Олимпиада учителей истории 2012 год
Ответы на задания. Рекомендации жюри по их оцениванию
Общее время выполнения работы – 4 часа (240 минут)
Максимальное количество баллов –100
Грубые фактические ошибки в заданиях с развёрнутыми ответами считаются основанием для снижения баллов. Если ошибки существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании
участником олимпиады проблемы, ответ оценивается 0 баллов.
В заданиях с развернутыми ответами:
а) допускаются иные верные формулировки ответов и правильные варианты ответов, не указанные в критериях;
б) компоновка ответов в блоках должна соответствовать условиям задания (соблюдаться, если задан,
объем ответа; обозначаться части ответа и т.д.); нарушение этого требования является основанием для снижения баллов
Блок А: История края. Максимальный балл - 5
Ответ:
События истории края
|
События российской истории
|
В
|
2
|
З
|
6
|
К
|
7
|
А
|
10
|
И
|
9
|
Е
|
1
|
Д
|
4
|
Ж
|
8
|
Б
|
5
|
Г
|
3
|
Рекомендации к оцениванию ответов:
верно указаны 1-2 пары событий
|
0 баллов
|
верно указаны 3-4 пары событий
|
1 балл
|
верно указаны 5-6 пар событий
|
2 балла
|
верно указаны 7-8 пар событий
|
3 балла
|
верно указаны 9-10 пар событий, хронологическая последовательность нарушена
|
4 балла
|
хронологическая последовательность и все пары событий указаны верно
|
5 баллов
|
Справочно:
События истории края
|
События российской истории
|
Год
|
Событие
|
Год
|
Событие
|
1255
|
В) Основание Кенигсберга
|
1252
|
2. Начало княжения великого Владимирского князя Александра Невского
|
1411
|
З) Первый Торнский мир
|
1410
|
6. Разгром немецких рыцарей польско-литовско-русскими войсками в Грюнвальдской битве
|
1517
|
К) Договор великого магистра Тевтонского ордена с московским князем Василием III
|
1514
|
7.Присоединение Смоленска к Москве
|
1544
|
А) Создание Альбертины
|
1547
|
10. Венчание Ивана IV на царство
|
1697
|
И) Первая встреча царя Петра I и курфюрста Фридриха III
|
1700
|
9. Разгром русских войск под Нарвой
|
1724
|
Е) Объединение Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа в один город
|
1725
|
1. Учреждение Академии наук в России
|
1757
|
Д) Победа русских войск в битве при Гросс-Егерсдорфе
|
1757
|
4. Учреждение в России Академии художеств
|
1807
|
Ж) Отмена крепостного права в Пруссии
|
1807
|
8. Заключение Тильзитского мира между Россией и Францией
|
1914
|
Б) Разгром русской армии генерала А.В. Самсонова под Танненбергом
|
1914
|
5. Завершение экспедиции Г.Я Седова к Северному полюсу
|
1920
|
Г) Открытие в Кёнигсберге Восточной ярмарки
|
1920
|
3. Советско-польская война
|
Блок Б. История отечественной культуры Максимальный балл – 5
Задание Б.1. Ответ:
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
7
|
4
|
11
|
2
|
8
|
10
|
Рекомендации к оцениванию ответов:
1-2 элемента
|
0 баллов
|
3-4 элемента
|
1 балл
|
5-6 элементов
|
2 балла
|
Максимальный балл - 2
|
Справочно:
Жанр
|
Название произведения
|
Автор
|
Летопись
|
А-7 «Повесть временных лет»
|
Нестор
|
Б-4 Богословско-политическая речь
|
«Слово о Законе и Благодати»
|
В-11 Илларион
|
Г-1 Светская проповедь
|
Д-8 «Поучение»
|
Владимир Мономах
|
Житийная литература
|
«Житие Сергия Радонежского»
|
Е-10 Епифаний Премудрый
|
Задание Б.2. Ответ:
Рекомендации к оцениванию ответов:
2 элемента
|
1 балл
|
3 элемента
|
2 балла
|
4 элемента
|
3 балла
|
Максимальный балл -3
|
Блок В: История общественных движений и общественной мысли в России Максимальный балл – 10
Задание В.1. Ответы и рекомендации к их оцениванию:
а) О каких процессах в развитии русской общественной мысли, рассказывает А.И. Герцен? Укажите часть XIX века (с точностью до десятилетия), когда протекали эти процессы?
Максимальный балл - 2
- о полемике между западниками и славянофилами
|
1 балл
|
- рубеж 30-40-х годов XIX в.
|
1 балл
|
б) Приведите
три положения, доказывающих утверждение Герцена, что у противников «сердце билось одно» и они были одной семьей.
- западники и славянофилы - либеральные течения
|
Названы 6 и более элементов – 3 балла
Названы 4-5 элементов – 2 балла
Названы 2-3 элемента – 1 балл
Назван 1 элемент – 0 баллов
|
- желали видеть Россию процветающей страной
|
- считали необходимым смягчить или отменить крепостное право
|
- предлагали ввести свободу слова и совести
|
- отрицали революционный способ преобразований
|
- считали, что правительство должно провести необходимые реформы
|
|
Максимальный балл - 3
|
в) Герцен пишет о «семейной разладице» и о том, что родственники и одновременно противники «смотрели в разные стороны». Приведите
три положения, доказывающих это утверждение.
Славянофилы
|
Западники
|
Россия идет самобытным, особым путем
|
Россия должна пойти по пути Западной Европы
|
Против ограничения самодержавия, за Земский собор (сила власти – царю, сила мнения – народу)
|
За введение конституционной монархии
|
Противопоставляли Россию и Запад: в России – дух коллективизма, на Западе господствует индивидуализм
|
Отличия России от Запада объясняли её отсталостью; община навязана властью для облегчения управления и сбора налогов
|
За каждое парное сравнение по 1 баллу
|
Три и более сравнений – 3 балла
|
Максимальный балл - 3
|
г) А.И. Герцен в другой части воспоминаний упрекает своих противников в том, что из-за них «мы долго не понимали ни народа русского, ни его истории… мешали нам разглядеть народный быт и основы сельской жизни». Что весьма важное в «основах сельской жизни» разглядел впоследствии Герцен? Какое это имело значение для эволюции его теоретических взглядов?
Максимальный балл - 2
А.И. Герцен впоследствии заявил, что крестьянская община, в которой есть коллективное самоуправление и коллективное землевладение может быть ячейкой социалистического общества
|
1 балл
|
А.И. Герцен разработал теорию общинного социализма
|
1 балл
|
Блок Г: История российской экономики Максимальный балл – 8
Задание Г.1.
Ответы и рекомендации к их оцениванию:
а) В чем была ценность отрезков для помещиков?
За использование отрезков крестьяне должны были обрабатывать помещичьи земли на условиях, продиктованных помещиком
|
1 балл
|
б) Как называется тип помещичьего хозяйства, которое развивал П.И. Левицкий? Как называется тип помещичьего хозяйства, о котором говорится в первом документе? –
Отработочное и капиталистическое помещичьи хозяйства
|
Названы оба типа хозяйств - 1 балл
Назван один тип хозяйства – 0 баллов
|
в) Чем различались эти типы помещичьего хозяйства? В таблице для сравнения приведите три положения
Отработочное хозяйство
|
Капиталистическое хозяйство
|
Крестьяне обрабатывали помещичью землю своим инвентарём
|
Помещик использовал свой инвентарь
|
Использовался труд крестьян, которые вынуждены были обрабатывать помещичью землю за долги и необходимую землю, отрезанную в ходе реформы, так как надельной земли было недостаточно для ведения хозяйства
|
Использовался труд наемных крестьян-батраков
|
-
|
Внедрялась новая техника, агрономические достижения, организовывалась переработка сельскохозяйственной продукции
|
За каждое парное или непарное сравнение по 1 баллу
|
Три и более сравнений – 3 балла
|
Максимальный балл - 3
|
г) Почему многие помещики, получив выкупные платежи, не стремились модернизировать хозяйственную деятельность, не закупали хозяйственный инвентарь и рабочий скот? Назовите 4 причины
- многочисленные крепостнические пережитки, сохраненные реформой 1861 года, лишали помещиков необходимого стимула для перестройки своих хозяйств, открывали перед ними легкий и привычный способ хозяйственной деятельности.
|
Названы 1-2 причины – 1 балл
Названы 3 причины – 2 балла
Названы 4 и более причин – 3 балла
|
- выкупные суммы, полученные помещиками от государства, зачастую проматывались.
|
- при выдаче выкупных сумм правительство удерживало у помещиков все имевшиеся задолженности.
|
- многие помещики не обладали необходимыми знаниями, навыками и смекалкой для ведения собственного хозяйства.
|
|
Максимальный балл - 3
|