https://electroinfo.net

girniy.ru 1
А2-В1


Фёдор Михайлович Достоевский в Омском остроге


Прежде чем обратиться к работе с текстом, советуем выполнить подготовительные задания 1, 2, 3.


Задание 4.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.


«Сибирь. На берегу широкой пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог».

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») 


Литературный музей имени Ф.М. Достоевского находится в историческом здании: в 1788 году здесь жил комендант Омской крепости Алексей Фёдорович де Граве. Именно этот человек помогал Достоевскому и поддерживал его во время ссылки в Омском остроге. В 1968 году в Омск приезжал Андрей Федорович Достоевский, внук всемирно известного писателя. Он осматривал места, где жил его дед, а также помогал в организации и открытии литературного музея.

Экспозиция музея размещается в 9 залах и состоит из двух разделов: «Ф.М. Достоевский и Сибирь» и «Писатели-омичи».

В разделе «Ф.М. Достоевский и Сибирь» мы узнаём не только о сибирском периоде жизни Достоевского. В первом зале отражены события 1821-1849 годов: рождение будущего писателя, его детство, период взросления, учёба в инженерном училище.

Во втором зале мы знакомимся с материалами дела по кружку Петрашевского, в котором принимал участие Достоевский. В кружке собирались молодые люди, которые мечтали о социальных переменах в России. Именно в этом кружке Ф.М. Достоевский прочитал запрещённое письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. За чтение этого письма и участие в деятельности кружка Достоевского и других петрашевцев осудили на смертную казнь. Никто из участников не ожидал, что за интерес к революционным идеям их ждёт такое наказание. Однако в день казни император Николай I изменил приговор: Достоевский и другие арестанты должны были поехать в ссылку на каторжные работы на четыре года.


Отправляясь в Сибирь, Достоевский писал брату: «Брат! Я не упал духом. Жизнь везде жизнь. Около меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях – вот в чём жизнь, в чём задача её».

По пути в омскую крепость Достоевский встретился с жёнами декабристов. Женщины дали узникам пищу, одежду, рассказали о своей 25-летней жизни в Сибири. Каждому арестанту они подарили Евангелие – только эту книгу разрешалось иметь в остроге.

23 января 1850 года петрашевцы прибыли в Омск через Тарские ворота. Острог находился в том месте, где сейчас располагается здание драматического театра.

Каторжники жили в суровых условиях. На ногах носили тяжёлые кандалы, которые разрешалось снимать только в случае смерти заключённого. Каждый день арестанты работали на берегу Иртыша. До наших дней сохранились Тобольские ворота, через которые арестанты выходили на берег. На этих воротах в 1956 году была установлена мемориальная доска в память о Достоевском.

Самые светлые воспоминания писателя об Омском остроге связаны с церковными праздниками. В эти дни арестантов водили молиться в Военный Воскресенский собор.

Больше всего Достоевский страдал из-за невозможности делать записи: в остроге это строго запрещалось. Единственная возможность писать появилась у Достоевского в госпитале. Врачи тайно приносили писателю чернила, перо и бумагу. На маленьких листочках он записывал особенности речи арестантов, их поговорки, выражения и диалоги. После каторги Достоевский собрал эти листки в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная» («Сибирская тетрадь»). В этой тетради Достоевский сделал около 500 записей, большую часть которых он будет использовать при работе над романом «Записки из Мёртвого дома». Кроме того, весь эпилог романа «Преступление и наказание» написан на омском материале.

В 1854 году срок каторги писателя закончился. В письме к брату Достоевский писал: «Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».



Задание 5.

Ответьте на вопросы теста:

1. Алексей Фёдорович де Граве был ... :

а) петрашевцем;

б) комендантом Омской крепости;

в) другом Достоевского;

г) братом Достоевского.


2. В Литературном музее имени Достоевского нет выставки ... ;

а) о детстве писателя;

б) о литературной жизни города Омска;

в) о деятельности кружка Петрашевского;

г) о восстании декабристов.


3. По дороге в Омскую крепость Достоевский встретился ... :

а) с жёнами декабристов;

б) с петрашевцами;

в) с императором Николаем;

г) с комендантом крепости.


4. На омском материале Ф.М. Достоевский написал произведения:

а) «Записки из Мёртвого дома»;

б) эпилог романа «Преступление и наказание»;

в) «Идиот»;

г) «Подросток».


5. В Омске Ф.М. Достоевский пробыл в ссылке ... :

а) два года;

б) шесть лет;

в) четыре года;

г) десять лет.


6. В Омске сохранились места, где бывал Достоевский. Это ... :

а) Тобольские ворота;

б) дом коменданта Омской крепости;

в) Военный Воскресенский собор;

г) драматический театр.


Задание 6.

Восстановите хронологию событий. Кратко перескажите текст.

1 - Достоевский прочитал запрещённое письмо Белинского к Гоголю.

_ - Жёны декабристов подарили Достоевскому Евангелие.

_ - Ссылка Достоевского закончилась в 1854.

_ - Петрашевцы прибыли в Омский острог на каторжные работы.

_ - Достоевского и других петрашевцев осудили на смертную казнь.

_ - Смертный приговор заменили ссылкой.

_ - Достоевский пишет «Записки из Мёртвого дома».

Задание 7. Соедините синонимы. Составьте с ними предложения.


путь

арестант

тюрьма

осудить

унывать

поехать

госпиталь

больница

отправиться

падать духом

приговорить

острог

ссыльный

дорога


Задание 8.

Распределите слова по колонкам:

кто?

что?

что делать?

какой?

каторжник

...











1. каторга, каторжный, каторжник

2. ссылка, сослать / ссылать, ссыльный

3. приговаривать / приговорить, приговор, приговорённый

4. осуждать / осудить, осуждение, осуждённый

5. арестовывать / арестовать, арест, арестант (устар.)

6. запрещать / запретить, запрет, запрещённый