Артемьева
Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Развитие логического мышления младших школьников
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Главная цель моей работы с детьми – развитие их умственных способностей, т. е. умений наблюдать, обобщать, делать выводы, находить закономерности. В результате этих действий, знания, которые получают ученики, должны служить пищей для ума.
Наша программа «Школа 2100» и учебники (особенно математика) построены так, что позволяют проводить такую работу начиная с первых дней учебы в школе. Приведу несколько примеров заданий, которые я предлагаю детям на уроках по разным предметам.
В учебнике математики предлагается огромный выбор заданий на логическое мышление, но в первые два месяца в первом классе я предлагаю детям различные графические диктанты. Работа с заданиями этого вида направлена на развитие таких общеинтелектуальных умений, как анализ, обобщение и аналогия.
Постепенно авторы учебников вводят задания на поиск закономерностей (слайд 1-5), «логические ряды» (слайд 6).
Найди недостающее число, запиши закономерность, по которой ты нашел это число.
9, 7, 12, 10. 15, 13, …(18)
1 способ: поочередно осуществляем действия сложения и вычитания, т. е. вычитаем 2, прибавляем 5.
2 способ: осуществляем действие сложения – прибавляем по3 через число.
1∆ 2∆∆ 3∆∆∆ …
19 28 37 46
11, 211, 3111…
Цель такой работы: развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать.
Форма работы может быть различная: индивидуальная
в парах
фронтальная
Результат: осознанность действий со стороны самого ученика, развитие логического мышления.
«Ошибки – невидимки» (слайд 7)
Ничего не зачеркивая сделай ошибку невидимой. Дай разные варианты ответов.
10<10 10<100 10<10+5 15-10<10
8=7 8=7+1 15-8=7
6+3=10 6+3=10-1 1+6+3=10
Цель работы: развитие логического мышления, внимания, сообразительности.
Форма работы: индивидуальная
в парах
фронтальная
Результат: развитие интереса к предмету, умения сравнивать, анализировать.
Самые любимые задания для детей «Найди лишний предмет.» (букву, число, цифру) (слайд 8)
Такое же задание можно выполнять и на уроке русского языка. Например: Чистописание.
- Из каждого слова выпишите только орфограмму.(слайд 9-11)
Артист, шина, Нина, работа.
- Получили: ашина
- А теперь послушайте загадку и догадайтесь какой буквы здесь не хватает:
Может бегать далеко,
Пьет бензин, как молоко.
- Получили новое словарное слово машина.
Далее идет обычная работа с новым словом:
- Что можно сказать об этом слове?
(Лексическое значение, количество слогов, ударение, безударная гласная, количество букв и звуков). Далее можно подобрать к этому слову однокоренные слова, составить предложение, выполнить фонетический разбор.
Словарная работа (слайд 12-14)
- Соберите рассыпавшиеся слова, подчеркните орфограммы.
хо все рея хозяин
че ле ин черёмуха
на зя му навсегда
га ре гда галерея
на ро мое насекомое
а яц ко аромат
за се мат заяц
ха
- Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?
(Заяц – 2 слога, самое короткое. Насекомое – 5 слогов, самое длинное. Навсегда – не обозначает предмет. Черемуха – в составе есть другое слово - муха, аромат и др.)
Анаграммы
Поменяй местами буквы в рассыпавшихся словах, относящихся к предмету «Окружающий мир». Запиши их, найди лишнее, объясни свой выбор.
Ш ь ы м (мышь) с ь р ы (рысь) ц а я з (заяц) т д я л е (дятел)
Работа с текстом на уроке чтения строится по такому плану:
Рассматривание иллюстрации
Предположения о чем будет идти речь в тексте. (выслушиваются все мнения)
Название текста. (дает новые идеи)
Проверка предположений. (чтение текста)
После чтения вопросы по тексту.
Какие были предположения, кто оказался ближе к истине?
Далее учитель может предложить детям такой фрагмент из текста, где нужно логически домыслить содержание.
В результате такой работы происходит рост уровня учебно-познавательной деятельности учащихся, развивается логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, фантазировать, развитие интереса к предмету.</10>