https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности


040101 «Социальная работа»


Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной

работы социально-гуманитарного факультета

(протокол № 9 от 21 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой _______________Рыбкин В.Р.



СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная работа с представителями различных конфессий»


РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины


Структура программы учебной дисциплины


1.1.Автор-составитель программы:

Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.


1.2.Рецензенты программы:

Беляев Д.П., доцент, канд. ист. наук, зав.кафедрой «Гуманитарные и социальные науки» Мурманского института экономики Санкт-Петербургской академии управления.

Бардилева Ю.П., канд.ист.наук, доцент кафедры отечественной истории МГПУ


1.3. Пояснительная записка

«Социальная работа с представителями различных конфессий» - учебный курс, адресованный студентам, обучающимся по специальности «040101 – социальная работа» (очная форма).

Несмотря на процессы секуляризации в современном мире, религия, как неотъемлемый элемент духовной культуры любого общества, один из важнейших универсальных социальных институтов, не теряет своего значения.


Современная социально-политическая обстановка в России неразрывно связана с мировоззренческими ориентациями ее граждан. Хотя по вопросу о численности верующих в нашей стране в последнее время развивается бурная полемика, сам по себе рост не вызывает сомнения. Это обуславливает особую роль научных дисциплин, изучающих религию.

Исследование различных религиозных учений необходимо и для социальной работы, так как ее истоки как области практической социальной деятельности лежат в русле религиозной морали. Традиции социальной работы исторически прослеживаются в мировых религиях - христианстве, исламе, буддизме.

Рост числа приверженцев традиционных конфессий, а также и различных деструктивных культов в современной России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать психологию верующего человека (возможного клиента социальных служб). Это и представляется главной целью курса «Социальная работа с представителями различных конфессий».

Задачи курса:

- сформировать основные представления о религиозной антропологии.

-раскрыть типологию религиозности;

-сформировать представления о современной религиозной ситуации в стране и в Мурманской области, в частности;

- познакомить с законодательством о свободе совести в современной России;

-раскрыть основные принципы социальной работы как с представителями традиционных конфессий, так и членами деструктивных сект.


Студенты, завершившие изучение данного курса, должны уметь применять полученные знания на практике в работе с клиентом.


Курс «Социальная работа с представителями различных конфессий» связан с курсами социальной психологии, социологии, истории религий, технологий социальной работы.


При составлении программы использовались:

1. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. Конспект лекций. – М., 2006. 2. 2. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы




Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

СР

1.

040101 – социальная работа

4

7

65

24

14


10




41

зачет


1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени






Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК


ПР

СР

1.

Тема 1. Религия в общественной жизни.

2

2




7

2.

Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

4

2

2

6

3.

Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

8

4

4

10

4.

Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы

8

4

4

10

5.

Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.

2

2



8



Всего:

24

14

10

41

1.6.2.Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Религия в общественной жизни

Религия как неотъемлемый элемент духовной культуры и социальный институт общества.

Социальные функции религии: мировоззренческая, интегративная, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная.

Структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Религия и социальная работа. Религия и семья.


Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

Понятие «религиозная ситуация». Факторы, способствующие изменению религиозной ситуации. Религиозные конфессии и верующие в современном российском обществе.

Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

Свобода совести в истории России. Законодательно-правовая основа положения религиозных конфессий в РФ. Конституция РФ (1993 г.). Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).


Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы


Специфика религиозной антропологии. Основы христианской антропологии (православной, католической, протестантской).

Типология религиозности. Критерии религиозности.

Социологические исследования уровня религиозности населения мира.

Социально-демографические характеристики верующих в современной России.

Верующие – представители традиционных конфессий - как возможные объекты социальной работы (православные, мусульмане, иудеи, буддисты).

Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы



Тоталитарные секты: общие понятия.

Сайентология. «Движение объединения» Сан Мен Муна. Псевдоиндуистские секты.

«Свидетели Иеговы»: секта и или активно развивающаяся конфессия?

Секты отечественного происхождения (постсоветский период): «Богородичный центр», «Белое братство», секта Виссариона и др.

Культы «Новой эры».

Основные принципы работы с представителями тоталитарных сект.


Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области


Религиозная обстановка в Мурманской области на современном этапе.

Традиционные религиозные конфессии и деструктивные культы в Мурманской области.

Деятельность «Свидетелей Иеговы» в Кольском Заполярье.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной

работы

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Тема 1. Религия в обществе.

  1. Выписать определения следующих понятий: религия, религиозность, религиозная ситуация, конфессия, деноминация, верующие, церковь, свобода совести, секуляризация, религиозное и секулярное мировоззрение.

  2. Выпишите социальные функции религии; компоненты структуры религии как социальной системы.

  3. В чем сходство морали и религии как явлений культуры?





7




Понятийный диктант





Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.



Представьте собственное видение и перспективы развития религиозной ситуации в мире и в современной России, в частности.



6




Представле-ние на практическом занятии.





Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

1. Выписать определения следующих понятий: религиозная антропология, христианство, православие, католичество, протестантизм, буддизм, иудаизм.

2. Религиозная психология как элемент структуры религии. Что Вы понимаете под психологией верующего человека?

3. Принципы социальной работы с человеком, исповедующим ту или иную религию. Что нужно учитывать в первую очередь? (на примере отдельной конфессии)



10

Понятийный диктант


Обсуждение на практическом занятии




Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы

1.Выписать определения следующих понятия: секта, тоталитарная секта, культ, деструктивный культ.

2.Перечислите все известные вам религиозные секты. Какие из них, по Вашему мнению, наносят наибольший вред?

3.Как можно оказать помощь человеку, подпавшему под влияние деструктивного культа?



10



Понятийный диктант


Обсуждение на практическом занятии





Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.

Составьте библиографию из материалов региональной периодической печати, характеризующих религиозную обстановку в Мурманской области.

8

Проверка конспектов

Представле-ние на практическом занятии




Итого:




41






7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Семинар 1

Тема «Религия в общественной жизни»


  1. Социальные позиции религии.

  2. Социальные функции религии.

  3. Структура религии.

  4. Религия и социальная работа.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. По Вашему мнению, какие социальные позиции занимает и может занимать в мире религия?

  2. Что понимается под сакрализацией общественной жизни? Насколько это понятие применимо к характеристике общественной жизни России на современном этапе?

  3. Что понимается под секуляризацией в современном обществе?

  4. Какие функции религии имеют значение для социальной работы?

Литература

Основная

1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

2.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

Дополнительная

1.Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.

2. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

3. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.


Семинар 2



следующая страница >>