girniy.ru 1
УДК 338.242(043.5)

Создание и функционирование специальных экономических зон в Республике Казахстан:

первые результаты делового союза власти и бизнеса



Эрназаров Т.Я.

к.т.н., доцент экономики, профессор Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова


В данной статье автором предпринята попытка оценки эффективности функционирования отечественных специальных экономических зон. Кроме того, рассмотрено соответствие деятельности СЭЗ задачам дальнейшего развития института государственно-частного партнерства в республике.


In given article the author undertakes attempt of a mark of domestic special economic zones functioning’s efficiency. Besides, conformity of SEZ activity to problems of the further development of public-private partnership’s institute in republic is considered.


Для стимулирования развития конкурентоспособных производств в настоящее время все более активно используются такие инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП), как инструменты зонального развития взаимодействия государства и бизнеса. В мировой экономике успешно используются такие модификации зонального развития, как:

– зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные порты, транзитные) – компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории;

– промышленно-, торгово- и научно-производственные (импортно- и экспортно-ориентированные, оффшорные), обладающие специальным таможенным режимом, фискальными и финансовыми льготами, использующие комбинации различных режимов;

– инновационные (технополисы, промышленные и научные парки) концентрируют национальные и/или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, располагающие единой системой фискальных и финансовых льгот;

– комплексные (зоны свободного предпринимательства, специальные и особые экономические зоны, территории особого режима).


Достаточно очевидно, что строго обозначить определенное зональное образование не всегда возможно, так как многие из них обладают признаками и других зон. В их создании и использовании особая роль принадлежит строгому выполнению ряда правил успешной деятельности. Это, прежде всего, четкое установление конкретных целей и системы преференций, предоставляемых на ограниченные операции, недопущение их произвольных изменений. Необходима особая, относительно обособленная управленческая структура, находящаяся вне юрисдикции отраслевых и центральных органов, сосредоточенная исключительно на функционировании экономической зоны.

Согласно Закону Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» СЭЗ – это ограниченная территория Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой создаются благоприятные условия для осуществления приоритетных видов деятельности [1].

В настоящее время в Казахстане создано шесть СЭЗ, которые условно можно разделить на следующие группы:

– промышленно-производственные зоны: «Морпорт Актау», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Астана – новый город» в части индустриальной субзоны (индустриальная зона г. Астаны);

– сервисные зоны: «Бурабай» и «Астана – новый город» в части строительной субзоны;

– технико-внедренческая зона: «Парк информационных технологий «Алатау».

Из них активно функционируют четыре: «Астана – новый город», «Морпорт Актау», ПИТ и  «Онтүстік». СЭЗ «Бурабай» и СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» находятся в начальной стадии развития.

Дополнительно планируется создание двух новых СЭЗ в Павлодарской и Алматинской областях. Так, например, СЭЗ «Өндіріс» предлагается разместить на территории г. Павлодара в Северном промышленном районе на базе АО «Каустик». Целью создания данной СЭЗ является развития металлургии, нефтехимии, машиностроения, стройиндустрии и других отраслей промышленности на срок до 25 лет.


Кроме того, созданы 2 индустриальные зоны (ИЗ) в городах Астана и Караганда, при этом ИЗ г. Астаны включена в состав СЭЗ «Астана – новый город».

Если рассматривать вопросы СЭЗ глобально, то создавались они в целях форсированной модернизации отечественной экономики, ее переориентации на несырьевые рельсы. В этой связи, в соответствии с Законом РК «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» для участников СЭЗ действует определенный набор льгот и преференций, перечень который представлен в соответствии с таблицей 1.

Согласно Таможенному Кодексу и Закону РК «О ратификации Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» участники СЭЗ освобождаются от оплаты таможенных пошлин [3].


Таблица 1 – Льготы и налоговые преференции для участников СЭЗ [2]


Действующие

Дополнительно действующие

Дополнительно планируемые (начиная с 2011 года)

  • освобождение от корпо-ративного подоходного налога;

  • налогообложение по нулевой ставке при исчис-лении земельного налога;

  • применение нулевой ставки к среднегодовой стоимости объектов налого-обложения при исчислении налога на имущество;

  • освобождение от НДС оборотов по реализации на территориях СЭЗ товаров, работ и услуг, производимых и потребляемых при осу-ществлении видов деятель-ности, соответствующих целям создания СЭЗ;
  • освобождение от НДС объектов строительства и строительно-монтажных работ по объектам админист-ративного и производствен-ного назначения (офисные и промышленные здания, склады), предназначенным для осуществления видов деятельности, соответствую-щих целям создания СЭЗ;


  • режим свободной таможенной зоны.

  • для СЭЗ «Астана - новый город»: осво-бождение от уплаты КПН на 100%;

  • для СЭЗ ПИТ: освобождение сроком до 5 лет от уплаты социального налога.




  • НДС по нулевой ставке для товаров, потребляемых для осу-ществления деятель-ности, определяемых Правительством;

  • освобождение от платы за землеполь-зование на территории СЭЗ сроком на 10 лет;

  • увеличение предель-ной нормы амортиза-ции, применяемой для программного обеспе-чения IT-компаний с 15% до 40%;

  • внедрение особого механизма в отношении ввоза иностранной ра-бочей силы на террито-рию СЭЗ;

  • оказание услуг участникам СЭЗ по принципу «одного окна».





Деятельность СЭЗ ориентирована на эффективное взаимовыгодное взаимодействие государства и бизнеса в общественно значимых сферах экономики. СЭЗ направлены на ускоренное развитие регионов; содействие созданию высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоению выпусков новых видов продукции, притока инвестиций, внедрению современных методов управления и хозяйствования и решения социальных проблем, интеграции Казахстана в мировые экономические процессы.

Экономические зоны формируют точки устойчивого роста национальной экономики в наиболее важных отраслях. Так, работа СЭЗ «Морпорт Актау» направлена на развитие производственной базы для предприятий нефтегазовой отрасли, производство товаров народного потребления, привлечение предприятий малого и среднего бизнеса и т.п.; СЭЗ «Астана – новый город» – на повышение консолидирующей роли Астаны в социально-экономической и духовной жизни Казахстана; СЭЗ «Парк информационных технологий «Алатау» – на развития отрасли информационных технологий, в том числе создание и освоение выпуска новых видов продукции высокотехнологичных производств современных информационных технологий; СЭЗ «Онтүстік»на развитие и рост внутреннего потребительского текстильного рынка, а также экспортоориентированного производства; СЭЗ «Бурабай» на развитие Щучинско-Боровского курорта; СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»на развитие нефтехимической промышленности и повышение ее конкурентоспособности [4].


В настоящее время на территорию СЭЗ «Астана - Новый город» привлечено 976,6 млрд. тенге инвестиций, из них 556,7 млрд. тенге составляют частные инвестиции, оставшиеся 419,9 млрд. тенге – инвестированы государством.

Заявлено 39 проектов на общую сумму более 1,1 млрд. долларов США с созданием более 7 500 рабочих мест. Ежегодно планируется производить продукцию на общую сумму 700 млн. долларов США. Ежегодная сумма налоговых отчислений данных проектов составит 33,3 млн. долларов США.

На территории СЭЗ введены в эксплуатацию такие объекты как «Хан шатыр», бизнес-центр «Москва», Новый университет Астаны, завод по производству «сендвич-панелей» (ТОО «Кровля-НС»).

Объем привлеченных инвестиций СЭЗ «Морпорт Актау» в 2010 году составил 14,0 млрд. тенге, зарегистрировано 5 участников. Активно действует 3 проекта: завод морских металлических конструкций (ТОО «Keppel Kazakhstan»), завод по выпуску труб нефтяного сортамента (АО «АrcelorMittal Tubular Products Aktau»), завод стекловолокнистых труб на эпоксидной основе (ТОО «АЗСТ»).

На стадии строительства находятся еще 2 проекта общей стоимостью 1 491 млн. Тенге, а именно: инжиниринго-монтажный комплекс по производству оффшорных контейнеров (ТОО «Тesco») и завод по производству предизолированной трубы (ТОО «Атырау флоулайн»).

В СЭЗ «Парк информационных технологий» по итогам 2010 года в сравнении с 2009 годом наблюдается рост количества участников (зарегистрировано 32 компании).

Ведется работа по освоению территории 1 очереди СЭЗ ПИТ (площадью около 20 га) в части ее заполнения действующими проектами, например, совместно с заинтересованными организациями рассматривается вопрос размещения Международного университета информационных технологий (г. Алматы) на данной территории.

Объем привлеченных инвестиций в СЭЗ «Оңтүстік»
по итогам 2010 года составил 24,6 млрд. тенге, зарегистрировано три участника. На территории СЭЗ введены производства гребенной и кардной пряжи ТОО «Oxy-Textile» и гигроскопической ваты, хлопковой целлюлозы и технической карбоксиметилцеллюлозы из хлопко-содержащего сырья ТОО «Хлопкопром Целлюлоза», что послужит дополнительным стимулом к развитию хлопкового кластера Казахстана. Создано 217 новых рабочих мест.


В рамках СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» достигнуты предварительные договоренности с компанией «Синотек» (Китай) по строительству первого интегрированного газохимического комплекса общей стоимостью 1,7 млрд. долларов.

В настоящее время разработан и утвержден мастер-план создания туристского центра «Бурабай», согласно которому, реализация проекта запланирована на 12 лет до 2021 года с разбивкой на семь этапов.

На данный момент завершены работы по ограждению территории СЭЗ, ведутся работы по строительству инфраструктурных ресурсов – электричество, водопровод, канализация, телефонные сети.

Осуществляется строительство инфраструктуры индустриальной зоны «Металлургия-Металлообработка» в гКараганде. Подписан Меморандум между СПК «Сарыарка» и компанией KORES (Республика Корея) по разработке месторождения «Жетымшокы» в Карагандинской области, достигнута договоренность с компанией HANKOOK (Республика Корея) по строительству завода по производству медной продукции на территории Индустриального парка. Официально подтвердили намерения по размещению предприятий следующие потенциальные инвесторы: ТОО «Стройинновация ЛТД», ТОО «Темир мен Мыс», ТОО «Вторметиндустрия», ТОО «Агат-Кварц», ТОО «WORLD SILICIUM METAL», АО «Казтемиртранс». Ведутся переговоры с АО «Азия Авто» по строительству на территории Индустриального парка автосборочного производства на площади 100 га, а также с российской компанией Соллерс по организации автосборочного производства.

В настоящее время ведется строительство первой очереди инфраструктуры Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Общая стоимость проекта составляет 382,9 млрд. тенге, в том числе 309,2 млрд. тенге – капиталовложения инвесторов и 73,7 млрд. тенге – средства республиканского бюджета, таким образом, на 1 тенге инвестиций из бюджета планируется привлечь 4,19 тенге частных инвестиций. На сегодняшний день заключены договора по 33 объектам с 12 компаниями-инвесторами, распределены объекты стоимостью более 48 млрд. тенге, фактически привлечено инвестиций на сумму 309 млрд. тенге.


Как было сказано выше, на данный момент активно действуют 4 СЭЗ, в которых на 1 января 2010 года было зарегистрировано 53 предприятия. Из них в 2009 году бездействовали – 35 компаний, активными оставались лишь 18, при этом их обороты не превысили 45 млрд. тенге. Причем основная доля приходится на 2 предприятия в СЭЗ «Морпорт Актау». На продукцию остальных действующих предприятий, зарегистрированных в СЭЗ, отсутствует спрос. Что обусловлено, прежде всего, их недостаточной ориентированностью на реальные потребности и интересы инвесторов.

Кроме того, отмечается низкая рентабельность бюджетных затрат, неэффективность регулирования управления, бюрократизация (большое количество согласований между дирекциями СЭЗ и уполномоченными организациями), длительные сроки регистрации участников и нестабильность налогового законодательства для резидентов СЭЗ.

Для решения данных проблем предлагается принятие нового Закона РК «О специальных экономических зонах», который 28 декабря 2010 года был одобрен Правительством РК. Основным нововведением законопроекта является замена администрации СЭЗ управляющими компаниями в организационно-правовой форме акционерных обществ, в состав органов управления которых могут входить представители частных инвесторов, государственных органов, местных исполнительных органов.

Проектом закона предусмотрены также налоговые преференции для СЭЗ, причем законопроект предполагает разные налоговые режимы с учетом особенностей каждой СЭЗ. В частности, предполагается обложение НДС по нулевой ставке реализации с территории РК на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания такой СЭЗ. В отношении организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ, предусмотрено освобождение от уплаты за пользование земельными участками, выделенных в пределах территории СЭЗ.

Помимо этого, законопроектом предусмотрено уменьшение корпоративного подоходного налога на 100 % по доходам от видов деятельности в соответствии с целями СЭЗ, увеличение предельной нормы амортизации, применяемое в целях налогообложения в отношении программного обеспечения с 15 % до 40 %.


Учитывая, что специальные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических задач государства, хотелось бы надеется, что уже созданные и планируемые СЭЗ станут катализатором внешнеэкономических и межрегиональных связей для привлечения инвестиций в национальную экономику.

Литература


  1. Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» от 6 июля 2007 года № 274-III ЗРК (с изменениями от 30 июня 2010 года)

  2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV (по состоянию на 10 сентября 2010 года)

  3. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 года № 296-IV

  4. Кажыкен М.З. Региональные инфраструктуры Казахстана: экономические зоны // Инновации. – 2008. – № 7 (117). – С. 19-22