girniy.ru 1
Школьная олимпиада по русскому языку


11 класс (не более 3-х часов)


I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.


Критерии оценивания За каждое правильное слово – 0,5 балла

За правильное объяснение – 2 балла


2. Слова занятый и занятой имеют один и тот же корень, они родственные. Почему у них разные окончания?


Критерии оценивания

За полный и правильный ответ – 3 балла.


II. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ


3. Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.

Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?


Критерии оценивания

За полный и правильный ответ – 2 балла


4. В романе Е. Пермяка «Царство Тихой Лутони» есть такая фраза: «Утром пара, запряженная гусем, умчала Шутемова в село Бишуево».

Как это «гусем»? Ведь гуся нельзя запрягать в повозку, а еще сказано «пара».


Критерии оценивания

За полный и правильный ответ – 3 балла


5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

«Блеснет заутра луч денницы,

И заиграет яркий день…»

- это из стихов Ленского.

Что означают здесь слова денница и заутра?


Критерии оценивания

За полный и правильный ответ – 5 баллов


III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (ПОИСКОВОЕ) ЗАДАНИЕ

6. В современной устной речи, а подчас и на письме, нередко смешиваются два слова, которые произносятся одинаково «вперемешку», но пишутся по-разному: вперемешку и вперемежку. Между тем в литературном языке они строго различаются в своих значениях и в употреблении.


Объясните, как правильно употреблять эти слова? Приведите примеры.


Критерии оценивания

За полный и правильный ответ – 4 балла


IV. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ


7. Даны два предложения.


Строители ремонтировали дом в продолжение месяца. В продолжение романа введены новые герои.


- Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

- В каком стиле речи обычно употребляются данные части речи?


Критерии оценивания

За полный и правильный ответ – 4 балла


V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


8. Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану.


1. Что Вы знаете об авторе текста В.И. Белове?


2. О чем говорит автор в тексте?


3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?


4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?


5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?


6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

Прокомментируйте главную мысль текста.


7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры.


«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д.

Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!» (По В.И. Белову)

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Ступни (местн.) – лапти.


Всего – 35,5 балла