https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2
Негосударственное частное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

Южный институт менеджмента


Кафедра гостиничного и туристского бизнеса


Скибицкая В.И.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

ТУРИЗМ


Краткий курс лекций


2011 г.




Скибицкая В.И. Экологический туризм. Краткий конспект лекций. - Краснодар: ЮИМ, 2011. - 30 с.


В методическом пособии приводятся основные вопросы дисциплины, глоссарий.

Предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65 Менеджмент организации (гостиничный и туристический бизнес.


Рекомендовано на заседании кафедр ГиТБ

протокол №9 от 06.04. 2011г.


Скибицкая В.И., 2011



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение ……………….…………………..………………………………….... 4

  2. Определение, сущность, принципы, признаки и формы экологического туризма …………………………………………………...……………………….... 5

  3. Природно-рекреационные ресурсы экологического туризма ………………. 7

  4. Маркетинг в экологическом туризме ……………………………………...….. 9

  5. Менеджмент в экологическом туризме ……………………………………... 10

  6. Реклама в экологическом туризме …………………………………………... 12

  7. Практические вопросы организации экологического туризма ………..…... 14

  8. Организация экологического туризма на особо охраняемых территориях ………………………………..……………………………………… 16

  9. Самодеятельный экологический туризм …………….…………………….... 17

  10. Экологизация туристской деятельности …………..……………………….... 18

  11. Глоссарий …………………….…………………..……………......................... 20




Лекция 1

Введение


Экологический туризм – одна из наиболее бурно развивающихся отраслей мировой туристской индустрии. Первое условие экологического туризма, которое отличает его от использовавшихся ране форм организации и проведения отдыха на природе – это осмысленная, экологически и экономически выверенная политика в использование ресурсов рекреационных территорий, разработка и соблюдение режима «неистощительного» природопользования, который призван обеспечить не только сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий, но и устойчивость самой туристской деятельность.

Тенденции развития экологического туризма определенны Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам ВТО экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития туризма на период до 2020 г.

В настоящее время экологический туризм в России – это экологически грамотная организация въездного туризма, орентированого на использование природных ресурсов страны. Первые шаги в организации экологического туризма, безусловно, связаны с развитием туристской деятельности на особо охраняемых природных территориях страны.

Основные принципы, на которых базируется экологический туризм и которые он претворяет в жизнь, имеют непреходящую ценность: сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма; повышение экологической культуры всех участников экологической туристской деятельности; сохранение этнографического статуса рекреационных территорий.

Россия – одна из немногих стран планеты, сохранивших свое природное богатство к началу третьего тысячелетия. В настоящее время перед страной стоит серьезная задача – создать его ценность, хрупкость и необходимость грамотного подхода при использовании. Туристская деятельность не является исключением. Мировой опыт природно – орентированого туризма со всей очевидностью доказал, что плохо организованная рекреационная эксплуатация природных ресурсов ведет к их истощению и деградации, а попытки восстановления наталкиваются на необходимость серьезных финансовых вложений.


Именно по этому сфера въездного природно – орентированого туризма в России должна быть обеспеченна грамотными специалистами, способными сделать природно-ориентированный туризм устойчивым. В противном случае, уникальные природные раритеты стран могут быть безвозвратно утеряны в самые короткие сроки.

Лекция 2

Определение, сущность, принципы, признаки и формы экологического туризма


Восмедесятые годы ХХ в. по праву можно считать временем формирования концепции экологического туризма, определения основных принципов, лежащих в его основе.

Определение, принятое ВТО, гласит: «Экотуризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе».

Международный Союз Охраны природы и природных ресурсов (МСОП) под экологическим туризмом понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально- экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».

Всемирный Фонд Дикой Природы (ВВФ) предлагает свое определение: «Экотуризм – это природный туризм, способствующий охране природы».

Экотуристское общество рассматривает экологический туризм, как «целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей».

Базовыми принципами экологического туризма являются:


  • сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий;
  • повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма;


  • повышение экологической культуры участников экотуристской деятельности;

  • сохранение этнографического статуса рекреационной территории.

Не случайно в последнее время термин «экологический» туризм все чаще употребляется как синоним термина «устойчивый» туризм.

Повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в туристский процесс – явление достаточно общее, однако в экологическом туризме оно приобретает особое звучание, так как экотуризм развивается в экономически отсталых регионах, мало затронутых современной хозяйственной деятельностью.

Экологический туризм- это посещение уникальных природных территорий, мало затронутых хозяйственной деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения; это повышение уровня экологической культуры всех участников туристского процесса и повышение жизненного уровня местного населения, соблюдение природоохранных норм и технологий при выполнении экологических туров и программ».


Лекция3

Природно-рекреационные ресурсы экологического туризма.


Национальные парки, заповедники, биосферные заповедники ЮНЕСКО, охраняемые природные ландшафты, природные парки и т.д., объединенные общим названием – охраняемые природные территории (ОПТ) – в настоящее время составляют основной ресурс для развития экологического туризма. ОПТ всего мира имеют в штате административные, научные, охранные, вспомогательные структуры, способные реализовать основные установки экологического туризма; обеспечить6неистощительное рекреационное природопользование, экологическое просвещение, вовлечение местных жителей в туристский процесс, надлежащую охрану рекреационных природных территорий, охрану туристов и т.д.

Национальная система охраняемых природных территорий России согласно основополагающему правовому акту – Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995г. включает:


  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

  • национальные парки;

  • природные парки;

  • государственные природные заказники;

  • памятники природы;

  • дендрологические парки и ботанические сады;

  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Были определены основные, территориально ограниченные и сопутствующие задачи национальных парков.

К числу основных задач относились:

  • сохранение экосистем как репрезентативных образцов главных биотических комплексов планеты;

  • подержание экологического разнообразия природной среды;

  • сохранение генетических ресурсов животных и растений;

  • сохранение участков и объектов культурного наследия;

  • сохранению живописных уголков природы.

К числу территориально ограниченных задач отнеслись:

К числу сопутствующих задач отнеслись:

  • подержание здоровья окружающей среды и благоприятного экологического баланса;

  • сохранение продуктивности экосистем, борьба с эрозией, сохранение стока и пр.

Туризм и отдых определили некоторые категории специализированных парков, среди которых:

  • ландшафтные парки – типичные представители разнообразных природных зон и ландшафтов, специально организованные для прогулок, экологического туризма и проведения научных экологических ландшафтных исследований;

  • спортивные парки – специально организованные территории, включающие объекты и местности для тренинга и самодеятельного квалификационного туризма, а также для проведения учебно-спортивных туристических мероприятий;

  • рыболовно-охотничьи парки – территории, специально отведенные для проведения регулируемой лицензиями охоты и любительского рыболовства, а также для проведения научных экологических, зоологических, ихтиологических исследований и мероприятий;


  • аквапарки – специально организованные на базе аттарактивных акваторий зоны водного туризма, а также для проведения научных экологических и ландшафтных исследований и некоторых видов хозяйственной деятельности (водозабор, водный транспорт);

  • агропарки – специальные территории, предназначенные для ведения традиционной сельхоз. деятельности и экспонирование ее экскурсантами.



Лекция 4

Маркетинг в экологическом туризме


Путь продвижения рекламной продукции ООПТ имеют много общего с путями продвижения туристской рекламы вообще: размещение рекламы в газетах и журналах; в офисах туристических компаний; создание сайта в Интернете; демонстрация фильмов и выступления в СМИ; рассылка рекламных буклетов в специальные организации; предложение рекламы на профильных конгрессах, адресная рассылка клиентам и др. В то же время маркетинг экотуристских продуктов имеет собственную специфику.

Сайт в Интернете. Создание и регулярное обновление собственного сайта в Интернете – чрезвычайно распространенный и эффективный вид продвижения рекламной продукции ОПТ во всем мире. Этот маркетинговый канал в настоящее время широко используется национальными парками и заповедниками России.

Рекламные туры – одна из важнейших акций национальных парков, начинающих тур. деятельность. «Полевое» взаимодействие национальных парков с представителями масс - медиа журналистами, фотографами, операторами, предложение им рекламных туров и индивидуальных программ является эффективным средством продвижения тур. продукта национальных парков. Взаимодействие работников национальных парков с представителями этой целевой группы может быть наиболее продуктивным в том случае, если туристские ресурсы парка выявлены и охарактеризованы, если услуги и продукт, которые могут быть предложены туристам, в той или иной мере подготовлены.


Туроператоры, интересующиеся природно - орентироваными турами, могут сами обращаться к администрациям парков с предложениями, использовать те или иные ресурсы парка для формирования своих собственных туров. Для парков, начинающих свою туристскую деятельность, такие предложения приемлемы, однако следует сразу юридически закреплять условия сотрудничества парка с такими операторами, предусматривая участие сотрудников парка, как в подготовке туров, так и в их реализации. Необходимо с начальных этапов сотрудничества стремиться к тому, чтобы в результате был создан такой совместный продукт, который предусматривал бы долю парка в доходах, создание новых рабочих мест, вложение в инфраструктуру ООПТ, охрану природы рекреационных территорий и т.д.

Лекция 5

Менеджмент в экологическом туризме


Несмотря на относительную «молодость», экологический туризм имеет выраженную мировую организацию. В поддержке и развитии экологического туризма участвуют как организации, специально созданные для данной цели, так и крупнейшие международные структуры, имеющие широкий спектр природоохранных целей и экономически поддерживающий развитие экологического туризма, как одно из направлений деятельности, способствующей устойчивому использованию природных ресурсов планеты.

К организациям, созданным специально для содействия развитию экологического туризма в мире, относятся:


  1. Экотуристское общество и его штаб-квартира находятся в Вашингтоне (округ Колумбия). Общество является центром развития исследовательской, информационной и стратегической деятельности; формирует политику и разрабатывает программы, направленных на создание региональных связей и вовлечение в работу региональных структур. Составной частью программы планирования является поиск областей, где развитие экологического туризма могло бы помочь в финансирование природоохранных программ.
  2. Общество содействия продвижению приключенческого туризма в США.


  3. Общественные организации Нейчер – Консерванси, Одюбоновское общество, которые участвуют в организации экотуров в труднодоступные районы земного шара. Эти организации планируют свою работу таким образом, чтобы часть средств, получаемых от туристов, использовалась для природоохранных программ тех стран, где эти туры проходят.

  4. Орнитологическое общество Стоунихерста, графство Ланкашир (Англия), финансирующее программы по охране птиц на Мадагаскаре и в Польше.

  5. Ежегодный международный симпозиумы, участники которого вырабатывают и корректируют мировую стратегию развития экологического туризма.

  6. Организация «Международные Экспедиции» из Бирмингема, штат Алабама (США), которая сформировала фонд для охраны природы в биосферном заповеднике Ману в Перу.

Всемирная туристская организация, особенно в последние годы, играет большую роль в продвижении идеи устойчивого туризма в мировую туристскую индустрию.

В долгосрочной перспективе деятельностью ВТО направлена на распространение методов и приемов планирования, управления, регулирования и мониторинга экотуризма для обеспечения его долгосрочной устойчивости; на расширение возможностей для эффективного маркетинга и продвижения экотуристских направлений и продуктов на международных рынках; на содействие распространению положительного опыта в сфере экотуризма и минимальных стандартов качества, а также авторитетных и сопоставимых систем сертификации для поставщиков экотуристских продуктов и услуг.

Большая работа по продвижению идей экологического туризма в мире была проведена ВТО в 2001 – 2002 гг. – период подготовки и поведения Международного Года Экологического Туризма (МГЭТ).


Лекция 6

Реклама в экологическом туризме



следующая страница >>