https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 6 7

И. И. Шпаковский


ПРАКТИКУМ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

XVIII ВЕКА


МИНСК

БГУ

2003


УДК 882 (09) 10/16 (075. 83)

ББК 83. 3 (2Рос=Рус) 1я7

Б33


Р е ц е н з е н т:

кандидат филологических наук, доцент


Рекомендовано

Ученым советом филологического факультета

мая 2003 г., протокол №


Учебно–методический комплекс включает планы практических занятий по курсу “История русской литературы литературы XVIII в.”, задания для самостоятельной работы студентов, тематику сообщений и реферативных работ, систему вопросов и заданий для самоконтроля, программу экзамена, а также списки художественной литературы и литературы научно–критического характера.


УДК 882.09(075. 8)


ББК 83.3 (2Рос=Рус)


© Шпаковский И. И., 2003

© БГУ, 2003


ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Содержание курса “История русской литературы XVIII века” усваивается студентами на лекциях, практических занятиях, при изучении литературных произведений, в процессе самостоятельной работы с учебниками, учебными пособиями, дополнительной литературой научно-исследовательского, критического и справочного характера. Если в лекциях освещается широкий круг вопросов, дается общее представление о литературных явлениях (направление, течение, творчество писателя) в их взаимодействии с другими, то практические занятия предполагают прежде всего интенсивную работу с текстами наиболее значительных и ярких в идейно-эстетическом отношении произведений, интерпретация идейного содержания и анализ художественных особенностей которых призваны:


  • закрепить, тот фактический материал, с которым студенты знакомятся на лекциях и по учебникам;
  • расширить и одновременно конкретизировать представление студентов об общих закономерностях литературного процесса данного периода в России в его связях с историей искусства и философских учений, европейским культурным наследием;


  • углубить теоретические знания студентов о художественных методах и литературных направлениях, а так же связанных с ними жанровых образованиях;

  • научить верно понимать ту или иную литературную концепцию, сопоставлять разные точки зрения, критически их оценивать;

  • развить навыки профессионального литературоведческого анализа отдельного произведения в его идейно-художественном единстве, во всей совокупности элементов содержания и формы, а также сравнительного анализа текстов с учетом культурно-исторических условий их создания;

  • совершенствовать умение самостоятельно систематизировать и обобщать знания, полученные при анализе отдельных произведений;

  • способствовать дальнейшему формированию филологического мышления, нравственного и эстетического чувств студентов, их вдумчивого отношения к литературному произведению.

Разработанная тематика практических занятий предполагает изучение узловых проблем курса – традиционное и новаторское в русской литературе XVIII века, основные общественно-литературные принципы барокко, классицизма и сентиментализма, их особенности на русской почве, эволюция жанровой системы, типологии героев и конфликтов в каждом из литературных направлений, специфика стилей. Особое внимание сосредоточено на тех литературных явлениях, особенностях и качествах художественного творчества писателей XVIII века, которые подготовили выход русской литературы на первое место в мире в XIX веке.

В пособии разработаны планы практических занятий разного типа. Во-первых, это поможет дать студенту представление о различных подходах к исследованию литературных явлений (историко-генетический, сравнительно-исторический, типологический, историко-функциональный и т. д.) и типов анализа произведения (целостный, проблемный, стилистический и т. д.), во-вторых, позволяет при отборе для анализа этапных произведений и наиболее важных тем не упустить из поля зрения собственно литературный процесс, особенности становления и развития родов и жанров, эволюцию творчества писателей


В системе практических занятий предусмотрен выход на некоторые вопросы курсов теории литературы, истории белорусской литературы XVIII века, зарубежной литературы XVIII века, что на практике осуществляет принцип межпредметной соотнесенности в процессе обучения. Сопоставительное рассмотрение наиболее значительных явлений в мировом литературном процессе XVIII века приванно помочь студентам глубже вникнуть в сущность эстетических исканий в русской литературе того времени, формировать у них видение историко-литературной перспективы.

В планах практических занятий отражены основные этапы работы над предлагаемой для работы темой. “Разъяснение” некоторых из них в виде ряда более мелких вопросов призвано представить обсуждаемую проблему во всей сложности и полноте, выделить главное в ее решении, дать студентам алгоритм поиска правильного ответа. Проблемная формулировка некоторых вопросов и тем сообщений призвана активизировать процесс обучения студентов, пробудить в них творческое отношение к изучаемому материалу, привить вкус к заинтересованному чтению художественных произведений и, наконец, выйти на наиболее эффективную и действенную форму проведения практических занятий – форму активного и свободного обмена мнениями, направляемого преподавателем.

К каждому практическому занятию студентам предлагается выполнить ряд заданий. Они призваны обучить студентов основным формам и методам филологической работы, привить к ней интерес, выработать творческий характер мышления. Вдумчивое и целенаправленное изучение материала, творческое научное его истолкование – непременное условие успешного освоения учебного курса.

Отдельным студентам или группам из 2–4 человек может быть поручена подготовка небольших устных реферативных сообщений по вопросам, требующим освещения целого ряда исследовательских работ или носящим дискуссионный характер. Самостоятельная работа студентов с литературоведческими исследованиями, критической литературой призвана включить их в процесс освоения научных знаний, познакомить с развитием научно-ритической мысли в анализе и оценке русской литературы XVIII века, должно помочь систематизации его самостоятельных наблюдений над текстами произведений, освоению основ методологии литературоведческого анализа, выработке правильных критериев в оценке литературно-исторических явлений, развить самостоятельность мышления, а так же умения вести дискуссию, поскольку после каждого сообщения предполагается его обсуждение на практическом занятии; в отдельных случаях преподаватель назначает оппонента докладчику из числа студентов.


План каждого практического занятия включает список изданий изучаемых текстов. Для обязательного изучения предлагаются следующие произведения русской литературы XVIII века 1:

Ведомости*.

Приклады, како пишутся комплименты разные*.

Юности честное зерцало*.

Песни, канты и стихи петровского времени*.

Гистория о российском матросе Василии Кориотском*; Гистория об Александре, российском дворянине (по выбору).

Журовский Ф. Слава Российская*.

Прокопович Ф. О поэтическом искусстве*; Епиникион*; Слово на погребение Петра Великого*; Владимир*; “Плачет пастушок в долгом ненастьи…”.

Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю*; Сатиры I, II, VII.

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов*; Стихи похвальные России; Стихи похвальные Парижу; Строфы похвальные поселянскому житию; Ворон и Лисица; Ода торжественная о сдаче города Гданьска; Эпистола к Аполлину; Тилемахида*.

Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства*; Предисловие о пользе книг церковных в российском языке*; Ода на взятие Хотина 1739 года; Разговор с Анакреоном; Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года; Вечернее размышление о божием величестве; Утреннее размышление о божием величестве; “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”; Письмо о пользе стекла; Петр Великий*; Тамира и Селим*; Гимн бороде; “Случилось два Астронома в пиру…”.

Сумароков А.П. Хорев*; Синав и Трувор*; Эпистола о стихотворстве; О стопосложении*; Димитрий Самозванец; Тресотиниус*; Рогоносец по воображению* (две последние комедии по выбору); О благородстве; Другой хор ко превратному свету; басни и лирические стихотворения*.

Новиков Н.И. “Трутень”*; “Живописец”*.

Лукин В.И. Мот, любовью исправленный*; предисловие к комедии.

Княжнин Я.Б. Бой стихотворцев*; Вадим Новгородский; Несчастие от кареты*; Хвастун*; Россияда*.


Херасков М.М. Венецианская монахиня*; К своей лире; Злато; Сила любви; Чесменский бой*.

Чулков М.Д. Пригожая повариха*; Ставленник; Драгоценная шука.

Фонвизин Д.И. Лисица-казнодей; Послание к слугам моим; Бригадир; Недоросль; Друг честных людей, или Стародум*; Всеобщая придворная грамматика*; Письма из Франции*; Всеобщая придворная грамматика*; Опыт российского сословника*; Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях*.

Попов М.И. Анюта.

Матинский М.А. Санкт-Петербургский гостинный двор*

Аблесимов А.О. Мельник -- колдун, обманщик и сват*.

Николев Н.И. Розана и Любим*. Сорена и Замир*.

Эмин Ф.А. Письма Эрнеста и Доравры*

Капнист В.В. Ябеда; Ода на рабство; Старость и младость; Мотылек.

Хемницер И.И. Басни*.

Муравьев М.Н. Стихотворения*.

Плавильщиков П.А. Бобыль; Сиделец (по выбору).

Майков В.И. Елисей, или Раздраженный Вакх.

Богданович И.Ф. Душенька.

Державин Г.Р. На смерть князя Мещерского; На взятие Измаила; Кружка; Властителям и судиям; Фелица; Бог; Видение мурзы; Прогулка в Царском селе; На птичку; Ласточка; Вельможа; Приглашение к обеду; Соловей; Памятник; Храповицкому (1797); К лире; Дар; Русские девушки; Снигирь; Водопад; Лебедь; Признание; Евгению. Жизнь Званская.

Радищев А.Н. Вольность; “Ты хочешь знать: кто я? Что я?…”; Осьмнадцатое столетие; Журавли; Бова; Дневник одной недели; Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…; Житие Федора Васильевича Ушакова; О человеке, его смертности и бессмертии*; Путешествие из Петербурга в Москву.

Карамзин Н. М. Осень; Граф Гваринос; Раиса; Веселый час; Кладбище; Прости; К соловью; Послание к Дмитриеву; Меланхолия; Бедная Лиза; Остров Боригольм; Марфа Посадница, или Покорение Новгорода; Письма русского путешественника.


Дмитриев И.И. Карикатура; Чужой толк; Юность, юность, веселися; Послание Н.М. Карамзину; Модная жена; “Стонет сизый голубочек…”; “Видел славный я дворец…”; Дуб и трость; Два голубя; Суп из костей.

Крылов И.А. Похвальная речь в память моему дедушке; Каиб; Трумф, или Подщипа; Почта духов*; Ночи.

Знакомство студента с текстом художественного произведения должно носить характер не чтения, но вдумчивого, целеноправленого изучения. Изучать тексты следует, делая выписки в рабочую тетрадь (читательский дневник).

К планам каждого практического занятия прилагается список исследований по изучаемой теме. Он включает как наиболее значительные работы, ставшие уже классикой литературоведения, так и новейшие монографии и статьи. В список основной литературы входят работы, изучение которых необходимо для качественной подготовки студентов к практическим занятиям. Работа с исследованиями, помещенными в специальный раздел “Дополнительная литература”, поможет студентам расширить и углубить знания по изучаемой теме, даст возможность проследить историю ее изучения и выявить степень научного освоения. В любом случае, работа с научно-критической литературой по обсуждаемой теме предполагает составление тезисов, отражающих отдельные стороны концепции автора. Тезисы должны сопровождаться пометками о собственном суждении. Учебники и учебные пособия по курсу “История русской литературы XVIIIв.”1 в списках рекомендуемой литературы не указываются, поскольку они являются непременным подспорьем при подготовке студентов к каждому занятию. В отдельных случаях большую помощь студентам в освоении материала может оказать литература справочно-библиографического характера2.

Практикум рассчитан на большее, чем предусмотренное учебным планом, количество занятий. Этим предполагается возможность выбора преподавателем тем, их вариативных совмещений, произведений для анализа в зависимости от целевых установок, наличия необходимой литературы в библиотеке и особенностей работы с конкретной группой студентов.


В целях лучшего усвоения учебного материала студентами в практикуме приведены вопросы для самоконтроля.

На завершающем этапе изучения курса истории литературы XVIII века студенты должны подготовить письменную реферативную работу по одной из предложенных в настоящем практикуме тем. (Если студент пишет реферат по иной теме, она в обязательном по­рядке должна быть утверждена преподавателем.) Работа над рефератом должна представлять собой не бездумное, механическое переписывание материала статей и монографий, но творческий поиск решений той или иной научной проблемы. Для работы над темой рекомендуется не одно, а ряд исследований, что дает возможность студенту расширить свой научный горизонт, отобрать наиболее ценный для раскрытия темы реферата материал. При этом следует помнить, что работа над рефератом предполагает и самостоятельный поиск студентом литературы по теме. Реферат должен быть оформлен в соответствии с правилами и представлен преподавателю не позднее предпоследнего практического занятия. Реферат рассматривается как одна из форм отчетности по курсу русской литературы XVIII века: студент должен продемонстрировать свободное владение материалом по избранной им теме, знание основ методологии литературоведческого анализа, умение сопоставлять различные точки зрения и определять свое отношение к ним, а так же культуру письменной речи.


З а н я т и е 1. “ГИСТОРИЯ О РОССИЙСКОМ

МАТРОСЕ ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ” КАК ПОВЕСТЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ


Задания. 1. Дать свой вариант ответов на вопросы, поставленные Д.С.Лихачевым в книге “Прошлое – будущему”, и аргументировать их: “Действительно ли Петр и его эпоха вырыли пропасть между старой и новой Россией? Действительно ли культура новой России пошла целиком за Западом, оборвав традиции и зачеркнув все наследие старой Руси?”.

2. Сопоставить идейную направленность “Повести о Горе-Злочастии” и “Гистории о российском матросе Василии Кориотском”.


3. Сопоставить принципы создания образов героев “Повести о Горе-Злочастии” и “Гистории о российском матросе Василии Кориотском”.

4. Определить различия в жанровых определениях “повесть” и “гистория”.

5. Составить небольшое письмо другу (родителям, преподавателю, президенту и т. д.) согласно правилам, изложенным в “Прикладах, како пишутся комплименты”, и используя “Словарь устаревших и малоупотребительных слов” (Русская литература XVIII века (1700—1775). Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 442—443).

Подготовить сообщения. 1. Два писательских типа в петровскую эпоху. 2. Идеи петровского времени в Гистории о российском кавалере Александре. 4. Моральные и бытовые нормы в книге Юности честное зерцало. 5. Публицистика и журналистика петровского времени. 6. Стихотворство петровского времен.



следующая страница >>