girniy.ru |
1 ... 31 32 33 34 35
6.6. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
и (или) компенсаций необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан;
рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика. Монопольно высокие цены можно выявить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого снижения качества продукции при формально неизменной величине выпуска; сокращение объемов производства; скрытое повышение цен (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и т. д. Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынке такого же или аналогичного товара. Здесь возможны следующие варианты:
на соседнем конкурентном рынке (другого региона, мировом рынке);
канском рынке или рынке другого региона, местном рынке;
ном рынке, республиканском, другого региона;
ном рынке, республиканском, другого региона (выделены более предпочтительные варианты). При невозможности взять за основу реальную конкурентную цену в качестве ее ориентировочно можно рассматривать «базовую» цену, рассчитанную по формуле: , (29) где Р – базовая цена, руб.; Р – фактическая цена ХС – монополиста, руб.; I – отраслевой (региональный) индекс цен, %; Iф – индекс цен на проверяемую продукцию, %. По продукции производственно-технического назначения в качестве I может использоваться индекс цен производителей промышленной продукции; по товарам народного потребления – индекс потребительских цен. В качестве индекса цен (I), используемого как база для сравнения, можно применять индекс цен на аналогичную продукцию по данной товарной группе. О доминирующем положении предприятия судят и по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию сочетаются с более низкими темпами производства по сравнению с отраслевыми показателями, что и является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (повышение цен при снижении объемов производства). О снижении объемов производства свидетельствуют:
производства. Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом на злоупотребление доминирующим положением на рынке указывают:
продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике;
приятии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями;
предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности. О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем и т. д. При установлении факта монопольной цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работников. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать их в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Регулирование ценообразования на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями» и от 19 октября 1992 года № 634 «О дополнительных мерах по государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги)», распоряжением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 68.
(тарифов);
(тарифов). Для концентрации сведений о предприятиях, доминирующих на товарных рынках республики, введен Государственный реестр. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, формируется на основе соответствующего положения, утвержденного Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 3 января 2006 г. № 1 (содержание реестра представлено в таблице 6.3). Таблица 6.3. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень) (местный уровень - _____________________ область (г. Минск) ПЕРЕЧЕНЬ хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством
Цель формирования и введения реестра – определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному регулированию, контролю в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, ведется государственный реестр субъектов естественных монополий (таблица 6.4). Таблица 6.4. Приложение 1 к приказу Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь от 8 января 2009 г. № 01-2009 (е) с изменениями) Государственный реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень)
В государственном реестре субъектов естественных монополий выделяют разделы:
<< предыдущая страница следующая страница >> |