https://electroinfo.net

girniy.ru 1

ГУ «Средняя школа №13»

Куцаенко С.И.

«Познай самого себя»


«Из всех приключений,

уготовленных нам жизнью, самое

важное и интересное – путешествие

внутрь самого себя»

Федерико Феллини


Человек всегда пытался понять самого себя, постичь свою сущность, свое отличие от остального мира. И во все времена труднодостижимые, но столь желанные плоды самопознания высоко ценились, ведь познавая себя, люди открывали и законы мироздания. Древние философы полагали, что во внутреннем мире человека, этой миниатюрной модели Вселенной, как в зеркале, отражаются сложности большого мира. Не случайно в преддверии храма Аполлона в Дельфах каждого входящего встречали высеченные в камне изречения семи мудрецов. Самая известная из них – «Познай самого себя». Безусловно, реальность своего «Я» ощущают все люди, но обычный человек не часто сознательно обращает взор в глубины души. Житейские дела, повседневные заботы и нужды, общественная жизнь и гражданские обязанности не оставляют времени для самопознания. «Многие люди подобны» колбасам: чем их начинят, то и носят в себе, иронизировал в 19 веке Козьма Прутков.

Человека вовсе не надо принуждать к самопознанию, полагал Паскаль. Люди к этому предрасположены.

Самопознание сулит людям много удивительных открытий и возможностей. Но далеко не все обращаются к нему, вполне довольствуясь теми знаниями о себе которые автоматически усваивают в течение жизни. В чем причина этого?

Прежде всего, само общество на деле мало уделяет внимание самопознанию. Видимо, человечество в целом еще не убедилось, что духовная сторона жизни важна не менее (а то и более!), чем материальная.

Нередко человек отказывается от самопознания, бежит от самого себя из-за страха перед собой или одиночеством. Современные психологи объясняют это явление стремлением избегать неприятных знаний о себе. У некоторых людей потребность в самоуважении или самозащите сильнее потребности в самопознании.


Сократа как-то спросили: «Что легче всего?» «Поучать других», - ответил философ. «А что труднее всего?» «Познать самого себя», - был ответ. В этом учебном году в школе появился новый предмет «Самопознание».

И это не случайность. Это веление времени. Нравственно- духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями, и прежде всего, через предмет «Самопознание».

Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:


  1. Раскрыть способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности;

  2. Формировать основы нравственного поведения учащихся;

  3. Формировать систему ценностей личности.

На решение этих задач направлены состав и структура содержания предмета «Самопознания», которые и определили базовое содержание образования с 1 по 11 класс. Логическая структура содержания предмета определена исходя из системы общечеловеческих ценностей, позволяющих:

А) Познавать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;

Б) Познавать других: семья, дружба, общение, взаимопонимание, сотрудничество;

С) Познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, вера, надежда;

Таким образом, данный курс имеет направленность на раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, критически мыслить, созидать, самосовершенствоваться.


Следует отметить, что предмет «Самопознание» стал одним из любимых предметов учащихся. Дети осознали необходимость самопознания, научились активно включаться в диалог, рассуждать, высказывать свои мысли.

Наша жизнь – наше творение. Благодаря самопознанию мы словно открываем для себя заново, осознаем свою индивидуальность и предназначение» - пишет ученица 8 «а» класса Орт Кристина. А Байрамкулов Хамит так оценил свои уроки самопознания: « Самопознание меняет и самого человека и его судьбу. Такова природа этого процесса – познавая себя, мы одновременно перестраиваем свой внутренний мир».

Наши ученики развиваются с разной степенью осознанности и с разной скоростью. Одни идут размашистым, твердым шагом, четко фиксируя все свои особенности; другие - смеясь и танцуя, наслаждаются самим ощущением движения. Кто–то предпочитает продвигаться в одиночестве, не привлекая к себе внимания. Кто–то любит идти в общей колонне, чувствуя «локоть своего товарища».

Не сбиться с дороги помогают « путевые заметки», оставленные духовными учителями, святыми, учеными, художниками и поэтами.

Конечный результат самопознания обозначен весьма туманно:

Просветление, блаженство или нечто, что по словам Махатмы Ганди, «является истинным и вечным», те кто достиг конца пути, не оставили нам более конкретных ориентиров. Вероятно, тому есть причина. Но, возможно, важен не только результат

Сам процесс самопознания приносит наслаждение. Неопределенность и тайна предает ему очарование и побуждает отправиться в путь.