Тема урока: Исследование зависимости силы тока в цепи от
сопротивления проводника
Цели урока:
Создать условия для:
-приобретения учащимися знаний о зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах;
-формирования у них экспериментальных исследовательских умений;
-формирования умения представлять результаты эксперимента в виде таблиц и графиков, а также умения анализировать результаты эксперимента и строить индуктивный вывод;
-формирования умения работать с компьютером и использовать его в качестве элемента экспериментальной установки;
-формирования коммуникативных умений путем организации работы в малых группах;
-формирования умения оценивать и корректировать собственную деятельность.
Организационные формы и методы обучения:
традиционные – беседа на вводном и заключительном этапах урока, коллективная работа при постановке проблемы, выдвижении гипотезы и планировании эксперимента;
инновационные – исследовательский метод, групповая экспериментальная работа, при которой класс делится на 4 группы (возможно большее число групп при наличии оборудования); две группы выполняют эксперимент с использованием измерительных приборов, а в качестве потребителя одна группа использует резистор, другая – электрическую лампочку; две другие группы работают с набором L-micro и компьютером, а в качестве потребителя одна группа использует электрическую лампочку, а другая – резистор.
Средства обучения:
традиционные - лабораторный источник питания, резистор, электрическая лампочка, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.; магазин сопротивлений, реостат, демонстрационные амперметр и вольтметр;
инновационные – компьютер, лаборатория L-micro.
печатные – либо рабочая тетрадь, либо рабочие листы с краткими указаниями по проведению исследования и образцом оформления его результатов (степень детализации в зависимости от уровня владения учащимися экспериментальными умениями и умениями работать с компьютером).
План урока:
Актуализация знаний – 3 мин.
Постановка познавательной задачи и формулирование проблемы и гипотез – 3 мин.
Выполнение исследования – 30 мин
Обсуждение результатов работы – 6 мин
Подведение итогов урока, домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
Актуализация знаний:
1). Фронтальный опрос по изученному материалу:
-Что называют силой тока? Какова единица силы тока?
-Что называют напряжением? Какова единица напряжения?
-Как включают в цепь амперметр и почему?
-Как включают в цепь вольтметр и почему?
2). Демонстрация опыта:
-качественная зависимость силы тока на участке цепи от напряжения на нем и его сопротивления.
2. Постановка познавательной задачи - выяснить, как зависит сила тока в проводнике от напряжения на нем и его сопротивления.
Выдвижение гипотез
Планирование эксперимента
Выполнение исследования: половина класса выполняет натурный эксперимент (одна группа с электрической лампочкой, другая – с резистором), половина – компьютерный (одна группа с электрической лампочкой, другая – с резистором), затем они меняются местами. Результаты эксперимента заносятся в лабораторный лист.
Лабораторный лист
Цель работы
Оборудование
Ход работы
Запишите гипотезы о характере зависимости силы тока на участке цепи от напряжения на нем
1)_________________________________________________________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните эксперимент
соберите электрическую цепь для проверки гипотез,
начертите цепь,
выполните необходимые измерения и занесите результаты в таблицу
сделайте вывод о характере зависимости силы ток от напряжения на участке цепи и запишите его
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) постройте графики зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и зависимости силы тока от сопротивления участка цепи.
Проанализируйте полученный график.
6) вычислите отношение напряжения к силе тока для каждой пары полученных значений этих величин. Изменяется значение этого отношения или остается постоянным?
4. Обсуждение результатов исследования и выводы:
1). Обсуждение характера зависимости силы тока от напряжения на концах проводника.
2). Обсуждение полученных графиков зависимости I(U) и I(R).
3). Сравнение компьютерного и натурного эксперимента, обсуждение достоинств и недостатков каждого из них.
4). Обсуждение причин погрешностей измерений в натурном эксперименте и возможностей их уменьшения.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание