https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Минобрнауки России


Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Южный Федеральный Университет»

Педагогический институт

Факультет педагогики и практической психологии

Отделение психологического образования

Кафедра психологии развития и возрастной психологии


Конспекты уроков-дискуссий с элементами тренинга для учащихся 7-9-х классов «Мир Дружбы».


Подготовила:магистр 1к.

М.П. «Психология развития»

Бондарева А. Ю.

Проверила:

к.пс.н. ст.пр. Жулина Г.Н.


Ростов-на-Дону

2011год.


Пояснительная записка.


В рамках реализации развивающей программы «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ» были разработаны психологические уроки по теме «Мир Дружбы»:

Урок 1. «О Дружбе».

Урок 2. «О межполовой дружбе или ЮНОША+ ДЕВУШКА = ДРУЖБА ».

Урок 3. «Дружба или любовь?»


Все уроки предназначены для учащихся 7-9-х классов МОУ СОШ г. Ростова-на-Дону.

Цель: гармонизация представлений подростков о психологических аспектах дружбы, в том числе между представителями обоих полов, расширить представления о сходстве и различии проявлений любви и дружбы и овладеть практическими навыками установления контактов, поддержания интереса к общению в коллективе сверстников.

Задачи:


  • расширить представления подростков о сущности и специфике дружеских отношений;

  • обсудить особенности дружбы между юношами и девушками
  • сформировать умения находить друзей и выделять качества необходимых в дружбе;


  • научиться разбираться в том, что общего и какие различия между любовью и дружбой.

Уроки проводятся в форме дискуссии. В качестве вспомогательных средств – активных методов обучения были использованы элементы тренинга, а также психодиагностические методики изучения дружеских отношений.


Урок 1. «О Дружбе».

Разминка. Знакомство 3-5мин.

«Мы идем в поход».

Инструкция: Первый участник называет своё имя и предмет (или что-то другое) на 1-ю букву своего имени. Дальше по кругу участники повторяют что сказали до него и называют своё. Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.


Дискуссия методом мозгового штурма. (ответы записывать на доске) 7-10мин.

Что дружба для вас?

Что дружба дает вам?

Что мешает дружбе и что помогает?

Какое значение имеет дружба в жизни людей и что помогает ее сохранить?

Давайте придумаем символ дружбы! (можно нарисовать на доске методом поочередного дорисовывания.)

Ознакомительная лекция. 10мин.


Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.


Что такое дружба с точки зрения психологии?


В Большом психологическом словаре. (Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.) под ДРУЖБой (англ. friendship) понимаются отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии.


Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью.

Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Дружба по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага». Дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной.



Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

Аристотель


Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Аристотель

А знаете ли вы высказывания или пословицы о дружбе?


Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи, не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения к самому себе. «Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравненность – это дружность», и «своя рубашка ближе к телу…» (а какие знаете вы?)


Друг – наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет, поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением влечения, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением.


Еще Аристотель писал, что «дружба-это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все блага». И действительно, трудно человеку в жизни, если он один, если нет рядом верного друга. Как же его найти, того, единственного, настоящего? Как узнать его?


Многие, кажется, вообще перестали понимать, что такое дружба и кто твой друг. Часто дети говорят: «Мы дружим: вместе идем в школу, вместе возвращаемся домой». И это все? Неужели это и есть дружба? Неужели этих двоих можно считать друзьями? Думаю, нет. Им просто по пути. Или вот такой пример. Дал списать контрольную - друг. Не дал – не друг. Поступки, продиктованные корыстью, - это поступки не друга, а ищущего выгоду человека.

Мы часто слышим в своей жизни, что настоящий друг познается в беде. Но неужели, чтобы найти друга, или убедиться в том, что он «настоящий», нужно обязательно попасть в беду? Наверное, не только в беде познаются друзья. Тут я согласна с мудрецом, который говорил, что истинный друг не только тот, кто поможет тебе в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты твоей жизни. Настоящий друг-это тот, на кого ты можешь положиться, как на самого себя, тот, с кем тебя объединяют общие дела и интересы. А вместе преодоленные трудности, безусловно, добавляют доверия. Станешь ли ты открывать свое сердце всем своим знакомым, какими бы хорошими людьми они ни были? Нет, наверное. Поэтому и говорим мы про единственного друга, которому можно довериться и в беде и в радости. Дружба проверяется испытаниями (как в песне В.Высоцкого):


Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, атак…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни - рискни,

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой-

Там поймешь, кто такой.

Вот именно: в одной связке, на всю жизнь. Тогда это друг. А про беду говорят, наверное, потому, что в критических ситуациях острее и четче понимаешь, на что способен человек. Но не менее важно и умение разделить радость, не поддаться зависти, а то и просто суметь помолчать.


Настоящий друг – это тот, который сам и неожиданно появляется в самые сложные моменты жизни, тот, кого не нужно просить о помощи, - он сам тебе ее предложит. Настоящий друг- это тот, кто, достигнув определенных высот, останется твоим другом.

Настоящий друг – это, во-первых, человек, который тебя понимает. С ним всегда можно поделиться самыми сокровенными мыслями. Все наши тайны и секреты должны оставаться между нами. С другой стороны, настоящий друг – это всегда хороший собеседник, и надежный спутник. Конечно, очень важно, чтобы настоящий друг был сговорчивым и добрым, честным и справедливым. Важно, чтобы он с уважением относился к своим одноклассникам и старшим людям. Многие думают, что настоящий друг может быть только один. Наоборот, чем больше у человека друзей, тем интереснее ему жить. Ведь недаром в народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Часто считают, что настоящим другом может быть только ровесник. Но это не совсем так. Очень хорошо, когда есть друзья, которые старше тебя. У них всегда можно чему-то поучиться, получить мудрый совет. Старшие друзья – это, прежде всего родители, они во всем помогут, поддержат. Но очень интересно иметь также друзей, которые младше тебя. Приятно думать, что кому-то ты можешь помочь как старший товарищ.

Иметь настоящего друга всегда важно и ответственно. Настоящие товарищи должны дорожить дружбой и уважать друг друга. Без друзей жить не только трудно, но просто невозможно.



Диагностика. Анкета. 5мин.


1.Нужна ли дружба вообще?

А.Конечно, без нее никак

Б.Не всегда

В.Нет

2.Дружба это когда:

А.Ты уверен в друге и доверяешь ему

Б.Не критикуешь друга публично

В.Ты сохраняешь его доверенные тайны

3.Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?

А.Да

Б.Возможно

В.Ни в коем случае

4.Как ты думаешь дружба это главное?

А.Да

Б.Смотря в каких случаях

В.Нет

5.Какие признаки отличают дружбу от прочих межличностных отношений и привязанностей?

А.Отношение самоценное

Б.Отношение бескорыстное

В.Отношение глубокое

6.Считаешь ли ты подлинную дружбу редкой?

А.Да

Б.Иногда

В.Нет

7.Много ли у вас друзей?

А.Да, много

Б.Нет, не очень

В.У меня вообще их нет

8.Как ты считаешь дружить нужно со всеми или только по расчету?

А.Я дружу со всеми без исключения

Б.Дружу только с нужными мне людьми

В.Я об этом еще не думала (думал)

9.Нужно ли заботиться о сохранении дружбы?

А.Да

Б.Нет

В.Нужно, но смотря, в каких ситуациях.


Упражнение «Ищу друга» 7-10мин.


Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.


Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.


Инструкция: Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 7 минут.

Объявления подписывать не нужно.

- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.

-Теперь посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галочек на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру – количество доставшихся вам выборов.

- Теперь предлагаю обсудить, чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

- Что помешало вам откликнуться на другие объявления? -Там где перечислено большое количество требований, предъявляемых к будущему другу ? Естественно, ведь не легко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность» и т.д. И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.



Рефлексия. 7-10мин.


- Что для вас значит дружба?

- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?

- Что надо делать, чтобы найти друга?

- Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?

- Какие вообще качества должны быть у вашего друга?


Заключение к тренингу. 2-3мин.


- Сегодня мы постарались выяснить что же такое дружба, какие качества наиболее ценны, и какие из них необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. До свидания!


Урок №2. «О межполовой дружбе или ЮНОША+ ДЕВУШКА = ДРУЖБА ».


Таким образом, главный вопрос нашего занятия: «Возможна ли дружба между юношей и девушкой?»


Разминка. 3-5мин.

- Поднимите руку те, кто…

…сейчас в хорошем настроении

…сделал всю домашнюю работу

…получил сегодня хорошие оценки

…хорошо провел выходные

…встречался в воскресенье с друзьями

...общается с противоположным полом.


Лекция - дискуссия. 20-25мин.

Может ли существовать настоящая крепкая дружба между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой, мужчиной и женщиной? Наверняка этим вопросом хотя бы один раз в своей жизни задавался каждый человек. Этим вопросом давно интересуется и наука-психология.


Социологический опрос в классе: Возможна ли дружба между юношей и девушкой?

На листочках, не подписывая их, каждый честно отвечает

+ если ДА

- если НЕТ.

Свернули и скинули «в шапку». Посчитать %-ое соотношение и сравнить полученные результаты у них с результами соц. Опроса.


Результаты соц. Опроса с Интернет-портала!!!

В январе 2008 года на одном популярном Интернет-портале был проведён социологический опрос на поднятую нами тему. В нём приняли участие 618 человек. Суть опроса состояла в следующем: существует ли такая дружба между мужчиной и женщиной, которая может длиться достаточно долго и никогда не выйти за рамки дружбы – всегда оставаться только дружбой?


Результаты этого опроса были следующие. Ответы разделены по полу участников опроса, а также по трём возрастным категориям, одинаковым и для мужчин, и для женщин. Вот как распределяются мнения его участников внутри каждой категории:

«Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?»
Результаты социологического опросаЛучше цифры написать на доске. Для улучшения восприятия информации.






 Участниками опроса было оставлено множество комментариев, в которых они обосновывали своё мнение, а также приводили свои личные жизненные примеры.

Как вы можете прокомментировать такие результаты?

В чем на ваш взгляд особенности дружбы между мальчиками и девочками?

Стоит отметить, что результаты этого опроса хорошо совпадают с другими опросами на ту же тему, проводившимися в разных странах. Так, журнал «Пробудитесь!» (выпуск от 8.09.96, стр. 16–18) ссылается на один такой опрос, согласно которому «65 процентов из опрошенных девочек-подростков подтвердили, что они дружат с мальчиками». Там же сказано: «75 процентов из опрошенных молодых людей ответили положительно на вопрос: "Возможна ли, по вашему мнению, верная дружба между юношами и девушками без того, чтобы они были влюблены друг в друга?" [...]

Чтобы ответить на эти вопросы, в мае 2009 года мной же был проведён ещё один опрос, в котором приняли участие 350 человек. Его целью было выяснить, почему человек отвечает «да» или «нет», когда его спрашивают, существует ли дружба между мужчиной и женщиной. Оказалось, что на вопрос «возможна ли дружба между мужчиной и женщиной» люди в подавляющем большинстве случаев отвечают на основании личного жизненного опыта, а не на основании каких-то теоретических представлений. Так, более 90% участников опроса сказали, что отвечают на этот вопрос «да» либо «нет», потому что этому их научил личный жизненный опыт дружбы с противоположным полом (удавшейся или нет), и только менее 10% сказали, что их мнение о возможности межполовой дружбы сформировано иными причинами (не личным опытом).


Причины ответов на вопрос
«существует ли дружба между мужчиной и женщиной?»






 Из этого можно заключить, что вопрос «возможна ли дружба между мужчиной и женщиной» практически идентичен вопросу «можете ли Вы лично дружить с лицом противоположного пола». Когда люди говорят, возможна ли дружба с лицом противоположного пола, в 9 случаях из 10 они подразумевают то, к чему привёл их личный опыт межполовой дружбы.

 ВЫВОДЫ. Рассматривая полученные статистические данные, а также учитывая комментарии участников «за» и «против», можно сделать следующие выводы касательно обсуждаемого нами вопроса:

1.  Прямого ответа на вопрос, могут ли дружить мужчина и женщина (парень и девушка), не существует. Это вопрос сугубо индивидуальный, поэтому правильным ответом на него может быть только такой: «всё зависит от конкретного человека».

2.  Большинство людей всё же могут дружить с человеком противоположного пола длительное время и при этом не испытывать к нему никаких романтических чувств.

3.  На вопрос «существует ли дружба между мужчиной и женщиной» люди в подавляющем большинстве случаев отвечают на основании своего личного жизненного опыта.

Поняв эти основные выводы, давайте постараемся перечислить основные причины межполовой дружбы. Постарайтесь назвать их самостоятельно. Причины дружбы женщины и мужчины

И всё же, несмотря на большое разнообразие возможных жизненных ситуаций можно привести несколько типичных ситуаций, в которых установление дружеских отношений между мужчиной и женщиной возможно. Как вы увидите, не всё так гладко, если в отношениях отсутствует искренность

Причина № 1. Он/она мне как брат/сестра.

Причина № 2. Присутствуют общие интересы, но он/она мне не нравится.

Причина № 3. Есть парень/девушка, просто интересно общаться.

Причина № 4. Хочу оставить его/её пока «про запас».

Причина № 5. Я давно испытываю к ней/к нему симпатию, но только в дружбе смогу поддерживать общение.

Итак, « Дружбе между мужчиной и женщиной нет преград!».


Упражнение «На вечеринке». 10мин


Цель: формирование умения находить друзей.


Моделирование ситуации «На вечеринке». Учеников приглашать в произвольном порядке, мальчиков и девочек равное количество.


Инструкция: Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке, на которой никого не знаете . Когда я скажу «начали», вы быстро находите себе пару и начинаете разговаривать друг с другом на тему «Что я обычно делаю на выходные» ( «Что я делал прошлым летом»; «Мое любимое занятие»; «Что мне нравится и не нравится в школе»).


Рефлексия: А теперь давайте обсудим наши впечатления.

Что вы чувствовали во время разговоров?

Сделал ли ваш партнер что-нибудь, что облегчило или усложнило контакт?

О чем было легче говорить?


Итак, вы увидели, как порой трудно заговорить о чем-то, особенно, если собеседник является представителем противоположного пола. Поэтому если с вами захочет кто-то познакомится и первым завяжет разговор, вы должны помочь ему своим вниманием, умением слушать, искренностью.


Заключение к тренингу. 2-3мин.

- Понравилось вам занятие?

- Какие чувства у вас возникли? Какое настроение?

- Что нового узнали?

-На какие вопросы вы не получили ответы для себя?

Итак:

- Сегодня мы постарались выяснить возможна ли дружба между юношей и девушкой, какие причины предшествуют такой дружбе и насколько трудно или легко общаться с противоположным полом.


- спасибо за участие!


Давайте на последок встанем и поаплодируем себе!!! До свидания!


Урок 3. «Дружба или любовь?»


Разминка. 3-5мин.

- Ведущий говорит: «Выйдите в круг те, кто…» и так каждый по кругу.

Лекция-дискуссия. 25-30мин.

Обсуждение особенностей смешанной дружбы подводит нас к более общей теоретической проблеме соотношения дружбы и любви. В споpax на эту тему, которые ведутся со времен античности, обозначалось по крайней мере пять основных позиций:


  1. абсолютное различение: дружба и любовь — совершенно разные чувства и отношения;

  2. полное отождествление: дружба и любовь — разные названия одного и того же;

  3. частичное разграничение на основе подчинения любви дружбе: любовь — аффективная сторона дружбы;

  4. частичное разграничение на основе подчинения дружбы любви: дружба — коммуникативная сторона любви;

  5. идея взаимоперехода любви и дружбы как стадий межличностного отношения: дружба — подготовка любви (или наоборот).

Что для вас дружба?

А что в вашем понимании любовь?

Какова связь между этими понятиями?

Что общего и какие различия между любовью и дружбой?

Может ли быть дружба без любви, а любовь без дружбы?



Хотя однозначное объективное разграничение свойств любви и дружбы затруднительно, психология достаточно тонко анализирует связанные с ними субъективные переживания.


Французский социальный психолог Жан Мэзоннёв (Maisonneuve, 1966, p. 127–131), изучив многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы, пришел к выводу, что между «любовным» и «дружеским» временем и пространством есть определенные качественные различия.

«Любовное время» обычно кажется быстротечным, изменчивым, лишенным длительности, это «время, когда забывают о времени», его ритм определяется «биением сердец». «Дружеское время» выглядит более спокойным и однородным. Не порывая радикально с повседневностью, оно более конструктивно и перспективно.

Сходным образом конструируется и пространство любви и дружбы. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в единое целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение феноменологического расстояния между друзьями. Дружеское «мы» представляется менее слитным, допуская определенные расхождения и психологическую дистанцию.


Социально-психологические исследования показывают, что эти переживаемые различия тесно связаны с разницей соционормативных определений любви и дружбы. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными и обязывающими, чем дружеские. Они предполагают более точное и строгое осознание и определение субъектом собственных чувств, питаемых к партнеру — «люблю», «влюблен» или просто «нравится», — и сознательное принятие решений, как именно развивать эти отношения. При наличии нескольких параллельных влюбленностей, привязанностей или связей человек обычно задает себе вопрос, какая из них для него важнее, дороже и ближе. В дружбе, при всей ее индивидуальности, взаимоисключающий выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется им более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Детальное обследование взаимоотношений 16 дружеских и 16 любовно-романтических студенческих пар показало, что любовные отношения кажутся молодым людям значительно более исключительными, чем дружеские. Если испытуемый имел две любовные привязанности, то усиление одной из них неминуемо снижало эмоциональную значимость другой. В дружбе этого не происходит. Отмеченных в течение месяца колебаний в оценке уровня и значимости дружеских отношений было вдвое меньше, чем в любовных отношениях (Levinger, 1980). Но объясняется это не тем, что в дружбе таких колебаний объективно меньше, а тем, что люди их просто не замечают, потому что они не требуют принятия сознательных решений и продуманной линии поведения: звонить или не звонить, приглашать или не приглашать в театр, объясняться или не объясняться?

Очень важным элементом аналитического расчленения дружбы и любви является разграничение понятий «любви» и «расположения» (симпатия). В обыденном сознании слова «люблю» и «нравится» различаются в основном количественно, по степени: «люблю» = «очень нравится». Но эти слова различаются и качественно, по смыслу.


Расположение, выражаемое словом «нравится», — это положительная установка к другому лицу, в которой преобладает оценочный момент. Нравиться может только тот, кто обладает, а точнее, кому приписываются какие-то положительные или желаемые свойства. Если положительная оценка изменяется, притягательность объекта угасает.

Любовь может включать в себя положительную оценку объекта, идеализировать его, но может и не включать. Некоторые качества любимого человека могут даже активно не нравиться. Страстная любовь амбивалентна, она часто переплетается с ненавистью (знаменитое катулловское «ненавижу и люблю»). Недаром ее так по-разному описывают в художественной литературе.

Тем не менее любовь и лежащая в основе дружбы симпатия — не альтернативы. Американский психолог Элен Бершайд просила группу молодых людей составить 4 списка: а) всех своих друзей; б) всех людей, которых они любят; в) всех, кого они находят сексуально привлекательными и, наконец, г) всех, в кого они влюблены. Последний список оказался самым коротким, как правило, в нем только одно имя, зато это имя присутствует также во всех остальных списках. Именно исключительность делает наши любовные чувства такими важными и сильными.

Короче говоря, хотя люди различают любовные и дружеские чувства, дружба и любовь переживаются неодинаково и имеют разные критерии оценивания, эти чувства и отношения переплетаются и накладываются друг на друга.

И КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ: ЭТО – ДРУЖБА ИЛИ РОМАНТИКА? Ваши соображения по этому поводу?

Ответить на этот вопрос иногда может быть чрезвычайно сложно ввиду того, что дружба и романтика имеют очень много общих черт.

Если Вы задаётесь им в отношении себя и какого-либо человека противоположного пола, то давайте попытаемся понять, что подразумевают эти два понятия – дружба и романтика – и какая между ними разница.

Что такое дружба? Как показано в статье «Что такое дружба?», дружба – это близкие отношения между людьми, основанные главным образом на обоюдном уважении и доверии. Это – чувство, то есть дружеская любовь, лежащая глубоко в сердце, а не что-то внешнее.


Дружеские чувства никоим образом не зависят ни от пола человека, ни от его возраста. Они могут быть очень сильными, тем не менее, эти чувства никогда не подразумевают никакого плотского влечения.

Что такое романтика? Романтика, романтические отношения – «идеализация действительности, мечтательная созерцательность» (Толковый словарь Ожёгова). Это дословное определение, однако любовные отношения между мужчиной и женщиной часто начинаются именно с такого восприятия, из-за чего их обычно так и называют – «романтические отношения».

Можно смело сказать, что, как и «филиа», романтические отношения также подразумевают «теплоту, близость и привязанность», «возникают в сердце спонтанно» и означают «приверженность, в которой преобладают чувства». А в чём же тогда разница?!

В чём же разница? Первое отличие увидеть легко: «филиа» возникает между людьми любого пола и возраста, а «эрос» – только между людьми разных полов. Однако, так как мы обсуждаем дружбу между мужчиной и женщиной, первое отличие для нас сейчас не является принципиальным.

Второе отличие – это то, на чём основываются эти два чувства. Если внимательно вчитаться в их точные определения, то...
  «Филиа» – «дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении» и «доверии» (не подразумевает полового влечения);
  «Эрос» – «романтическая любовь, основанная на половом влечении» (не подразумевает обоюдного уважения и доверия).

Это и есть главное отличие этих двух чувств, которое и поможет отличить их друг от друга. Важно заметить, что один человек может испытывать к другому оба этих чувства одновременно. Поэтому, по сути, вопрос сводится к выявлению в отношениях романтизма и полового влечения.

Самодиагностика.  ТЕСТ. 5-7мин.

Задайте себе следующие вопросы о своём друге противоположного пола (поставьте галочки напротив вопросов, на которые Вы отвечаете «да»):


Начало формы




Склонен ли я замечать в нём только положительные качества и считать, что он лишён недостатков, либо закрывать глаза на его серьёзные недостатки, хотя я о них знаю?



Привлекают ли меня главным образом его внешние черты: сильное или красивое тело, причёска, и т. п.? Изменились бы наши отношения, если бы его внешние черты были совершенно «не в моём вкусе»?



Испытываю ли я желание часто находиться с ним наедине в обстановке романтического плана (например, гулять по осенним аллеям, посидеть за столиком в уютном ресторане или за столом при свечах и т. п.)?



Бывает ли, что я испытываю желание физического контакта – держаться за руки, обниматься (а тем более целоваться или ещё что-то большее)? Чувствую ли я неудовлетворённость, если это не получается? Обдумываю ли я такие желания в своём уме?



Испытал бы я обиду или разочарование, если бы этот друг противоположного пола сообщил мне, что любит кого-то или завёл с кем-то романтические отношения?


Если я знаю, что мой друг пошёл на романтическое свидание с кем-то, не начинаю ли я в этот момент невольно напоминать о себе: звонить, писать смс-ки или даже присутствовать там же, чтобы мой друг обращал на меня внимание?

Конец формы

Если Вы ответили положительно хотя бы на один из этих вопросов, то, скорее всего, Ваша дружба на самом деле является романтическим увлечением. По крайней мере, это верно в отношении Вас лично.

Кстати, насколько это возможно, не будет лишним подумать и над тем, как бы ответил на эти вопросы и Ваш друг в отношении себя.

Рефлексия. Обратная связь. 10мин.

Что общего и какие различия между любовью и дружбой?


Заключение к тренингу. 2-3мин.


- Сегодня мы постарались выяснить что общего и какие различия между любовью и дружбой, может ли быть дружба без любви, а любовь без дружбы? До свидания!