girniy.ru |
1
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Колледж С.В. СкороходоваФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА учебно-методическое пособие по русскому языку Павлодар УДК 372.881.161.1(07) ББК 74.261.3 Ф82 Рекомендовано Учёным советом ПГУ им. С. Торайгырова Рецензент: С.К.Шаймарданова – кандидат филологических наук, доцент ПГУ им. С. Торайгырова Ф82 Скороходова С.В. Фразеологизмы русского языка: учебно-методическое пособие. – Павлодар, 2007. – 12 с. В данной разработке представлен материал для изучения темы “Фразеологизмы русского языка” учащимися колледжа на базе 9 классов с государственным языком обучения. УДК 372.881.161.1(07) ББК 74.261.3 © Скороходова С.В., 2007 © Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, 2007 Введение В данной разработке представлен материал для изучения темы "Фразеологизмы русского языка" учащимися колледжа на базе 9 классов с государственным языком обучения. В целом на формирование знаний по данной теме отводится 6 часов (с учетом обобщающих уроков "Лексика и фразеология"). Несмотря на многочисленные подробные разработки многих вопросов фразеологии существуют разные точки зрения на то, что такое фразеология, нет единой классификации фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности. Мы рассматриваем фразеологизм как единицу языка, имеющую определенную форму, содержание и особенности употребления в речи. На фоне общетеоретических сведений по фразеологии необходимо обращать внимание учащихся на использование фразеологизмов в художественной литературе, в различных стилях речи, а также на роль фразеологизмов в развитии языка в целом и в развитии речи в частности.
1 Структурно-логическая карта занятий1.1 Организационный момент: а) проверка готовности учащихся к занятию; б) отметка отсутствующих. 1.2 Ориентационно - мотивационный блок: а) беседа о теме и задачах занятий; б) алгоритм действия; в) актуализация знаний; г) "мозговая атака". 1.3 Операционно-исполнительный блок: а) групповая; б) индивидуальная; в) фронтальная работа. 1.4 Рефлексивно-оценочный блок: а) подведение итогов работы; б) выставление оценок 1.5 Домашнее задание 2 Мотивация учащихся Во вступительной беседе необходимо обратить внимание учащихся на эпиграф. - Как вы понимаете выражение:"Ни один человек не должен считать себя нулем"?
3 Возможные задания для индивидуальной работыПодготовка докладов на темы: 1) Фразеологизмы в произведениях русской литературы; 2) Использование устойчивых сочетаний в СМИ; 3) Фразеологизмы в современных эстрадных песнях; 4) Фразеологизмы в нашей речи. Примерные задания для работы в группахЗадания для первой группы1. Ответить на вопрос: "Что такое фразеологизмы?" 2. Найти фразеологизмы и объяснить их значение. Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьет. В три-четыре недели Чичиков уже так набил руку в таможенном деле, что знал решительно все. Павел Петрович прибыл на место происшествия к шапочному разбору. 3. Выяснить лексическое значение данных фразеологизмов. Намылить шею, шевелить мозгами, заткнуть за пояс, попасть впросак, зарубить на носу. 4. Ответить на вопрос: "Что такое синонимы?" Подобрать синонимы-фразеологизмы. Витать в облаках, хоть пруд пруди, сломя голову, слово в слово, повесить нос. Задания для второй группы1. Ответить на вопрос: "Чем отличается фразеологизм от свободного словосочетания?" 2. Указать словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются свободными словосочетаниями, а какие - фразеологизмами? Что они обозначают? От укусов комаров чешутся руки. Староста группы - правая рука классного руководителя. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся. Правая рука больного была забинтована. 3. Ответить на вопрос: "Что называется антонимами?" Подобрать антонимы - фразеологизмы. Кот наплакал, черепашьим шагом, спустя рукава, шевелить мозгами, прикусить язык. 4. Выяснить лексическое значение данных фразеологизмов. Развесить уши, прикусить язык, поджать хвост, класть зубы на полку, мозолить глаза. Задания для третьей группы 1. Ответить на вопрос: "Чем отличается фразеологизм от слова?" 2. Придумать и записать предложения с данными фразеологизмами. Прибрать к рукам, рукой подать, из рук в руки, разводить руками. 3. Определить лексическое значение данных фразеологизмов. Толочь в ступе воду, родиться в сорочке, сложить руки, повесить голову, ходить на задних лапках. 4. Ответить на вопрос: "Каким членом предложения могут быть фразеологизмы?". Сказать одним словом: зарубить на носу - запомнить куры не клюют - ... вилять хвостом - ... наложить вето - ... пальчики оближешь - ... развесить уши - ... прикусить язык - ... обвести вокруг пальца - ... сорвать маску - ... золотые руки - ... Для фронтальной работы можно использовать следующие задания: 1) Заполнить таблицу, определить происхождение данных фразеологизмов. По щучьему велению, рожки да ножки, у разбитого корыта, искать жар-птицу, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, на ловца и зверь бежит, встретить в штыки, за тридевять земель, закинуть удочку, дать бой, мутить воду, попасть в котел, ни пуха ни пера, держать порох сухим, переть на рожон, понюхать пороху, поставить диагноз, через час по чайной ложке.
2) по ходу уроков задавать вопросы эрудитам (при сообщении темы и задач уроков можно объявить конкурс эрудитов) - Что обозначают фразеологические выражения: пятый океан голубые каски зеленый берет - Откуда пошли выражения: козел отпущения очертя голову лезть на рожон вавилонское столпотворение - О ком так говорят: белая ворона звезд с неба не хватает семи пядей во лбу; 3) игра "Закончи фразеологизмы". Подготовить карточки к таблице. На карточках пишутся начальные слова фразеологизмов, а в клетках таблиц - их продолжение. Ведущий (преподаватель) произносит начальные слова фразеологизмов. Учащийся, у которого оказалась вторая часть фразеологизма, поднимает руку, читает фразеологизм полностью, приводит пример его употребления в речи, берет карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своей таблицы и привел правильные примеры. Слова для карточек 1) Золотые... ; 2) изо дня... ; 3) ломать... ; 4) от нечего... ; 5) лицом... ; 6) спустя... ; 7) не сводить... ; 8) медвежья... ; 9) от всего... ; 10) битком... ; 11) калачом... ; 12) как рукой... ; 13) прикусить... ; 14) мастер... ; 15) ни жив..; 16) до поры...; 17) несолоно... ; 18) с горем... ; 19) как снег... ; 20) выбиться... ; 21) повестка... ; 22) на каждом... ; 23) кто в лес... ; 24) ни к селу... ; 25) утереть... ; 26) волчий... ; 27) черным... ; 28) по головке... ; 29) взбрести... ; 30) вывести.
1 Структурно-логическая карта занятий……………………….42 Мотивация учащихся………………………………………….5 3 Возможные задания для индивидуальной работы…………..5Литература…………………………………………………….11 |