https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Тема урока « Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты. Цена рывка.»


Цели урока :

образовательн ы е

мониторинг уровня знаний; углубление имеющихся у учащихся знаний о причинах, содержании, итогах, значении, цене и последствиях сплошной коллективизации; обогащение представлений учащихся об изучаемых событиях характеристиками позиций различных социальных слоев общества, их отношения к коллективизации.

воспитательные

формирование убежденности в ценности каждой конкретной личности; постановка морально-этической проблемы соотношения целей и средств.

развивающие

совершенствование навыков аналитической работы со статистическим материалом и историческими источниками; развитие логического мышления, коммуникативных качеств, умения выражать и отстаивать собственную точку зрения.

Основные понятия и термины:

коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание, «подкулачники», «самораскулачивание» .

Даты:

1927г.-начало хлебозаготовительного кризиса;

1929г.,декабрь-переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса;

1930г., 2 марта -статья Сталина «Головокружение от успехов» ;

1932-1933гг.-массовый голод в зерновых районах СССР.


План урока:


  1. Предпосылки. цели, задачи и ход коллективизации.

  2. Осуществление коллективизации. Раскулачивание.

  3. Отношение общества к политике коллективизации.

  4. Результаты и последствия коллективизации для крестьянства и страны в целом. Цена рывка.



Ход урока


Вступительное слово учителя.

Проблемы развития нашей страны в 20-30-е гг. 20 века вызывают

интерес не только у специалистов – историков, но и у людей самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания. В ходе фронтальной работы с классом разбираются вопросы о причинах, целях, ходе и результатах коллективизации. По материалу могут быть заданы следующие вопросы.


Вопросы по материалу:


  1. Какую вы видите связь между форсированной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства?

  2. Что такое сплошная коллективизация, каковы причины и задачи ее провозглашения?

  3. Была ли объективно необходима коллективизация советской деревни?(слайд «Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.»)

  4. Какими методами проводилась коллективизация ?

  5. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

  6. Кого считали кулаком в российской деревне?

  7. Каковы причины массового голода в 1932-1933гг.?

  8. Каковы итоги политики сплошной коллективизации?

В чем вы видите ее положительные и негативные последствия?


Изучение нового материала.

Заслушивается сообщение ученика на тему « Коллективизация : историография проблемы.» Учащиеся фиксируют основные положения сообщения в тетрадях. На обсуждение выносится вопрос: в чем взгляды авторов учебника по проблеме коллективизации совпадают с мнением современных историков, а в чем нет?

Просмотр фрагмента видеофильма «Коллективизация» направляется проблемным заданием: можно ли расценивать коллективизацию как «революцию сверху при поддержке снизу»?

Для изучения вопросов об отношении различных социальных слоев к коллективизации, о ее результатах и последствиях для крестьянства и страны проводится лабораторная работа.

Учащиеся получают раздаточный материал, содержащий документы, вопросы и задания к ним.

Для иллюстрации отношения самих крестьян к коллективизации можно использовать частушки.

.

Мы в колхоз пошли, товарка,-

Были юбки складками,

А теперя щеголяем

На заду заплатками!


Брюхо голо, лапти в клетку,

Выполняем пятилетку.

Кто за гриву, кто за хвост-

Растащили весь колхоз.



Говорят, в колхозе худо,

А в колхозе хорошо.

Д о обеда ищут сбрую,

А с обеда- колесо.


Под окном собака лает,

Не собака- бригадир:

Выходите на работу,

А то хлеба не дадим!


Хорошо тому живется,

Кто записан в бедноту,-

Хлеб на печку подается,

Как ленивому коту.


Машины с красными вагонами

Пошли на Соловки.

Зарыдали наши матери –

Поехали сынки.


После выполнения лабораторной работы в ходе беседы обсуждаются вопросы : имела ли коллективизация поддержку среди населения? Каковы ее последствия для деревни и страны в целом? Оправданны ли принесенные жертвы?

Завершается занятие подведением итогов.

Учащиеся приходят к следующим выводам:

1.Объявленные партией цели в результате коллективизации были достигнуты: в деревне победила колхозная собственность, произошло полное огосударствление экономики; враги советской власти понесли суровое наказание, кулачество как класс было ликвидировано.

2.В то же время производительные силы деревни были подорваны.

Валовая продукция сельского хозяйства в 1936-1940-е гг., по существу, оставалась на уровне 1924-1928гг., а поголовье крупного рогатого скота в 1934г. уменьшилось вдвое по сравнению с 1928г.

3.Началось разрушение крестьянства как социального слоя, его особой культуры. В годы первой пятилетки появилось совершенно новое общество, с иными производственными отношениями в деревне. Крестьяне были отчуждены от земли и результатов труда. Колхозники были лишены гражданских прав, паспортов, не могли менять место жительства, уходить из колхоза без веских причин. Произошло разрушение всего уклада жизни, духовных и нравственных ценностей, присущих именно крестьянству.


Домашнее задание:

Написать эссе на тему «Коллективизация в судьбе моей семьи».


Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.


    Год

Число хозяйств, вошедших в разработку

Батраки

Бедняки

Середняки

Кулаки

1927

34252

12,9

25,7

57,0

4,4

1929

30667

10,1

22,5

65,8

1,6

Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.


Показатели

1927г.

1940г.

Колхозы, тыс.


14,8

236,9


В них колхозных дворов, млн.

0,2

18,7

Совхозы, тыс.

1,4

4,2

Единоличных крестьянских хозяйств, тыс.

23,7


3,6

Кулацкие хозяйства, млн.


1,1

-


Карточки:

Из высказываний

Крестьян-бедняков:

1.»Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков

2.»Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».

Крестьян-середняков:

1.»Если пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»

2.»Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».

3.»Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».

Кулаков:

1.»Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».

2.»Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».

3.»Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?

А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что придет в голову».

Задание:

Определите отношение крестьян к коллективизации.

Чего ждала беднота от коллективизации?

Какие последствия коллективизация имела для середняков?

Какое влияние она оказала на судьбу крестьян-кулаков?


Основополагающий вопрос: Как можно прижатого к стене кота

превратить в тигра?

Проблемные вопросы:

Видим ли мы себя в зеркале прошлого?

Научимся ли мы когда-нибудь думать, чтобы не лишиться свободы?

Может ли сохраниться человеческое в человеке в условиях тоталитарного режима?

Как зависит жизнь правнуков от жизни их дедов?


Что нам открыли «возвращенные имена»?

Карточки

Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.

Задание:

Проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе этой таблицы об отношении крестьян к коллективизации?


В связи с выселением кулаков

В связи со сбором семфонда и обобществлением

В связи с гонениями на церковь

Прочие

Кол-во выступлений

Число участников

Кол-во выступлений

Число участников

Кол-во выступлений

Число участников

Кол-во выступлений

Число участников

15

2360

74

4232

27

4310

2

65


ДОКУМЕНТЫ

1.Из сводки НКВД:

«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…


Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».

ЗАДАНИЕ:

Проанализируйте документ и определите, каким образом крестьяне спасались от голода. Как коллективизация повлияла на отношение к ней крестьян, их настроения, моральный облик?

2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…

Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью

их куда-то отправили».

ВОПРОСЫ:

Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряет ли она его? Почему?