https://electroinfo.net

girniy.ru 1

МБОУ СОШ №64



Тезаурус по здоровьесбережению


Н. Тагил

2011 г.

Тезаурус по здоровьесбережению




Антропометрические показатели – показатели измерений человеческого тела. Наиболее часто используемые показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, шеи, живота, окружность плеча, бедра, голени.

Антропометрия (греч. Antrypos человек; metrey измеряю; син.: соматометрия) совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела и его частей. Это раздел и метод морфологии человека. Антропометрическое исследование человека осуществляется подразделяется на собственно антропометрию, изучающие измерительные признаки , и антропоскопию (син.: соматоскопия), связанную с оценкой в баллах степени выраженности описательных признаков (вторичных половых, расовых, конституционально-диагностических и др.).

Ассимиляция – процесс использования, усвоение (уподобление себе) организмом внешних по отношению к нему веществ, в результате чего эти вещества или продукты их расщепления становятся составной частью живых структур (например, протоплазмы клеток) после синтеза сложных, специфических для данного организма молекул из более простых, всосавшихся в кровь через слизистую оболочку пищеварительного тракта. Усвоение может быть в виде отложения запасов (например, в виде жира или гликогена). Оба процесса утилизации осуществляются с накоплением энергии. В отличие от анаболизма, ассимиляция включает в себя не только внутриклеточные, но и внеклеточные процессы.

Баланс здоровья – условный термин, выражающий моментальное состояние равновесия между запросом и потенциалом здоровья. Подразумеваются запросы здоровья физические, социальные и связанные с образом жизни.

Биологическая надежность организма – свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом резервных возможностей, способных обеспечить устойчивость и жизнеспособность при значительных возмущающих воздействиях.


Болезни, обусловленные образовательным процессом (школьные болезни)неофициальный термин, введенный в 1876г. в докладе Р. Вирхова (Германия) О некоторых вредных влияниях школы на здоровье. Традиционно к ним относят нарушения, связанные с действием школьных факторов риска – характером образовательного процесса (перегрузка, школьные стрессы) и с условиями обучения: нарушения органов зрения, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия, психоневрологические расстройства, заболевания органов дыхания, кровообращения и т.п.

Валеогенез – экзогенно, поведенчески и фенотипически детерминированное формирование динамического комплекса адаптационных механизмов и морфофункциональных резервов организма, направленное на совершенствование саморегуляции и гомеостаза, повышение неспецифической резистентности (устойчивости) к патогенным воздействиям. Валеогенез стимулируется, стабилизируется или угнетается в зависимости от внешних воздействий, поведения, психоэмоционального, физического и социального статуса человека.

Готовность педагога к здравосозидающей деятельности – наличие у педагога как установки на сохранение и укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков (профессиональный компонент готовности).

Диссимиляция – одна из сторон (расходная) обмена веществ, окислительно-восстановительный процесс разрушения сложных органических молекул на более простые с освобождением раннее накопленной в течение ассимиляции энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. Потенциальная энергия химических соединений, освобождаясь, переходит в кинетическую форму (тепловую, механическую, электрическую), часть которой используется для синтеза макроэргических соединений. Диссимиляция включена в процесс катаболизма.

Духовная культура – часть культуры, охватывающая сферу сознания, духовного производства. В отличие от материальной культуры, связанной с материальным производством, духовная культура состоит из таких компонентов, как познание, нравственность, воспитание и просвещение, философия, право, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.


Духовное здоровье – в зарубежной литературе, как правило, используется в религиозном смысле. В сферу духовного здоровья включают веру не только в Бога, но и веру в самого себя, образ нравственности, образ мышления, привычки, чувства. Многие авторы понимают под этим термином здоровую психику. В этом контексте можно говорить о психическом здоровье (mental health), которое можно определить как адаптивный контроль способа мышления, чувствования и поведения (Грейнджер). Колбанов считает, что ввиду отсутствия четкого научного определения термин духовное вряд ли может быть использован в научной литературе.

Евгеника (греч. Eugenes – хорошего рода) – учение о наследственном базисе здоровья человека и путях его сохранения и улучшения. Основные принципы евгеники в 1869 году сформулировал английский антрополог и психолог Ф.гальтон, предложивший изучать фактооры, улучшающие наследственные качества будущих поколений (генетические предпосылки здоровья, умственных способностей, одаренности). В современной науке проблемы евгеники как составной части учения о человеке, особенно борьба с наследственными заболеваниями, рассматриваются в рамках генетики человека, его экологии. От идей улучшения генетического потенциала здоровья людей евгеника в основном перешла к задачам его сохранения.

Жизнь – особая форма организации и движения материи, дискретно представленная индивидуальными целостными системами (организмами), способными к обмену веществ, энергии и информации, к раздражимости, самоуправлению, саморегуляции, самосохранению и сохранению своих свойств с адаптацией к среде обитания, саморазвитию и самовоспроизведению.

Жизнь человека – это наряду с общими признаками жизни наличие еще дополнительных, характерных только для человека свойств и поведенческих актов: вторая сигнальная система во всех ее разновидностях и проявлениях, способность к творческой деятельности, преобразующей среду и социально значимой, к созданию, осознанному выбору и использованию орудий труда, способность к перемещениям в пространстве и коммуникациям, не только генетически детерминированным.


Заболеваемость – распространенность болезней среди населения и его отдельных групп.

Заболевание – процесс возникновения и развития болезни. Заболевание развивается постепенно при переходе из донозологических состояний в преморбидные, а затем – в нозологические. Такой переход осуществляется в результате длительного воздействия факторов риска как необходимого условия развития неспецифических адаптационных реакций.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Здоровье психическое – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное – это моральное самообладание, адекватная оценка своего Я, самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровьеформирующая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здравосозидающая образовательная среда – совокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов (педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей), в деятельности которых реализуется обеспечение здоровья участников образовательного процесса.


Здравосозидающие технологии воспитания и обучения – образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактическую направленность и направленность на формирование здорового образа жизни.

Индивидуальная оздоровительная программа – индивидуальная программа содействия укреплению соматического, физического, психического и социального статуса учащихся (воспитанников) и педагогов, составленная на основе диагностики здоровья, самоанализа и анализа образа жизни. Ее выполнение предполагает оптимизацию образа жизни и использование современных оздоровительных технологий в рамках комплекса дополнительных оздоровительных услуг.

Индивидуальное здоровье человека – целостное многоуровневое понятие: в его структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные компоненты. В качестве основных принципов обеспечения индивидуального здоровья рассматриваются его сохранение (поддержание гомеостаза), укрепление (увеличение резервов организма) и формирование (управление собственным здоровьем). Определяющим принципом следует считать формирование здоровья, сущность которого состоит в целенаправленном оздоровлении собственного образа жизни.

Индивидуальность человека – неповторимое своеобразие каждого индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта. Индивидуальность человека формируется на основе наследуемых задатков, вначале только в процессе воспитания, а затем и самовоспитания.

Команда службы здоровья образовательного учреждения – автономный коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу создания здравосозидающей среды в образовательном учреждении.

Культура здоровья – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.


Мониторинг здоровья в образовательном учреждении – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здравосозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных.

Обеспечение здоровья в образовательном учреждении – создание условий для сохранения, укрепления и развития индивидуального здоровья участников образовательного процесса, формирования их здорового образа жизни.

Организационная модель службы здоровья – структура службы, позволяющая выделить подразделения службы, объединяющие специалистов сходной квалификации (медицинское, образовательно-валеологическое, социально-психологическое, физической культуры, обработки информации), а также иерархию управления.

Программа деятельности службы здоровья образовательного учреждения – целевая программа, компонент программы развития образовательного учреждения. Программа представляет собой описание модели будущей деятельности службы в целом и по отдельным направлениям. Основное назначение целевой программы – преодоление конкретных проблем обеспечения здоровья участников образовательного процесса. Работа по целевой программе предполагает участие в ее реализации всего коллектива образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а возникновение многочисленных социальных связей, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности (1); преимущественно горизонтальное, не иерархическое взаимодействие членов сети (2).


Служба здоровья образовательного учреждения – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.

Социально обусловленные заболевания – заболевания, на распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты (сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные), а также алкоголизм, наркомании и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их распространения.

Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров службы здоровья могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей.

Физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

Функциональная модель службы здоровья образовательного учреждения – алгоритм совместной деятельности специалистов службы по поэтапной реализации их профессиональных задач. Состоит из блока мониторинга здоровья (1), позволяющего выявить приоритетные проблемы обеспечения здоровья в образовательном учреждении; организационно-проектировочного блока (2), который позволяет проектировать деятельность службы в соответствии с выявленными проблемами; исполнительско-рефлексивного блока (3), в котором реализуются основные направления деятельности службы по обеспечению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов в образовательном учреждении.


Литература по здоровьесбережению


  1. Анисимов Н.В., Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  2. Баранов А.А. , Кучма В.Р. , Тутельян В.А. , Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

  4. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа жизни. М.: 2002

  5. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – М.: Феникс, 2008.

  6. Елисеева Т.О. Я вижу - я живу: энциклопедия здорового зрения. М.: ЭКСМО, 2011.

  7. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии./ Под ред. В.В. Колбанова.- СПб, 1995.

  8. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2011.

  9. Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М.: ЭКСМО, 2010.

  10. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. – Луганск, 2000.

  11. Мурашева В. Двойные стандарты школьного расписания.// Здоровье. - № 3, 2003.

  12. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. [Текст]/ - СПб.: Речь, 2002. - 256 с

  13. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

  14. Поляков С., Хрущев С., Кореева И. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

  15. Симптомы детских болезней: полный домашний справочник. – М.: АСТ, Астрель, 2007.

  16. Сунгурова Е.В., Новоселова И.И. Культура духовного и Физического здоровья.- Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 1999.