https://electroinfo.net

girniy.ru 1


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА


Т.Ф. Кайгородцева


Специальные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления, поскольку применяемые во многих экономических зонах экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

В связи с этим более точным представляется название «специальные экономические зоны».

Создание специальных экономических зон является важным звеном в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Наряду с привлечением иностранного капитала, используемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных специальных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

– стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

– рост занятости населения;

– превращение СЭЗ в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, в «точки экономического роста»1.

Мировой опыт создания и функционирования специальных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с СЭЗ, созданными для углубления интеграции в мировой рынок на основе стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации и т.п.).


Следовательно, причины и цели создания специальных экономических зон в каждом конкретном случае отличаются друг от друга.

При организации специальных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).

В первом случае СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности (примером таких зон могут служить свободные экономические зоны Китая, экспортно-производственные зоны в развивающихся странах и др.).

Согласно второму подходу, СЭЗ – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей компании в стране (например, оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Первые специальнын экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс" в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая зона "Атакент" в г. Алматы.

Свободными экономическими зонами были объявлены Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская области.

Однако первый опыт образования СЭЗ из-за несовершенного правового и организационного механизма их функционирования не достиг задуманных целей, поскольку у администрации зон не было достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и других вопросов.

Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим.

В республике сформирована правовая основа функционирования СЭЗ. Так, 21 июля 2011 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев подписал закон «О специальных экономических зонах в РК», направленный на повышение эффективности управления и функционирования специальных экономических зон.


Закон позволяет привлекать в специальные экономические зоны профессиональные управляющие компании.

Процесс вхождения в СЭЗ и получение всех необходимых разрешений максимально упрощено – для этого предусмотрена услуга «одного окна». Отбор участников специальной экономической зоны управляющая компания осуществляет совместно с уполномоченным органом2. При этом реализуется принцип «автоматического одобрения» – если в течение установленного законом срока не получено отрицательного ответа, значит, инвестор автоматически становится участником СЭЗ.

Согласно законодательству РК, организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ, признаются юридические лица, соответствующие одновременно следующим условиям:

1) состоят на регистрационном учете в налоговых органах на территориях СЭЗ;

2) не имеют структурных подразделений за пределами территорий СЭЗ;

3) не менее 90 % их совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства (работ, услуг) в рамках видов деятельности, соответствующих целям создания СЭЗ. Перечень товаров (работ, услуг) определяется правительством и утверждается его постановлением.

К организациям, осуществляющим деятельность на территориях специальных экономических зон, не относятся:

– недропользователи;

– организации, производящие подакцизные товары;

– организации, применяющие специальные налоговые режимы;

– организации, которым предоставлены инвестиционные налоговые преференции.

Режим налогообложения организаций, осуществляющих виды деятельности, соответствующие вышеперечисленным условиям предусматривает следующие льготы:

– уменьшение суммы исчисленного в общеустановленном порядке корпоративного подоходного налога на 100 %;

– коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога;


– ставка 0 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество.

Также освобождаются от НДС обороты по реализации на территории СЭЗ товаров (работ, услуг), а также объектов административного и производственного назначения, строительно-монтажных работ по указанным объектам в соответствии с проектно-сметной документацией, предназначенным для осуществления на территориях СЭЗ видов деятельности, соответствующих вышеперечисленным условиям.

Таможенное регулирование на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом РК.

Согласно законодательству на территории СЭЗ устанавливается режим «свободная таможенная зона», при котором иностранные и казахстанские товары размещаются и используются без взимания таможенных пошлин, налогов, за исключением взимания акциза на импортируемые товары, без применения мер нетарифного регулирования, кроме требований по безопасности товаров.

Перечень товаров, необходимых для достижения цели создания специальной экономической зоны включает:

– машины, оборудование, товары и материалы, необходимые для строительства и ввода объектов в эксплуатацию на территорию СЭЗ, в соответствии с проектно-сметной документацией;

– товары, предназначенные для переработки (за исключением подакцизных товаров), в соответствии с критериями достаточной переработки товаров;

машины и механизмы, оборудование, автомобили специального назначения, материалы, товары и полуфабрикаты, необходимые для обеспечения производства продукции в соответствии с технологической документацией организации.

– товары и материалы, необходимые для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производства в сфере информационных технологий.

Номенклатура вышеуказанных товаров, утверждается Правительством Республики Казахстан в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.


При помещении иностранных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны таможенные пошлины и налоги не взимаются, за исключением взимания акциза на импортируемые товары, и меры нетарифного регулирования не применяются, кроме требований по безопасности товаров.

При вывозе указанных товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги взимаются, и меры нетарифного регулирования применяются в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.

При ввозе казахстанских товаров на территорию СЭЗ с соблюдением условий и требований режима свободной таможенной зоны с остальной части таможенной территории Республики Казахстан, а также вывозе с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги не взимаются, и меры нетарифного регулирования не применяются. Вывоз указанных товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с условиями выбранного таможенного режима.

В рамках Таможенного союза деятельность СЭЗ регулируется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

Основной задачей данного Соглашения является унификация законодательств государств-членов таможенного союза, регулирующих деятельность СЭЗ, в том числе правил применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Соглашение устанавливает содержание процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Соглашением определено, что Комиссия таможенного союза вправе устанавливать виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ, а также перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Вместе с тем, порядок создания и функционирования СЭЗ, а также применение льготного налогового режима на территории СЭЗ отнесены к национальному законодательству государств-членов таможенного союза.


Согласно данному Соглашению свободная экономическая зона - это «часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».

Территория СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза, где функционирует таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее – СТЗ). То есть товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Кроме того, товары, изготовленные в СЭЗ с использованием иностранных товаров и признанные товарами таможенного союза в соответствии с критериями достаточно переработки, освобождаются от уплаты пошлин и налогов при вывозе на таможенную территорию таможенного союза. Критерии достаточной переработки утверждаются Комиссией Таможенного союза.

В рамках данного Соглашения был установлен переходный период по таможенным льготам для свободных экономических зон.

Так, для резидентов СЭЗ РК, зарегистрированных до 1 мая 2010 года, сохраняются все действующие тарифные льготы до 1 января 2017 года.

Для резидентов СЭЗ, которые будут зарегистрированы до 1 января 2012 года, товары, вывозимые с территории СЭЗ на остальную территорию таможенного союза, будут освобождаться от обложения таможенными пошлинами, при условии соблюдения критериев достаточной переработки, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза.

В рамках ВТО режим СЭЗ не регулируется каким-либо отдельным Соглашением. Вместе с тем, как правило, обязательства стран-членов ВТО в отношении СЭЗ содержат требования о том, что любые СЭЗ должны учреждаться, действовать и регулироваться в соответствии с положениями Соглашений ВТО, включая Соглашение ГАТТ, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Соглашение СКМ) и Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (Соглашение ТРИМС).


В частности, в соответствии со статьей I ГАТТ государства-члены ВТО обязаны в рамках СЭЗ предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо другой страны.

В соответстии со статьей III ГАТТ государства-члены ВТО в рамках СЭЗ обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется отечественным товарам.

Кроме того, право компаний регистрироваться и функционировать на территории СЭЗ не должно быть увязано с экспортоориентированностью, с требованием по балансированию торговли и требованием о местном содержании (см. раздел «Промышленные субсидии» и «ТРИМС»).

В настоящее время в Казахстане успешное развитие получили 6 СЭЗ: «Астана – новый город», «Морской порт Актау», «Парк информационных технологий», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Бурабай», а также 2 индустриальные зоны в городах Астана и Караганда.

В частности, на территории СЭЗ «Астана – новый город» зарегистрировано 277 объектов. В экономической зоне «Морпорт Актау» реализуются 29 инвестиционных проектов. В «Парке информационных технологий» зарегистрированы 63 компаний. На территории «Оңтүстік» реализованы два инвестиционных проекта компаний «OxyTextile» и «Хлопкопром-Целлюлоза». В «Национальном индустриальном нефтехимическом технопарке» реализуется проект по строительству интегрированного газохимического комплекса.

Продолжается формирование трех новых СЭЗ с конкретной отраслевой направленностью:

– в Карагандинской области создано СЭЗ «Сарыарка», целью функционирования которой является развитие металлургии и металлообработки;

– в Алматинской области функционирует СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота», главной задачей которой является развитие транспортно-логистического потенциала;

– в Павлодарской области действует СЭЗ «Павлодар», целью которой является развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности3.


Регулирование и развитие СЭЗ в каждом из перечисленных регионов определяется Указом Президента Республики Казахстан, который предусматривает основную территорию, на которой будет развиваться СЭЗ, определенные цели, перечень приоритетных отраслей развития СЭЗ, управление и компетенцию местных уполномоченных органов, таможенное регулирование, налогообложение, а также порядок пребывания иностранных граждан на территории СЭЗ.


Литература


1 Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV.

2 Кажыкен М.З. «Региональные инфраструктуры Казахстана: экономические зоны» – Журнал об инновационной деятельности «Инновации». - № 7 (117), июль 2008 г., стр.19-22.

3 Свободные экономические зоны. – Астана: АО «Центр развития торговой политики» при Министерстве экономического развития и торговли Республики Казахстан, 2012.



1 К «точкам роста» относятся элементы экономического пространства, которые расширяют свою деловую активность, увеличивают объем вовлекаемых в сферу деятельности материальных, трудовых и финансовых ресурсов, не приближаясь при этом к своему «пределу роста», обусловленному конъюнктурой рынка и какими-либо ресурсными и иными ограничениями.


2 Министерство индустрии и новых технологий РК.

3 http://pm.kz