Тема урока « Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты. Цена рывка.»
Цели урока :
образовательн ы е –
мониторинг уровня знаний; углубление имеющихся у учащихся знаний о причинах, содержании, итогах, значении, цене и последствиях сплошной коллективизации; обогащение представлений учащихся об изучаемых событиях характеристиками позиций различных социальных слоев общества, их отношения к коллективизации.
воспитательные –
формирование убежденности в ценности каждой конкретной личности; постановка морально-этической проблемы соотношения целей и средств.
развивающие –
совершенствование навыков аналитической работы со статистическим материалом и историческими источниками; развитие логического мышления, коммуникативных качеств, умения выражать и отстаивать собственную точку зрения.
Основные понятия и термины:
коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание, «подкулачники», «самораскулачивание» .
Даты:
1927г.-начало хлебозаготовительного кризиса;
1929г.,декабрь-переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса;
1930г., 2 марта -статья Сталина «Головокружение от успехов» ;
1932-1933гг.-массовый голод в зерновых районах СССР.
План урока:
Предпосылки. цели, задачи и ход коллективизации.
Осуществление коллективизации. Раскулачивание.
Отношение общества к политике коллективизации.
Результаты и последствия коллективизации для крестьянства и страны в целом. Цена рывка.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Проблемы развития нашей страны в 20-30-е гг. 20 века вызывают
интерес не только у специалистов – историков, но и у людей самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания. В ходе фронтальной работы с классом
разбираются вопросы о причинах, целях, ходе и результатах коллективизации. По материалу могут быть заданы следующие вопросы.
Вопросы по материалу:
Какую вы видите связь между форсированной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства?
Что такое сплошная коллективизация, каковы причины и задачи ее провозглашения?
Была ли объективно необходима коллективизация советской деревни?(слайд «Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.»)
Какими методами проводилась коллективизация ?
Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?
Кого считали кулаком в российской деревне?
Каковы причины массового голода в 1932-1933гг.?
Каковы итоги политики сплошной коллективизации?
В чем вы видите ее положительные и негативные последствия?
Изучение нового материала.
Заслушивается сообщение ученика на тему « Коллективизация : историография проблемы.» Учащиеся фиксируют основные положения сообщения в тетрадях. На обсуждение выносится вопрос: в чем взгляды авторов учебника по проблеме коллективизации совпадают с мнением современных историков, а в чем нет?
Просмотр фрагмента видеофильма «Коллективизация» направляется проблемным заданием: можно ли расценивать коллективизацию как «революцию сверху при поддержке снизу»?
Для изучения вопросов об отношении различных социальных слоев к коллективизации, о ее результатах и последствиях для крестьянства и страны проводится лабораторная работа.
Учащиеся получают раздаточный материал, содержащий документы, вопросы и задания к ним.
Для иллюстрации отношения самих крестьян к коллективизации можно использовать частушки.
.
Мы в колхоз пошли, товарка,-
Были юбки складками,
А теперя щеголяем
На заду заплатками!
Брюхо голо,
лапти в клетку,
Выполняем пятилетку.
Кто за гриву, кто за хвост-
Растащили весь колхоз.
Говорят, в колхозе худо,
А в колхозе хорошо.
Д о обеда ищут сбрую,
А с обеда- колесо.
Под окном собака лает,
Не собака- бригадир:
Выходите на работу,
А то хлеба не дадим!
Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту,-
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту.
Машины с красными вагонами
Пошли на Соловки.
Зарыдали наши матери –
Поехали сынки.
После выполнения лабораторной работы в ходе беседы обсуждаются вопросы : имела ли коллективизация поддержку среди населения? Каковы ее последствия для деревни и страны в целом? Оправданны ли принесенные жертвы?
Завершается занятие подведением итогов.
Учащиеся приходят к следующим выводам:
1.Объявленные партией цели в результате коллективизации были достигнуты: в деревне победила колхозная собственность, произошло полное огосударствление экономики; враги советской власти понесли суровое наказание, кулачество как класс было ликвидировано.
2.В то же время производительные силы деревни были подорваны.
Валовая продукция сельского хозяйства в 1936-1940-е гг., по существу, оставалась на уровне 1924-1928гг., а поголовье крупного рогатого скота в 1934г. уменьшилось вдвое по сравнению с 1928г.
3.Началось разрушение крестьянства как социального слоя, его особой культуры. В годы первой пятилетки появилось совершенно новое общество, с иными производственными отношениями в деревне. Крестьяне были отчуждены от земли и результатов труда. Колхозники были лишены гражданских прав, паспортов, не могли менять место жительства, уходить из колхоза без веских причин. Произошло разрушение всего уклада жизни, духовных и нравственных ценностей, присущих именно крестьянству.
Домашнее задание:
Написать эссе на тему «Коллективизация в судьбе моей семьи».
Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.
|
Число хозяйств, вошедших в разработку
|
Батраки
|
Бедняки
|
Середняки
|
Кулаки
|
1927
|
34252
|
12,9
|
25,7
|
57,0
|
4,4
|
1929
|
30667
|
10,1
|
22,5
|
65,8
|
1,6
|
Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.
Показатели
|
1927г.
|
1940г.
|
Колхозы, тыс.
|
14,8
|
236,9
|
В них колхозных дворов, млн.
|
0,2
|
18,7
|
Совхозы, тыс.
|
1,4
|
4,2
|
Единоличных крестьянских хозяйств, тыс.
|
23,7
|
3,6
|
Кулацкие хозяйства, млн.
|
1,1
|
-
|
Карточки:
Из высказываний
Крестьян-бедняков:
1.»Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков
2.»Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».
Крестьян-середняков:
1.»Если пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»
2.»Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».
3.»Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».
Кулаков:
1.»Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».
2.»Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».
3.»Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?
А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь
становится недорога, решишься на все, что придет в голову».
Задание:
Определите отношение крестьян к коллективизации.
Чего ждала беднота от коллективизации?
Какие последствия коллективизация имела для середняков?
Какое влияние она оказала на судьбу крестьян-кулаков?
Основополагающий вопрос: Как можно прижатого к стене кота
превратить в тигра?
Проблемные вопросы:
Видим ли мы себя в зеркале прошлого?
Научимся ли мы когда-нибудь думать, чтобы не лишиться свободы?
Может ли сохраниться человеческое в человеке в условиях тоталитарного режима?
Как зависит жизнь правнуков от жизни их дедов?
Что нам открыли «возвращенные имена»?
Карточки
Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.
Задание:
Проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе этой таблицы об отношении крестьян к коллективизации?
В связи с выселением кулаков
|
В связи со сбором семфонда и обобществлением
|
В связи с гонениями на церковь
|
Прочие
|
Кол-во выступлений
|
Число участников
|
Кол-во выступлений
|
Число участников
|
Кол-во выступлений
|
Число участников
|
Кол-во выступлений
|
Число участников
|
15
|
2360
|
74
|
4232
|
27
|
4310
|
2
|
65
|
ДОКУМЕНТЫ
1.Из сводки НКВД:
«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…
Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте документ и определите, каким образом крестьяне спасались от голода. Как коллективизация повлияла на отношение к ней крестьян, их настроения, моральный облик?
2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…
Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью
их куда-то отправили».
ВОПРОСЫ:
Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряет ли она его? Почему?