ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра неврологии и нейрохирургии
РПД КТ – Неврология 09-2006
НЕВРОЛОГИЯ
Рабочая программа интернатуры
По подготовке__________________специалиста________________
По направлению_______________060101-Лечебное дело_________
Специальности_________________040109-Неврология__________
Экземпляр №_____
1. РАЗРАБОТАНА на основе образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по неврологии (Москва, 2001), подготовленной коллективом кафедры травматологии ФППО ММА им. Сеченова (зав. кафедрой – академик РАМН, академик РАЕН, засл. деятель науки, проф. А.М. Вейн), согласованной с Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ и утвержденной Учебно-методическим объединением медицинских и фармацевтических вузов.
Автор – зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии, к.м.н., доцент А.И.Ермолаева
«___»_____________ 2006 г. _____________________ (Ермолаева А.И.)
2. РЕЦЕНЗЕНТ – профессор кафедры ортопедии и военно-экстремальной медицины МИ ПГУ, Д.М.Н. С.В.СИВАКОНЬ
«___»_____________ 2006 г. _____________________ (Сиваконь С.В.)
3. СОГЛАСОВАНА
с кафедрой клинической фармакологии,
зав. кафедрой, Д.М.Н. И.Я.МОИСЕЕВА
кафедрой физиологии,
зав. кафедрой, К.М.Н. Н.И. МИКУЛЯК
кафедрой патологической анатомии,
зав. кафедрой, Д.М.Н. С.А. МОЗЕРОВ
кафедрой медицинские приборы и оборудование,
зав. кафедрой, Д.Т.Н., проф. С.И. ГЕРАЩЕНКО
кафедрой гигиена, общественное здоровье и здравоохранение,
зав. кафедрой, К.М.Н. А.П. ДМИТРИЕВ
4. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ. Руководитель – зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ, К.М.Н. доцент А.И.Ермолаева.
5. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ «___» _______ 2006 г., протокол № _____ .
Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ, К.М.Н., доцент _________________ А.И.Ермолаева
6. УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии МИ ПГУ
«____» ____________2006 г. протокол №____
«____» __________________ 2006 г.
Председатель методической комиссии
МИ ПГУ
Д.М.Н., профессор О.В.КАЛМИН
НЕВРОЛОГИЯ
Рабочая программа интернатуры
Область применения
Настоящая рабочая программа (далее – Программа) отражает необходимые знания, позволяющие врачу-интерну решать практические вопросы, возникающие в процессе диагностики и лечения заболеваний нервной системы, устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям врача-интерна в области неврологии, и определяет содержание учебных занятий и отчетности.
Предназначена
для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и врачей-интернов, обучающихся по специальности 040109 - Неврология.
Нормативные ссылки
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040109 Неврология, утвержденный «27» февраля 2001 г.
Учебный план ПГУ клинической ординатуры по специальности 040109 – Неврология, утвержденный «1» февраля 2007г.
И 151.30.03. – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.
-
Нормативная трудоемкость изучения дисциплины
Срок обучения 1 год (48 недель, 1728 часов)
№
п/п
|
разделы
|
часы
|
всего
|
лекции
|
семинары
|
практика
|
1.
|
профессиональная подготовка
|
1584
|
|
1.1
|
клиническая подготовка
|
1416
|
|
1.1.1
|
неврология
|
858
|
48/1
|
96/2
|
714
|
1.1.2
|
поликлиника
|
288
|
-
|
-
|
288
|
1.1.3
|
смежные специальности:
|
270
|
|
онкология
|
18
|
-
|
-
|
18
|
фтизиатрия
|
18
|
-
|
-
|
18
|
клин. трансфузиология
|
18
|
-
|
-
|
18
|
анестезиол. и реаниматология
|
18
|
-
|
-
|
18
|
рентгенология
|
18
|
-
|
-
|
18
|
терапия
|
30
|
-
|
-
|
30
|
инфекц. болезни
|
30
|
-
|
-
|
30
|
иммунология
|
30
|
-
|
-
|
30
|
дерматовенерология
|
30
|
-
|
-
|
30
|
нефрология
|
30
|
-
|
-
|
30
|
психиатрия
|
30
|
-
|
-
|
30
|
1.2
|
фундаментальная подготовка
|
120
|
|
опер. хир. и топ. анатомия
|
30
|
10/0,25
|
20/0,5
|
-
|
пат. анатомия
|
30
|
10/0,25
|
20/0,5
|
-
|
пат. физиология
|
30
|
10/0,25
|
20/0,5
|
-
|
фармакология
|
30
|
10/0,25
|
20/0,5
|
-
|
1.3
|
ОЗД
|
48
|
|
управление здравоохранением
|
16
|
6/0,1
|
10/0,25
|
-
|
медицинская статистика и информатика
|
16
|
6/0,1
|
10/0,25
|
-
|
экономика здравоохранения и страховая медицина
|
16
|
6/0,1
|
10/0,25
|
-
|
2.
|
элективы
|
144
|
|
|
экзамен
(в составе профессиональной подготовки)
|
6
|
|
|
всего
|
1728
|
|
На аудиторную нагрузку по изучению теоретической части профессиональной клинической подготовки выделяется 3 часа в неделю (144 часа). Проводятся 1 раз в две недели лекции, продолжительностью 2 часа и 1 раз в две недели семинары, продолжительностью 4 часа.
1272 часа выделяются на самостоятельную клиническую работу врача интерна под контролем руководителя, в результате которой он овладевает необходимыми практическими навыками по неврологии и смежным специальностям.
Фундаментальная подготовка в объеме 120 часов осуществляется на кафедрах клинической фармакологии, физиологии и патологической анатомии.
Подготовка по организации здравоохранения в объеме 48 часов осуществляется на кафедрах гигиены, общественного здоровья и здравоохранения и медицинских приборов и оборудования.
Предусмотрено посещение 2 электива (по 72 часа) по различным тематикам по выбору обучающегося. Элективы готовят и проводят кафедры МИ ПГУ.
Цель и задачи дисциплины
Основными задачами постдипломной подготовки невролога являются:
подготовка к самостоятельной диагностической и лечебной работе с неврологическими пациентами;
-
улучшение практических навыков посредством освоения методик, применяемых в неврологии;
формирование клинического мышления квалифицированного врача, способного осуществлять дифференциальную диагностику в сложных ситуациях, где требуются знания в смежных дисциплинах.
Постдипломная подготовка в интернатуре включает теоретическую подготовку, освоение принципов и методов диагностики лечения неврологических заболеваний. При этом важнейшим элементом является освоение навыков оказания врачебной помощи при неотложных состояниях, особенно угрожающих жизни больного.
Целью обучения в интернатуре является подготовка высококвалифицированного врача-невролога.
Задачи подготовки в интернатуре:
совершенствование профессиональных знаний и практических навыков по всем разделам неврологии;
интерн знакомится с вопросами организации неврологической службы.
По окончании интернатуры невролог должен
ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
Общие знания:
принципы врачебной этики и деонтологии;
основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-
общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;
анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;
основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;
основные вопросы этиологии и патогенеза неврологических заболеваний;
-
клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение;
-
общие и функциональные методы исследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного;
основы фармакотерапии в неврологии;
показания и противопоказания к хирургическому лечению;
вопросы определения временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;
организацию и проведение диспансеризации неврологических больных;
вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.
Общие умения;
получить информацию о заболевании;
-
применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;
выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;
оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;
определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;
-
провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;
дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;
определить программу реабилитационных мероприятий;
решить вопрос о трудоспособности больного;
оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
Специальные знания и умения:
Невролог – интерн должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:
травмы головного и спинного мозга;
-
острые