№
|
Тема урока
|
Кол-
во ча-сов
|
Вид урока
|
Элементы обязательного минимума образования
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Дополнительный материал
|
Формы контроля
|
Практические работы
|
Д/з
|
|
|
|
|
Тема 1. ЧЕЛОВЕК И РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ (10 часов)
|
1
|
Научные методы изучения географи-ческой сред
|
1
|
Лекции
|
Необходимость знания географии прошлого. Науч-ные методы восстановления прошлого гео. среды: картографический, описа-тельный, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечест-ва с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и произво-дящее хозяйство. С/х революция. Расширение связей «общество-природная среда» в Средневековье.
Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. НТР. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни обшества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования разных видов п/р. Применение ресурсо- и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Ископаемые п/р. Минераль-ные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обес-печенность горючими ископаемыми различных стран и регионов. Нерудные и рудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. С/х угодья. Невоз-можность расширения пахотных площадей
|
Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориаль-ные сочетания.
Уметь:
Определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира.
|
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природополь-зования с целью выявления районов острых геоэкологи-ческих ситуаций
|
Эв. беседа с использова-нием и сопоставле-нием карт атласа
|
1. Выявление изменения характера связей с окружающей природной средой на протяжении истории.
2.Определение ресурсообес-печенности стран/страны по (выбору).
3. Подбор информации о направлении рационально-го использо-вания приро-дных ресурсов из материалов
переодичес-кой печати,
Интернета
|
|
2
|
Начало освоения человеком планеты Земля
|
1
|
Семинар
|
Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
3
|
Научно-техническая революция
|
1
|
Прак-
тикум
|
Анализ карт работа по заполнению к/к
|
|
4
|
Современные масштабы освоения планеты
|
1
|
Семинар
|
Анализ карт работа по заполнению к\к
|
|
5
|
Природные ресурсы
|
1
|
Прак-
тикум
|
Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполне-нию к\к
|
|
6
|
Ресурсо-обеспечен-ность страны
|
1
|
Прак-
тикум
|
|
Учебное исследование по картам, решение географичес-ких задач
|
|
|
7
|
Минеральные ресурсы
|
1
|
Актуали-зация
знаний и умений
|
|
Эв. беседа с использо-ванием карт атласа, сопо-ставление таблицы
|
|
8
|
Земельные водные и лесные ресурсы
|
1
|
Прак-
тикум
|
|
Учебное исследование по картам решение географии-ческих задач
|
|
9
|
Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов
|
1
|
Актуали-зация
знаний и умений
|
|
Учебное исследование по картам решение географии-ческих задач
|
|
10
|
Виды при-родополь-зования
|
1
|
Актуали-зация
знаний и умений
|
|
|
Эв. беседа с использова-нием карт атласа, сопостав-ление таблицы
|
|
|
Тема 2. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (5 часов)
|
11
|
Демографии-ческая история чело-вечества
|
1
|
Вводная лекция
|
Демографическая история человечества. Динамика чис-ленности населения. Демогра-фический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического пере-хода. Воспроизводство насе-ления. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этнический состав населения. Однонациональные, двуна-циональные, многонацио-нальные государства. Языко-вой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира Возрастная структура населения. Поло-возрастная пирамида. Качест-во населения крупнейших стран и регионов. Занятость населения. Экономиически активное население. Отраслевой состав занятых граждан.
Проблемы безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Размещение населения по территории Земли. Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация горо-дов. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Миграция населения. Виды миграций. Причины мигра-ций. Значение миграций населения. География м/н миграций. Эмиграция и иммиграция. Утечка умов. Утечка талантов
|
Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этно-географическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Уметь: определять и сравнивать по различным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографичес-кую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения
|
Типы воспроизводства населения
|
Эвристичес-кая беседа с использова-нием карт атласа, работа по заполнению таблицы
|
1. Анализ сравнение половозраст-ных пирамид развитой и развиваю-щейся стран.
2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.
3. Обозначе-ние на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополи-сов
|
|
12
|
Расовый и половозраст-ной состав населения
|
1
|
Лекция с элемен-тами беседы
|
Основные очаги этнических и конфессиональ-ных конфликтов
|
Анализ карт, работа по заполнению к/к
|
|
13
|
Этнический и религиозный состав населения
|
1
|
Лекция с элемен-тами беседы
|
Заполнение таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполне-ние к/к
|
|
14
|
Размещение населения и его миграции
|
1
|
Практи-кум
|
Эв. беседа с использова-нием карт атласа, рабо-та по запол-нению к/к
|
|
15
|
Сельское и городское население
|
1
|
Семинар
|
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
Тема 3. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ ( 4 часа)
|
16
|
Содержание понятия «география культуры»
|
1
|
Лекция
|
Содержание понятия «геогра-фия культуры». «Модифика-ция» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Цивилизация – культурная общность наивыс-шего типа, Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распростране-ния цивилизации. Современ-ные цивилизации Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимо-связь культуры и религии. Религия – важнейший элемент духовности и культуры чело-вечества. Религиозный состав населения. Мировые, нацио-нальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верую-щих людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфу-цианская цивилизация, ее характерные черты. Культур-но-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивили-зации – бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилиза-ции в мировую культуру. Японская цивилизация: спе-цифика, культурные ценнос-ти. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и насле-дие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилиза-ция: специфика, культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, правос-лавная. Особенности исто-рико-географического расп-ространения, сравнительная молодость, культурное насле-дие. Понятие о европоцент-ризме. Россия – мост между запанным и восточным ми-ром.
|
Знать: культурно-исторические центры мира, ареалы распро-странения мировыз религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности
Уметь: составлять реферат; учавствовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дисскусию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художествен-ный, научно-популярный, учебный, газетный)
|
|
Эв. беседа
|
Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору)
|
|
17
|
География религии
|
1
|
Практи-кум
|
|
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
18
|
Цивилизации Востока
|
1
|
Семинар
|
|
Эв. беседа
|
|
19
|
Цивилизации Запада
|
1
|
Семинар
|
|
Эв. беседа
|
|
Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (4 часа)
|
20
|
Формирова-ние полити-ческой карты мира
|
1
|
Лекция
|
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирова-ния политической карты мира. Современная полити-ческая карта мира. Количес-твенные и качественные сдвиги на политической карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство – главный объект политической карты. Террито-рия и границы государства. Формы правления. Государст-венный строй. Формы госу-дарственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основ-ные типы стран на политичес-кой карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
|
Знать: этапы формирования полит. карты мира, формы правления, госу-дарственный строй, типологию стран на полити-ческой карте мира.
Уметь: составлять раз-вёрнутый план доклада, строить диаграммы, таб-лицы, графики на основе статисти-ческих данных и делать на их основе выводы; составлять и пре-зентовать рефе-рат; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, вклю-чаться в дискус-сию; работать с различными ви-дами текста, содержащими географическую информацию.
|
|
Вводная беседа
|
Составление классифика-ционной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»
|
|
21
|
Государство – главный объект политической карты
|
1
|
Семинар
|
|
Анализ карт, фронтальный устный опрос
|
|
22
|
Типы государств
|
1
|
Семинар
|
|
Анализ карт, фронтальный устный опрос
|
|
23
|
Политичес-кая геогра-фия и геопо-литика
|
1
|
Практ-кум
|
|
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
Тема 5. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (12 часов)
|
24
|
Секторы мировой экономики
|
1
|
Вводная лекция
|
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств, Сек-торы мировой экономики: первичный, вторичный, тре-тичный, четвертичный. Деле-ние стран на страны аграрные, индустриальные, постиндуст-риальные. Отраслевая струк-тура экономики. Террито-риальная структура эконо-мики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основ-ное содержание НТР на сов-ременном этапе. МРТ – выс-шая форма географического разделения труда. Междуна-родная специализация госу-дарств и их роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР; технико-экономические, производственные, организа-ционно-экономические спе-цифические условия, тяго-тение к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологи-ческие, природные и социа-льные факторы. Промышлен-ность мира. Горнодобываю-щая промышленность. Электроэнергетика. Топли-вно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК – основные экспортёры нефти. Обрабаты-вающая промышленность. Металлургия, машинострое-ние, химическая промышлен-ность, другие отрасли обраба-тывающей промышленности: структура, особенности раз-вития и размещения. Новей-шие отрасли. Основные про-мышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспек-тивы развития промышлен-ности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внут-риотраслевой состав. Меж-дународные связи. Потреби-тельское сельское хозяйство. Аграрные отношения в стра-нах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зелё-ная революция». Животно-водство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные с/х районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели разви-тия мирового транспорта Основные виды транспорта: сухопутный, морской воздушный.
Сфера услуг – совокупность отраслей направленных на удовлетворение определён-ных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торгов-ля, транспорт, прокат и т.д.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.) деловые, социальные. Мировые экономические связи, формы мирохозяйс-твенных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия
|
Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
|
Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение м/н специализации крупнейших стран и регионов мира.
|
Эв. беседа с ипользова-нием и сопоставле-нием карт атласа
|
1.Характерис-тика отрасли промышлен-ности мира (по выбору)
2. Обозначе-ние на к/к мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышлен-ности (по выбору)
3. Подготовка сообщения «Развитие промышлен-ности и экологические проблемы».
4. Проложе-ние по к/к маршрута м/н туризма (по выбору)
|
|
25
|
Деление стран на аграрные, индустриаль-ные, постин-дустриальные
|
1
|
Лекция с элемен-тами беседы
|
Учебное исследование по картам. Эв. беседа по результатам групповой работы
|
|
26
|
Отраслевая и территории-льная структура экономики
|
|
Семинар
|
Учебное исследование по картам.
|
|
27
|
Международ-ное разделе-ние труда
|
1
|
Практи-кум
|
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
28
|
Факторы определяю-щие разме-щение экономики
|
1
|
Семинар
|
Учебное исследование по картам.
|
|
29
|
Промышлен-ность мира. Горнодобы-вающа
промышлен-ность. Элект-роэнергетика.
|
1
|
Практи-кум
|
Учебное исследование по картам.
|
|
30
|
Обрабаты-вающая про-мышленность
|
1
|
Практи-кум
|
|
|
Анализ карт. Фронталь-ный опрос
|
|
|
31
|
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике
|
1
|
Урок актуали-зации знаний и умений
|
Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт
|
|
32
|
Мировая транспортная система
|
1
|
Семинар
|
Анализ карт. Фронталь-ный опрос
|
|
33
|
Сфера услуг
|
1
|
Практи-кум
|
Анализ карт. Фронталь-ный опрос
|
|
34
|
Мировые экономичес-кие связи
|
1
|
Семинар
|
Анализ карт. Фронталь-ный опрос
|
|
35
|
Обобщение по теме «География мировой экономики»
|
1
|
Урок контроля оценки и коррек-ции знаний
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
|
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
|
36
|
Обобщающее повторение по всему курсу
|
1
|
Практи-кум
|
Анализ карт, тестирование
|