https://electroinfo.net

girniy.ru   1 2 3

Объектом исследования являются формирование художественных вкусов учащихся (ІІІ ступени 12-15 лет, на базе предмета «Истории искусств Казахстана») в ходе учебно-воспитательного процесса детской художественной школы, воспитание и развитие через обучения традиционному искусству.

Цель работы — разработка методики и обеспечение эффективных педагогических и методических путей формирования художественных вкусов учащихся художественной школы, на основе казахского традиционного исскуства.

Первый этап – (с мая до июля 2010 г.) поисково-теоретический, в течение которого происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ ее состояния, исследование и изучение специальной литературы. Написана и сдана в печать научные статьи на темы: «Қазақ халқының дәстүрлі өнері», «Қазақтың дәстүрлі өнерінің негізінде оқушылардың көркем-эстетикалық талғамдарын қалыптастыру» в научно-педагогический журнал «Ұлт тағлымы». № 3, 2010 г. Сентябрь. Секция: «Педагогика».

Второй этап – (с августа по октября 2010 г.) экспериментальный, в процессе практической работы в детской художественной школе имени А.Кастеева . Проводилась и анализировалась работа по влиянию традиционного, декоративно-прикладного искусства в учебном процессе художественной школы на формирование художественного вкуса. Написана и сдана в печать вторая по счету научные статьи на темы: «Дәстүрлі өнерге оқытудың тәрбиелік маңызы»,«Дәстүрлі өнердің халық педагогикасында көрініс табуы» в научно-педагогическом журнале «Поиск-Ізденіс». № 4, 2010 г. Декабрь, Секция: «Педагогика».

Третий этап - (с ноября до конца декабря месяца 2010 г.) заключительно обобщающий. Осуществлялась обработка, систематизация, проверка выводов и результатов научной работы, оформление полученной информации, уточнение методической программы по формированию художественного вкуса учащихся (ІІІ ступени 12-15 лет) на основе изучения казахского традиционного искусства.

Разработана программа по традиционному искусству Казахстана в изобразительной деятельности учащихся художественных школ с целью формирования художественных вкусов.

В результате исследования впервые была разработанно программа с целью формирования художественных вкусов. на государственном языке для детской художественной школы. (ІІІ Ступени 12-15 лет, на базе предмета «Истории искусств Казахстана»)


Опубликовано две научных статей в периодических педагогических изданиях ВАК РК. Выпущено программа (на казахском языке) на тему: «Қазақ халқының дәстүрлі өнері» обьемом около 3,5 п.л. для детской художественной школы. (на базе предмета «Истории искусств Казахстан».ІІІ ступени 12-15 лет) Изд. «КІЕ». Алматы.


Степень внедрения - по разработанной методике опубликованы две научные статьи рекомендованных КНОСОН МОН РК и программа для детской художественной школы. (ІІІ ступени 12-15 лет, на базе предмета «Истории искусств Казахстана»)

В ходе выполнения научной работы проводились экспериментальные исследования:


  • Алматинской школе изобразительного искусства и технического дизайна им. А.Кастеева-клубе ЮНЕСКО.

  • Школа Прикладного дизайна. («Мастерская Крупеня И»)

Эффективность работы определяется в том что, разработанную программу могут применять не только художественных школах (на базе предмете «истории искусств Казахстана»), но и в учебно-воспитательном процессе обычной общеобразовательной школы, а так же могут использовать программу художники-педагоги для состовления календарно- тематических планов, паурочных планов и планов кружковой работы по предмету «Изобразительное искусства». На сегоднящнее время очень мало специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства, что указывает на актуальность, научную и практическую значимость разрабатываемыми нами методической программы на глсударственном языке в этой области научных исследований.

Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР;

В внедрение результатов научной работы в учебный процесс детской художественной школы требует:
  1. Дополнительного обеспечения научно-теоретической научной базы или лаборатории при КазНПУ имени Абая, а точнее ХГФ специально созданных для исполнителей НИР. (по различным научным темем и проектам)


  2. Проведение опытно-экспериментальных работ и серьезных научных исследований требует наличия свободного от учебных занятий времени студентов-магистрантов. Необходимо свободного времени для посещения научных библиотек, интернет-сайтов. и.т.п.

  3. Необходимо создать условья исполнителям (заключение договоров с художественными школами и студиями города) для успешного выполнения и практического внедрения результатов научной работы.

  4. Существует необходимость научных стажировок исполнителей НИР для более глубокого изучения художественного образования в страны ближнего и дальнего зарубежья и для более глубокого знакомства с существующими системами среднего художественного образования.

Научная работа проходила в двух направлениях: изучение народного творчество и декоративно-прикладного искусства Казахстана, изучение передового опыта известных отчественных и зарубежных художников-педагогов в обучении основам изобразительной грамоты, конструирования содержаний учебных предметов по изобразительному искусству.

Научная работа выполнялась в соответствии утвержденному календарному плану. Исполнители НИР активно выполняли различные работы такие как: написание научных статей и методической разработкой программы по исследуемой теме.

Актуальность и новизна темы:

Основные результаты исследования НИР исполнителей по проблемам проводимых по теме исследований опубликованны в периодических изданиях рекомендованных ВАК-ких научных журналах и методической программе для детской художественной школы.

Апробация и внедрение результатов НИР.

Разработанные научные и методическая программа. могут быть использованы художественных школах различного уровня, в ИЗО студиях, специолизированных лицеях и гимназиях искусств и колледжах в целях профессиональной подготовки талантливых юных дарований и для поступления в художественные среднее учебные заведение и ВУЗ-ы.


Результаты НИР могут быть использованы в системе улучшении художественно-педагогического образования, на курсах повышения квалификации учителей.

Согласно исследуемой проблеме проведение теоретического анализа педагогической, культурно-философской, психологической, историко-этнографической, искусствоведческой и методической литературы; наряду с этим оценка принципов, направленных на разностороннее и соответствующего развития молодого талантливого поколения, принципов общего и личностного, общих эстетических научно-теоретических принципов на уровне комплексного и системного, исследования изобразительного искусства, на основе программы проделанных экспериментов, на педагогическом опыте других учителей и других видов проверок.

Экспериментальная работа подтверждает обоснованность построенной модели системы учебно-воспитательных, обучающих мероприятий, а также эффективность методики формирование художественного вкуса на основе традиционного искусства. (Для детской художественной школы. (ІІІ ступени 12-15 лет, на базе предмета «Истории искусств Казахстана»)

На основе полученных результатов исследования сформулированы научные статьи и научно-методическая программа, которое могут быть использованы учителями общеобразовательных , художестенных школ и студентами ХГФ во время прохождения педагогической практики. Наряду с этим, представляется возможным их использование на методических уроках изобразительного искусства по мировоззренческих проблемам традиционного искусства в художественных ,педагогических колледжах, художественных факультетах высших учебных заведений, а также в системе переподготовки кадров.

В ходе проведенного исследования не ставилась задача все староннего анализа, и не претендует на раскрытие многогранной проблемы формирование художественного вкуса на основе казахского традиционного искусства. Решение ее в перспективе видится в организации научно- обоснованной целенаправленной педагогической диагностики по проверке эффективности использования традиционное искусства казахов в учебно-воспитательном процессе детской художественной школе и целью определения дальнейшего пути совершенствования формирование художественного вкуса учащихся на основе традиционного казахского искусства.


В ходе выполнения научной работы были проделаны следующее:


  1. Были теоретически обоснованы проблемы художественно-эстетического воспитания в детской художественной школе, а точнее на уроке «история изобразительного искусства Казахстана», формируя художественный вкус учащихся на основе традиционного искусства казахского народа.

  2. Отбор материала традиционного искусства позволил определить место и предназначения предмета «история изобразительного искусства Казахстана» в детской художественной школе и педагогические и методические условия формирования художественных вкусов подрастающего поколения.

  3. Анализировалась современное состояния художественно-эстетического воспитания учащихся художественных школ через традиционное искусство.

  4. Освищались возможности, критерии, примеры и уровни традиционного искусства в формировании художественных вкусов учащихся детской художественной школы.

  5. Обосновав в методическо-теоретическом виде эффективность использования содержания традиционного искусства в формировании художественных вкусов учащихся детской художественной школы, были попытки к практическому их осуществлению.

Под традиционным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями, обрядами, традициями, празднествами, хозяйственной промысловой деятельностью, постройкой жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось и передавалось из поколения в поколение. К такому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде старых мастеров, дети уже в раннем возрасте мастерили разные орудия труда, стремясь вырезать и раскрасить их так же красиво, как это делали их отцы и старшие братья, преемственность трудовых навыков поддерживалась на протяжении жизни нескольких поколений мастеров.

Как известно, традиционно-прикладное искусство казахов имеет многовековую историю, богатые традиции и генетически связано с материальной культурой древнейших племен, обитавших на территории Казахстана еще в 1 тысячелетии до н. э.


Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции и обычаи казахского и других народов, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и традиционного искусства в сознании учащихся формируются художественный вкус и представления о красоте и добре. Понятия ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, национальной орнаментального искусства, полученные на занятиях, по истории искусству Казахстана, применяются при выполнении аппликаций, в вязании, вышивке, художественной обработке различных изделий, при изготовлении игрушек и т. д.

В учебно-воспитательном процессе художественной школы следует как можно шире использовать возможности традиционного искусства: национальные, народные и религиозные символы, графические, композиционные и живописные особенности и традиции казахского орнамента. Беседы об искусстве на занятиях истории искусств Казахстана способствуют формированию интереса к традиционному искусству, расширяют представления учащихся об окружающем мире. Изучение традиционного искусства в процессе преподавания истории искусств Казахстана является необходимостью сегодняшнего дня. Традиционное искусство уходит корнями вглубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения, развития духовных потребностей, становления и формирование художественного вкуса.

Невозможность анализировать свои впечатления иногда приводит к крайней непритязательности вкуса, равнодушию, а в ряде случаев даже к агрессивному отношению к сложным, требующим интеллектуального восприятия эстетическим явлениям. Однако есть и другая крайность - излишний консерватизм, стереотипность сознания, что создает непреодолимую преграду для восприятия качественно новых явлений культуры и искусство в целом. Существует и крайняя взыскательность художественно-эстетического вкуса, ориентированная на элитарное искусство, доступное меньшинству, в то время как все доступное более широкому кругу потребителей рассматривается как дурной вкус. Такие зачастую взаимоисключающие вкусовые предпочтения свидетельствуют об отсутствии эстетической толерантности, что может привести и к другим негативным явлениям в обществе. В связи с этим задачей художественной школы является развитие и формирование у учащихся художественно-эстетического вкуса, осмысливать и критически оценивать окружающее, что позволит им входить в современную культуру на основе сформированного художественно- эстетического вкуса.


Для формирования художественного вкуса учащихся на основе казахского традиционного искусства, соответствующей нынешним изменившимся условиям действительности, необходимо использовать все резервы, использования занятий народным декоративно-прикладным искусством.

Состояние практики обучения традиционному искусству в художественной школе требует от теории педагогики методически верного обоснования системы формирования у учащихся художественных школ изобразительных навыков с привлечением произведений традиционного искусства. В настоящем исследовании основное внимание уделяется рассмотрению влияния традиционного народного искусства на формирование художественного вкуса учащихся художественной школы (ІІІ ступени 12-15 лет) в процессе обучения предмета «Истории искусств Казахстана».

Таким образом, противоречие между потребностями общества в сохранении и развитии традиционного искусства, а также декоративно-прикладного искусства Казахстана и недостаточной практической разработкой активизирующих средств обучения учащихся на основе традиционного искусства определило тему исследования. Которое отражает изучение и развития традиционного искусства Казахстана; поиск средств формирования художественного вкуса учащихся в процессе изучения предмета «истории искусств Казахстана» и разработку методических рекомендаций, направленных на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся художественных школ. (ІІІ Ступени 12-15 лет)

Методологическую основу исследования составили работы по определяющей роли практической деятельности в формировании художественно-эстетического вкуса и творческих способностей человека: программные документы по вопросам художественного и эстетического воспитания личности на современном этапе; достижения современной педагогической, психологической, культуро-философской, этнографической и искусствоведческой науки; творческое наследие казахского народа в области традиционного искусства; концепция художественного образования, как фундамент системы развития и формирования художественного вкуса учащихся в специализированной школе, исследования в области методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусств, научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционного искусства и культуры как таковой. В исследовании мы опираемся на концепцию, рассматривающую традиционно-народное, декоративно-прикладное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества.



4.СПИСОК АВТОРОВ ППС, ПЛАНИРУЮЩИХ ОПУБЛИКОВАТЬ СВОИ РАБОТЫ В ЖУРНАЛАХ С ИМПАКТ-ФАКТОРОМ (ближнем и дальнем зарубежья ) В 20011 ГОДУ.


  1. Зав. кафедрой «Методики преп. ИЗО, музыки и хореографии», д.п.н., доцент Жеделов К.О.

  2. Зав. кафедрой «Декоративно-прикладного искусства», доцент Атамкулов Б.А.

  3. Зав. кафедрой «Живописи», к.п.н., профессор Кожагулов Т.М.

  4. Зав. кафедрой «Академического рисунка», профессор Жаманкараев С.К.

  5. Зав. кафедрой «Графики и дизайна», к.п.н., доцент Михайлова Н.А.


5. СПИСОК СТУДЕНТОВ ЗАНЯВШИХ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА И НАГРАЖДЕННЫХ ДИПЛОМАМИ 1,2,3, СТЕПЕНИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ, РЕСПУБЛИКАНСКИХ НАУЧНЫХ ГРАНТАХ И ОЛИМПИАДАХ ЗА 2010 ГОД.


На Республиканском конкурсе научных работ студентов призовые места заняли следующие студенты:

2 место:

1. Микаилова Сяна. 2 к. «Дизайн одежды»

Тема: Кража невест как распространенный сюжет в искусстве и фольклоре.

Научный руководитель ст. преподаватель Султанова М.Э.

3 место:

2 . Наурзбаева Айжан 1 к 3-х год «Графический дизайн»

Тема: Модернизм и Ар Деко – ведущие дизайнерские концепции ХХ в.

Научный руководитель ст.преподаватель Киргизбекова С.С.

2. Мадзигон Алевтина, Метов Эрден 1 курса р/о «ИЗО и черчение»

Тема: Применение анаглифных иллюстраций в начертательной геометрии

Научный руководитель к.п.н., доцент Лапп Г.В.

Котова Настя, Атамкулова, Салтангазина Жанат, Торебек Нургали студенты 3 курса по специальности «Изобразительное искусство и черчение» на

второй Республиканской предметной олимпиаде студентов заняли первое место.

Мустафаев Алмас, Жанасылов Талгат, Абдиманап Камал студенты 4 курс в Ашхабаде приняли участие на ІІІ Международной выставке под названием «Духовное богатство человечества» нагдаждены дипломами.


Аманжолова Мария студентка специальности «Графика и дизайн» 3 курса заняла 1 призовое место и Набиев Абдулхалык студент 4 курса занял 2 призовое место в студенческой межвузовской Республиканской предметной Олимпиаде в КазНАИ им. Жургенова по направлению «Графика».

Список студенов, занявших призовые места и награжденных

дипломами 1,2,3, степеней и международных и республиканских научных проектов и олимпиадоах за 2011 год


  1. Белоногова Катерина получила диплом 1 уровня и студент Хан Леонид диплом 3 уровня на Рспубликанской предметной олимпиаде в национальной академии искусств имени Жургенов по специальности 050414 «Графика».

  2. Микаилова Сяна студентка 4 курса специальности «ИЗО и черчение» приняла участие на Республиканской конференции и заняла второе место.


Казахский Национальный педагогический университет имени Абая на базе художественно-графического факультета в рамках мероприятий, утвержденных Министерством образования и науки Республики Казахстан, провел II Республиканскую студенческую предметную олимпиаду по специальности 5В01070 – «Изобразительное искусство и черчение» для студентов государственных и негосударственных вузов 24-28 марта 2010 г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ СТУДЕНТОВ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА»

Тематика II Республиканской студенческой олимпиады выбрана с целью формирования у будущих бакалавров изобразительного искусства понимания, освоения и обогащения богатства культурного наследия предыдущих эпох Казахстана, его влияния на современные процессы, происходящие в искусстве и общественной жизни, то есть помогающая «услышать» и понять диалог культур через века. Это широкая тематика, которая формирует у студентов умение ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры Казахстана разных эпох, призывает к умению “прочитывать” разные произведения искусства по наиболее важным признакам художественного направления, стиля, образа. Соответственно, способствует трансформации национальной культуры в личностно-значимую, включая творческое ее воспроизведение в процессе художественно-проектной и будущей педагогической деятельности. В связи с этим определяются следующие задачи олимпиады:


  1. актуализация знаний студентов, их умений ориентироваться в историческом пространстве художественной культуры Казахстана, выявление сформированных навыков общения с произведениями искусства и умения применять их на практике;

  2. выявление самостоятельных взглядов и оценки студентов по отношению к «культурной памяти» народа, то есть выявить степень художественной зрелости личности будущего бакалавра изобразительного искусства.

  3. способствовать активизации продуктивной художественно-творческой деятельности студентов в области культурного пространства, поиску новых форм освоения культурного наследия Казахстана (освоение современных источников информации, включая Internet, информационных технологий, проектных видов деятельности в малых группах, направленных на исследовательские и другие виды творческой деятельности);

  4. способствовать присвоению национальных и общечеловеческих нравственно-этических ценностей, отраженных в произведениях искусства, преобразованию их в личностно-значимые;

  5. способствовать формированию у будущих учителей стремления воспитания школьника через национальное традиционное искусство, которое будет сопутствовать всей его последующей жизни, обогащать процессы познания, общения с окружающими людьми, проявляться в творческих действиях и укреплять эстетическое самосознание и культурные потребности.

Наша команда заняла первое место в этой олимпиаде.

В конкурсах и олимпиадах приняли активное участие следующие студенты: Максимов И., Кротова Е., Закирьянова А., Трусова Ю., Лунякова Е., Пилюгина Н., Романенко П., Зайцева С., Сакбаева З.

Лунякова Е., Пилюгина Н. – 4 к. приняли участие в студенческой межвузовской Республиканской предметной Олимпиаде в КазГАСА. По направлению «Разработка фирменного стиля». Лунякова Е. (гр.44-2) заняла 3 призовое место, награждена почетной грамотой.

Масимов И., Кротова Е., Закирьянова А., Трусова Ю., Лунякова Е., Пилюгина Н., Романенко П. 4 к. «Графика» приняли участие в конкурсе марки «Почтовые сообщения в Золотой Орде», объявленном АО Казпочта. Масимов И. был отмечен жюри конкурса призом за лучшую работу.



6.ПРОЦЕНТ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ: В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ГРАНТУ РЕКТОРА, ПО ПРОЕКТАМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОН РК.


Цой Юлия и Тарасова Аделина, студенты кафедры «Графики и дизайна» 2 курса Жумабаева Ж, Утепова Ж, Микаилова Сяна студенты специальности «ИЗО и черчение» 3 курс приняли участие в конкурсе студенческих научных проектов КазНПУ им. Абая и выиграли грант на 2010 год. Направление конкурса: Культура и искусство. Название проекта: «Исследование вопросов творческой интерпретации окружающей действительности в произведениях мастеров живописи и графики». Научные руководители доцент Данилушкина С.Н., доцент Акбаева Ш.Н., ст. Преподаватель Султанова М.Э.

Кафедры «Академического рисунка», «ДПИ» и «Живописи» участия не приннимали.

Прооцент участия студентов в научно-исследовательской работе: в

том числе по гранту Ректора, по проектам фундоментальных и прикладных исследований за 2011 год

Подали заявку на грант Ректора для участия в конкурсе студенческих научных проектов КазНПУ им. Абая следующих студенты: Думан А., Кенбаева М. и Наурысбаева А. специальности «Графика и дизайн», Нурым Куралай. специальность «ИЗО и черчение» 3 курс, Кунусбаева Жазира специальность «ИЗО и черчение» 3 курс, Жеписбаева Багдат специальность «Графика» 3 курс. Научные руководители: к.п.н.доцент Акбаева Ш.А.,к.п.н., доцент Михайлова Н.А., к.ф.н.ст. преп. Оразкулова К.


Декан ХГФ, д.п.н., профессор ____________ Альмухамбетов Б.А

Зам. декана по НИР, к.п.н., доцент ____________ Акбаева Ш.А.


<< предыдущая страница