https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3

Олимпиада учителей истории 2012 год


Ответы на задания. Рекомендации жюри по их оцениванию

Общее время выполнения работы – 4 часа (240 минут)

Максимальное количество баллов –100


Грубые фактические ошибки в заданиях с развёрнутыми ответами считаются основанием для снижения баллов. Если ошибки существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании участником олимпиады проблемы, ответ оценивается 0 баллов.

В заданиях с развернутыми ответами:

а) допускаются иные верные формулировки ответов и правильные варианты ответов, не указанные в критериях;

б) компоновка ответов в блоках должна соответствовать условиям задания (соблюдаться, если задан, объем ответа; обозначаться части ответа и т.д.); нарушение этого требования является основанием для снижения баллов


Блок А: История края. Максимальный балл - 5

Ответ:

События истории края

События российской истории

В

2

З

6

К

7

А

10

И

9

Е

1

Д

4

Ж

8

Б


5

Г

3


Рекомендации к оцениванию ответов:

верно указаны 1-2 пары событий

0 баллов

верно указаны 3-4 пары событий

1 балл

верно указаны 5-6 пар событий

2 балла

верно указаны 7-8 пар событий

3 балла

верно указаны 9-10 пар событий, хронологическая последовательность нарушена

4 балла

хронологическая последовательность и все пары событий указаны верно

5 баллов


Справочно:

События истории края

События российской истории

Год

Событие

Год

Событие

1255

В) Основание Кенигсберга

1252

2. Начало княжения великого Владимирского князя Александра Невского

1411

З) Первый Торнский мир


1410

6. Разгром немецких рыцарей польско-литовско-русскими войсками в Грюнвальдской битве

1517

К) Договор великого магистра Тевтонского ордена с московским князем Василием III

1514

7.Присоединение Смоленска к Москве

1544

А) Создание Альбертины

1547

10. Венчание Ивана IV на царство

1697

И) Первая встреча царя Петра I и курфюрста Фридриха III

1700

9. Разгром русских войск под Нарвой

1724

Е) Объединение Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа в один город

1725

1. Учреждение Академии наук в России

1757

Д) Победа русских войск в битве при Гросс-Егерсдорфе

1757

4. Учреждение в России Академии художеств

1807

Ж) Отмена крепостного права в Пруссии

1807

8. Заключение Тильзитского мира между Россией и Францией

1914

Б) Разгром русской армии генерала А.В. Самсонова под Танненбергом

1914

5. Завершение экспедиции Г.Я Седова к Северному полюсу

1920


Г) Открытие в Кёнигсберге Восточной ярмарки

1920

3. Советско-польская война



Блок Б. История отечественной культуры Максимальный балл – 5


Задание Б.1. Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

7

4

11

2

8

10


Рекомендации к оцениванию ответов:

1-2 элемента

0 баллов

3-4 элемента

1 балл

5-6 элементов

2 балла

Максимальный балл - 2


Справочно:

Жанр

Название произведения

Автор

Летопись

А-7 «Повесть временных лет»


Нестор

Б-4 Богословско-политическая речь

«Слово о Законе и Благодати»

В-11 Илларион

Г-1 Светская проповедь

Д-8 «Поучение»

Владимир Мономах

Житийная литература

«Житие Сергия Радонежского»

Е-10 Епифаний Премудрый


Задание Б.2. Ответ:

2

3

5

8


Рекомендации к оцениванию ответов:

2 элемента

1 балл

3 элемента

2 балла

4 элемента

3 балла

Максимальный балл -3


Блок В: История общественных движений и общественной мысли в России Максимальный балл – 10


Задание В.1. Ответы и рекомендации к их оцениванию:

а) О каких процессах в развитии русской общественной мысли, рассказывает А.И. Герцен? Укажите часть XIX века (с точностью до десятилетия), когда протекали эти процессы? Максимальный балл - 2


- о полемике между западниками и славянофилами

1 балл

- рубеж 30-40-х годов XIX в.

1 балл


б) Приведите три положения, доказывающих утверждение Герцена, что у противников «сердце билось одно» и они были одной семьей.

- западники и славянофилы - либеральные течения

Названы 6 и более элементов – 3 балла

Названы 4-5 элементов – 2 балла

Названы 2-3 элемента – 1 балл

Назван 1 элемент – 0 баллов

- желали видеть Россию процветающей страной

- считали необходимым смягчить или отменить крепостное право

- предлагали ввести свободу слова и совести

- отрицали революционный способ преобразований

- считали, что правительство должно провести необходимые реформы




Максимальный балл - 3


в) Герцен пишет о «семейной разладице» и о том, что родственники и одновременно противники «смотрели в разные стороны». Приведите три положения, доказывающих это утверждение.

Славянофилы

Западники

Россия идет самобытным, особым путем


Россия должна пойти по пути Западной Европы

Против ограничения самодержавия, за Земский собор (сила власти – царю, сила мнения – народу)

За введение конституционной монархии

Противопоставляли Россию и Запад: в России – дух коллективизма, на Западе господствует индивидуализм

Отличия России от Запада объясняли её отсталостью; община навязана властью для облегчения управления и сбора налогов

За каждое парное сравнение по 1 баллу

Три и более сравнений – 3 балла

Максимальный балл - 3


г) А.И. Герцен в другой части воспоминаний упрекает своих противников в том, что из-за них «мы долго не понимали ни народа русского, ни его истории… мешали нам разглядеть народный быт и основы сельской жизни». Что весьма важное в «основах сельской жизни» разглядел впоследствии Герцен? Какое это имело значение для эволюции его теоретических взглядов? Максимальный балл - 2

А.И. Герцен впоследствии заявил, что крестьянская община, в которой есть коллективное самоуправление и коллективное землевладение может быть ячейкой социалистического общества

1 балл

А.И. Герцен разработал теорию общинного социализма

1 балл


Блок Г: История российской экономики Максимальный балл – 8

Задание Г.1.


Ответы и рекомендации к их оцениванию:


а) В чем была ценность отрезков для помещиков?


За использование отрезков крестьяне должны были обрабатывать помещичьи земли на условиях, продиктованных помещиком

1 балл


б) Как называется тип помещичьего хозяйства, которое развивал П.И. Левицкий? Как называется тип помещичьего хозяйства, о котором говорится в первом документе? –

Отработочное и капиталистическое помещичьи хозяйства

Названы оба типа хозяйств - 1 балл


Назван один тип хозяйства – 0 баллов


в) Чем различались эти типы помещичьего хозяйства? В таблице для сравнения приведите три положения

Отработочное хозяйство

Капиталистическое хозяйство

Крестьяне обрабатывали помещичью землю своим инвентарём

Помещик использовал свой инвентарь

Использовался труд крестьян, которые вынуждены были обрабатывать помещичью землю за долги и необходимую землю, отрезанную в ходе реформы, так как надельной земли было недостаточно для ведения хозяйства

Использовался труд наемных крестьян-батраков

-

Внедрялась новая техника, агрономические достижения, организовывалась переработка сельскохозяйственной продукции

За каждое парное или непарное сравнение по 1 баллу


Три и более сравнений – 3 балла

Максимальный балл - 3


г) Почему многие помещики, получив выкупные платежи, не стремились модернизировать хозяйственную деятельность, не закупали хозяйственный инвентарь и рабочий скот? Назовите 4 причины

- многочисленные крепостнические пережитки, сохраненные реформой 1861 года, лишали помещиков необходимого стимула для перестройки своих хозяйств, открывали перед ними легкий и привычный способ хозяйственной деятельности.

Названы 1-2 причины – 1 балл

Названы 3 причины – 2 балла

Названы 4 и более причин – 3 балла

- выкупные суммы, полученные помещиками от государства, зачастую проматывались.

- при выдаче выкупных сумм правительство удерживало у помещиков все имевшиеся задолженности.

- многие помещики не обладали необходимыми знаниями, навыками и смекалкой для ведения собственного хозяйства.




Максимальный балл - 3



следующая страница >>