Содержание
1 Темы для рефератов с. 3
2 Экзаменационные вопросы с. 9
3 Вопросы для промежуточного контроля преподавателем
результативности изучения дисциплины и самоконтроля студентов с. 11
4 Словарь употребленных философских терминов с. 17
5 Рекомендуемые учебные пособия с. 22
6 Справочные и хрестоматийные издания с. 23
Темы для рефератов
Проблема генезиса философского знания. Философия и мифология
Миф как способ отношения человека к миру
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества
-
Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм как принципы понимания мира и человека
Влияние философии на жизнь общества
Философия как самосознание культуры
Философия и религия: сходство и различие
Сциентизм и антисциентизм как философско-мировоззренческие ориентации
Философия древней Индии: общая характеристика
Философия древнего Китая: общая характеристика
Этапы развития и принципы периодизации античной философии
Решение проблемы бытия элейской школой древнегреческой философии
Решение проблемы бытия Гераклитом
Атомистическое учение в античной философии
Софисты и их воздействие на античное мировоззрение
Этическая концепция Сократа
Онтология и теория познания Платона
Проект идеального государства Платона
Учение Аристотеля о материи и форме
Учение Аристотеля о государстве
Эллинистическо-римская философия: стоицизм
Эллинистическо-римская философия: неоплатонизм
Два взгляда на соотношение имени и вещи в античной философии
-
Зарождение христианской мысли: патристика
Теоцентризм средневековой европейской философии
Соотношение веры и разума как важнейшая проблема средневековой христианской философии
Концепция истории Аврелия Августина
Схоластика как тип религиозно-философской мысли
Противостояние реализма и номинализма в схоластике
Фома Аквинский и его роль в развитии европейской мысли
Взгляды Фомы Аквинского на общество, государство, право
Проблема души в античной философии и христианской религии
Философия в странах ислама в средние века
Философские взгляды Авиценны и Аверроэса
Особенности мировоззрения эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятий «возрождение» и «гуманизм»
Возрожденческий идеал человека
Социально-политические взгляды Никколо Макиавелли
«Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского – выдающийся памятник возрожденческой мысли
Социальный утопизм эпохи Возрождения. Философия Т.Мора и Т.Кампанеллы
Фрэнсис Бэкон: критика схоластики и проект прагматического преобразования науки
Полемика рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
Учения о субстанции в философии Нового времени
Социально-политические и правовые взгляды Т.Гоббса
Основные идеи «Богословско-политического трактата» Б. Спинозы
Философия истории Д. Вико
Социально-политические и правовые взгляды Д. Локка
Доктрина «естественных прав человека» в философии Просвещения
Договорная теория возникновения государства у мыслителей Просвещения
Произведение Ш. Монтескье «О духе законов»: содержание и значение
Взгляды на историю Вольтера
-
«Об общественном договоре или Принципы политического права» Ж.-Ж. Руссо: основные идеи
Своеобразие позиции Ж.-Ж. Руссо в идейном движении Просвещения
Обоснование идеи общественного прогресса в философии Просвещения
Взгляды на историю И.Г. Гердера
Сущность «коперниканского» переворота, совершенного в философии И. Кантом. Его учение о познании
Политические и исторические взгляды И. Канта (по работам «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «К вечному миру»)
Моральная философия И. Канта
Совпадение мышления и бытия в философии Г. В. Ф. Гегеля
Философия истории Г.В.Ф. Гегеля
Философия права Г.В.Ф. Гегеля
Учение о человеке Л. Фейербаха
Учение об общественном сознании и общественом бытии в философии марксизма
Периодизация всемирной истории в марксистской философии истории
Марксистская теория возникновения и сущности государства
Программа «позитивной философии» О. Конта
Этические взгляды А. Шопенгауэра
Антропология Фридриха Ницше
Отношение к разуму и науке в философии ХХ века
Проблема языка в философии XX века
Философская программа неопозитивизма
Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии
Прагматизм как философское течение в контексте американской духовной традиции
Людвиг Витгенштейн: обоснование программы философии лингвистического анализа
Учение экзистенциалистов о подлинности и неподлинности человеческого существования
Концепция «осевого времени» К. Ясперса
Идеи экзистенциализма и художественная литература
Герменевтика, ее предыстория и становление как философского течения
Проблема интерпретации текста в герменевтике
-
Образ человека в философии Э. Фромма
Идеи структурализма в современной философии
Философия истории А. Тойнби
Постмодернизм как стиль мышления
Платон и русское религиозное сознание
П.Я. Чаадаев: оценка исторического прошлого и будущего России
Содержание принципа соборности в философии славянофилов
Политические и правовые взгляды К.Д. Кавелина
Политические, правовые и исторические взгляды Б. Н. Чичерина
Философское мировоззрение Л.Н. Толстого
Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Ф.М. Достоевский как предтеча экзистенциализма
Философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные понятия)
Отношение личности и общества в философии В.С. Соловьева
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Свобода и творчество в философии Н.А. Бердяева
Евразийство как течение русской социальной мысли XX века
Политические, правовые и этические взгляды И.А. Ильина
Русский космизм. Основные идеи и представители
Эволюция представлений о пространстве в философии и науке
Философия нестабильности И. Пригожина
Сознание как философская проблема
Слово и мысль
Бессознательное как психический феномен
Понятие закона в науке
Индукция и дедукция в научном познании
Анализ и синтез – универсальные методы научного познания
Аналогия как метод познания
Роль интуиции в научном познании
Творчество и интуиция
Концепция развития научного знания Томаса Куна
Историзм как метод социального познания
Объяснение и понимание
Математизация социальных наук: достижения и проблемы
-
Особенности гуманитарного знания
Человек как творец и творение культуры
Индивид, личность, индивидуальность
Личность: свобода и ответственность
Диалог как способ самопознания и самореализации человека
Особенности правового сознания
Отличие морального и правового регулирования
Феномен власти в обществе
Понятие правового государства
Русский характер и русская ментальность в литературных произведениях русских писателей
Герои художественных произведений как антропологические типы
Любовь в историко-философской традиции
Традиция и новация в жизни общества
Возрастные общности в социуме. Проблема «отцов и детей»
Время и его бытие в культуре
Проблема техники в современной философии
Социокультурные функции образования
Понятия «развитие», «эволюция», «прогресс»
Человек и история
Проблема смысла истории
Свобода и историческое творчество
Человечество перед лицом глобальных проблем
Запад, Восток, Россия: диалог культур в современном мире
Экзаменационные вопросы
1 Античная философия: досократики и Сократ
2 Античная философия: Платон, Аристотель и философия эллинистическо-римского периода
-
Зарождение христианской философии. Патристика
4 Схоластика как тип мышления и этап развития западноевропейской философии и теологии. Противостояние реализма и номинализма в схоластике
-
Характерные черты философии эпохи Возрождения
1Философия XVII – XVIII веков: эмпиризм, сенсуализм и рационализм. Социальная философия этого периода
2И. Кант: теория познания и моральная философия
3Основные положения философии Г.В.Ф. Гегеля
4Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные положения диалектического материализма
5Сущность марксистского понимания истории
6Иррационализм в западно-европейской философии XIX века
7Возникновение и эволюция позитивизма. Программа логического позитивизма. Постпозитивизм
8Экзистенциализм
9Характерные черты русской философии. Славянофильство и западничество как течения русской общественной мысли XIX века
10Основные идеи философии В.С. Соловьева
11Философия как особая форма сознания. Зарождение философской мысли
12Специфика философского знания. Основные проблемы философии и основные разделы философского знания
13Мировоззрение. Основные типы мировоззрения
14Взаимоотношение философии с другими формами сознания. Место и роль философии в системе культуры.
15Проблема бытия в философии. Трактовка бытия религиозной философией
16Решения проблемы бытия рационализмом и иррационализмом, материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом
17Движение и его отношение к проблеме бытия. Движение и развитие
18Представления о материи в истории философии
19Философия о природе пространства и времени. Физические представления о пространстве и времени
20Проблема сознания, важнейшие ее решения в философии
21Сознание и психика, сознание и бессознательное, самосознание
22Социальная обусловленность сознания
23Отличительные черты научного познания. Возникновение науки и основные этапы ее развития
24Чувственные компоненты познания и формы мышления. Познание как единство чувственного и рационального
25Эмпирический и теоретический уровни познания. Научное знание как единство эмпирического и теоретического
26Основные общенаучные методы познания. Специфика познания общества
27Рост научного знания. Эволюция и революции в науке. Смена типов рациональности в науке
28Представления об истине и ее критерии
29Ценности и их роль в жизни человека и общества
30Моральные ценности. Концепции происхождения и сущности морали
31Религиозные ценности и их влияние на жизнь человека и общества. Свобода совести
32Природа эстетических ценностей
33Человек как важнейшая философская проблема. Материалистические концепции человека
34Учение о человеке в экзистенциализме
35«Философская антропология» о сущности человека
36Философия о свободе человека
37Человек и природа. Изменения отношения общества и природной среды в ходе истории
38Понятие личности. Личность и общество
39Структура общества. Взаимосвязь различных сторон общественной жизни
40Историческая роль и функции государства. Гражданское общество и государство
41Источники и движущие силы развития общества
42Содержание понятия «прогресс». Идея общественного прогресса
43Две модели мышления истории: стадиальная и цивилизационная
44Глобальные проблемы современности
45Будущее человечества
Вопросы для промежуточного контроля преподавателем результативности изучения дисциплины и самоконтроля студентов
В чем заключается особенность философии как формы знания ?
Каково происхождение термина «философия»?
Когда и где возникла философия?
В чем заключаются особенности мифологического отношения человека к миру?
Каким было отношение возникающей философии к мифологии?
Как философия относится к религии? каковы варианты этого отношения?
Как философия относится к науке? каковы варианты этого отношения?
Является ли философия видом научного знания?
Каково значение для философии истории философии?
Каково происхождение и значения термина «метафизика»?
Оцените позицию позитивизма в решении вопроса об отношении науки и философии
Какие существовали и существуют типы мировоззрения?
Докажите, что философия действительно играет мировоззренческую роль
В чем состоит отличие материализма и идеализма?
В чем состоит отличие субъективного и объективного идеализма?
В чем состоит отличие философского рационализма и иррационализма?
Кого из выдающихся представителей философского рационализма и иррационализма вы можете назвать?
В чем состоит отличие монизма и дуализма в философии?
В чем заключается религиозное решение проблемы бытия?
Что такое пантеизм?
В чем состоит отличие теизма и пантеизма?
Кого из выдающихся европейских философов, выражавших пантеистическую тенденцию, вы можете назвать?
Каково содержание понятия «субстанция»?
-
Каково отношение движения к проблеме бытия?
Какие интерпретации развития возможны в плане количественных и качественных изменений?
В чем состоит материалистическое решение вопроса о природе пространства и времени?
Как решал вопрос о природе пространства и времени Иммануил Кант?
В чем заключается отличие ньютоновского и эйнштейновского представлений о пространстве и времени?
Какова роль сознания в жизни человека?
В чем состоит сущность психофизиологической проблемы?
Что есть самосознание?
Каково содержание философского понятия «рефлексия»?
Каково отношение сознания и психики?
Тождественно ли сознание мышлению?
Каковы проявления бессознательного в жизнедеятельности человека?
В чем проявляется социальная обусловленность сознания?
Покажите связь сознания и языка
В каком смысле можно проводить различие между индивидуальным и общественным сознанием?
Чем отличается восприятие от ощущения? представление – от восприятия?
Чем отличается понятие от восприятия и представления?
В чем заключается противоположность сенсуализма и рационализма в философии?
Кого из европейских философов Нового времени можно отнести к сенсуалистам и кого – к рационалистам?
Назовите отличительные признаки научного познания
Какие существуют периодизации развития науки?
Всегда ли существовала современная связь научного и технического развития?
Какова роль теории в науке?
Какова логическая структура научной теории?
Каким образом наука осуществляет предсказание?
Каковы возможности и границы рационального и эмпирического в познании?
Что такое эмпиризм? в чем его несостоятельность?
-
В чем выражается связь эмпирического и теоретического в науке?
Что предполагает принцип детерминизма и каково его значение в науке?
Что отличает законы динамического и статистического типов?
Какие общенаучные методы научного познания вам известны?
В чем проявляется нерациональное в научном познании?
Какой смысл имеет различение эволюционного и революционного периодов в развитии той или иной науки?
Каков смысл понятия «нормальная наука» в концепции роста научного знания Т. Куна?
В чем состоят особенности познания общества?
В чем суть классической концепции истины?
В чем заключается когерентная концепция истины?
Как решается вопрос о природе истины прагматизмом?
В чем суть конвенционалистской трактовки истины?
Как решается проблема истины марксистской эпистемологией?
Докажите, что противоположность истины и заблуждения в науке не является абсолютной
Чем отличается ценностное отношение человека к действительности от научно-познавательного?
Какова роль ценностей в человеческом бытии?
Покажите роль ценностей в решении проблемы смысла жизни человека
Как формируются ценностные ориентации личности?
Назовите основные понятия, которыми оперирует моральное сознание
Определите, что есть совесть
В чем состоит отличие морального регулирования и правового регулирования?
Что такое «гедонизм»?
Как обосновывает мораль утилитаризм?
Как трактовал природу и действие морали И. Кант?
Как решает вопрос о происхождении и сущности морали марксистская этика?
Раскройте, что есть религиозная вера?
Как проявляется религиозное отношение человека к миру?
Назовите ценности христианской религии
-
Что понимается под свободой совести?
Совпадают ли эстетическое отношение человека к действительности и искусство?
Сравните понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»
В чем состоит отличие человека от животных?
Интерпретируйте положение Фр. Ницше о человеке как больном животном
Является ли человек завершенным существом?
Почему собственное существование предстает для человека проблемой?
Какие концепции возникновения человека вам известны?
Интерпретируйте тезис о социально-исторической обусловленности человека
Что есть «личность»?
В каком смысле личность является критерием и мерой социума?
Как вы понимаете свободное развитие личности?
Оцените явления массовизации в современном обществе
Очертите грани человеческой свободы
Что есть культура для человека и общества?
Что связывает человека с природой?
Зависит ли отношение человека к природе от ценностей определенной культуры?
Каковы важнейшие переломные моменты в истории, менявшие характер взаимодействия человека с природой?
Каковы причины экологической проблемы, с которой сегодня столкнулось человечество?
Какие сферы общественной жизни могут быть выделены?
В чем состоит материальная жизнь общества?
Каковы возможные решения вопроса об отношении материального и духовного в жизни общества?
Как реализуются и существуют общественные отношения?
Какие социальные общности вам известны?
Какие существуют этнические общности?
В чем суть теорий социальной стратификации?
Какой смысл вкладывается в понятие «класса» в марксистской теории?
Что характерно для сословного деления общества?
-
Каково социально-культурное предназначение интеллигенции?
Какова роль сознания в формировании социальной общности?
Как осуществляется интеграция индивида в общество?
Покажите взаимное влияние экономики и политики
Какими рычагами влияния на общественную жизнь располагает политическая власть?
Какие задачи решает современное государство?
Дайте определение правовому государству
Каковы этапы эволюции средств коммуникации в истории человечества?
Соотнесите понятия «движение» и «развитие», «развитие» и «прогресс»
Какой смысл имеет различение функционирования и развития общества?
Каковы главные виды человеческой деятельности?
Как понимает источник общественного развития религиозная мысль?
Как мыслили движущую силу истории просветители?
Каково содержание теорий элиты?
Какие решения существуют в философии относительно роли великих людей в истории?
Как вы оцениваете роль в истории выдающихся личностей?
Покажите влияние идей на общественное развитие
Как решает вопрос о движущих силах истории марксистская философия истории?
Каким образом современная наука влияет на исторический процесс?
Когда вошло в сознание европейца и стало определять его мировоззрение представление о поступательном восходящем движении общества (прогрессе)?
Применимо ли понятие прогресса к природе?
Раскройте ценностное содержание представления об общественном прогрессе
Какие решения существуют относительно критерия прогресса?
В чем заключается отличие стадиальной и цивилизационной моделей исторического процесса?
-
Назовите мыслителей, придерживавшихся цивилизационной модели мышления исторического процесса?
-
Назовите глобальные проблемы современности
-
В чем заключается сегодня демографическая проблема?
К какому прогнозу относительно будущего, ожидающего человечество, вы склоняетесь?
Возможен ли конец истории?
Словарь употребленных философских терминов
АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях
АТЕИЗМ – отрицание существования бога
БЫТИЕ – объективная или субъективная реальность, принимаемая в качестве сущности мира
ГЕДОНИЗМ – направление в этике, считающее, что в основании морали лежит стремление человека к удовольствию, наслаждению
ГЕРМЕНЕВТИКА – первоначально искусство и теория истолкования текстов, как философское течение оформилась в XIX и,
особенно, XX веке
ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания
ДЕИЗМ (от лат. deus – бог) – философское учение, признающее сотворение мира Богом, но не предполагающее последующего непосредственного вмешательства Бога в течение событий в мире
ДЕТЕРМИНИЗМ – признание обусловленности всех явлений, прежде всего – причинной обусловленности
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философские системы, исходящие из признания двух начал мира (материального и духовного), которые берутся в качестве самостоятельных, независимых начал
ИДЕАЛИЗМ – философское течение, исходящее из первичности
сознания, духа
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское течение,
выражающее недоверие к разуму, утверждающее, что и мир неразумен в своей сути, и человеческий разум не раскрывает человеку сути бытия, создавая лишь иллюзию постижения мира
КУЛЬТУРА – способ бытия человека, способ закрепления и трансляции человеческого опыта
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское течение XIX – XX вв., основоположниками которого были К. Маркс и Ф. Энгельс, форма материализма, получила наименование диалектического материализма
МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение, исходящее из первичности материи
МАТЕРИЯ – объективная реальность, которая мыслится существующей независимо от сознания, духа, противоположность духовной реальности
МЕТАФИЗИКА – термин имеет несколько значений, в главном своем значении метафизика сопоставляется с наукой и предстает как синоним философии
МОНИЗМ (от греч. monos – один) – философские системы, которые строятся исходя из одного начала (материального или духовного)
НЕОФРЕЙДИЗМ – философское течение XX века
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – разновидность идеализма, принимающая духовное первоначало в качестве объективной реальности
ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии
ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее бога и природу
ПАТРИСТИКА – период в развитии христианской мысли (II – VIII вв.)
ПЕРСОНАЛИЗМ – философское течение кон. XIX – XX вв.
ПОЗИТИВИЗМ – философское течение XIX – XX вв.
ПРАГМАТИЗМ – философское течение кон. XIX – XX вв.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – стиль мышления в философии и культуре, наметившийся в конце XX века, преимущественно в странах Запада
РАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, исходящее из того, что мир разумен в своей основе (онтологический рационализм), что с помощью разума человек способен постигать мир (гносеологический рационализм), что разум лежит в основе морали (этический рационализм)
РЕВОЛЮЦИЯ – относительно быстрое, скачкообразное изменение
РЕФЛЕКСИЯ – обращение сознания внутрь себя, на собственный духовный мир личности
СЕНСУАЛИЗМ – теория познания, утверждающая, что решающая роль в познании принадлежит чувственному опыту, и не признающая самостоятельной роли мышления в познании. Противоположную позицию выражает рационализм
СТОИЦИЗМ – философское течение античной философии эллинистическо-римского периода
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – членение общества на слои, уровни
СТРУКТУРАЛИЗМ – философское течение XX века
СУБСТАНЦИЯ – первооснова
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – разновидность идеализма, признающая дух только в формах индивидуально-личностного сознания человека
СЦИЕНТИЗМ – философско-мировоззренческая позиция, ориентирующаяся на науку и считающая ее высшей культурной ценностью
СХОЛАСТИКА – определенный тип религиозно-философской мысли и период в развитии западно-европейской теологии и философии (XI – XIV вв.)
ТЕИЗМ (от греч theos - бог) – религиозное и философское мировоззрение, исходящее из существования личного Бога, внешнего по отношению к миру, сотворившего этот мир и продолжающего воздействовать на него
УТИЛИТАРИЗМ – направление в этике, считающее пользу основой морали
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – с начала XX века определенное философское течение, основоположником которого явился Э. Гуссерль
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – философское течение кон. XIX – XX вв.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – в широком смысле – всякое философское учение о природе человека, в узком смысле – философское течение XX века, определенным образом трактующее человека
ЭВОЛЮЦИЯ – постепенное изменение
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философское течение XX века
ЭМПИРИЗМ – теория познания, утверждающая, что все содержание знания может быть сведено к эмпирическим данным, и не признающая самостоятельной роли теории в познании. Противоположную позицию выражает рационализм
ЭПИКУРЕИЗМ – философское течение античной философии эллинистическо-римского периода
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория познания, синоним гносеологии, иногда эпистемологию отличают от гносеологии, считая ее теорией только научного познания
ЭТИКА – область философии, изучающая мораль
ЭСТЕТИКА – область философии, изучающая природу эстетического отношения человека к действительности и сферу художественной деятельности людей
ЦЕННОСТЬ – социокультурная и личностная духовная значимость
Рекомендуемые учебные пособия
1 Философия. – М.: «Гардарики», 2005.
2 Философия. – М.: Академический Проект, Трикста, 2007.
3 Философия. – М.: Норма, 2005.
4 Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 2003.
5 Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2004.
6 Философия / В.Г. Кузнецов и др.. – М.: ИНФРА-М, 2003.
7 Гурина М. Философия. – М.: Республика, 1998.
8 Философия. – М. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2004.
9 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. – СПб.: Петрополис, 1994 – 1997.
10 История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
11 История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1997.
12 Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.
13 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.: Магистр, 1996.
14 Барулин В.С. Социальная философия. – 2-е изд. – М.: Гранд: ФАИР-пресс, 2002.
15 Очерки социальной философии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 1998.
16 Философия истории. – М.: Гардарики, 1999.
17 Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. университета, 2005.
18 Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
19 Введение в культурологию. – М.: Владос, 1995.
20 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2002.
Справочные и хрестоматийные издания
1 Антология мировой философии: в 4 т. – М.: «Мысль», 1969 – 1972.
2 Мир философии: Книга для чтения: в 2 частях. – М.: Политиздат, 1991.
3 Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М.: ТЕИС, 1996.
4 Хрестоматия по истории философии: в 3 частях. – М.: Владос, 2001.
5 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.
6 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М.: Республика, 1995.
7 Феномен человека: Антология. – М.: Высшая школа, 1993.
8 Философия истории: Антология. – М.: Аспект Пресс, 1995.
9 Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2000 - 2001.
10 Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
11 Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
12 Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М, 2005.
13 Краткий философский словарь. – М.: Проспект, 2004.
14 Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М.: Логос, 2000.
15 Русская философия: Словарь. – М.: Республика, 1995.
16 Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991.
17 Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990.
18 Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001.
19 Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.