https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 4 5

Молодежь-это носитель огромных


интеллектуальных ценностей,

в молодости человек наиболее способен

к творчеству, открытиям, свидетельством

чего являются успехи каждого из вас.

Н.А.Назарбаев

На встрече с одаренными детьми.

30 октября 2003г.


ВВЕДЕНИЕ


Жұрт оянып, көзін ашып, жұртқа бетін түзесе, күннен күнге мұқтажы табылып, көбеймек. Осы күнгі біздің көп мұқтаждарымыздың ірісі - ғылым.

М. Әуезов


Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории - как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой.

К.Поппер


Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Потребность в поддержке "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов" – объективно необходимая социальная потребность: развитие талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, значит, сохранить существование самого общества.

Участие в исследовательской деятельности - это удел не только ученых–новаторов, но и всех творческих людей. Особенно важно заниматься творческой, научной, поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идет активное формирование познавательных процессов детей и их личностное и социальное становление.

Наука активно прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Пока пишутся и читаются эти строки, кто-то, как некогда Архимед, восклицает: "Эврика!". Хочется, чтобы это были наши дети.


1. ОРГАНИЗАЦИЯ НОУ В ШКОЛЕ


Ақыл - дария, алсаң да таусылмайды,

Жер - қазына, саусаң да таусылмайды.


Наука вечна… в своем источнике, неизмерима

по своему объекту, бесконечна по своей задаче,

недостижима по своей цели.

К.М.Бэр


Как приобщиться к науке? Где научиться пользоваться ее методами и приемами? Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и организация и деятельность НОУ - одна из главных ступеней этого процесса.

Выявлению и развитию одаренных детей способствуют научные общества учащихся (НОУ). В последние годы они значительно активизировали свою деятельность. Как правило, членами НОУ являются представители наиболее талантливой, увлеченной наукой молодежи, а их руководители - ученые из ВУЗов и научно-исследовательских институтов МОиН РК, работу которых курирует Национальная Академия Наук. Основная задача школьного НОУ - привести в систему внеклассную и кружковую работу, поднимая ее на научный уровень и интегрируя с учебно-воспитательным процессом.

Итоги работы НОУ ежегодно подводятся на научных соревнованиях школьников по теме «Модели экономического и социального развития Казахстана в свете стратегии "Казахстан-2030"» по следующим направлениям:

-Научно-технический прогресс как ключевое звено экономического роста

Секции: физика, техника, космонавтика.

Социально-экономический и юридический аспекты стратегии "Казахстан-2030"

Секции: правоведение, экономика, социология.

-Здоровая природная среда-основа реализации стратегии «Казахстан-2030»

Секции: биология, химия, экология, валеология.


-Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты.

Секции: история, краеведение, этнокультуроведение, литература.

В 2001-2002 учебном году секции-экология и охрана окружающей среды объединяются в секцию экология, а археология и краеведение объединяются в секцию-краеведение. Исключается секция- медицина

С 2000 года Республиканский научно-практический центр "Дарын" является филиалом Всемирной выставки науки и техники со штаб-квартирой в Вашингтоне. Национальные соревнования научных проектов школьников проводятся в соответствии с требованиями этой выставки. Поэтому в 2001 году изменились критерии оценки защиты проекта.

Конкурсное жюри оценивает каждый проект по следующим позициям (в соответствии с требованиями Всемирной выставки науки и техники):

1) творческая способность;


  1. научное мышление;

  2. степень раскрытия темы, доскональность;

  3. эффективность использованных методов исследования, навык;

  4. ораторское мастерство, качество демонстрационного материала, ясность;

  5. уровень координации членов команды.

Жюри Национальных соревнований особое внимание обращает на научную новизну работы, на новый научный подход к решению проблемы и степень самостоятельности проведения исследований.

Научные общества учащихся (НОУ) - объединения учащихся по интересам, способствующие развитию познавательной активности и творческих способностей подростков в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки, техники и искусства.

НОУ организуются при школах, внешкольных организациях, под руководством департаментов образования.

Этапы организации НОУ:

1.Организация смотра предметных кружков, музеев, клубов по интересам;

2.Проведение итоговых конкурсов знатоков наук, эрудитов;


3.Проведение предметных олимпиад и выставок технического творчества;

4.Выявление направленности интересов учащихся с помощью социологического исследования.

5.Проведение в 8-11 классах собрания, посвященного организации НОУ, его целям и задачам;

6.Разработка Устава НОУ, создание членами НОУ эмблемы общества.

7.Создание научно-методического совета из числа руководителей всех секций, руководителей научных проектов, руководителей предприятий, внешкольных работников.

8.Формирование ученического совета, возглавляющего НОУ.

9.Оформление уголка НОУ (эмблема, устав, план работы, расписание, Совет НОУ, объявления).

10.Разработка плана НОУ на текущий учебный год и перспективное планирование.

11.Утверждение тематики работ секций и познавательной программы НОУ на Совете научных руководителей.

12 .Составление расписания занятий по каждой секции (не реже одного раза в неделю по 2-3 часа каждое).

После того, как в ходе педагогического совета определятся педагоги- кураторы секций и сами секции, необходимо создать Совет НОУ. В Совет НОУ должны войти педагоги- руководители секций, учащиеся- представители секций и классов, члены школьной администрации и родители.

Любое НОУ имеет свое положение, цели, структуру, устав. Приказ о создании НОУ может выглядеть, например, так.


ПРИКАЗ

От «_»________200__г.


О создании НОУ в школе №___


Руководствуясь законом "Об образовании", нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РК, необходимостью реализации программы РНПЦ "Дарын" о проведении научных соревнований школьников в учреждениях образования РК,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Создать НОУ в школе №___

2.Назначить руководителем НОУ заместителя директора по научно-методической работе ________________

3.Назначить научными руководителями секций следующих учителей:


____________________________________________________________

4.Руководителям НОУ разработать название, девиз, традиции, план НОУ.

5.Создать Совет НОУ из числа научных руководителей и учащихся, выполняющих научные проекты.

6.Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.


Директор школы №_____________

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ



1.НОУ объединяет учащихся школы, занимающихся научными проектами.

2.Руководство НОУ осуществляет заместитель директора школы по научно - методической работе.

3.НОУ включает секции, кружки, клубы и общества по различным направлениям науки.

4.Занятия членов НОУ проводятся коллективно или индивидуально не менее одного раза в неделю под руководством научного руководителя и консультанта на основе утвержденных программ и тематик творческих работ учащихся.
УСТАВ НОУ


Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

-выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад, научный проект и т.д.)

-получать необходимые консультации у своего руководителя в процессе выполнения научного исследования;

-иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

-участвовать в работе научной секции;

-получать квалифицированную психологическую помощь;

-выступать на научно-исследовательских конференциях;

-представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе, городе, республике.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

-регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;

-систематически выполнять работу по теме своего научного исследования;

-активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;

-строго соблюдать сроки выполнения научных работ;


-строго выполнять требования к оформлению научной работы.


Структура научного общества учащихся

Общее собрание НОУ

СОВЕТ НОУ





Руководитель НОУ

(заместитель директора по научно-методической работе)





Руководитель НОУ

(учитель 10 - 11 класса)













ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НОУ

ШКОЛЫ__________НА 200__-200___ УЧЕБНЫЙГОД


Месяц

Тема

Цель

Ответст-

венные

Результаты работы


Сентябрь

Подготовка и прове-дение организацион-ного собрания НОУ

Обсуждение и утвер-ждение названия, эмбле-мы, девиза; предста-вление научных руко-водителей, ознакомление с направлениями науч-ных исследований

Руководители секций, Совет НОУ

Организа-ционные документы

Октябрь

Выявление учащихся, способных к занятиям исследовательской деятельностью; об-суждение результатов диагностики учащихся

Формирование коллектива НОУ; анализ диагностических мате-риалов участия в НОУ

Психоло-гическая служба, руководители НОУ

Формирование потенци-ального кон-тингента НОУ, материалы диагностики

Ноябрь

Определение тематики исследования новыми членами НОУ, организация работы секций; участие в интеллектуальной игре "Ақ БОТА", подго-товка научных проек-тов к защите

Обсуждение тематики научных работ учащих-ся, определение содер-жания работы секций, внутришкольная защита научных проектов

Руководители секций, руководители Совета НОУ

Разработка плана работы секций, формирование команды по научным проектам на областной тур

Декабрь

Подготовка к участию в олимпиадах, участие членов НОУ в школьных и районных олимпиадах, анализ итогов игры "Ақ БОТА", участие в областном туре по защите научных проектов школьников

Выявление одаренных учащихся, формирование интереса к познава-тельной деятельности

Учителя- предметни-ки, руково-дители методобъе-динений


Анализ ре-зультатов участия членов НОУ в олимпиаде, в областном туре по защите научных проектов

Январь

Подготовка и проведе-ние недели науки

Формирование мотива-ции учащихся к занятиям научной исследователь-ской деятельностью

Руководители секций, методобъе-динений, кафедр

Методический бюллетень

февраль

Подготовка и прове-дение интеллектуаль-ного марафона школь-ников, участие в меж-дународной математи-ческой игре "Кенгуру"

Подготовка материалов, заданий для интел-лектуального марафона

Руководители секций, руководители метод-объедине-ний, кафедр

Сборник материалов, рейтинг участников

Март

Участие в областной олимпиаде школьников по основам наук, подготовка и отбор докладов на школьную научную конференцию по классам

Анализ результатов участия членов НОУ в областном туре олим-пиады

Учителя-предметники, руководители метод-объедине-ний. кафедр

Методический бюллетень

Апрель

Подготовка и проведение школьной научной конферен-ции"Мы- будущее ХХ1 века"

Демонстрация лучших научных проектов, док-ладов, рефератов, предс-тавление докладов новы-ми членами НОУ из числа учащихся 5-11 классов

Совет НОУ, руководители секций

Видеозапись, методбюл-летень

Май


Итоги работы за год

Анализ результатов работы за учебный год. Парад секций НОУ.

Совет НОУ

Аналитичес-кая справка, праздничные газеты


2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Тек ізденіс арқылы, шын мәніндегі нағыз жаңалықты

қолдай отырып, әділ де адал баға бере, қателікті

сынай отырып қана ғылымды дамытуға болады.

Бауржан Момышұлы


Для того, чтобы найти… надо уметь искать,

надо провидеть невидимое, ощутить предстоящее,

не падать духом при неудачах и трудностях,

настаивать и много трудиться.

Д.И.Менделеев.


Известно, что исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. И этот способ познания связан прежде всего с интеллектуальной деятельностью человека. Эта связь особенно важна для школьной и исследовательской практики. Здесь обычно приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник должен увидеть вполне конкретные результаты своей будущей работы.

Приобщаясь к научно-исследовательской деятельности, школьники должны двигаться по своеобразной лестнице. Ступенька за ступенькой приведут к большому и серьезному результату. Прежде чем приступить к выполнению научно-исследовательской работы, нужно ознакомиться с существующими методами научного исследования.

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика поиска - это часть исследовательской системы, закономерно ее выражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность. В целом же выбор методов зависит от содержания тех этапов научного поиска, которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур, необходимых для проверки гипотезы. В свою очередь, все компоненты исследования определяются содержанием изучаемого, исходной концепцией исследователя. Содержанием исследования является не только его объект и предмет, но и исследовательская деятельность в целом, в которой метод связывает все элементы в единую динамическую систему.


Метод, таким образом, есть производное от общей концепции и стратегии исследования. Вот почему совершенно недостаточно, как это нередко делают начинающие исследователи, представить только номенклатуру методов. Необходимо обосновать выбор методов, способы их сочетания на каждом этапе поиска, а также обосновать системы методов и приемов - методику исследования. На основе классификации методов педагогического исследования В.И. Смирнова мы составили классификацию методов научного исследования .


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Общенаучные


Конкретно-научные


теоретические


эмпирические


общетеоретические

• абстракция и

конкретизация

• анализ и синтез

• сравнение

• противопоставле­ние

• индукция и дедукция

социологические:

• анкетирование

• интервьюирова­ние

• экспертные оп­росы

• рейтинг

социально - психологические:

• социометрия

• тестирование

• рейтинг

математические:

• ранжирование

• шкалирование

• индексирование

• корреляция

- анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности

- анализ понятийно- терминологической системы

- аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы

- построение гипотез

- построение мысленного эксперимента

- прогнозирование

- моделирование


• наблюдения (по­левые и

лабора­торные; форма­лизованные (по жесткой про­грамме) и не­ фор мализован­ные; включенные; прямые и косвенные;

сплошные и вы­борочные;

-само­наблюдения

• беседа

• эксперимент (глобальный, ло­кальный и микроэксперимент

естественный и лабораторный)

• научная экспеди­ция



Эмпирические методы исследования.

Наблюдение - научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины психолого-педагогического явления. Главная цель наблюдения - накопление фактов в их взаимосвязи

Опрос. Этот метод используется в двух основных формах: в виде интервью ( устного опроса ) и в виде анкетирования ( письменного опроса). Опрос отражает субъективные мнения и оценки, но дают возможность быстро получить необходимую информацию. Поэтому опрос можно проводить на этапе первичного сбора материала.

Анкетирование – метод научного исследования, при котором проводится опрос письменно и используется набор структурно организованных вопросов (анкета).


Виды вопросов.


Открытый

Закрытый

Прямой

Косвенный

Контрольный

Дается только вопрос, ответ формулирует сам отвечающий

Даются варианты ответов

Вопрос в личной форме, выясняет личные интересы опрашиваемых

Вопрос в безличной форме, выяснят отношение


Ответы на этот вопрос должны подтвердить, выводы, сделанные на основании предыдущих вопросов



Требования к составлению анкеты.

  1. Вопросы должны быть логически связаны с темой исследования.

2.Вопросы должны быть понятными, не иметь двойственный смысл.

3.Вопросы излагаются в определенной последовательности.

4.Формулировка вопросов исключает подсказку.

5.Исключаются сложные многозначные слова.

6.Формулировка вопросов должна обеспечивать искренность, правдивость ответов.

7.Включаются наиболее существенные вопросы

Рейтинг – метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями

Ранжирование – выставление в порядке определенных достижений или значимости личностных притязаний.

Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Существенно важным для научного исследования является определение показателей количесвенных и качественных характеристик изучаемого явления. При этом особую значимость имеют количественные показатели и математическая обработка результатов как фактор доказательности.



следующая страница >>