МБОУ СОШ №64
Тезаурус по здоровьесбережению
Н. Тагил
2011 г.
Тезаурус по здоровьесбережению
Антропометрические показатели – показатели измерений человеческого тела. Наиболее часто используемые показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, шеи, живота, окружность плеча, бедра, голени.
Антропометрия (греч. Antrypos – человек; metrey – измеряю; син.: соматометрия) – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела и его частей. Это раздел и метод морфологии человека. Антропометрическое исследование человека осуществляется подразделяется на собственно антропометрию, изучающие измерительные признаки , и антропоскопию (син.: соматоскопия), связанную с оценкой в баллах степени выраженности описательных признаков (вторичных половых, расовых, конституционально-диагностических и др.).
Ассимиляция – процесс использования, усвоение (уподобление себе) организмом внешних по отношению к нему веществ, в результате чего эти вещества или продукты их расщепления становятся составной частью живых структур (например, протоплазмы клеток) после синтеза сложных, специфических для данного организма молекул из более простых, всосавшихся в кровь через слизистую оболочку пищеварительного тракта. Усвоение может быть в виде отложения запасов (например, в виде жира или гликогена). Оба процесса утилизации осуществляются с накоплением энергии. В отличие от анаболизма, ассимиляция включает в себя не только внутриклеточные, но и внеклеточные процессы.
Баланс здоровья – условный термин, выражающий моментальное состояние равновесия между запросом и потенциалом здоровья. Подразумеваются запросы здоровья физические, социальные и связанные с образом жизни.
Биологическая надежность организма – свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом резервных возможностей, способных обеспечить устойчивость и жизнеспособность при значительных возмущающих воздействиях.
Болезни, обусловленные образовательным процессом (школьные болезни) – неофициальный термин, введенный в 1876г. в докладе Р. Вирхова (Германия) О некоторых вредных влияниях школы на здоровье. Традиционно к ним относят нарушения, связанные с действием школьных факторов риска – характером образовательного процесса (перегрузка, школьные стрессы) и с условиями обучения: нарушения органов зрения, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия, психоневрологические расстройства, заболевания органов дыхания, кровообращения и т.п.
Валеогенез – экзогенно, поведенчески и фенотипически детерминированное формирование динамического комплекса адаптационных механизмов и морфофункциональных резервов организма, направленное на совершенствование саморегуляции и гомеостаза, повышение неспецифической резистентности (устойчивости) к патогенным воздействиям. Валеогенез стимулируется, стабилизируется или угнетается в зависимости от внешних воздействий, поведения, психоэмоционального, физического и социального статуса человека.
Готовность педагога к здравосозидающей деятельности – наличие у педагога как установки на сохранение и укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков (профессиональный компонент готовности).
Диссимиляция – одна из сторон (расходная) обмена веществ, окислительно-восстановительный процесс разрушения сложных органических молекул на более простые с освобождением раннее накопленной в течение ассимиляции энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. Потенциальная энергия химических соединений, освобождаясь, переходит в кинетическую форму (тепловую, механическую, электрическую), часть которой используется для синтеза макроэргических соединений. Диссимиляция включена в процесс катаболизма.
Духовная культура – часть культуры, охватывающая сферу сознания, духовного производства. В отличие от материальной культуры, связанной с материальным производством, духовная культура состоит из таких компонентов, как познание, нравственность, воспитание и просвещение, философия, право, этика, эстетика, наука,
искусство, литература, мифология, религия.
Духовное здоровье – в зарубежной литературе, как правило, используется в религиозном смысле. В сферу духовного здоровья включают веру не только в Бога, но и веру в самого себя, образ нравственности, образ мышления, привычки, чувства. Многие авторы понимают под этим термином здоровую психику. В этом контексте можно говорить о психическом здоровье (mental health), которое можно определить как адаптивный контроль способа мышления, чувствования и поведения (Грейнджер). Колбанов считает, что ввиду отсутствия четкого научного определения термин духовное вряд ли может быть использован в научной литературе.
Евгеника (греч. Eugenes – хорошего рода) – учение о наследственном базисе здоровья человека и путях его сохранения и улучшения. Основные принципы евгеники в 1869 году сформулировал английский антрополог и психолог Ф.гальтон, предложивший изучать фактооры, улучшающие наследственные качества будущих поколений (генетические предпосылки здоровья, умственных способностей, одаренности). В современной науке проблемы евгеники как составной части учения о человеке, особенно борьба с наследственными заболеваниями, рассматриваются в рамках генетики человека, его экологии. От идей улучшения генетического потенциала здоровья людей евгеника в основном перешла к задачам его сохранения.
Жизнь – особая форма организации и движения материи, дискретно представленная индивидуальными целостными системами (организмами), способными к обмену веществ, энергии и информации, к раздражимости, самоуправлению, саморегуляции, самосохранению и сохранению своих свойств с адаптацией к среде обитания, саморазвитию и самовоспроизведению.
Жизнь человека – это наряду с общими признаками жизни наличие еще дополнительных, характерных только для человека свойств и поведенческих актов: вторая сигнальная система во всех ее разновидностях и проявлениях, способность к творческой деятельности, преобразующей среду и социально значимой, к созданию, осознанному выбору и использованию орудий труда, способность к перемещениям в пространстве и коммуникациям, не только генетически детерминированным.
Заболеваемость – распространенность болезней среди населения и его отдельных групп.
Заболевание – процесс возникновения и развития болезни. Заболевание развивается постепенно при переходе из донозологических состояний в преморбидные, а затем – в нозологические. Такой переход осуществляется в результате длительного воздействия факторов риска как необходимого условия развития неспецифических адаптационных реакций.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Здоровье психическое – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Здоровье социальное – это моральное самообладание, адекватная оценка своего Я, самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровьеформирующая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здравосозидающая образовательная среда – совокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов (педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей), в деятельности которых реализуется обеспечение здоровья участников образовательного процесса.
Здравосозидающие технологии воспитания и обучения – образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактическую направленность и направленность на формирование здорового образа жизни.
Индивидуальная оздоровительная программа – индивидуальная программа содействия укреплению соматического, физического, психического и социального статуса учащихся (воспитанников) и педагогов, составленная на основе диагностики здоровья, самоанализа и анализа образа жизни. Ее выполнение предполагает оптимизацию образа жизни и использование современных оздоровительных технологий в рамках комплекса дополнительных оздоровительных услуг.
Индивидуальное здоровье человека – целостное многоуровневое понятие: в его структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные компоненты. В качестве основных принципов обеспечения индивидуального здоровья рассматриваются его сохранение (поддержание гомеостаза), укрепление (увеличение резервов организма) и формирование (управление собственным здоровьем). Определяющим принципом следует считать формирование здоровья, сущность которого состоит в целенаправленном оздоровлении собственного образа жизни.
Индивидуальность человека – неповторимое своеобразие каждого индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта. Индивидуальность человека формируется на основе наследуемых задатков, вначале только в процессе воспитания, а затем и самовоспитания.
Команда службы здоровья образовательного учреждения – автономный коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу создания здравосозидающей среды в образовательном учреждении.
Культура здоровья – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
Мониторинг здоровья в образовательном учреждении – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здравосозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных.
Обеспечение здоровья в образовательном учреждении – создание условий для сохранения, укрепления и развития индивидуального здоровья участников образовательного процесса, формирования их здорового образа жизни.
Организационная модель службы здоровья – структура службы, позволяющая выделить подразделения службы, объединяющие специалистов сходной квалификации (медицинское, образовательно-валеологическое, социально-психологическое, физической культуры, обработки информации), а также иерархию управления.
Программа деятельности службы здоровья образовательного учреждения – целевая программа, компонент программы развития образовательного учреждения. Программа представляет собой описание модели будущей деятельности службы в целом и по отдельным направлениям. Основное назначение целевой программы – преодоление конкретных проблем обеспечения здоровья участников образовательного процесса. Работа по целевой программе предполагает участие в ее реализации всего коллектива образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.
Психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а возникновение многочисленных социальных связей, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности (1); преимущественно горизонтальное, не иерархическое взаимодействие членов сети (2).
Служба здоровья образовательного учреждения – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.
Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
Социально обусловленные заболевания – заболевания, на распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты (сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные), а также алкоголизм, наркомании и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их распространения.
Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров службы здоровья могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей.
Физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
Функциональная модель службы здоровья образовательного учреждения – алгоритм совместной деятельности специалистов службы по поэтапной реализации их профессиональных задач. Состоит из блока мониторинга здоровья (1), позволяющего выявить приоритетные проблемы обеспечения здоровья в образовательном учреждении; организационно-проектировочного блока (2), который позволяет проектировать деятельность службы в соответствии с выявленными проблемами; исполнительско-рефлексивного блока (3), в котором реализуются основные направления деятельности службы по обеспечению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов в образовательном учреждении.
Литература по здоровьесбережению
Анисимов Н.В., Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Баранов А.А. , Кучма В.Р. , Тутельян В.А. , Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа жизни. М.: 2002
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – М.: Феникс, 2008.
Елисеева Т.О. Я вижу - я живу: энциклопедия здорового зрения. М.: ЭКСМО, 2011.
Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии./ Под ред. В.В. Колбанова.- СПб, 1995.
Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2011.
Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М.: ЭКСМО, 2010.
Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. – Луганск, 2000.
Мурашева В. Двойные стандарты школьного расписания.// Здоровье. - № 3, 2003.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. [Текст]/ - СПб.: Речь, 2002. - 256 с
Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Поляков С., Хрущев С., Кореева И. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
Симптомы детских болезней: полный домашний справочник. – М.: АСТ, Астрель, 2007.
-
Сунгурова Е.В., Новоселова И.И. Культура духовного и Физического здоровья.- Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 1999.