https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3

Тема «Религиозная ситуация в современной России»



План


  1. Понятие религиозной ситуации в социологии религии.

  2. Отличительные особенности современной религиозной ситуации в России.

  3. Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

  4. Законодательство о свободе совести в современной России.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что Вы вкладываете в понятие «религиозная ситуация»?

  2. Что Вы понимаете под традиционными религиозными конфессиями?

  3. Как Вы относитесь к деятельности западных миссионеров в России?

  4. Каковы основные факторы, определяющие современную религиозную ситуацию в российском обществе?

  5. Каково влияние религиозной ситуации на социально-политические процессы в современной России?


Литература

Основная


  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)

  4. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  5. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).


Дополнительная

  1. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  2. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  3. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
  4. Грашевская О.В. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.


  5. Конституция РФ (1993 г.).

  6. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  7. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.


Семинар 3

Тема «Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы»


Часть 1. Основы религиозной антропологии

План


1.Религиозная антропология. Ее специфика.

2.Христианская антропология в целом.

3. Традиционная христианская антропология (православная и католическая).

4. Протестантская антропология.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.В чем основное различие западной и восточной религиозной антропологии?

2.Сравните взгляд на человека в православной и католической антропологии.

3.В чем различие между традиционной христианской и протестантской антропологией?

Литература

Основная


1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

2.Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

3.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

4. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.


Дополнительная

1. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

2. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.


Часть II. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы


План


  1. Понятие религиозности. Типология религиозности.

  2. Социально-демографические характеристики верующих в современной России.

  3. Религия и семья.

  4. Верующие как возможные объекты социальной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Что Вы понимаете под религиозностью, религиозной психологией?

  2. Как Вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?

  3. Сопоставьте функции социального работника и священника.


Литература

Основная


  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.

  2. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  3. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  4. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  5. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  6. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  7. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  8. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  9. Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.

  10. Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.


Дополнительная


  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  2. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.

  3. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

  4. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  5. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  6. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
  7. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.


  8. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

  9. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  10. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

  11. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.



Семинар 4

Тема «Представители тоталитарных сект как объект социальной работы»


План


  1. Тоталитарные секты и деструктивные культы. Общие понятия.

  2. Тоталитарные секты в современной России.

  3. «Свидетели Иеговы» - секта или религиозная конфессия?

  4. Члены тоталитарных сект как объект социальной работы.

  5. Деятельность социального работника по профилактике сектантства среди молодежи.

  6. Нормативно-правовые документы, препятствующие возникновению и деятельности сектантских групп.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Что Вы понимаете под тоталитарной сектой, деструктивным культом?

  2. В чем, по Вашему мнению, главное отличие секты от религиозной конфессии?

  3. Как Вы считаете, насколько может быть эффективна социальная работа с членами деструктивных культов?

  4. Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее эффективными?

  5. Известны ли Вам случаи проявления сектантства и религиозного экстремизма в Мурманской области?


Литература

Основная

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.


Дополнительная

  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.


  2. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

  3. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.

  4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  5. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература.

Основная

Основная

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  5. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  6. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  7. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.



Дополнительная

  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.

  2. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  3. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  4. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

  5. Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .
  6. Грашевская О.В. Религиозная обстановка и положение Русской православной церкви в Кандалакшском районе в советский период (1917-1988 гг.)// Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Федоритовские чтения», посвященной 480-летию основания Кандалакши – СПБ, 2007 – С.102-120.


  7. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.

  8. Дворкин А. На Север стремятся секты, занимающиеся шпионажем?//Комсомольская правда. – 2007. – 7 ноября. – С.7.

  9. Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.

  10. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  11. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.

  12. Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.

  13. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

  14. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  15. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.

  16. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  17. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  18. На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.

  19. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  20. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  21. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

  22. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  23. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  24. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

  25. Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
  26. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.


  27. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

  28. Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.

  29. Шаймиев М. Нация и вера – в наших генах//Аргументы и факты. – 2006. - № 37. – С.5.


Международные и отечественные законодательно- правовые акты


  1. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

  3. Конституция РФ (1993 г.).

  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).

  5. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).



1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD: Религиозные секты: свобода от совести. Части 1, III, IV, V. Автор и режиссер А.Егорцев, продюсер Н.Фрицлер. – 2004.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания


1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.) признает «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»:

а. буддизма

б. ислама

в. иудаизма

г.православия


2. Под свободой совести понимается:

а. принятие любого вероисповедания

б.атеистические воззрения

в. обеспеченная законом возможность для каждого гражданина добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа.


3. Православие является в России:

а. государственной религией

б. традиционной конфессией

в. деноминацией

4. Изоляция, социальное групповое давление, страх - приемы, которые используются в :


а. в традиционных церквях

б.деноминациях

в. тоталитарных сектах


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Социальные функции религии.

  2. Структура религии.

  3. Религиозная антропология.

  4. Характеристика современной религиозной ситуации в России.

  5. Традиционные религиозные конфессии в современной России.

  6. Законодательство о свободе совести в России.

  7. Понятие о религиозности и религиозной психологии.

  8. Религия и социальная работа.

  9. Религия и семья в современном обществе.

  10. Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.

  11. Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.

  12. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.

  13. Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.

  14. Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.


1.13. Примерная тематика рефератов

  1. Роль религии в современном обществе.

  2. Социальные функции религии.

  3. Современная религиозная ситуация в России: проблемы и противоречия.

  4. Гуманистический потенциал мировых религий и его влияние на практику социальной помощи.

  5. Современные верующие: кто они?

  6. Традиционные религиозные конфессии в современной России.

  7. Религиозность и религиозная психология.

  8. Религия и семья в современном обществе.

  9. Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.

  10. Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
  11. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.


  12. Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.

  13. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.

  14. Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.

  15. «Православные: почему они такие?»



РАЗДЕЛ III. Содержательный компонент теоретического материала.



<< предыдущая страница   следующая страница >>