https://electroinfo.net

girniy.ru 1

1.Компетенция.

2.Компетентность.

3.Компетенция личностного самосовершенствования.


Акулова Т.П.,

ГУ «Средняя школа №24»


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВИЯ.


Как записано в государственном стандарте по предмету «ФК» -физическая культура- важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановление и развитие телесных и духовных сил. В этом ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Поэтому был введен третий час ФК с делением на подгруппы с 5 класса. Для решения задач ФК ведутся уроки с применением разнообразных форм и методов, занятия по видам спорта, внеклассные мероприятия.




На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми даёт возможность уменьшить их негативное влияние. На 50-52% здоровье определяется образом жизни, на 20-25% генетическими факторами, на 10-12% зависит от здравоохранения. При всей приблизительности этих цифр бесспорно одно, социальные факторы имеют ведущее значение в детерминации здоровья. Это положение как нам представляется, очень важно для понимания того, что в первую очередь является решающим в укреплении здоровья ребёнка и что требует первоочередного решения.

Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считается режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, являются показатели физического развития человека. Показатели физического развития - это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического роста, конституционные особенности. Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями. Если физическое развитие детей - непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, то уровень физического развития – понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.


Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных рядов развития - натурального и социального. Это положение сформулировал ещё в 1920 х гг. выдающийся психолог Л.С.Выгодский. Натуральный ряд составляют процессы биологического созревания, включая половое; социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.

Гетерохронность развития в подростковом возрасте проявляется особенно рельефно, так как наступление физической, психической и социальной зрелости во времени, как правило, не совпадают. Подростковый возраст обычно связывают с понятием физического развития, и, прежде всего полового созревания. Однако темпы физического развития подростков неодинаковы: один мальчик (или девочка) в 14-15лет выглядит уже взрослым, а другой ещё ребёнком. Подростками называют людей (детей) в возрасте от 10 до 18 лет.

Как влияет физическое развитие на психические процессы и свойства личности? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку прямую связь между физическим и психическим развитием установить трудно. Однако опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституцианальные особенности организма) и темпы физического созревания на психику и поведение подростка несомненно. В результате бурного и непрерывного роста у подростков удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими и угловатыми. Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая порой неестественные позы. Даже легкий намёк на особенности внешности вызывает у подростка бурные эффективные реакции и грубость.

Современная наука различает три основных соматотипа.

1.Эндоморфный (рыхлый, с избытком жира)

2.Мезоморфный (стройный, мускулистый)

3.Экто морфный (худой, костлявый).

Мезоморфный тип (высокий рост, атлетическое сложение) всегда ассоциируется у подростка с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность. Для подростка мальчика высокий рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста, щуплые кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально –психологическом смысле. Наблюдения показывают, что рослые мальчики послушнее, держатся естественнее и требуют к себе меньшего внимания, чем их низкорослые сверстник. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее инроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами .Подростки с эндоморфной конституцией, наоборот,редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше возможностей в выборе друзей и больше нуждается в поддержке.


Однако влияние соматотипа на психику и поведение подростка не обязательно и не однозначно. Один, осознав свою физическую слабость, смиряется с ней, другие компенсируют физический недостаток в иной, чаще в интеллектуальной сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и нередко достигают завидных результатов.

Влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девочек выражен не так резко, как у мальчиков. Если мальчику быть выше сверстников всегда престижно, то высокий рост и раннее половое созревание нередко создают для девочек дополнительные психологические трудности, отдаляя ее от сверстниц. Однако то, что неприятно для девочки в раннем подростковом возрасте, может оказаться весьма положительным в старшем. Примерно до 10 лет мальчики и девочки развиваются одинаково. В детстве у детей обоего пола содержится примерно одинаковое количество обоих половых гармонов, а преобладание специфического для данного пола гармона весьма незначительно. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается с 10-12 лет, у мальчиков с 12-14 лет, поэтому с 10 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания темпы роста девочек резко замедляется. К 15-16 годам он достигает максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики 12-14 лет продолжают усиленно расти, к 15-16 годам рост их, как правило, выше, чем у девочек, и продолжается этот процесс до 18-20 лет. Таким же закономерностям подвержена и динамика массы тела: до 11 лет масса тела девочек и мальчиков мало различается, но уже 11-14лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков, а после 14-15 лет наблюдается обратное соотношение. К 16 годам масса тела мальчиков превышает массу тела их ровесниц.

Основными внешними показателями физического развития являются длина (рост) и масса тела, и окружность грудной клетки. Важное значение имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышечный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки - жироотложение, такие функциональные показатели, как мышечная сила, определяемая по силе сжатия кистью динамометра, жизненная ёмкость легких, экскурсия грудной клетки- разница её в величине на вдохе и выдохе. Следует учитывать, что оценка физического развития подростка должна производится комплексно по всем признакам, а не только по какому – одному как бы он ни был важен. У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, известная неуклюжесть, угловатость, которая постепенно проходит. Ускорение темпов роста в подростковом периоде связано с усилением функции половых желёз, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «Физическое развитие подростка» тесно связано с половым созреванием, и оценка развития должна проводится обязательно с учётом степени полового созревания.



МОНИТОРИНГ

ФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗА

2007-2008уч. год. 8-е Кл.





Всё большая роль отводится ФК не только в деле профилактики заболеваний и укреплении здоровья, но и как совокупность эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. «ФК культура личности влияет на формирование её мировозрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности». Оптимальная двигательная активность подростка – необходимое условие нормального функционирования всех систем и организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферу.

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»- говорили древние. А наше будущее в образовании - компетентностно - ориентированном подходе в обучении. Что такое компетенция и компетентность?


  • Компетенция(от лат.Competeo»- добиваюсь, соответствую, подхожу)-это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлён.

  • Компетентность- это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Таким образом, компетенция- это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность-это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности.
  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. И чтобы убедиться, что разработанный урок, внеклассное мероприятие действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли в обществе? Где и в чём выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот почему необходимо учить наших детей. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации. На спортивных занятиях важно раскрыть красоту и выразительность действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям, пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски гармоничного построения движений и комбинаций. Обнаружить красоту целесообразности –сильнейший стимул совершенствования спортивного мастерства.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.В.Хуторский. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.

  2. Г.К.Селевко. Педагогические технологии авторских школ.