https://electroinfo.net

girniy.ru 1

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Н. Ф. Михайлина зам.дир. по УР, учитель русского языка и литературы

Государственное учреждение СШ № 26, г.Усть - Каменогорска


Формирование приемов мыслительной деятельности учащихся

Проблема организации познавательной деятельности учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе «Идеальная организация познавательной деятельности - Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам». А.Гин.

Как известно, развивающим является обучение, в процессе которого осуществляются прогрессивные изменения в познавательной деятельности учащихся, где обучение ведет за собой развитие, опираясь на «зону ближайшего развития» ребенка. Основным звеном развивающего обучения является формирование мышления учащихся как общей, интегративной способности личности, направленной на достижение целей обучения.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Главный отличительный признак заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

1. "ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ"

Этот вид предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений.. Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. К нестандартным заданиям этого типа относятся: - "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; - "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры"; - "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов); - "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).


Задание 2. У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

Фыва пролдж

Индякие: Ляпупа Бутявка Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы. Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли? По напушке шается Бутявка. Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж. Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе! Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж. Л я п у п а. И не фыва, и не пролдж. Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы. Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах). Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр... Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.


3.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "УГАДАЙКИ"

Работа над заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию).
Из заданий этой группы можно отметить следующие: - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; - расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; - разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
- игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.

4.Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.


"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

5.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

К заданиям этой группы относятся: - вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов); - вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".


Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

6.МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада. Наиболее типичны следующие: - развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов); - сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме); - исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание I. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вак помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и леленкой? 2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).


1.Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?) 2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов. 3.Знакомые незнакомцы (о заимствован-ных словах). 4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. История слов в истории города (о топонимах). 6. Пропала буква (детективное расследование).

7.ЗАДАНИЯ "НА ЗАСЫПКУ"

Задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля. К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: - диктанты "на засыпку";
- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями); - подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?"; - упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").

Задание. "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ¾ создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного развивающего обучения по технологии трехмерной методической системы Ж.Караева предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.


Технология трехмерной методической системы обучения предполагает проектирование методической системы, где все ее компоненты направлены на реализацию таксономии целей обучения посредством активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. –М.: Педагогика, 1980, –96с.

    2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. –М.: Педагогика, 1981г, -186с.

    3. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процесса обучения. –М.: Просвещение, 1990г.

    4. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. –М,: 1994г.

    5. Гузик Н.П. Учить учиться. –М.: 1981г.

    6. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. –М.: Просвещение, 1991г.

    7. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Педагогика, 1990г.

    8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. –М.: 1996г.

    9. Первин И.Д. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. –М.: Педагогика, 1985г.

    10. Тарасов Л.В. Число и окружающий мир. –М.: Авангард, 1996г

    11. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Просвещение, 1987г, -206с.

    12. Караев Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения. // Автореферат докт. диссерт., Алматы, 1994г.

    13. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. –М.: Просвещение, 1968г, -288с.

    14. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. –М.: Просвещение, 1983г, -160с.
    15. Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Оценка деятельности учащихся в условиях применения педагогической технологии обучения, Вестник высший школы Казахстана, -1998г, №5, с 82-88.


    16. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий /Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова). –М.: 1981г, с. 78-86.

    17. Кобдикова Ж.У. Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе, монография, Алматы, 2000г, 186с.

    18. Давыдов В.В. Виды обобщения, в обучении -М.: Педагогика 1972г., -424с.

    19. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. –М.: Знание, «Педагогика и психология», 1982г.