МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
033300 Б.3.01 ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
ТрудоЁмкость (в зачЁтных единицах) ______8______
Направление подготовки____033300 Религиоведение______________________________
Профиль подготовки____Историко-религиоведческое образование__________________
Квалификация выпускника____________бакалавр религиоведения_________________
Томск – 2012
1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями изучения учебной дисциплины «Философия религии» являются
-
сформировать общее понятие о философии религии как исследовательской дисциплине;
определить специфику философии религии в сравнении с другими философскими дисциплинами и иными формами религиоведения;
-
исследовать философскую проблему построения общего понятия религии;
провести систематический анализ философских гипотез об источнике (начале) религии;
критически изучить философские гипотезы о природе (сущности) религии;
получить систематическое представление о моделях отношения философии к религии и о способах философского познания религии.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина «Философия религии» преподаётся студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 033300 (религиоведение) в Томском государственном педагогическом университете в 3–4 семестрах. Дисциплина относится к базовой части раздела Б 3 (профессиональный цикл). Предметное содержание учебной дисциплины «Философия религии» связано с содержанием дисциплин «Философия», «История философии», «Психология религии», «Социология религии», «Феноменология религии», «Антропология религии». Изучение дисциплины «Философия религии» требует предшествующего освоения студентами базовых знаний в области истории философии и истории религии: религиозной
хронологии и типологии, периодизации философского процесса в рамках динамики общечеловеческой культуры, базовых принципов и достижений основных философских традиций и школ.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В ходе обучения у студента формируются следующие общекультурные компетенции: ОК–1, ОК–3, ОК–5, ОК–7, ОК–9, ОК–11, ОК–13, ОК–14, ОК–15, ОК–17.
В результате изучения дисциплины «Философия религии» студенты должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области научно-исследовательской деятельности:
навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области философии религии (ПК-1.1);
способностью пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах философско-религиоведческого исследования (ПК-1.2);
способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области философии религии (ПК-1.3);
-
способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по философско-религиоведческой тематике (ПК-1.4)
в области педагогической деятельности:
умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе базовыми знаниями в области философии религии (ПК-2.1);
способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-2.14);
способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии (ПК-2.15);
способностью самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу (ПК-2.28).
в области организационно-управленческой деятельности:
-
умением организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, организовывать деятельность авторских коллективов (ПК-3.4).
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___8____ зачетных единиц
и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Трудоемкость
(в соответствии с учебным планом) (час)
|
Распределение по семестрам
(в соответствии с учебным планом) (час)
|
Распределение по семестрам
(в соответствии с учебным планом) (час)
|
Всего
|
3 семестр
|
4 семестр
|
Аудиторные занятия
|
133
|
65
|
68
|
Лекции
|
76
|
38
|
38
|
Практические занятия
|
57
|
19
|
38
|
Семинары
|
|
|
|
Лабораторные работы
|
|
|
|
Другие виды аудиторных работ: занятия в активной и интерактивной форме
|
32
|
16
|
16
|
Самостоятельная работа
|
128
|
64
|
64
|
Реферат
|
|
|
|
Формы текущего контроля
|
|
Тестирование, реферат
|
Тестирование, реферат
|
Формы промежуточной аттестации (в соответствии с учебным планом)
|
|
зачет
|
экзамен
|
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
<
№п/п
|
Наименование раздела дисциплины (темы)
|
Виды учебной работы (час)
(в соответствии с учебным планом)
|
всего
|
лекции
|
практические (семинары)
|
лабораторные работы
|
В т.ч. в интеракт. ф.
|
самостоятельные
|
1
|
Философия религии: самоопределение
|
20
|
4
|
2
|
|
2
|
14
|
2
|
Предмет философии религии: проблема определения
|
18
|
6
|
2
|
|
2
|
12
|
3
|
Философская проблема источника религии: типология гипотез
|
14
|
6
|
2
|
|
2
|
6
|
4
|
Политическая гипотеза: теория обмана
|
16
|
6
|
2
|
|
2
|
8
|
5
|
Политическая гипотеза: теория эвгемеризма
|
15
|
6
|
3
|
|
2
|
6
|
6
|
Натуралистическая гипотеза. Теория страха
|
18
|
6
|
4
|
|
2
|
8
|
7
|
Натуралистическая гипотеза. Когнитивные теории
|
18
|
4
|
4
|
|
2
|
10
|
8
|
Натуралистическая гипотеза. Теории адаптации
|
18
|
4
|
4
|
|
2
|
10
|
9
|
Антропологическая гипотеза. Социальная теория религии
|
12
|
4
|
4
|
|
2
|
4
|
10
|
Антропологическая гипотеза. Психологическая теория религии
|
14
|
4
|
4
|
|
2
|
6
|
11
|
Антропологическая гипотеза. Философско-антропологическая теория
|
14
|
4
|
4
|
|
2
|
6
|
12
|
Философская проблема природы религии: типология гипотез
|
12
|
4
|
4
|
|
2
|
4
|
13
|
Природа религии: чувство
|
16
|
4
|
4
|
|
|