https://electroinfo.net

girniy.ru 1

1. Лексические:


Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.)

2. Морфологические:

Замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид, время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т. п.

3. Синтаксические:

Наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические:

Использование слов, принадлежащих одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные:

Длина фразы, темп речи, интонация ит.п.


6. Графические:

Знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ 1.СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ


2. ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ


Цепная связь

Параллельная связь

1. Повтор ключевого слова.

2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

3. Повтор того или иного члена предложения.


4. Семантические или ассоциативные связи.


1. Одинаковый порядок слов.

2. Одинаковые грамматические формы слов.

3. Анафоры.

4. Риторические вопросы.

5. Вводные слова, наречия места и времени.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ ТЕКСТА


  1. ТИПЫ РЕЧИ




ОПИСАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.

Преобладают простые предложения.

Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.

Используются наречия места и времени.

Используются все типы предложений.

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные предложения и простые осложненные предложения.



2. СТИЛИ РЕЧИ






Научный


Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный


Сфера использования

Наука, техника, образование

Средства массовой информации, публичные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художественная литература

Повседневное общение

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздействие

Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений

Воздействие через образное моделирование мира

Установление межличностных контактов

Характерные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

Образность, эмоциональность, оценочность

Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности

Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации

Жанры

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.


Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.

Языковые средства

Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения

Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая. Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц. Вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения



ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА

1. Лексические средства языка, или тропы (в ед. ч. троп), - обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении

ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ ТРОПОВ

СЛОЖНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение может быть выражено:


1)сущ. в тв. падеже ;

2)оборотами со сравнительными союзами;

3)формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия

4) с помощью слов похож, подобен, напоминает.

Эпитет – образное определение, выраженное именем прилагательным.


Метафора – скрытое сравнение, образное переосмысление значения имени существительного или глагола.

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. (Я три тарелки съел.)

Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого.

Ирония – слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, красоту описываемого.(Обратная гипербола)

Оксюморон – соединение слов, обозначающих обычно несовместимые понятия.

Перифраз - описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или выражения.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и глаголов, обозначающих действия человека или живого существа вообще

Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.



2. Синтаксические средства, или стилистические фигуры, - необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.


  1. Инверсия
  2. Синтаксический параллелизм


  3. Градация – последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения.

  4. Риторический вопрос (Наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана .)

  5. Риторическое восклицание

  6. Эллипсис

  7. Умолчание

  8. Различные виды повторов

  9. Бессоюзие

  10. Многосоюзие

  11. Вопросно-ответная форма изложения и др.( Такая форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает).

  12. Анафора

13. Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. Компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.

14. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.


3. Фонетические средства выразительности

1.Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа.

2. Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ.

3. Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными.