СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
по курсу
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Для студентов экономического факультета
Москва
Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова
2005
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой менеджмента
А в т о р - с о с т а в и т е л ь – д-р филос. наук, проф. Э. А. Понуждаев
Сборник методических материалов по курсу «Организационное поведение». – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 27 с.
Подготовлен на юридическом факультете.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
и рекомендациям УМО ГАУ в области менеджмента
© Понуждаев Э. А., 2005
Цели и задачи курса
Подготовка кадров, способных эффективно решать сложнейшие
проблемы в экономической, политической, социальной и духовной сферах функционирования общества, предполагает овладение знаниями, умениями и навыками в области организационного поведения.
Организационное поведение (ОП) – это наука о поведении индивидов и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления указанными предметными областями
1. Она имеет выраженную практическую направленность и ориентирована на повышение эффективности деятельности каждого сотрудника и трудового коллектива в целом. Организационное поведение является мультипликативной областью знания, интегрирующей в «снятом» виде ряд наук и учебных дисциплин (общий менеджмент, стратегический
и коммуникативный менеджмент, теорию организации, социальную психологию, социологию организаций, этику и психологию управления, теорию принятия управленческих решений, социальную и культурную антропологию, гендерологию, кратологию и др.). В свою очередь ОП является важнейшим звеном в изучении комплекса управленческих дисциплин.
Актуальность изучения курса «Организационное поведение» возрастает, по ряду обстоятельств и факторов. Ключевыми из них являются:
стремительное развитие теории организации и управления в контексте процесса глобализации, усложнения и обострения проблем, решаемых мировым сообществом в XXI веке (мегауровень);
необходимость переосмысления стратегии и тактики социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях, поиска и реализации такой концепции общественного развития, которая бы отвечала интересам большинства россиян (макроуровень);
-
очевидность усиления конкуренции между предприятиями и организациями как в области информации и технологий, товаров и услуг, так и в области внутрифирменного управления и организационной культуры (микроуровень);
нацеленность большинства отечественных предпринимателей и бизнесменов на достижение сиюминутных практических результатов, прежде всего финансовых, недооценка, а зачастую и откровенное игнорирование «теории», ориентация на «российскую действительность» в противовес «западным учебникам»;
-
отсутствие программ и инструментов развития «цивилизованного» менеджмента и самоменеджмента (с одной стороны, налицо количественный рост образованных, инициативных, перспективно мыслящих менеджеров и управленческих команд, способных эффективно применять современные технологии управления, однако далеко не всегда востребованных у себя на родине; с другой – «парадоксальные» отечественные реалии, экономическая стагнация и превращение национальной экономики в экспортно-сырьевой придаток высокоразвитых стран мира, стабильно низкое качество готовой отечественной промышленной и сельскохозяйственной продукции, мизерные для «великой державы» доходы значительной части россиян трудоспособного возраста, целенаправленное привлечение дешевой рабочей силы из сопредельных с Россией государств и усиление миграции, вызывающие конкуренцию на рынке труда и межэтнические конфликты, разрастающийся «теневой бизнес», коррупция и многие другие проблемы на фоне в целом оптимистичных заявлений и оценок происходящего представителями властных структур).
Цель курса – формирование междисциплинарных научных представлений о закономерностях поведения индивидов и групп в организациях, а также первичных умений и навыков оптимизации внутрифирменных процессов и явлений в современных условиях.
Целевая установка реализуется посредством решения относительно самостоятельных
задач, включая определение и раскрытие:
сущности, содержания и системы факторов организационного
поведения субъекта;
-
эволюции научных идей, концепций, школ и теорий, а также взаимосвязи ОП с другими «поведенческими» науками;
современных моделей формирования личности и персонального развития сотрудников в организации;
закономерностей формирования и развития групп, управления поведением организации;
сущности, функций и основных механизмов лидерства и руководства в организации;
перспективных направлений развития организации и методологических основ управления изменениями и инновациями;
-
особенностей организационной культуры современных мультинациональных компаний, а также основных правил и процедур международного бизнеса.
Программа курса и проблемно-тематический курс составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В результате изучения курса «Организационное поведение» студент должен:
-
знать сущность, структуру и тезаурус (специальную терминологию) учебной дисциплины, основные этапы формирования и развития личности и группы в процессе их организационного взаимодействия, особенности стимулирования и мотивации персонала организации, способы реализации лидерского потенциала на индивидном, групповом и институциональном уровнях, особенности управления поведением организации на различных этапах ее жизненного цикла;
-
уметь выявлять и объяснять противоречия между «теорией» и «практикой», осуществлять поиск и выбор оптимальных (в том числе эвристических) решений в стандартных и нестандартных ситуациях с учетом отечественного и зарубежного опыта в сфере бизнеса и управления, применять методы научной организации труда и организационного проектирования для эффективного управления кадровыми, финансовыми, материальными и информационными ресурсами предприятия (организации);
иметь навыки проведения специальных исследований состояния и эффективности личностно-групповых взаимодействий в организации, оценки поведения сотрудников организации с клиентами, обучения и воспитания персонала в соответствии с принятой в организации корпоративной стратегией.