А2-В1
Фёдор Михайлович Достоевский в Омском остроге
Прежде чем обратиться к работе с текстом, советуем выполнить подготовительные задания 1, 2, 3.
Задание 4.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Сибирь. На берегу широкой пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог».
(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
Литературный музей имени Ф.М. Достоевского находится в историческом здании: в 1788 году здесь жил комендант Омской крепости Алексей Фёдорович де Граве. Именно этот человек помогал Достоевскому и поддерживал его во время ссылки в Омском остроге. В 1968 году в Омск приезжал Андрей Федорович Достоевский, внук всемирно известного писателя. Он осматривал места, где жил его дед, а также помогал в организации и открытии литературного музея.
Экспозиция музея размещается в 9 залах и состоит из двух разделов: «Ф.М. Достоевский и Сибирь» и «Писатели-омичи».
В разделе «Ф.М. Достоевский и Сибирь» мы узнаём не только о сибирском периоде жизни Достоевского. В первом зале отражены события 1821-1849 годов: рождение будущего писателя, его детство, период взросления, учёба в инженерном училище.
Во втором зале мы знакомимся с материалами дела по кружку Петрашевского, в котором принимал участие Достоевский. В
кружке собирались молодые люди, которые мечтали о социальных переменах в России. Именно в этом кружке Ф.М. Достоевский прочитал запрещённое письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. За чтение этого письма и участие в деятельности кружка Достоевского и других петрашевцев осудили на смертную казнь. Никто из участников не ожидал, что за интерес к революционным идеям их ждёт такое наказание.
Однако в день казни император Николай I изменил приговор: Достоевский и другие арестанты должны были поехать в ссылку на каторжные работы на четыре года.
Отправляясь в Сибирь, Достоевский писал брату: «Брат! Я не упал духом. Жизнь везде жизнь. Около меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях – вот в чём жизнь, в чём задача её».
По пути в омскую крепость Достоевский встретился с жёнами декабристов. Женщины дали узникам пищу, одежду, рассказали о своей 25-летней жизни в Сибири. Каждому арестанту они подарили Евангелие – только эту книгу разрешалось иметь в остроге.
23 января 1850 года петрашевцы прибыли в Омск через Тарские ворота. Острог находился в том месте, где сейчас располагается здание драматического театра.
Каторжники жили в суровых условиях. На ногах носили тяжёлые кандалы, которые разрешалось снимать только в случае смерти заключённого. Каждый день арестанты работали на берегу Иртыша. До наших дней сохранились Тобольские ворота, через которые арестанты выходили на берег. На этих воротах в 1956 году была установлена мемориальная доска в память о Достоевском.
Самые светлые воспоминания писателя об Омском остроге связаны с церковными праздниками. В эти дни арестантов водили молиться в Военный Воскресенский собор.
Больше всего Достоевский страдал из-за невозможности делать записи: в остроге это строго запрещалось. Единственная возможность писать появилась у Достоевского в госпитале. Врачи тайно приносили писателю чернила, перо и бумагу. На маленьких листочках он записывал особенности речи арестантов, их поговорки, выражения и диалоги. После каторги Достоевский собрал эти листки в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная» («Сибирская тетрадь»). В этой тетради Достоевский сделал около 500 записей, большую часть которых он будет использовать при работе над романом «Записки из Мёртвого дома». Кроме того, весь эпилог романа «Преступление и наказание» написан на омском материале.
В 1854 году срок каторги писателя закончился. В письме к брату Достоевский писал:
«Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
Задание 5.
Ответьте на вопросы теста:
1. Алексей Фёдорович де Граве был ... :
а) петрашевцем;
б) комендантом Омской крепости;
в) другом Достоевского;
г) братом Достоевского.
2. В Литературном музее имени Достоевского нет выставки ... ;
а) о детстве писателя;
б) о литературной жизни города Омска;
в) о деятельности кружка Петрашевского;
г) о восстании декабристов.
3. По дороге в Омскую крепость Достоевский встретился ... :
а) с жёнами декабристов;
б) с петрашевцами;
в) с императором Николаем;
г) с комендантом крепости.
4. На омском материале Ф.М. Достоевский написал произведения:
а) «Записки из Мёртвого дома»;
б) эпилог романа «Преступление и наказание»;
в) «Идиот»;
г) «Подросток».
5. В Омске Ф.М. Достоевский пробыл в ссылке ... :
а) два года;
б) шесть лет;
в) четыре года;
г) десять лет.
6. В Омске сохранились места, где бывал Достоевский. Это ... :
а) Тобольские ворота;
б) дом коменданта Омской крепости;
в) Военный Воскресенский собор;
г) драматический театр.
Задание 6.
Восстановите хронологию событий. Кратко перескажите текст.
1 - Достоевский прочитал запрещённое письмо Белинского к Гоголю.
_ - Жёны декабристов подарили Достоевскому Евангелие.
_ - Ссылка Достоевского закончилась в 1854.
_ - Петрашевцы прибыли в Омский острог на каторжные работы.
_ - Достоевского и других петрашевцев осудили на смертную казнь.
_ - Смертный приговор заменили ссылкой.
_ - Достоевский пишет «Записки из Мёртвого дома».
Задание 7. Соедините синонимы. Составьте с ними предложения.
путь
арестант
тюрьма
осудить
унывать
поехать
госпиталь
больница
отправиться
падать духом
приговорить
острог
ссыльный
дорога
Задание 8.
Распределите слова по колонкам:
кто?
|
что?
|
что делать?
|
какой?
|
каторжник
...
|
|
|
|
1. каторга, каторжный, каторжник
2. ссылка, сослать / ссылать, ссыльный
3. приговаривать / приговорить, приговор, приговорённый
4. осуждать / осудить, осуждение, осуждённый
5. арестовывать / арестовать, арест, арестант (устар.)
6. запрещать / запретить, запрет, запрещённый