https://electroinfo.net

girniy.ru 1

«Вопросы адаптации первоклассников


в образовательном учреждении»


Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

Задачи:


  1. Информирование учителей о возрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.

  2. Обучение навыкам распознавания дезадаптированных детей и оказания им  психологической поддержки.

  3. Предоставление методов, практических приемов для успешной адаптации первоклассников



Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.


1. Вступление


Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.

В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.


Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.


2. Мозговой штурм «Ассоциации-адаптация»


«Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «Школьная адаптация» Все ассоциации записываются на доске.


Школьная адаптация - приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.


Существует четыре вида адаптации:

 физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

 биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

 психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);

 социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.


Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.


3. Возрастные особенности первоклассников.


Давайте рассмотрим, какие возрастные особенности характерны для первоклассников.

1.Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника


2. Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности

3. Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию

4. Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление

5. В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка

6. Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

7. Первокласснику пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль учителя

8. Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

9. Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает.


4. Признаки дезадаптации.


Сколько всего нового происходит в жизни первоклассника. Многое нужно освоить, усвоить, ко многому нужно привыкнуть.

При нарушении привыкания к условиям школьного обучения, т.е. адаптации, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.



«Портрет дезадаптивного ребёнка» - работа в группах,

3 группы: детей, учителей, родителей.

Признаки дезадаптации.


Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.


Признаки возникшей дезадаптации школьника:(Лена)

1.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4.Нежелание выполнять домашние задания.

5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7.Беспокойный сон.

8.Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.


5. Кризисные периоды адаптации.


Существуют кризисные периоды адаптации, когда могут проявляться признаки дезадаптации в той или иной степени.

Кризисные периоды:


  • первые 4-6 недель ( сентябрь,октябрь)


6. Признаки успешной адаптации?


Как же определить, что период адаптации проходит успешно?

(вовлекать педагогов в обсуждение)


  • удовлетворенность процессом обучения; Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

  • насколько легко справляется с программой; Очень важно вселить в школьника уверенность в успехе, т.е. создавать ситуацию успеха.

  • степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; (готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому).

  • удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем;

  • соблюдение школьных правил;

  • умение ориентироваться в новых ситуациях.


6. Методы, приемы и игры для учащихся первых классов в период адаптации.

Методы– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.


Многообразие методов, приемов работы дают возможность пройти период адаптации наиболее благоприятно.

Методы:

рисуночные (арт-приемы);

театрализованные;

телесноориентированные;

физкультминутки

игровые;

релаксационные.

Примеры;

  • арт-приемы

«Мой класс» (О), «Мое имя», «Работа в паре» ,

  • телесноориентированные, игровые

«Эподром». «Бананы», «Паутинка»

«Пересядьте те,кто, поменяйтесь местами те, кто»

«Что изменилось»

  • театрализованные

«Котенок и щенок»

  • физкультминутки

  • релаксационные

«Дождь»

  • традиции

  • правила

  • привлечение родителей

7. Подведение итогов. Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.


"Дождь" (5 мин)

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:

1.Трение ладоней (шум деревьев).

2.Щелканье пальцами (первые капельки).

3.Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).

4.Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).

5.Хлопанье руками по бедрам

6.Щелканье пальцами.

7.Трение ладоней.