Тема «Религиозная ситуация в современной России»
План
Понятие религиозной ситуации в социологии религии.
Отличительные особенности современной религиозной ситуации в России.
-
Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.
Законодательство о свободе совести в современной России.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что Вы вкладываете в понятие «религиозная ситуация»?
Что Вы понимаете под традиционными религиозными конфессиями?
Как Вы относитесь к деятельности западных миссионеров в России?
Каковы основные факторы, определяющие современную религиозную ситуацию в российском обществе?
Каково влияние религиозной ситуации на социально-политические процессы в современной России?
Литература
Основная
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).
Дополнительная
Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Грашевская О.В. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.
Конституция РФ (1993 г.).
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Семинар 3
Тема «Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы»
Часть 1. Основы религиозной антропологии
План
1.Религиозная антропология. Ее специфика.
2.Христианская антропология в целом.
3. Традиционная христианская антропология (православная и католическая).
4. Протестантская антропология.
Вопросы для коллективного обсуждения
1.В чем основное различие западной и восточной религиозной антропологии?
2.Сравните взгляд на человека в православной и католической антропологии.
3.В чем различие между традиционной христианской и протестантской антропологией?
Литература
Основная
1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
2.Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
3.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
4. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Дополнительная
1. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
2. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Часть II. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
План
Понятие религиозности. Типология религиозности.
Социально-демографические характеристики верующих в современной России.
Религия и семья.
-
Верующие как возможные объекты социальной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения
-
Что Вы понимаете под религиозностью, религиозной психологией?
-
Как Вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?
Сопоставьте функции социального работника и священника.
Литература
Основная
Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.
Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.
Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.
Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.
Дополнительная
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.
Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
-
Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.
Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
Семинар 4
Тема «Представители тоталитарных сект как объект социальной работы»
План
Тоталитарные секты и деструктивные культы. Общие понятия.
Тоталитарные секты в современной России.
«Свидетели Иеговы» - секта или религиозная конфессия?
Члены тоталитарных сект как объект социальной работы.
Деятельность социального работника по профилактике сектантства среди молодежи.
-
Нормативно-правовые документы, препятствующие возникновению и деятельности сектантских групп.
Вопросы для коллективного обсуждения
Что Вы понимаете под тоталитарной сектой, деструктивным культом?
В чем, по Вашему мнению, главное отличие секты от религиозной конфессии?
-
Как Вы считаете, насколько может быть эффективна социальная работа с членами деструктивных культов?
Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее эффективными?
Известны ли Вам случаи проявления сектантства и религиозного экстремизма в Мурманской области?
Литература
Основная
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Дополнительная
-
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература.
Основная
Основная
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.
Дополнительная
Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.
Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .
-
Грашевская О.В. Религиозная обстановка и положение Русской православной церкви в Кандалакшском районе в советский период (1917-1988 гг.)// Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Федоритовские чтения», посвященной 480-летию основания Кандалакши – СПБ, 2007 – С.102-120.
Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.
Дворкин А. На Север стремятся секты, занимающиеся шпионажем?//Комсомольская правда. – 2007. – 7 ноября. – С.7.
-
Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.
Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.
Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.
Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.
Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.
Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.
Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.
На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.
Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
-
Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.
Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.
Шаймиев М. Нация и вера – в наших генах//Аргументы и факты. – 2006. - № 37. – С.5.
Международные и отечественные законодательно- правовые акты
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
Конституция РФ (1993 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
DVD: Религиозные секты: свобода от совести. Части 1, III, IV, V. Автор и режиссер А.Егорцев, продюсер Н.Фрицлер. – 2004.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания
1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.) признает «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»:
а. буддизма
б. ислама
в. иудаизма
г.православия
2. Под свободой совести понимается:
а. принятие любого вероисповедания
б.атеистические воззрения
в. обеспеченная законом возможность для каждого гражданина добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия
любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа.
3. Православие является в России:
а. государственной религией
б. традиционной конфессией
в. деноминацией
4. Изоляция, социальное групповое давление,
страх - приемы, которые используются в :
а. в традиционных церквях
б.деноминациях
в. тоталитарных сектах
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету
Социальные функции религии.
Структура религии.
Религиозная антропология.
Характеристика современной религиозной ситуации в России.
Традиционные религиозные конфессии в современной России.
Законодательство о свободе совести в России.
Понятие о религиозности и религиозной психологии.
Религия и социальная работа.
Религия и семья в современном обществе.
Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.
Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.
Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.
Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.
1.13. Примерная тематика рефератов
Роль религии в современном обществе.
Социальные функции религии.
Современная религиозная ситуация в России: проблемы и противоречия.
Гуманистический потенциал мировых религий и его влияние на практику социальной помощи.
Современные верующие: кто они?
Традиционные религиозные конфессии в современной России.
Религиозность и религиозная психология.
Религия и семья в современном обществе.
Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.
Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
-
Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.
Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.
Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.
«Православные: почему они такие?»
РАЗДЕЛ III. Содержательный компонент теоретического материала.