https://electroinfo.net

girniy.ru 1
урок по Всеобщей истории в 10 классе



Тема «Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации»

тема урока «Революция и реформа»


Цели и задачи:


  • рассмотреть пути утверждения демократии в Европе;

  • помочь учащимся раскрыть взаимосвязь экономического развития и общественной жизни;

  • предоставить учащимся фактологический банк данных необходимый для самостоятельных выводов;

  • развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;

  • привитие навыков коллективной деятельности.


Оборудование:

  • настенная карта «Европа в 19 веке»

  • гипертексты на каждой парте.

  • рабочие тетради.

  • доска и мел.

Тип урока : урок -объяснения нового материала

Форма урока: лекция- гипертекст


Тема «Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации»


Лекция-гипертекст в 10 классе

по теме «Революция и реформы»


«Вопрос заключается в том, каким путем будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путем насилия…Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий» (Карл Ясперс)


После многолетних наполеоновских войн ведущие государства Европы на Венском конгрессе в 1814 г. предприняли попытку взять под контроль стабильность в Европе и мире, не допустить изменения сложившегося баланса сил. В странах Запада во 2 половине 19 века принципы конституционализма и демократии утверждались

двумя путями




реформы в Великобритании революции в Австро-Венгрии,

Германии, Франции, Италии,

США.

Великобритания была единственной европейской страной, избежавшей революционных потрясений и социальных взрывов. Связано это было, прежде всего, с тем, что еще со временем Средневековья в Англии была велика роль парламента. После революции 1640-1688 г.г.эта роль резко возросла, поэтому все важные проблемы страны решались путем мирного обсуждения.


Экономическое положение в стране после завершения промышленного переворота было стабильным, поэтому революционные теории в «мастерской мира» успехом не пользовались.

В Великобритании значительно раньше, чем в других странах стало складываться гражданское общество, которое независимо от государства защищало те или иные интересы населения.

В результате парламентских реформ 1832, 1838,1867 и 1884г.г. конституционно-демократический строй.


В большинстве же стран Запада принципы демократии утверждались болезненно через насилие, революции и гражданские войны.


Вопросы для сравнения

Франция

1830г,1848г.

Германия

1848 г.

Австрийская империя

1848 -1849 г .г.

Причины.


Основные события.


Результаты.

1.Реакционная политика Карла 10, а затем Луи-Филиппа тормозила развитие капитализма.

2.Недовольство широких слоев буржуазии своим политическим бесправием.

3.Ухудшение положения рабочих и крестьян.


1.Июльская революция 1830 г., взятие королевского дворца Тюильри, передача власти Луи-Филиппу.

2.Восстание рабочих в Лионе.

3. Февраль1848 г. свержение июльской монархии.

4. Декабрь1848 ,избрание Луи-Наполеона Бонапарта президентом республики.


1.К власти пришла буржуазия, Луи-Наполеон совершил государственный переворот 2 декабря 1852 года.

2.Во Франции завершился промышленный переворот, по объемам промышленного производства страна вышла на 2 место в мире.

1.Политическая раздробленность страны (34 монархии).


2.Господство полуфеодальных отношений в хозяйстве страны, огромные выкупные платежи.


1.Восстание в Рейнской области и Берлине.

2.Фридрих Вильгельм 4 в декабре 1848 г. вводит Конституцию, но острые противоречия между Пруссией и Австрией не позволили ввести ее в действие.


1.Германия осталась политически раздробленной.

2.Буржуазии удалось добиться некоторых уступок- Конституции.



1.Национальный гнет в «лоскутной империи» Габсбургов.

2.Феодально-абсолютические порядки, бесправие крестьян


1.Март 1848 г.волнения в Вене, отречение от престола Фердинанда 1 и передача престола Францу Иосифу.

2.1849 г. подавление восстания в Венгрии под руководством Кошута.


1.Потерпела поражение, была подавлена австрийскими и русскими войскам.


Но поражение революций не означало восстановления прежних порядков. После 1848 г. Европа стала другой:

1.В большинстве государств были введены конституции, в которых признавались политические права граждан.

2.Во многих странах были ликвидированы феодальные пережитки.

3.В политике и экономике все большую роль стала играть буржуазия, которая выступала за стабильные режимы.

4.Главным противником буржуазии стал рабочий класс, который испытал на себе негативные социальные последствия промышленного переворота.


Диагностический срез по теме «Революция и реформы»



1 вариант

2 вариант

1.Что нового вы узнали на уроке?


2.Луи-Наполеон пришел к власти в результате государственного переворота:

А) 2 декабря 1851 г.

Б) 2 декабря 1852 г.