|
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Финансовый менеджмент»
|
В.Н. Незамайкин
ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Программа дисциплины
Для
студентов,
обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика»
(программа подготовки магистров, обучающихся по магистерской
программе «Финансовый менеджмент»)
Москва 2010
УДК 338.26:336.14(073)
ББК 65.291.923я73
Н 44
Рецензенты: Г.П. Кузина, к.э.н., пофессор
М.Н. Гермогентова, к.э.н., доцент
Н 44 Незамайкин В.Н.
«Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации». Программа дисциплины для
студентов, обучающихся по направлению «Экономика» магистерской программы «Финансовый менеджмент» - очная форма обучения. — М.: Финакадемия, кафедра «Финансовый менеджмент», 2010.— 21 с.
Программа по дисциплине «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» составлена для студентов направления, обучающихся по направлению «Экономика» магистерской программы «Финансовый менеджмент». Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла. Данный материал содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику практических
и семинарских занятий, формы самостоятельной работы, оценочные средства для аттестации, учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Программа дисциплины разработана при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».
УДК 338.26:336.14(073)
ББК 65.291.923я73
Учебное издание
Незамайкин Валерий Николаевич
Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации
Программа дисциплины
Компьютерный набор Незамайкин В.Н.
Компьютерная вёрстка Шатова Е.В.
Формат 6090/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. 1,2 Изд. №13.18-2009 – 2010. Тираж ___ экз.
Отпечатано в Финакадемии
Незамайкин В.Н.
Финакадемия, 2010.
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины 5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 9
5. Содержание дисциплины 10
6. Практические и семинарские занятия 13
7. Самостоятельная работа 16
8. Контрольные вопросы и система оценивания 17
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 20
Рекомендуемая литература 20
1. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины — сформировать у студентов представление о теоретических и методических основах финансового планирования и бюджетирования, выработать у студентов умения принимать обоснованные и эффективные финансовые решения в данной области.
Задачи дисциплины:
выработка у студентов целостного представления о финансовом планировании и бюджетировании как о комплексе мер, обеспечивающих эффективное решение финансовых и экономических задач на всех уровнях управления;
-
приобретение студентами навыков использования технологии бюджетирования при создании динамических имитационных моделей;
-
подготовка студентов к принятию оптимальных решений в финансовом планировании.
2. Место дисциплины в структуре ОПП
Дисциплина «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» входит в вариативный компонент профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Экономика» (магистратура).
Дисциплина «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» изучается после освоения дисциплин «Математическое моделирование в финансовом управлении», «Современные концепции финансового менеджмента».
Дисциплина «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» дает возможность расширения и углубления знаний, умений, и практических навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет магистру использовать их для успешной профессиональной деятельности в области финансового менеджмента и (или) обучения в аспирантуре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части математического цикла ФГОС ВПО дисциплина «математический анализ» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций магистра экономики:
-
способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности по организации финансового планирования новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
способность принимать организационно-управленческие решения в области финансового планирования и бюджетирования, в том числе в нестандартных ситуациях;
способность проводить самостоятельные исследования в области финансового планирования в соответствии с разработанной программой;
-
способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных финансовых планов;
способность оценивать эффективность разрабатываемых бюджетов с учетом фактора неопределенности;
способность составлять прогноз основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.
В результате освоения содержания дисциплины «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» студент должен:
знать
общие принципы финансового планирования и бюджетирования на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях управления;
-
основные задачи, решаемые методами финансового планирования и бюджетирования;
-
современные методы финансового планирования и бюджетирования;
место и роль планово-бюджетной деятельности в общей системе управления организацией, а также управления финансами организации;
особенности применения методов финансового планирования и бюджетирования в управлении финансами организации;
-
ограничения в применении методов финансового планирования и бюджетирования;
-
базовые формулы и зависимости, лежащие в основе финансового планирования и бюджетирования;
уметь
выбрать оптимальный метод финансового планирования и бюджетирования для наиболее эффективного решения поставленной задачи;
-
использовать финансовую, экономическую и статистическую информацию для целей финансового планирования и бюджетирования;
оценить точность полученного решения;
владеть
навыками применения современного инструментария бюджетирования для решения финансово-экономических задач планово-прогнозного характера;
-
методикой формирования и анализа бюджетов для целенаправленного управления развитием организацией (в части компетенций, соответствующих методам финансового планирования и бюджетирования).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы.
Вид промежуточной аттестации – отсутствует
Вид учебной работы
|
Часы
|
Семестры (триместры, модули)
|
1
|
2
|
Общая трудоёмкость дисциплины
|
72
|
72
|
-
|
Аудиторные занятия
|
24
|
24
|
-
|
Лекции (Л)
|
6
|
6
|
-
|
Практические занятия (ПЗ)
|
18
|
18
|
-
|
Самостоятельная работа
|
48
|
48
|
-
|
В семестре
|
40
|
40
|
-
|
В сессию
|
8
|
8
|
-
|
5. Содержание дисциплины
Часть 1 – Содержание дисциплины
Тема 1. Технологии финансового планирования.
Обзор применяемых технологий в финансовом планировании. Нормативное финансовое планирование. Расчетно-аналитическое планирование. Особенности планирования с применением технологии балансовых соотношений. Экономико-математическое моделирование и оптимизация плановых решений. Бюджетирование как технология финансового планирования в организации. Сравнительный анализ достоинств и недостатков технологий и выбор оптимальной технологии в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности.
Тема 2. Реализация динамических имитационных моделей хозяйственной деятельности с использованием технологии бюджетирования.
Принципы и алгоритм реализации динамических имитационных моделей хозяйственной деятельности при помощи технологии бюджетирования. Вариации алгоритма для различных видов хозяйственной деятельности. Особенности применения технологии бюджетирования в создании динамических моделей сложных корпоративных структур.
Тема 3. Регламент бюджетного процесса в организации.
Организационная структура управления бюджетным процессом хозяйствующего субъекта. Регламент подготовки оптимальной информационной основы и организация информационных потоков. Регламент мониторинга результатов бюджетного процесса. Регламент составления отчетной и контрольной документации. Особенности бюджетного регламента в сложных корпоративных структурах.
Часть 2 – Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечивающих дисциплин
|
№№ тем дисциплины, базирующихся на обеспечивающих дисциплинах
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
«Математическое моделирование в финансовом управлении»
|
*
|
*
|
|
2.
|
«Современные концепции финансового менеджмента»
|
*
|
|
*
|
Часть 3 – Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)
№
п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторная работа
|
Внеауд. самост. работа
|
Общая
|
Л
|
С
|
Общая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Технологии финансового планирования.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2.
|
Реализация динамических имитационных моделей хозяйственной деятельности с использованием технологии бюджетирования.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
3.
|
Регламент бюджетного процесса в организации.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4.
|
Обоснование оптимальной структуры бюджетного хозяйства для организации выбранного вида хозяйственной деятельности1.
|
4
|
2
|
|
2
|
2
|
5.
|
Разработка производственно-технологической части бюджетного хозяйства.
|
10
|
2
|
|
2
|
8
|
6.
|
Разработка плана финансового обеспечения производственно-технологических бюджетов.
|
10
|
2
|
|
2
|
8
|
7.
|
Составление сводных плановых документов и их предварительный анализ.
|
10
|
2
|
|
2
|
8
|
8.
|
Обоснование направлений оптимизации предварительного финансового плана.
|
4
|
2
|
|
2
|
2
|
9.
|
Оптимизация динамической имитационной модели по выбранному направлению.
|
10
|
2
|
|
2
|
8
|
10.
|
Анализ соответствия скорректированной динамической имитационной модели хозяйствующего субъекта целям и задачам его деятельности на заданном временном горизонте
|
6
|
2
|
|
2
|
4
|
11.
|
Экстраполяция параметров динамической имитационной модели на длительный период и оценка соответствия полученных значений стратегическим целям организации.
|
6
|
2
|
|
2
|
4
|
12.
|
Составление пояснительной записки к мастер-бюджету с обоснованием комплекса рекомендуемых к принятию управленческих решений.
|
6
|
2
|
|
2
|
4
|
|
ИТОГО:
|
72
|
24
|
6
|
18
|
48
|
6. Практические и семинарские занятия
Тема 4. Обоснование оптимальной структуры бюджетного хозяйства для организации выбранного вида хозяйственной деятельности.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Разбиение на микрогруппы и выбор вида деятельности планируемой организации
|
работа в микрогруппах
|
45 мин.
|
2
|
Выбор и обоснование критериев оптимальности и структуры бюджетного хозяйства (по кейсу)
|
45 мин.
|
|
ИТОГО
|
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 5. Разработка производственно-технологической части бюджетного хозяйства.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Составление бюджетов с 1 по 4 (по кейсу)
|
работа в микрогруппах
|
45 мин.
|
2
|
Составление бюджета с 5 по 9 (по кейсу)
|
45 мин.
|
|
ИТОГО
|
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 6. Разработка плана финансового обеспечения производственно-технологических бюджетов.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Составление бюджетов с 10 по 20 (по кейсу)
|
работа в микрогруппах
|
45 мин.
|
2
|
Составление бюджетов с 20 по 29 (по кейсу)
|
45 мин.
|
|
ИТОГО
|
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 7. Составление сводных плановых документов и их предварительный анализ.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Составление бюджетов с 30 по 31 (по кейсу)
|
работа в микрогруппах
|
45 мин.
|
2
|
Составление 32 бюджета (по кейсу)
|
45 мин.
|
|
ИТОГО
|
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 8. Обоснование направлений оптимизации предварительного финансового плана.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Анализ структуры и динамики показателей бюджетов 30, 31 (по кейсу)
|
работа в микрогруппах
|
45 мин.
|
2
|
Анализ структуры и динамики показателей бюджета 32 (по кейсу)
|
45 мин.
|
|
ИТОГО
|
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 9. Оптимизация динамической имитационной модели по выбранному направлению.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
|
работа в микрогруппах и консультации преподавателя
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 10. Анализ соответствия скорректированной динамической имитационной модели хозяйствующего субъекта целям и задачам его деятельности на заданном временном горизонте.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Обсуждение результатов расчетов
|
работа в микрогруппах и консультации преподавателя
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 11. Экстраполяция параметров динамической имитационной модели на длительный период и оценка соответствия полученных значений стратегическим целям организации.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Применение методов рангового корреляционного анализа для оценки соответствия полученных значений стратегическим целям организации
|
общегрупповая дискуссия
|
90 мин.
(2 часа)
|
Тема 12. Составление пояснительной записки к мастер-бюджету с обоснованием комплекса рекомендуемых к принятию управленческих решений.
План занятия
N
|
Проводимое мероприятие
|
Форма
|
Время
|
1
|
Приемы и методы составления пояснительных записок
|
общегрупповая дискуссия
|
45 мин.
|
2
|
Обсуждение результатов кейса
|
45 мин.
|
|
ИТОГО
|
|
90 мин.
(2 часа)
|
7. Самостоятельная работа
№ п/п
|
№ темы дисциплины
|
Форма самостоятельной работы
|
Трудоёмкость в часах
|
1
|
4
|
Работа с учебной и справочной литературой.
|
2
|
2
|
5
|
Работа в EXCEL
|
8
|
3
|
6
|
Работа в EXCEL
|
8
|
4
|
7
|
Работа в EXCEL
|
8
|
5
|
8
|
Работа с учебной и справочной литературой.
|
2
|
6
|
9
|
Работа с учебной и справочной литературой. Работа в EXCEL
|
8
|
7
|
10
|
Работа с учебной и справочной литературой.
|
4
|
8
|
11
|
Работа с учебной и справочной литературой.
|
4
|
9
|
12
|
Работа с учебной и справочной литературой.
|
4
|
ИТОГО:
|
48
|
8. Контрольные вопросы и система оценивания
Вопросы к зачету
Сущность планирования и прогнозирования, их сходства и различия.
Принципы планирования.
Формы планирования.
Виды планов и прогнозов.
Методы планирования и прогнозирования.
Технологии финансового планирования.
Цели и задачи бюджетирования как технологии планирования в зависимости от сферы деятельности организации.
Бюджетный регламент.
Выбор объектов бюджетирования в соответствии с поставленными целью и задачами.
Центры ответственности в управленческой системе организации.
Бюджетирование и контроль по центрам ответственности.
Нормативные коэффициенты распределения накладных расходов.
Преимущества и недостатки нормативного калькулирования.
Управление по отклонениям как вид бюджетного контроля.
Гибкие бюджеты как вид бюджетного контроля.
Формы организации плановой работы.
Методы исследования деятельности предприятия.
Краткая характеристика и анализ факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности организации.
Место и роль финансового планирования в общей системе управления организацией.
Планирование сбыта продукции и разработка плана производства.
Планирование ресурсного обеспечения производственных программ.
Планирование издержек производства, цен и финансовых результатов деятельности коммерческой организации.
Планирование денежных потоков в организации.
-
Планирование соотношения активов и обязательств организации.
-
Особенности планирования финансовой деятельности организации и инвестиционных программ развития.
Анализ бюджетных отклонений и их интерпретация.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Оценка знаний студентов осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом:
оценки по итогам промежуточного контроля (аттестация) – представляет собой оценку активности студентов на практических занятиях;
-
оценки итоговых знаний в ходе зачета, которая складывается из:
оценки по результатам защиты самостоятельных работ (кейса);
оценки теоретических знаний студентов.
Распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение максимальных баллов комплексной оценки знаний студентов по видам отчетности
N п/п
|
Виды отчетности
|
Баллы
|
1
|
Промежуточный контроль (аттестация)
|
40
|
2
|
Результаты зачета,
в том числе:
|
60
|
2.1
|
оценка выполненного кейса
|
45
|
2.2
|
контроль теоретических знаний
|
15
|
Итого
|
100
|
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финансовой академии реализуется следующим образом:
менее 51 балла – «незачет»;
свыше 51 балла – «зачет».
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Нормативно–правовые акты
Гражданский кодекс РФ. Ч.1 и 2. — СПС «КонсультантПлюс».
Бюджетный кодекс РФ. — СПС «КонсультантПлюс».
Налоговый кодекс РФ. — СПС «КонсультантПлюс».
Реформа предприятий (организаций): Методические рекомендации по разработке финансовой политики. (Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. №118). — СПС «КонсультантПлюс».
Рекомендуемая литература
Основная литература
Финансовый менеджмент: учебник /кол. авторов; под ред. проф. Е.И.Шохина. - М.:КНОРУС, 2008.
Хруцкий В.Е., В.В. Гамаюнов. Внутрифирменное бюджетирование. — М.: Финансы и статистика, 2008.
Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях - М.: Финансы и статистика, 2007.
Дополнительная литература
Аньшин В.М. Бюджетирование в компании: современные технологии постановки и развития: учебное пособие для подготовки управленческого пер-сонала по программам МВА — М.: Дело Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2005.
Ван Хорн Дж. К, Вахович Дж. М. Основы финансового менеджмента.- 12 изд. — М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.
Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование шаг за шагом. — СП-б: изд. «Питер», 2006.
Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. — М.: Изд. «А.Е. Карпов», 2006.
Ли Ченг Ф., Финнерти Д.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ.— М.: Инфра-М, 2000.
-
Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ.: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. — М.:Изд-во Эксмо, 2007.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика.— М.: Перспектива, 2006.
Периодические издания
Газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая газета».
Журналы: «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансовый директор».
Интернет-ресурсы
www.economy.gov.ru — Сайт Министерства экономического развития и торговли РФ
www.intalev.ru — Сайт консультационно-внедренческой фирмы «ИНТАЛЕВ»
www.iteam.ru — Сайт компании «I-Team»
www.cfin.ru — Сайт «Корпоративный Менеджмент»
www.expert.ru — Сайт «Эксперт».
Справочно-правовые системы
Правовые базы данных «Консультант-Плюс», «Гарант».