https://electroinfo.net

girniy.ru 1
УАЗ – 70 лет в истории России. Начало…



История Ульяновского автомобильного завода начинается в 1941 году, когда потрясенная вероломным фашистским нападением страна вела жестокие кровопролитные бои.

В июле Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО СССР) принимает решение об эвакуации из Москвы в Сибирь, на Урал и на Волгу ряда крупных промышленных предприятий. Среди них оказался и Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗиС). Уже в августе 1941 года директор автозавода ЗиС Иван Алексеевич Лихачев отправляет в Ульяновск группу специалистов во главе с Евгением Антоновичем Дундуковым чтобы определить место для организации сборочного производства.

Так на берегу Волги, где находились здания складов Государственного таможенного управления, было решено разместить сборочное производство. Преимущество было в том, что к ним подходили две железнодорожные ветки, по которым 20 октября 1941 года и прибыли из Москвы первые работники будущего отечественного автогиганта - Ульяновского автомобильного завода.


30 ноября 1941 года предприятие было официально зарегистрировано на Ульяновской земле. С первого дня закипела работа. Необходимо было освободить складские помещения, а затем смонтировать прибывшее оборудование. Уже в конце октября ударили морозы, выпал снег, но работа велась днем и ночью по 12 часов в смену. Всего за два с небольшим месяца удалось наладить производство и к новому 1942 году цех боеприпасов инструментальный №2 выпустил свою первую продукцию – авиационные снаряды.

Основная часть коллектива завода состояла из работников, прибывших с эшелонами из Москвы. Полторы тысячи эвакуированных зисовцев во главе с директором Петром Ильичом Шварцбургом разместились в Ульяновске, Лаишевке, Баратаевке, Арском, Кременках и других пригородных селах, делалось все возможное для организации горячего питания, снабжения теплой одеждой. Ряды москвичей пополнила ульяновская молодежь. 16-17-летние ребята и девушки работали по 12-14 часов, и к маю 1942 года было собрано и отправлено на фронт пять первых автомобилей ЗИС-5. К этому времени на заводе уже действовали: механосборочные цехи 1 и 2, цех нормалей, цех сборки и испытаний, инструментальные цехи 1 и 2, механомонтажный и железнодорожный, термический цех с отделением металлопокрытий, центральная лаборатория.


А в июле 1942 года, когда темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки, Ульяновский филиал ЗИС №4 (УльЗИС) был официально назначен головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Кроме автомобилей и боеприпасов для нужд фронта в цехах предприятия собирали походные мастерские на базе ЗИС-5, малолитражные двигатели и газогенераторные установки для ЗИС-21. Всего в годы войны было выпушено более 7000 автомобилей и 20 000 двигателей.


22 июня 1943 года ГКО СССР принимает решение о строительстве в г. Ульяновске автомобильного завода. С этой целью городской исполком выделил за рекой Свиягой 200 га земли под промышленное (одновременно с заводом было решено воздвигать и ТЭЦ) и жилищное строительство, которое поначалу велось с большим трудом: не было стройматериалов, не хватало квалифицированных специалистов, отсутствовал лес и электроэнергия. Коллектив завода успешно преодолел трудности, и в канун 1947 года новая заводская ТЭЦ дала долгожданный ток.

Из многочисленного коллектива завода только небольшая часть жила на новой площадке, остальные работники по-прежнему были разбросаны по пригородным селам. В октябре 1943 года заводской поселок состоял всего из 8 бараков и пяти деревянных домов. В одном из бараков оборудовали клуб, парикмахерскую, комнату для приезжих. Вскоре заработали начальная и средняя школы, здравпункт и гостиница на 40 мест. В 1944 году продолжилось строительство жилых бараков полуподвального типа, автозаводцы открыли свою больницу, в апреле 1944 был издан приказ об открытии автомеханического техникума, с целью подготовки и воспитания грамотных специалистов для нового завода. К январю 1945 года общее население поселка составило 1200 человек, из них работников завода – 674. Так было положено основание самого крупного промышленного района города Ульяновска – Засвияжского.

Несмотря на военное время, коллектив завода не только выпускал продукцию для фронта, но и разрабатывал новые модели. Весной 1943 года главный конструктор Борис Львович Шапошник был вызван в Москву, где получил задание готовить к производству новые машины. И уже в мае 1944 года был собран первый опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253, который по экономичности двигателя, динамическим качествам не уступал американскому «Студебеккеру». В работе над ним принимали участие конструкторы Чуразов, Давыдов, Пахтер, Кузнецов, Гришин (нужно добавить инициалы) и др. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик и получил высокую оценку специалистов, но по ряду объективных причин в серию запущен не был.


В 1945 году Ульяновский автомобильный завод окончательно переводит производство на новую площадку в Засвияжье, а в его производственных помещениях разместился Завод малолитражных двигателей (сегодня Ульяновский моторный завод), который во время войны был одним из подразделений автозавода.

В конце 1944 года производство машин марки ЗИС-5 передали на Урал в город Миасс, а еще строящемуся Ульяновскому заводу было поручено освоить выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА для чего осенью 1945 года вместе с первыми партиями различного оборудования и технической документацией в Ульяновск прибыла группа специалистов Горьковского автозавода. Для производства новых автомобилей в июне 1947 года встал вопрос об ускорении строительства главного конвейера. Эту важнейшую задачу приняли на себя работники механомонтажного цеха под руководством начальника цеха Т. Фукс, начальника монтажного участка В.Фадеева, бригадиров В.Ягодкина и М.Хайруллина. Монтаж приводных и натяжных станций, транспортеров, подземных коммуникаций, установка воздуховодов, системы вытяжной вентиляции шел по 14-15 часов подряд. Первый полуторатонный грузовичок ГАЗ-АА вышел из ворот цеха 26 октября 1947 года.

31 августа 1948 года директором Ульяновского автозавода был назначен Иван Кузьмич Лоскутов. Под его руководством велось строительство основных заводских корпусов: кузницы, прессового цеха, корпуса Главного конвейера, на заводе были открыты автоматный цех и дерево - отделочный цехи, цех шасси.

Конструкторский отдел, руководил которым в то время М.И. Казаков, занимался проектированием новых автомобилей малой грузоподъемности. Один из них - первый ульяновский грузовик УАЗ-300 – был представлен на октябрьской демонстрации 1949 года. Над его созданием работали И.А. Давыдов, Г.И. Красильников, Л.П. Хилков и другие специалисты. Но и этому детищу ульяновских конструкторов не суждено было пойти в производство. Завод не был готов к выпуску таких машин.



В 1950 году предприятие значительно увеличило выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-ММ. Этому во многом способствовал рост производственных мощностей и выпуск новых деталей, позволивший значительно уменьшить зависимость завода от поставок комплектующих с ГАЗа.

Автозавод уверенно преодолевал трудности послевоенного восстановления, рос его коллектив, приобретался опыт, трудовое мастерство, решались сложные задачи, которые ставила возрождающаяся страна.

В то же время большое внимание руководство завода уделяло жилищному строительству. Первой улицей в новом жилом районе стала Автозаводская. А рядом с ней возвели киноконцертный зал со сценой, кулисами, комнатами для кружковой работы.


Летом 1955 года приказом министра автомобильной промышленности СССР Ульяновскому автомобильному заводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним. Эти машины были созданы горьковскими конструкторами во главе с Г.М. Вассерманом, наладочные партии вездеходов сошли с конвейера в конце 1954 года.

ГАЗ-69 находит широкое применение во многих отраслях народного хозяйства во всех климатических зонах страны. За свою надежность и простоту в эксплуатации завоевывает большую известность в стране, а в 1956 году выходит на мировой рынок. Уже в 1959 году география экспорта ГАЗ-69 составляет 22 страны мира!

С 1955 года УАЗ специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Спустя 2 года здесь начинается выпуск полноприводного семейства УАЗ собственной конструкции. Небольшая группа – отдел главного конструктора (ОГК) принимала с ГАЗа документацию и передавала ее после обработки и комплектования в технологический отдел. С приходом молодых высококвалифицированных специалистов, отдел под управлением Лауреата Государственной премии Петра Ивановича Музюкина, начинает самостоятельную разработку новых автомобилей. Первые опытные образцы собраны в 1955 году.


Первой машиной нового семейства стал санитарный автомобиль УАЗ-450А. Вагонная компоновка с плавными обводами, гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, несколько носилочных и посадочных мест в салоне, два ведущих моста и мягкая подвеска – все это означало своеобразную революцию в автомобильной технике. Во всем мире не нашлось тогда достойного конкурента этой модели.

С учетом требований потребителей ОГК разрабатывает новые узлы и агрегаты. Наряду с санитарным автомобилем, создается малотоннажный грузовичок УАЗ-450Д. К концу 50-х годов разработаны и пущены в серийное производство автомобили семейства УАЗ-451.

В 50-е годы началась разработка модели комплексной механизации и автоматизации сборочного производства и создания толкающих конвейеров. Их применение позволило бы использовать весь объем здания и подвал, организовать транспортировку основных узлов автомобиля в заданном направлении, создавать висячие склады для их размещения и питания рабочих мест. 22 декабря 1960 года группа конструкторов: П.В. Быков, А.И. Пясецкий, В.И. Мязин, Г.П.Беглов, П.В. Макаров, Л.Н. Холодов, получила авторское свидетельство на изобретение Толкающего штангового конвейера. Внедрение новой системы в сборочное производство оказалось настолько эффективно, что газета «Известия» писала: «…Такого комплекса нет ни на ГАЗе, ни на ЗИЛе ... Ульяновцы … опередили своих старших братьев, у которых совсем недавно брали уроки крупносерийного производства…».


В январе 1961 года завод приступает к серийному выпуску малотоннажного грузовичка с бортовой платформой – УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451, параллельно работая над улучшением технических характеристик выпускаемых автомобилей, более рациональной и удобной компоновкой узлов.

Одним из главных достижений 1965 года стало начало серийного выпуска автомобиля УАЗ-452А - детища конструкторов Е.Г. Варченко, Л.А. Старцева, М.П. Цыганова, С.М. Тюрина, в который вложили свой труд сотни инженеров, технологов, мастеров и рабочих.


В это же время на базе серийных автомобилей создавались специализированные версии машин. Так на базе грузовичка УАЗ-451Д был создан снегоходный автомобиль. Вместо передних колес он имел управляемые лыжи, а задний мост был оборудован резинометаллическими гусеницами. Также на базе серийного УАЗика была создана и другая интересная модель - снегоболотоход с четырьмя гусеничными движителями.

Сама возможность создания подобных оригинальных машин лишний раз свидетельствовала об удачных конструкторских решениях, богатых потенциальных возможностях ульяновских вездеходов.


В августе 1966 года в преддверии празднования 25-летнего юбилея завода Указом Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение семилетнего плана, успешное внедрение новой техники и передовой технологии завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А автомобиль УАЗ - 452Д за высокий научно-технический уровень, оригинальность решения, экономичность в изготовлении и эксплуатации награждён Золотой медалью ВДНХ.

Одновременно с награждением завода высоких правительственных наград была удостоена большая группа работников предприятия, а шлифовщику инструментально-штампового комплекса Виктору Арсентьевичу Салатову за особые заслуги в выполнении семилетнего плана, активное участие в создании конструкций, организации массового производства новых автомобилей и достижение высоких производственных показателей было присвоено звание Герой Социалистического Труда. За всю историю предприятия два работника предприятия были удостоены этого высокого звания. Ранее, в 1960 году, обладательницей Звезды Героя стала станочница автоматного цеха Мария Ивановна Трубачёва.

Профессионализм специалистов и производственные мощности предприятия отвечали всем современным требованиям того времени. Тогда же, в далеком 1966 году, руководством страны было принято решение о создании на базе некоторых подразделений автозавода предприятия по производству техники специального назначения для укрепления обороноспособности нашей страны. Так специалисты ОАО «УАЗ» стали первоначальным интеллектуальным и производственным потенциалом коллектива Ульяновского механического завода.



В январе 1967 года Министерство автомобильной промышленности СССР и Госплан СССР утвердили проектное задание по реконструкции и расширению завода. Этим заданием предусматривалось увеличить выпуск автомобилей в 3,5 раза и приступить к производству новых моделей. Директором завода назначен Иван Дмитриевич Маслов.

С 1959 года велась разработка легкового автомобиля, который должен был прийти на смену - ГАЗ-69. В 1965 году после тщательной работы конструкторов над кабиной, подвеской, мостами, были проведены контрольные испытания УАЗ-469, а затем документацию на машину передали в отдел подготовки производства. Весной 1972 года новая модель вездехода успешно прошла испытания, результаты которых убедили в том, что советские автомобили находятся на достаточно высоком техническом уровне. Коллективу завода предстояло в сжатые сроки передать сборку ГАЗ-69 на другие предприятия и готовиться к производству новой продукции.

15 декабря 1972 года с главного конвейера автозавода сошли первые серийные автомобили УАЗ-469. Впервые, в истории отечественного машиностроения, был осуществлен безостановочный переход на новую модель.


В 1974 году внедрялась комплексная механизация тяжелых и трудоемких процессов, транспортно-складских работ, высокопроизводительного оборудования механизированных складов, современной транспортной технологии. Конструкторы, инженеры, строители готовили к вводу в строй новые производственные площади кузовных цехов, чтобы обеспечить ритмичную работу конвейера: прессово-кузовной корпус №2, второй кузнечный и механический корпуса.

К концу 1975 года на УАЗе были введены в эксплуатацию новые производственные площади, автоматические линии, сотни единиц новейшего оборудования. Начал действовать третий механосборочный корпус, готовились к пуску механизированная линия сборки-сварки дверных надставок автомобиля УАЗ-469. Автозавод активно развивается; вместе с ним получает развитие и Засвияжский район: большое внимание отводится социальному комплексу, сданы в эксплуатацию многоквартирные дома, расширена спортивно-оздоровительная и культурно-познавательным базам, включая строительство бассейна, спортивных площадок, профилактория с лечебным корпусом, Дворца культуры, широкоэкранного кинотеатра, музыкальной школы, библиотеки.



16 февраля 1976 года за успешное освоение выпуска автомобилей новых моделей и досрочное выполнение пятилетнего плана Ульяновский автозавод был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Трудовой коллектив ставил перед собой цели связанные с повышением производительности труда и улучшением качественных характеристик продукции. Катализатором нового витка развития объединения «АвтоУАЗ», в состав которого входили предприятия по производству комплектующих – завод Автозапчасть и Ульяновский моторный, стал генеральный директор Виталий Васильевич Тахтаров. Выступая в заводской многотиражке (статья «Система, отвечающая интересам всех и каждого»), встречаясь с коллективами подразделений В.В.Тахтаров разъяснял суть нововведений - планирование продукции в нормо-часах, бригадный хозрасчет, которые позволили централизовать контроль за ходом производства, ремонтными работами, снабжением материалами и комплектующими изделиями, позволили снизить трудоемкость. На смену разрозненным и маломощным подразделениям приходили крупные специализированные инженерные службы, оснащенные современной техникой и оборудованием. В эти годы огромное внимание было оказано организационной и воспитательной работе, развитию целенаправленной подготовки коллектива, трудовым традициям, особенностям и методам работы на УАЗе; продолжалась реконструкция всех предприятий объединения.

Автомобили Ульяновского автомобильного завода прочно вошли в историю страны. Придя на смену ГАЗ-69, УАЗы уверенно шагнули на мировой рынок. В список стран, куда с 1956 года экспортировались машины Ульяновского автозавода, входят порядка ста государств! Похвальные отзывы о работе УАЗов приходят из Колумбии, Египта, Непала, европейских стран. Огромной популярностью пользовались наши автомобили на плантациях сахарного тростника и стройплощадках Кубы. На произведённых в Ульяновске внедорожниках ездил легендарный борец за независимость «острова свободы» Эрнесто Че Гевара.


Чтобы завоевать такую популярность, УАЗу пришлось пройти немало испытаний. В 1974 году УАЗ-469 с легкостью поднялся на вершину Эльбруса (4000м) всего за 25 минут, учитывая остановки.

Знаковыми стали испытания вездеходов в северных районах страны, которые начались с середины 60х, когда на заводе были выпущены первые образцы санитарной машины для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС – с дополнительной системой отопления, двойными стеклами в салоне, усиленной теплоизоляцией пола, крыши и боковин. Эти машины прошли всестороннюю проверку на трудных дорогах, при морозах, доходящих до -60◦. (а в салоне поддерживалась температура до +30◦).

В 1975 году Ульяновский внедорожник первым из машин своего класса принял участие в пробеге по пустыне Сахара, а в 1979 году – по пустыне Кара-Кум.

Трансафриканский пробег на четырех УАЗах принес им широкую известность в Италии. Много лет эти машины используются для перевозки многочисленных туристов на вулканы Везувий и Этна. С начала 60-х годов завод сотрудничает с итальянской фирмой братьев Марторелли. Существует совместно разработанная модель «УАЗ-Марторелли», которая выпускается по спецзаказам.

В 1989 году по приглашению Центрального телевидения команда наших испытателей приняла участие в экспедиции «Великий Шелковый путь». УАЗы прошли по дорогам Средней Азии 10 тыс. км, преодолевая горные подъемы на высоте более 2000 м над уровнем моря.

В 80-е годы ведется непрерывная работа по модификации всех выпускаемых моделей, создаются новые. Например, экологически чистая модель – электромобиль; полуторатонный грузовичок с дизельным двигателем, для строящегося завода в Кировабаде; а в 1983 году группа конструкторов получила правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля УАЗ-3907 «Ягуар», который предназначался для патрулирования и охраны границ нашей родины. Автомобиль развивал скорость на воде до 8-10 км/ч. До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю.



УАЗ – 70 лет в истории России. Новый виток развития…


90-е годы примечательны непрерывной работой по модернизации всех выпускаемых моделей. Появляется серия 3160. Одними из новых модификаций стали УАЗ-31514 (металлическая крыша, замки дверей, регулируемые сиденья) и УАЗ-31514-010 с пружинной подвеской.

В 1992 году завод был преобразован в акционерное общество открытого типа «Ульяновский автомобильный завод».

В феврале 1997 года на заводе был введен в эксплуатацию новый цех «3160» и организовано производство автомобилей малыми сериями, первой освоенной моделью стал УАЗ-3153 с удлиненной базой.

С 5 августа 1997 года с ленты главного конвейера сошла первая опытная партия УАЗ-3160, а в дальнейшем его усовершенствованная модель УАЗ-3162«Симбир», который по итогам 2002 года стал победителем Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

Главная цель преобразований последнего десятилетия на предприятии – повышение эффективности производства. В 2001 году с приходом стратегического инвестора ОАО «Северсталь-авто» (сейчас ОАО «СОЛЛЕРС») завод получил новый виток развития:

-разработана перспективная «Программа обновления», первый этап которой завершился в 2003 году с началом серийного выпуска нового семейства внедорожников - UAZ Hunter;

- завершилась реализация двух инвестпроектов по созданию производственных мощностей для выпуска мостов Спайсер и косозубой раздаточной коробки;

- принята политика в области качества;

- получен международный сертификат ИСО 9001 версии 2000 года.


В декабре 2004 года введен в эксплуатацию новый плавильный комплекс фирмы АВВ (Германия). Мощность промышленной печной установки составляет порядка 16000 тонн литья в год, что позволяет изготавливать отливки из высокопрочного чугуна для производства до 100 000 машинокомплектов в год.

В январе 2005 года закончено строительство нового окрасочного комплекса «Eisennman», мощность которого позволяет заводу выпускать до 80 тысяч автомобилей в год, а в процессе окраски кузовов переходить с одного цвета на другой за 20 секунд.


В августе 2005 года запущено производство принципиального нового комфортабельного внедорожника, спроектированного на УАЗе - UAZ Patriot. С первого дня выпуска география поставок этого автомобиля составляет более 15 стран: СНГ, Чехия, Греция, Колумбия, Афганистан и др. Благодарные поклонники этого автомобиля в мае 2005 года водрузили флаг Ульяновского автомобильного завода на самом высоком в мире действующем вулкане Котопакси, Эквадор (6 300 метров).

В апреле 2006 года UAZ Patriot стал победителем в номинации «Дебют года» ежегодной профессиональной премии автомобильных журналистов.

Завершена модернизация Главного конвейера предприятия – в сентябре 2006 года открыт новый участок обработки и диагностики автомобилей, который позволил получить замкнутый цикл сборки автомобилей. Открыт участок роботизированной лазерной резки. УАЗ успешно прошел сертификацию сразу в двух системах: в национальной системе сертификации ГОСТ Р СО 9001, относящейся к гражданской продукции и в системе сертификации Военный регистр РВ 15002, относящейся к продукции, изготовляемой по гособоронзаказу.


В 2007 году на производство поставлена новая модель утилитарного, простого в обслуживании внедорожника, пригодного для эксплуатации в самых жестких климатических и дорожных условиях UAZ Hunter Classic. Открыт новый цех производства надстроек на автомобили ISUZU (Япония). Собственное производство кузовных надстроек гарантирует высокое качество готовых грузовиков, а также позволяет конечным потребителям сократить первоначальные вложения в автомобиль по сравнению с заказом кузовов у сторонних подрядчиков. Модернизирован участок сборки кузова UAZ Patriot в цехе сборки кузовов. Введен в эксплуатацию испытательный трек.


С января 2008 года вся продукция ОАО «УАЗ» соответствует экологическим стандартам ЕВРО-3.

В 2008 году запущены в серию две принципиально новые модели: UAZ Pickup и UAZ Cargo. На автомобили UAZ Patriot и UAZ Hunter была произведена инсталляция дизельного двигателя.


В 2009 году в экономике страны сложилась критическая ситуация, вызванная мировым финансовым кризисом. Кризисные явления особенно остро отразились на предприятиях автомобильной промышленности.

Благодаря установлению жесткого финансового контроля, успешной реализации производственных проектов, программы повышения эффективности, реформированию всех сфер управления, развитию модельного ряда под требования определенного заказчика, повышению производительности труда, а также участию в реализации государственных программ, направленных на поддержку российского автопрома ОАО «УАЗ», одному из немногих российских предприятий, удалось удержать объем производства на уровне точки безубыточности.

Несмотря на сложную финансовую ситуацию в 2009 году Ульяновский автомобильный завод не свернул реализацию инвестиционных проектов и программ по развитию модельного ряда. Одним из приоритетных направлений развития стала адаптация линейки автомобилей УАЗ под требования конечного потребителя. Наиболее активными покупателями автомобильной техники, благодаря программе обновления государственного автопарка, стали бюджетные организации и ведомства. Традиционно основными корпоративными покупателями УАЗа являются: Министерство внутренних дел, Министерство обороны и структурные подразделения Минздравсоцразвития, на их долю приходится более 90% поставляемых по заказу субъектов федерации автомобилей УАЗ.

В 2010 году, к 65-летию со дня Великой Победы в ВОВ, коллектив ОАО «УАЗ» выпустил в серию усовершенствованную модель легендарного внедорожника УАЗ-469. Летом 2010 года одним из первых в стране УАЗ начал производство автомобилей с двухтопливной системой питания (газобаллонное оборудование).

За последние пять лет на предприятии произошли существенные изменения: вложены значительные средства в развитие материально-технической базы, осуществлен ряд крупных инвестпроектов; создана разветвленная дилерская сеть в СНГ, а удалось вернуть традиционные рынки, частично утерянные в постсоветские годы – страны Азии (Япония, Монголия, Вьетнам, Лаос, КНР), Ближнего Востока (Иран и др.), Африки (Ангола, Нигерия, Эфиопия, Гана, Камерун Мадагаскар, Египет, Бенин, Экваториальная Гвинея, Мали), Латинской Америки (Куба и др.), Европы (страны СНГ, Италия, Чехия, Польша, Сербия, Черногория и др.).



Сегодня ОАО «УАЗ» - крупнейший российский производитель малотоннажных автомобилей повышенной проходимости входит в состав российской автомобильной компании с мировым именем - СОЛЛЕРС, которая представляет полный комплекс услуг в автомобильной сфере - от производства машин до их продажи и сервисного обслуживания. ОАО «СОЛЛЕРС» объединяет производственные площадки в различных регионах страны, на которых выпускаются российские внедорожники УАЗ, корейские - SsangYong, легковые и коммерческие автомобили FIAT, японские грузовики ISUZU, а также бензиновые и дизельные двигатели ЗМЗ.


История Автоспорта


70 лет… Автоспорт…

Ульяновский автокросс – это праздник скорости, силы и мужества. Это событие, которое объединяет людей, влюбленных в технику, жаждущих покорять преграды бездорожья.

Почти сорок лет назад в начале 70-х годов интерес к автомобильному кроссу достиг наивысшего пика, именно тогда-то Ульяновский автомобильный завод при поддержке Федерации автомобильного спорта России и устроил первые соревнования по автокроссу. Гонки состоялись в тот момент, когда на смену устаревшей модели ГАЗ-69 пришел новый перспективный УАЗ-469. Одну из главных ролей в организации соревнований сыграл инженер – испытатель автозавода Гариф Абдулович Халитов - легендарная личность в истории ульяновского автокросса.

Методическую помощь в подготовке соревнований оказал Аркадий Николаевич Дадаев – известный организатор автогонок из Рязани, он же стал первым главным судьёй соревнований.

Благодаря инициативе и организаторской жилке Г.А. Халитова, а также активной поддержке генерального директора автозавода Ивана Дмитриевича Маслова, в ноябре 1972 года на подготовленной трассе у села Арское собрались спортсмены из Москвы, Ленинграда, Горького, Рязани, Эстонии, Латвии, Литвы и многих других городов и регионов бывшего СССР. Первые гонки прошли с большим успехом. Их победителем стал инженер-испытатель УАЗа Анатолий Курочкин.


Дистанция была проложена по сильно пересеченной местности: бесконечные спуски и подъемы, повороты, выбоины и колдобины и так вся трасса. Кроме мастерства, на такой трассе необходима и тщательнейшая подготовка машин. И сейчас спортсмены, выступающие в крупнейших гонках, отмечают, что по сложности Арская трасса превосходит многие, и что наши этапы - отличная школа для выступлений.

К тому времени ульяновские гонщики не были новичками в автомобильном кроссе, их имена часто мелькали в стартовых протоколах чемпионатов страны и многих других крупных соревнований. Более того, к тому времени Владимир Дунаев и Юрий Рукин были призерами Чемпионата страны, а Анатолий Курочкин уже двукратным чемпионом СССР!

Многие годы бессменным комментатором соревнований в Арском был Эдуард Евгеньевич Кривин. Он же принял эстафету по организации Автокросса на Арских холмах после ухода Г.А. Халитова из жизни. Эдуард Евгеньевич был не просто выдающимся организатором гонок, но и много лет являлся наставником заводских спортсменов. И сейчас, несмотря на возраст – ему в 2011 году исполнилось 70 лет - Э.Е. Кривин является одним из самых активных болельщиков соревнований.

Из заводской команды вышли такие знаменитые гонщики мастера спорта, Владимир Худяков, Евгений Ужегов, Александр Мальков, Владимир Хоружа, Александр и Геннадий Ершовы, Биньямин Джепаев.

Владимир Дунаев, мастер спорта, 4-х кратный чемпион СССР,3-кратный серебряный и 2-кратный бронзовый призер по автокроссу, 2-кратный чемпион России по трековым гонкам.

Владимир Харужа - человек-легенда. Именно он в 1974 году, преодолевая каменистые склоны, крутые неровные подъемы, поднялся на вершину Эльбруса (4000 м) на автомобиле «УАЗ-469». Победитель и призер многих гонок Владимир Харужа вписал не одну яркую страницу в историю Ульяновского автоспорта.

Сейчас настоящим учителем и наставником для спортсменов является Александр Ершов. Многие нынешние гонщики с детских лет знают его, наблюдая за соревнованиями в Арском еще со своими родителями. Его отцовские советы помогли многим стать настоящими спортсменами – автогонщиками.


Александр Мальков – мастер спорта, 2-кратный чемпион и 2-кратный серебряный призер Чемпионатов СССР, чемпион России по трековым гонкам 1996 г. С 2008 года тренирует команду заводских спортсменов. Гоночный огонь в его душе не погас и теперь, когда он, будучи тренером команды, с юношеской готовностью готов выйти на старт в любой момент.

Излишне объяснять, что для предприятия, выпускающего автомобили для массового потребителя автокросс – это дело престижа. Именно в этом виде спорта закаливается и проявляется настоящий мужской характер, соответствующий настоящему российскому джипу. Не случайно команда ОАО «УАЗ» занимает лидирующую позицию в соревнованиях по автокроссу.

В разные годы призерами чемпионатов СССР и мастерами спорта становились братья Ершовы, Владимир Харужа, Александр Трошин и Виктор Савельев, Владимир Федоров, Юрий Булагин, Евгений Ужегов, Андрей Ганин.

Но и сегодня команда ОАО «УАЗ» - это не одно звонкое имя, а профессиональный коллектив титулованных спортсменов.

Биньямин Джепаев - заслуженный мастер спорта РФ, мастер спорта СССР чемпион СССР и СНГ, многократный чемпион РФ по автокроссу на автомобилях УАЗ.

Олег Коротков - мастер спорта, обладатель Кубка России по автокроссу 1999 года, Чемпион России 2006 года, неоднократный призер различных соревнований по автокроссу.

Вадим Новиков – мастер спорта РФ по автокроссу, победитель Кубка России по автокроссу 2010 года. Обладатель «Большого приза УАЗ-2010».

Со дня проведения первого Ульяновского автокросса прошло почти 40 лет. Пройден славный путь. Сделано многое, многое изменилось. Кануло в лету первоначальное название кросса «Дружба народов СССР». Теперь соревнования в Арском представляют собой заключительный этап Кубка России по автокроссу. Одновременно с ним проходит гонка на «Большой приз ОАО «УАЗ» - новенький ульяновский внедорожник. Но и сегодня соревнования на Арских холмах живы и популярны благодаря усилиям всего коллектива завода и многолетней преданности зрителей – жителей города и области. Автокросс на автомобилях УАЗ это любимые соревнования жителей Ульяновской области.



Раллийное направление

На смену утилитарному УАЗ-469 пришел новый более мощный автомобиль UAZ Hunter, который по своим внедорожным качествам не уступает многим зарубежным аналогам, участвующим в менее скоростных, но более сложных по дорожным условиям соревнованиях – ралли и трофи-рейдам. Поэтому команда заводских гонщиков впервые освоила новый вид соревнований и в 1998 году впервые приняла участие в соревнованиях по ралли-рейду. Учитывая первоклассную кроссовую школу, дебютантам сразу же удалось войти в число призёров соревнований.

С 2004 года команда ОАО «УАЗ» регулярно принимает участие в ралли-рейдах на автомобилях классического модельного ряда UAZ Hunter. Основным пилотом в ралли стал Биньямин Джепаев. Известному кроссовому гонщику за короткий промежуток времени удалось заявить о себе среди опытнейших спортсменов и стать двукратным победителем Кубка России по ралли-рейдам.

В 2008 году он впервые выступил соревнованиях по ралли на серийном автомобиле перспективного модельного ряда ОАО «УАЗ» UAZ Patriot.

А в 2009 году команда приняла участие в международном ралли-марафоне серии Дакар «Шелковый путь», который проходил по инициативе правительства Туркменистана при активной поддержке президентов России и Казахстана по территории трех стран. Сложнейший маршрут гонки длиной более 3 тыс. км. состоял из дюн и тяжелых песков, а финальная часть по пустыне Кара-кум. Экипаж ОАО «УАЗ», выступавший на UAZ Patriot в классе Т1.1., занял 21 место в зачете «Автомобили», оставив позади 13 достойных соперников. В общем зачете ульяновский внедорожник пришел 34, обойдя 36 других внедорожников и грузовиков.

В 2010 году Биньямин Джепаев на автомобиле UAZ Pickup UAZ Pickup улучшил свой результат в ралли «Шелковый путь -2010», который впервые в истории российского автоспорта проходил исключительно по территории России. Участниками гонки стали представители 25 стран мира среди которых, помимо России и государств ближнего зарубежья спортсмены из Нидерландов, Франции, Чехии, Польши и Израиль. Всего на старт вышли 43 легковых автомобиля и 16 грузовиков.

Автомобиль UAZ Pickup достойно выдержал испытания в экстремальных условиях гонки, в очередной раз, подтвердив знаменитые качества проходимости и выносливости ульяновских внедорожников. В результате, команда ОАО «УАЗ» заняла пятое место в зачете внедорожников. Кроме того, по решению российских и французских специалистов оргкомитета международного автомарафона «Шелковый путь-2010», официальная команда УАЗ признана победителем в номинациях «Лучшая российская команда» и «Лучший экипаж на УАЗе».