https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 4 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Теоретическая фонетика»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Утвержден на заседании кафедры


английского языка

« 30 » августа 2007г.,

протоколом № 1.


Воронеж – 2007

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка


«…ДПП.Ф.03 - Теоретическая фонетика

Предмет фонетики, разделы фонетики. Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и ее функции. Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили. Произносительная норма. Варианты произношения.»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


Программа учебной дисциплины

«Теорфонетика»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Всего: 72 часа

Из них 34 аудиторных занятий:

17 лекционных

17 практических

38 часов самостоятельной работы

Форма отчетности: экзамен (5 семестр)


Составитель: Гарская Л. В.


Воронеж – 2007



Пояснительная Записка

Данная учебная программа предназначена для студентов третьего курса отделения английского языка факультета иностранных языков педагогического ВУЗа. Изучению данного теоретического курса предшествуют занятия по практической фонетике, на которые отводятся четыре учебных семестра. Поэтому естественной опорой лекционного курса является та сумма знаний, умений и навыков, которая была накоплена студентами за предыдущие годы обучения. Студенты должны иметь прочные навыки артикулирования иностранных звуков и интонирования звуковых последовательностей, уметь варьировать сегментный облик и просодию иноязычного текста в зависимости от его функциональной нагрузки, а также должны уметь выбирать необходимые фонетические средства для реализации структурно-содержательного аспекта своих высказываний, иметь прочные знания в области фонетического строя изучаемого языка. Студентам необходимо знать наиболее важные особенности сегментной и сверхсегментной частей фонетики английского языка в сопоставлении с фонетической системой русского языка, знать основные приемы постановки соответствующего произношения в русскоязычной аудитории, изучающей английский язык как иностранный.


На семинарских занятиях по данной учебной дисциплине особое внимание уделяется работе с практическим материалом – аутентичными фономатериалами (монологического и диалогического плана), коммуникативно-ориентированными по характеру и содержащими социокультурную информацию о типичных ситуациях общения в англоязычных странах. При этом развиваются и совершенствуются умения аудирования на иностранном языке. Аудирование, один из четырех видов речевой деятельности, формирует способность восприятия, понимания и интерпретации высказываний, структурированных по нормам соответствующего языка. Такая способность ассоциируется с иноязычной языковой компетенцией (т.е. с владением фонетическими навыками речи, а также лексико-грамматическими навыками) как составляющей коммуникативной компетенции.

Указанный выше практический материал также используется как мотивационная основа для обсуждения основных теоретических положений данной учебной дисциплины. Так, например, широко представлены аудиоматериалы, демонстрирующие фоностилистическую вариативность звучащей англоязычной речи, что служит основанием для высказываний по проблематике фоностилистики, важнейшего раздела фонетики, отражающего коммуникативно-прагматическую направленность речевой деятельности. См. соответствующие тематические рубрики ниже, в разделе данной рабочей программы «Содержание Дисциплины «Теоретическая Фонетика Английского Языка».

Фрагменты из фономатериалов задействованы в тестовых заданиях практического плана (см. материалы тестирования по данной учебной дисциплине – 90 заданий); см. также практический материал в контрольных вопросах по тематике семинаров и разделов, выносимых на самостоятельную работу. См. материалы, разработанные для самоконтроля к темам, выносимым на самостоятельное изучение, а также планы семинаров по курсу теорфонетики, включающие не только теоретические вопросы для обсуждения (рубрика А), но и практические вопросы/задания (рубрика В). Таким образом, соответствующие тестовые задания и контрольные вопросы практического характера нацелены на решение вполне конкретных задач на когнитивно-коммуникативном уровне.


Поставленные учебные цели и задачи направлены на обобщение и углубление теоретических знаний по данной учебной дисциплине, на развитие соответствующих практических умений и навыков на уровне профессионально–компетентностной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Вслед за И. Я. Зимней, в данной рабочей программе компетентностный подход к обучению рассматривается как практико-ориентированный, «определяющий результативно-целевую направленность образования» (Цит. по: Бим, И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам?// Иностр. языки в шк. – 2007. - № 4. – с. 3). Ср. с еще одной трактовкой понятия компетентностного подхода в современной системе образования: «Компетентностный подход <�…> предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач» (Сысоева, Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам// Иностр. языки в шк. – 2007. - № 5. – с. 6).

Данная учебная программа составлена на основе профессиональной образовательной программы для специальности 050303 Иностранный язык (с дополнительной специальностью). Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденными в 2006г.


Основные целевые установки курса по теоретической фонетике

Эффективность усвоения теоретических знаний во многом зависит от реализации их в практической деятельности. В свою очередь, деятельностный подход (коммуникативный, содержательно-смысловой) формирует профессиональную компетентность будущего учителя английского языка при усвоении им профессиональных знаний, при развитии умений и навыков, необходимых для достижения сформированности коммуникативной компетенции (с ее составляющими – языковой, социокультурной, дискурсивной, социальной и другими компетенциями). В свою очередь, практическая детальность актуализируется в контексте учебно-познавательной, общекультурной, личностной, ценностно-смысловой и социально-трудовой направленности. Соответственно, при прохождении курса теоретической фонетики английского языка ставятся следующие цели и задачи:


  1. дать студенту возможность осознать, что фонетика – не отдельная дисциплина, существующая независимо от других изучаемых аспектов языка. Фонетические явления определяются семантическими, синтаксическими, коммуникативно-прагматическими и другими факторами, которые, в свою очередь, обусловливаются коммуникативными намерениями общающихся и ситуациями общения;

  2. показать, что фонетическое чтение – функционально направленное, что адекватное трансформирование письменного текста в устную форму речи при чтении вслух зависит от степени понимания содержания текста и от точности выбора используемых при чтении фонетических средств, которые должны быть направлены на передачу заложенных в тексте авторских интенций;

  3. выявить основные причины появления произносительных ошибок в иностранной речи и, соответственно, показать возможности их предупреждения;

  4. выбрать одно из главных направлений в изучении фонетики – сопоставление фонетических систем, явлений и используемых понятийных категорий и соответствующих концептов в изучаемом и родном языках, поскольку типологические характеристики обоих языков на фонетическом уровне выявляются на фоне сравнения и сопоставления;

  5. предложить студенту не стандартное выполнение фонетических традиционных упражнений, представленных в учебных пособиях по фонетике, а поставить перед ним цель найти творческий подход к решению конкретной учебной задачи, приближенной к реальным условиям коммуникации.

Студент должен уметь разрабатывать фонетический аспект занятий по английскому языку. Он также должен иметь полное представление о сегментных и сверхсегментных особенностях фонетической системы современного английского языка в сопоставлении со звуковым строем русского языка и уметь учитывать их типологические различия в практике преподавания английского языка как иностранного.

Студент должен знать основы фоностилистики, сравнительно нового раздела фонетики, и уметь варьировать набор фонетических средств в зависимости от ситуации общения. Студент обязан уметь логично и адекватно построить систему обучения звукотипам и сверхсегментным явлениям английского языка, опираясь при этом на общую основу фонации, т е на артикуляционную (фонетическую базу). Он должен рецептивно владеть американским вариантом английского языка (помимо британского), а также иметь представление о региональных языковых вариантах, говорах и диалектах, которые составляют естественное окружение нормативной, кодифицированной речи.


Особое внимание в курсе теоретической фонетики уделяется рассмотрению такой важной темы, как интонация, совокупность сверхсегментных средств фонации, релевантная для дифференциации фоностилей. При этом понятие речевой мелодики рассматривается в связи с другими составными компонентами интонации. Большое внимание уделяется проблемам фоностилистики, имеющим непосредственное отношение к практике обучения культуре речевого общения. Эта тема также акцентирована в содержании дисциплины «теоретическая фонетика», представленном в государственном образовательном стандарте, следующим образом (на уровне вербальных средств выражения): «Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили».

Использование стилистически правильной речи и соответствующего фоностиля в этой или иной коммуникативной ситуации является актуальной задачей в настоящее время. Закономерности функционально-стилевого расслоения языка следует, в первую очередь, рассматривать на фонетическом уровне в плане сравнительно-сопоставительного анализа различных видов речевой деятельности: с одной стороны, это спонтанный диалог, неофициальная беседа (разговорный стиль общения), а с другой стороны, это публичные выступления (например, с лекцией перед аудиторией), фонетическое чтение вслух отрывка из художественной прозы (например, на экзамене по практике речи или практической фонетике), декламация стихотворения и т д.


Тематический план по курсу «Теоретическая Фонетика»

5 семестр


Наименование разделов, тем

Трудоемкость в часах. Всего

Аудиторные часы

СРС

Итого

Лекции


Семинары

1. Предмет фонетики. Фонетика как лингвистическая наука. Сегментная и сверхсегментная фонетика. Фонема как единица языка и звук как единица речи. Фонема и ее аспекты. Фонологические и фонетические ошибки. Материал учебника (базового) для самостоятельной работы: М. А. Соколова [и др.]. «Теоретическая фонетика английского языка». М, 2004, с.6-17, 39-47, 49-59.

9

4

2

2

5

2. Слог и слогоделение. Типы слогов в английском языке. Ударение: словесное и фразовое, их типы и функциональные характеристики. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004), с.112-120,121-134.

9

4

2

2

5

3.Английская интонация, ее структура и функции. Речевая мелодика и ее просодические подсистемы. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004),с.135-163.

9

4

2

2

5

4. Ритм и речевая мелодика. Особенности ритмической организации английской речи. Ритм и речевая мелодика как части интонационного контура высказывания. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004),с.163-183.


9

4

2

2

5

5. Проблемы фоностилистики как особого раздела фонетики. Понятие фоностиля и его актуализация на уровне сегментных и сверсегментных средств языка.Проблема классификации фонетических стилей. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004),с.18-38.

9

4

2

2

5

6.Фоностилистическая вариативность на сверхсегментном уровне. Фоностилистическая структура информационного сообщения. Фоностилистические характеристики дискурса, типичного для научной сферы коммуникации. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004),с.184-221.

8

4

2

2

4

7. Специфика спонтанной разговорной речи на фоностилистическом уровне. Фоностилевые контуры ораторской речи, декламационного чтения вслух. Важность изучения фоностиля для овладения английским языком. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004),с. 221-246.

8

4

2

2

4

8. Произносительная норма и варианты произношения. Литературная норма английского языка. Региональные варианты английского языка на территории Великобритании. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.], М.,2004),с. 247-276.


7

4

2

2

3

9. Американский вариант английского языка и его произносительные особенности на фоне5тическом уровне. Материал базового учебника "Теоретическая фонетика английского языка" (М. А. Соколова [и др.],М.,2004),с. 276-283.

4

2

1

1

2

ИТОГО:

72

34

17

17

38



следующая страница >>