https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Министерство образования и науки Республики Казахстан



Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Колледж


С.В. Скороходова




ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

учебно-методическое пособие по русскому языку


Павлодар

УДК 372.881.161.1(07)

ББК 74.261.3

Ф82


Рекомендовано Учёным советом ПГУ им. С. Торайгырова


Рецензент:

С.К.Шаймарданова – кандидат филологических наук, доцент ПГУ им. С. Торайгырова


Ф82 Скороходова С.В.

Фразеологизмы русского языка: учебно-методическое пособие.

– Павлодар, 2007. – 12 с.


В данной разработке представлен материал для изучения темы “Фразеологизмы русского языка” учащимися колледжа на базе 9 классов с государственным языком обучения.


УДК 372.881.161.1(07)

ББК 74.261.3


© Скороходова С.В., 2007

© Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова, 2007

Введение


В данной разработке представлен материал для изучения темы "Фразеологизмы русского языка" учащимися колледжа на базе 9 классов с государственным языком обучения. В целом на формирование знаний по данной теме отводится 6 часов (с учетом обобщающих уроков "Лексика и фразеология").

Несмотря на многочисленные подробные разработки многих вопросов фразеологии существуют разные точки зрения на то, что такое фразеология, нет единой классификации фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности.

Мы рассматриваем фразеологизм как единицу языка, имеющую определенную форму, содержание и особенности употребления в речи. На фоне общетеоретических сведений по фразеологии необходимо обращать внимание учащихся на использование фразеологизмов в художественной литературе, в различных стилях речи, а также на роль фразеологизмов в развитии языка в целом и в развитии речи в частности.



Место проведения занятий: аудитория

Целевая установка

Обучающая: вооружение учащихся знаниями, обеспечивающими активное использование фразеологизмов в устной и письменной речи, формирование умений творчески решать познавательные и мыслительные задачи.

Развивающая: способствовать развитию способностей учащихся на основе усвоения теоретических сведений, практического их применения, стимулирования и мотивирования положительного отношения, учащихся к образованию.

Воспитательная: помочь учащимся в формировании привычки самосовершенствования, самообразования и самоконтроля для достижения поставленной цели.

Время, отведенное на тему: 6 часов.

Количество часов, на которое составлена методическая разработка: 4 часа

Оснащение занятий: на плакате эпиграф: "Ни один человек не должен считать себя нулем". (Барух Бернанд), выставка книг и словарей, рисунки учащихся, раздаточный материал, таблицы, аудиозапись.

1 Структурно-логическая карта занятий



1.1 Организационный момент:

а) проверка готовности учащихся к занятию;

б) отметка отсутствующих.


1.2 Ориентационно - мотивационный блок:

а) беседа о теме и задачах занятий;

б) алгоритм действия;

в) актуализация знаний;

г) "мозговая атака".


1.3 Операционно-исполнительный блок:

а) групповая;

б) индивидуальная;

в) фронтальная работа.


1.4 Рефлексивно-оценочный блок:

а) подведение итогов работы;

б) выставление оценок


1.5 Домашнее задание


2 Мотивация учащихся


Во вступительной беседе необходимо обратить внимание учащихся на эпиграф.

- Как вы понимаете выражение:"Ни один человек не должен считать себя нулем"?


- Почему эти слова предлагаются в качестве эпиграфа?

Затем проводим актуализацию знаний. Предлагаем учащимся вспомнить, что называется фразеологизмом, записываем предложение: "Путеводной нитью нам служила маленькая тропинка, проложенная охотниками" Задания к предложению:

- разобрать по членам;

- найти фразеологизм;

- определить его роль в предложении.

Используя метод "мозговой атаки", определяем, что учащиеся должны узнать о фразеологизмах, и записываем их ответы на доске.

- что могут обозначать фразеологизмы

- типы фразеологизмов

- признаки фразеологизмов

- их многозначность

- синонимичность

- антонимичность

- происхождение

- применение в речи

3 Возможные задания для индивидуальной работы


Подготовка докладов на темы:

1) Фразеологизмы в произведениях русской литературы;

2) Использование устойчивых сочетаний в СМИ;

3) Фразеологизмы в современных эстрадных песнях;

4) Фразеологизмы в нашей речи.


Примерные задания для работы в группах



Задания для первой группы



1. Ответить на вопрос: "Что такое фразеологизмы?"

2. Найти фразеологизмы и объяснить их значение.

Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьет. В три-четыре недели Чичиков уже так набил руку в таможенном деле, что знал решительно все. Павел Петрович прибыл на место происшествия к шапочному разбору.

3. Выяснить лексическое значение данных фразеологизмов.

Намылить шею, шевелить мозгами, заткнуть за пояс, попасть впросак, зарубить на носу.

4. Ответить на вопрос: "Что такое синонимы?"

Подобрать синонимы-фразеологизмы.

Витать в облаках, хоть пруд пруди, сломя голову, слово в слово, повесить нос.


Задания для второй группы



1. Ответить на вопрос: "Чем отличается фразеологизм от свободного словосочетания?"

2. Указать словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются свободными словосочетаниями, а какие - фразеологизмами? Что они обозначают?

От укусов комаров чешутся руки. Староста группы - правая рука классного руководителя. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся. Правая рука больного была забинтована.

3. Ответить на вопрос: "Что называется антонимами?" Подобрать антонимы - фразеологизмы.

Кот наплакал, черепашьим шагом, спустя рукава, шевелить мозгами, прикусить язык.

4. Выяснить лексическое значение данных фразеологизмов.

Развесить уши, прикусить язык, поджать хвост, класть зубы на полку, мозолить глаза.


Задания для третьей группы


1. Ответить на вопрос: "Чем отличается фразеологизм от слова?"

2. Придумать и записать предложения с данными фразеологизмами.

Прибрать к рукам, рукой подать, из рук в руки, разводить руками.

3. Определить лексическое значение данных фразеологизмов.

Толочь в ступе воду, родиться в сорочке, сложить руки, повесить голову, ходить на задних лапках.

4. Ответить на вопрос: "Каким членом предложения могут быть фразеологизмы?". Сказать одним словом:

зарубить на носу - запомнить

куры не клюют - ...

вилять хвостом - ...

наложить вето - ...

пальчики оближешь - ...

развесить уши - ...

прикусить язык - ...

обвести вокруг пальца - ...

сорвать маску - ...

золотые руки - ...


Для фронтальной работы можно использовать следующие задания:

1) Заполнить таблицу, определить происхождение данных фразеологизмов.

По щучьему велению, рожки да ножки, у разбитого корыта, искать жар-птицу, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, на ловца и зверь бежит, встретить в штыки, за тридевять земель, закинуть удочку, дать бой, мутить воду, попасть в котел, ни пуха ни пера, держать порох сухим, переть на рожон, понюхать пороху, поставить диагноз, через час по чайной ложке.




Фольклор

Медицина

Военное дело

Охота, рыбалка



2) по ходу уроков задавать вопросы эрудитам (при сообщении темы и задач уроков можно объявить конкурс эрудитов)

- Что обозначают фразеологические выражения:

пятый океан

голубые каски

зеленый берет

- Откуда пошли выражения:

козел отпущения

очертя голову

лезть на рожон

вавилонское столпотворение

- О ком так говорят:

белая ворона

звезд с неба не хватает

семи пядей во лбу;


3) игра "Закончи фразеологизмы".

Подготовить карточки к таблице. На карточках пишутся начальные слова фразеологизмов, а в клетках таблиц - их продолжение.

Ведущий (преподаватель) произносит начальные слова фразеологизмов.

Учащийся, у которого оказалась вторая часть фразеологизма, поднимает руку, читает фразеологизм полностью, приводит пример его употребления в речи, берет карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своей таблицы и привел правильные примеры.


Слова для карточек

1) Золотые... ; 2) изо дня... ; 3) ломать... ; 4) от нечего... ; 5) лицом... ; 6) спустя... ; 7) не сводить... ; 8) медвежья... ; 9) от всего... ; 10) битком... ; 11) калачом... ; 12) как рукой... ; 13) прикусить... ; 14) мастер... ; 15) ни жив..; 16) до поры...; 17) несолоно... ; 18) с горем... ; 19) как снег... ; 20) выбиться... ; 21) повестка... ; 22) на каждом... ; 23) кто в лес... ; 24) ни к селу... ; 25) утереть... ; 26) волчий... ; 27) черным... ; 28) по головке... ; 29) взбрести... ; 30) вывести.


Слова для таблиц


1) руки... ; 2) в день... ; 3) голову... ; 4) делать... ; 5) к лицу... ; 6) рукава... ; 7) глаз... ; 8) услуга... ; 9) сердца... ; 10) набито... ; 11) не заманишь... ; 13)язык... ; 14) на все руки... ; 15) ни мертв... ; 16) до времени... ; 17) хлебавши... ; 18) пополам... ; 19) на голову... ; 20) из сил... ; 21) дня...; 22) шагу... ; 23) кто по дрова... ; 24) ни к городу... ; 25) нос... ; 26)аппетит...; 27) по белому... ; 28) не погладят... ; 29) на ум... ; 30) на чистую воду... ;

4) раскрыть смысл данных фразеологизмов и составить с ними предложения

Львиная доля, ястребиный взгляд, соколиные очи, лебединая песнь, гусиная кожа, серебряная свадьба, куриный кругозор, мышиная возня, петушиный характер, соболиные брови, утиная походка, комариный укус, стреляный воробей, воробьиная ночь, длинный язык, синяя птица, орлиное племя, лебединая шея, журавлиная пора;

5) “Глаголы наши – фразеологизмы ваши”

Гневаться – метать громы и молнии, исчезнуть - …, медлить - …, прослушать - …, победить - …, превзойти - …, бездельничать - …, преувеличивать - …, голодать - …, запретить - …. ;

6) Кто больше знает фразеологизмов – синонимов?

1) Освободиться – разорвать цепи, разогнуть спину, сбросить ярмо, вдохнуть полной грудью; 2) Фантазировать – витать в облаках, строить воздушные замки, искать жар-птицу; 3) Бездельничать - …; 4) Думать - …; 5) Много - …; 6) Быстро - ; 7) Мало - …; 8) Медленно - …; 9) Помогать - …; 10) Мешать - ; 11) Исчезнуть - …; 12) Обмануть - …; 13) Ошибиться - …; 14) Разоблачить - …;


7) Откуда эти строки?

“И растет ребенок там не по дням, а по часам”, “Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благославил”, “Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос”, “У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут”, “И золотой мешок и метит в генералы”, “Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят”, “Петя понял, что попал впросак: никакой тайны у Гаврика, разумеется. не было”, “Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы”, “Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать”. (А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “19 октября”, “Евгений Онегин”; М. Ю.Лермонтов “Бородино”; А. С. Грибоедов “Горе от ума”; В. А. Крылов “ Две собаки”; В. П. Катаев “Белеет парус одинокий”; А. С. Грибоедов “Горе от ума”; А. П. Чехов “Каштанка”);


8) “Четвертый лишний”

а) Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма- тьмущая

Яблоку негде упасть;

б) Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока.


Литература


1 Булатов М. А. Крылатые слова. – М., 1958.– 128 с.

2 Вартаньян Э. А. Из жизни слов. – М., 1960. – 280 с.

3 Гужова Ф.К. Современный русский литературный язык. – Киев, 1973. – 320 с.

4 Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980. – 125 с.

5 Люстрова З.Н. Беседы о русском словаре. – М., 1976. – 275 с.

6 Сборники крылатых выражений.

7 Словарь фразеологических синонимов русского языка / сост. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. – М., 1987. – 198 с.

8 Солодуб Ю.П. Лексикология и фразеология современного русского литературного языка. – М., 1984. – 286 с.

9 Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. – М., 1985. – 145 с.


Содержание


Введение……………………………………………………….3

1 Структурно-логическая карта занятий……………………….4


2 Мотивация учащихся………………………………………….5
3 Возможные задания для индивидуальной работы…………..5

Литература…………………………………………………….11