжелых условиях проработала до 30 марта 1943 года. В Ленинград было доставлено 214539 тонн продовольствия, боеприпасов, угля и других грузов.

4 апреля открылась третья военная навигация – последняя блокадная. Теперь уже, после прорыва блокады, Ладожское озеро не было единственным путям, связывающим Ленинград со страной. «Дорога жизни» спасла Ленинград: она дала возможность ему выжить, выстоять и победить.

На мысе Осиновец высится сложенный из красного и белого кирпича маяк, высотой 73 метра. Дальность видимости с его верхней площадки достигает 50 км. На здании маяка была установлена мемориальная доска с надписью: «Отсюда в 1941-1943 годах по легендарной «Дороге жизни» под непрерывными бомбёжками и обстрелами врага переправляли на «Большую землю» женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно».

На берегу Ладоги создан филиал Центрального военно-морского музея. Его экспозиция очень интересна: в ней представлены более 3 тысяч экспонатов. На территории музея установлена полуторка, поднятая со дна Ладоги в 1947 году, и «ЗИС-5», дошедший по дорогам войны до Берлина.

У железнодорожной станции Ладожское озеро стоит паровоз, который доставлял составы в Ленинград. В здании вокзала имеется музей, посвящённый железнодорожникам.

У вагановского спуска к Ладоге высится величественный памятник – «Разорванное кольцо». Зимой и летом лежат цветы у подножья гранитной плиты с надписью:

 



<< предыдущая страница   следующая страница >>