https://electroinfo.net

girniy.ru 1



Артемьева

Наталья Александровна,

учитель начальных классов


Развитие логического мышления младших школьников


Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

Главная цель моей работы с детьми – развитие их умственных способностей, т. е. умений наблюдать, обобщать, делать выводы, находить закономерности. В результате этих действий, знания, которые получают ученики, должны служить пищей для ума.

Наша программа «Школа 2100» и учебники (особенно математика) построены так, что позволяют проводить такую работу начиная с первых дней учебы в школе. Приведу несколько примеров заданий, которые я предлагаю детям на уроках по разным предметам.

В учебнике математики предлагается огромный выбор заданий на логическое мышление, но в первые два месяца в первом классе я предлагаю детям различные графические диктанты. Работа с заданиями этого вида направлена на развитие таких общеинтелектуальных умений, как анализ, обобщение и аналогия.

Постепенно авторы учебников вводят задания на поиск закономерностей (слайд 1-5), «логические ряды» (слайд 6).

Найди недостающее число, запиши закономерность, по которой ты нашел это число.

9, 7, 12, 10. 15, 13, …(18)

1 способ: поочередно осуществляем действия сложения и вычитания, т. е. вычитаем 2, прибавляем 5.

2 способ: осуществляем действие сложения – прибавляем по3 через число.

1∆ 2∆∆ 3∆∆∆ …

19 28 37 46

11, 211, 3111…

Цель такой работы: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.

Форма работы может быть различная: индивидуальная

в парах

фронтальная

Результат: осознанность действий со стороны самого ученика, развитие логического мышления.

«Ошибки – невидимки» (слайд 7)

Ничего не зачеркивая сделай ошибку невидимой. Дай разные варианты ответов.

10<10 10<100 10<10+5 15-10<10

8=7 8=7+1 15-8=7

6+3=10 6+3=10-1 1+6+3=10

Цель работы: развитие логического мышления, внимания, сообразительности.

Форма работы: индивидуальная

в парах

фронтальная

Результат: развитие интереса к предмету, умения сравнивать, анализировать.

Самые любимые задания для детей «Найди лишний предмет.» (букву, число, цифру) (слайд 8)

Такое же задание можно выполнять и на уроке русского языка. Например: Чистописание.

- Из каждого слова выпишите только орфограмму.(слайд 9-11)

Артист, шина, Нина, работа.

- Получили: ашина

- А теперь послушайте загадку и догадайтесь какой буквы здесь не хватает:

Может бегать далеко,

Пьет бензин, как молоко.

- Получили новое словарное слово машина.

Далее идет обычная работа с новым словом:

- Что можно сказать об этом слове?

(Лексическое значение, количество слогов, ударение, безударная гласная, количество букв и звуков). Далее можно подобрать к этому слову однокоренные слова, составить предложение, выполнить фонетический разбор.

Словарная работа (слайд 12-14)

- Соберите рассыпавшиеся слова, подчеркните орфограммы.

хо все рея хозяин

че ле ин черёмуха

на зя му навсегда

га ре гда галерея

на ро мое насекомое

а яц ко аромат

за се мат заяц

ха

- Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?


(Заяц – 2 слога, самое короткое. Насекомое – 5 слогов, самое длинное. Навсегда – не обозначает предмет. Черемуха – в составе есть другое слово - муха, аромат и др.)

Анаграммы

Поменяй местами буквы в рассыпавшихся словах, относящихся к предмету «Окружающий мир». Запиши их, найди лишнее, объясни свой выбор.

Ш ь ы м (мышь) с ь р ы (рысь) ц а я з (заяц) т д я л е (дятел)

Работа с текстом на уроке чтения строится по такому плану:


  1. Рассматривание иллюстрации

  2. Предположения о чем будет идти речь в тексте. (выслушиваются все мнения)

  3. Название текста. (дает новые идеи)

  4. Проверка предположений. (чтение текста)

  5. После чтения вопросы по тексту.

  6. Какие были предположения, кто оказался ближе к истине?

  7. Далее учитель может предложить детям такой фрагмент из текста, где нужно логически домыслить содержание.

В результате такой работы происходит рост уровня учебно-познавательной деятельности учащихся, развивается логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, фантазировать, развитие интереса к предмету.</10>