girniy.ru
|
|
1
1. Лексические:
|
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.)
|
2. Морфологические:
|
Замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид, время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т. п.
|
3. Синтаксические:
|
Наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.
|
4. Стилистические:
|
Использование слов, принадлежащих одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.
|
5. Интонационные:
|
Длина фразы, темп речи, интонация ит.п.
|
6. Графические:
|
Знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.
|
ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ 1.СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
2. ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
Цепная связь
|
Параллельная связь
|
1. Повтор ключевого слова.
2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.
3. Повтор того или иного члена предложения.
4. Семантические или ассоциативные связи.
|
1. Одинаковый порядок слов.
2. Одинаковые грамматические формы слов.
3. Анафоры.
4. Риторические вопросы.
5. Вводные слова, наречия места и времени.
|
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ ТЕКСТА
ТИПЫ РЕЧИ
ОПИСАНИЕ
|
ПОВЕСТВОВАНИЕ
|
РАССУЖДЕНИЕ
|
Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.
Преобладают простые предложения.
|
Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.
Используются наречия места и времени.
Используются все типы предложений.
|
Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные предложения и простые осложненные предложения.
|
2. СТИЛИ РЕЧИ
|
Научный
|
Публицистический
|
Официально-деловой
|
Художественный
|
Разговорный
|
Сфера использования
|
Наука, техника, образование
|
Средства массовой информации, публичные выступления
|
Законодательство, делопроизводство
|
Искусство, художественная литература
|
Повседневное общение
|
Основная цель речи
|
Сообщение, фиксация знаний
|
Сообщение и воздействие
|
Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений
|
Воздействие через образное моделирование мира
|
Установление межличностных контактов
|
Характерные черты стиля
|
Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность
|
Образность, эмоциональность, оценочность
|
Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности
|
Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности
|
Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации
|
Жанры
|
Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.
|
Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.
|
Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.)
|
Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.
|
Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.
|
Языковые средства
|
Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)
|
Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности
|
Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения
|
Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур
|
Бытовая. Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц. Вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения
|
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА
1. Лексические средства языка, или тропы (в ед. ч. троп), - обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении
-
ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ ТРОПОВ
|
СЛОЖНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ
|
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение может быть выражено:
1)сущ. в тв. падеже ;
2)оборотами со сравнительными союзами;
3)формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия
4) с помощью слов похож, подобен, напоминает.
Эпитет – образное определение, выраженное именем прилагательным.
|
Метафора – скрытое сравнение, образное переосмысление значения имени существительного или глагола.
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. (Я три тарелки съел.)
Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого.
Ирония – слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению.
Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, красоту описываемого.(Обратная гипербола)
Оксюморон – соединение слов, обозначающих обычно несовместимые понятия.
Перифраз - описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или выражения.
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и глаголов, обозначающих действия человека или живого существа вообще
Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.
|
2. Синтаксические средства, или стилистические фигуры, - необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.
Инверсия
-
Синтаксический параллелизм
Градация – последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения.
Риторический вопрос (Наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана .)
Риторическое восклицание
Эллипсис
Умолчание
Различные виды повторов
Бессоюзие
Многосоюзие
Вопросно-ответная форма изложения и др.( Такая форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает).
Анафора
13. Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. Компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.
14. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
3. Фонетические средства выразительности
1. Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа.
2. Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ.
3. Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными.
|
|