girniy.ru 1 2 ... 19 20
Часть третья


История государства и права

Нового времени




ПРЕДИСЛОВИЕ

В отечественной исторической науке хроноло-

гическими рубежами Нового времени обычно считаются XVII

- конец XIX в. Отсчет новой эпохи ведется от 40-х -

50-х гг. XVII в. - времени революции в Англии, которая

была фактически первой буржуазной революцией "европейс-

кого масштаба". Буржуазная революция в Нидерландах,

свершившаяся несколько раньше, носила локальный харак-

тер и не оказала такого значительного влияния на разви-

тие сопредельных стран, как это сделали английская ре-

волюция, а затем французская революция XVIII в. Содер-

жание новой эпохи, так же как и предшествующей ей, было

социально и политически неоднозначным. Новый обществен-

но-политический строй первоначально утвердился лишь в

отдельных странах Западной Европы и в США. В остальных

регионах мира сохранялись феодальные, а в некоторых да-

же первобытно-общинные отношения. Но доминирующая тен-

денция определила последующее развитие всего мира. Фео-

дальные отношения постепенно исчезают в Центральной и

Восточной Европе, а также в некоторых странах Азии и

Латинской Америки. Одновременно колониальная экспансия

капиталистических государств охватывает отсталые стра-

ны, которые стали одним из основных источников жестоко-

го по форме и содержанию первоначального накопления.

Тяжелым было положение трудящихся и в капиталистических

странах. Внеэкономическую феодальную эксплуатацию сме-

нила нередко еще более безжалостная эксплуатация капи-

талистическая. И тем не менее победа буржуазного строя

ознаменовала новый, исключительный по значимости шаг в


движении человечества по пути социального прогресса.

Создавались условия для бурного, невиданного ранее раз-

вития производительных сил, качественно важных сущност-

но и содержательно изменений в государстве и праве. Ут-

вердилось юридическое равенство всех граждан в сфере

частноправовых отношений. Этим кардинальным преобразо-

ваниям предшествовала подлинная революция в идеологии.

Рождались новые философские, политико-юридические, эко-

номические идеи, объективно обосновывавшие неизбежность

становления нового общества, его предполагаемые основы.

включая принципы будущего государства и права. Первона-

чально многие идеи воплощались в религиозных формах,

что было

естественно для теоретических учений, появившихся еще

при феодализме с его доминирующим религиозным мировозз-

рением. Но уже в XVII] в. антифеодальная идеология при-

обретает светский характер. Французским мыслителям -

Вольтеру, Гельвецию, Монтескье, Руссо, развивавшим идеи

нидерландских и английских ученых- Спинозы, Локка,

Мильтона, основывавшимся на опыте государственноправо-

вого развития Нидерландов, Англии, США, где уже сверши-

лись буржуазные революции, а также опыте античных де-

мократий, удалось в предельно концентрированной форме

изложить главные выводы передовой политической мысли

того времени. В области государственно-правовой идеоло-

гии впервые наиболее последовательно обосновывались по-

ложения, и ныне сохраняющие актуальность. Особое место

отводилось правам человека, от природы присущим ему как

"естественные и неотъемлемые". Государство не дарует

их, соответственно ограничивая их или расширяя, - его

назначение их защищать. Только такое государство может


считаться правовым. Обеспечению свободы и безопасности

граждан должно было служить разделение властей - деле-

ние государственной власти на три основные ветви: зако-

нодательную, исполнительную и судебную, организационно

независимые и взаимоуравновешивающие. Обосновывался

принцип несменяемости судей как важнейшая гарантия не-

зависимости суда. Многое из этих учений стало идеологи-

ей идущей к власти буржуазии, переживавшей тогда наибо-

лее героическое время своей истории. В борьбе с феода-

лизмом буржуазия, экономически наиболее сильный, обра-

зованный и идейно-политически организованный класс в

революционном движении, выступала как представитель

всей нации. И таковой она действительно была в началь-

ный период. Но положение менялось по мере продвижения

ее к государственной власти. В странах, где не удалось

полностью отстранить дворянство от власти или, наобо-

рот, где его значительные слои обуржуазились, складыва-

ется правящий союз буржуазии и дворянства, воплощением

которого стала конституционная монархия. Лишь в после-

дующей политической борьбе, часто сопряженной с новыми

революциями, конституционная монархия постепенно преоб-

разуется из дворянскобуржуазной в буржуазную парламент-

скую монархию, а нередко в республику. В странах, где

революция изначально имеет буржуазнодемократический ха-

рактер, чаще сразу устанавливается республиканская фор-

ма правления. Но общим для всех революций XVII-XVIII

вв. было стремление новых правящих классов сосредото-

чить в своих руках всю полноту государственной власти.

При этом ограничивалась заявленная в теории и провозг-

лашенная в декларациях демократия.

Вводились цензовые избирательные системы. Государствен-


ный механизм, обособленный от народа, нередко сохранял

преемственность с феодальным прошлым. Логическим завер-

шением этого процесса являлось установление в некоторых

странах авторитарных режимов, лишь завуалированных

конституционными формами. Там же, где демократия сохра-

нялась, она приобретала элитарный характер. В сфере

экономических отношений государству отводилась роль

"ночного сторожа", призванного их охранять, не вмешива-

ясь в их функционирование. Тем самым снимались и воз-

можные юридические преграды усилению эксплуатации. В

таких условиях социальная борьба приобретает новое ка-

чественное содержание. В наиболее развитых странах Ев-

ропы 30-40-е гг. XIX в. отмечены первыми массовыми выс-

туплениями рабочих как самостоятельной политической си-

лы. Государству наряду с военнополицейским подавлением

все чаще приходится идти на уступки. Во второй половине

XIX в. появилось социальное законодательство, были час-

тично признаны профсоюзы, отменены некоторые избира-

тельные цензы, ограничения свободы печати, собраний,

образования политических партий. Тем самым во многом

сохранялась основная тенденция в развитии государствен-

ности Нового времени, обычно именуемой в юридической

литературе как "либеральная демократия". При всей ее

классовой ограниченности она стала важной ступенью в

истории представительных учреждений, в утверждении прав

и свобод граждан.

ГЛАВА 15 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

1. Английс-

кая буржуазная революция и возникновение буржуазного

государства в Англии Экономические предпосылки буржуаз-

ной революции. Англия раньше других государств Европы

встала на капиталистический путь развития. Здесь осу-


ществился классический вариант утверждения буржуазных

отношений, позволивший Англии уже в конце XV1IXVIII ве-

ков захватить мировое экономическое лидерство. Главную

роль в этом сыграло то, что полем развития английского

капитализма был не только город, но и деревня. Деревня

в других странах являлась оплотом феодализма и традици-

онализма, а в Англии, наоборот, стала базой развития

важнейшей отрасли промышленности XV1I-XVIII веков -

сукноделия.

Капиталистические производственные отношения стали про-

никать в английскую деревню еще в XVI веке. Они проя-

вившись в том, что, во-первых, большая часть дворянства

стала заниматься предпринимательской деятельностью,

создавая овцеводческие фермы и превращаясь в новое

обуржуазившееся дворянство - джентри. Вовторых, стре-

мясь к увеличению доходов феодалы превращали пахотные

земли в доходные пастбища для скота. Они сгоняли с них

держателей - крестьян (огораживали) и создавали тем са-

мым армию пауперов - людей, которым не оставалось ниче-

го иного, как стать вольнонаемными рабочими. Развитие в

Англии капиталистического уклада привело к обострению

классовых противоречий и разделению страны на сторонни-

ков и противников феодально-абсолютистского строя. Про-

тивниками абсолютизма выступали все буржуазные элемен-

ты: новое дворянство (джентри), стремившиеся стать пол-

ными собственниками земли, упразднив рыцарское держание

и ускорив процесс огораживания; собственно буржуазия

(торговцы, финансисты, купцыпромышленники и др.), же-

лавшая ограничить королевскую власть и заставить ее

служить интересам капиталистического развития страны.

Но главную силу оппозиция черпала в недовольстве своим


положением широких слоев населения и, прежде всего, де-

ревенской и городской бедноты. Защитниками же феодаль-

ных устоев оставались значительная часть дворян (старое

дворянство) и высшая аристократия, получавшие свои до-

ходы от взимания старых феодальных рент, а гарантом их

сохранения - королевская власть и англиканская церковь.

Идеологические предпосылки революции и социально-поли-

тические стремления оппозиции. Идеологической предпо-

сылкой первых буржуазных революций в Европе стала Ре-

формация, которая породила новую модель сознания, осно-

ванного на индивидуализме, практицизме и предприимчи-

вости. В середине XVI века Англия, пережив Реформацию,

стала протестантской страной'. Причем протестантизм в

Англии был весьма своеобразным. Англиканская церковь

представляла собой смесь католичества и протестантизма.

От католичества были удержаны 7 таинств, обряды, поря-

док богослужения и все 3 степени священства; от протес-

тантизма взято учение о церковном главенстве государс-

твенной власти, об оправдании верой, о значении Священ-

ного Писания как единственной основы вероучения, богос-

лужении на родном языке, отмена монашества. Главой

церкви был объявлен король, поэтому ' Англиканиская

церковь возникла в период правления Генриха VIII, ут-

вердившего англиканский катехизис ("42 статьи веры" и

особый служебник)

выступления против церкви означали выступления против

королевской власти. Идеологической оппозицией абсолю-

тизму и англиканской церкви стал все тот же протестан-

тизм, но более крайний. Наиболее последовательные сто-

ронники Реформации - английские кальвинисты- пуритане

(по латыни "purus" - чистый) требовали перемен как в


церкви (очищение ее от остатков католицизма), так и в

государстве. В пуританизме выделялось несколько тече-

ний, находившихся в оппозиции к абсолютизму и англи-

канской церкви. В ходе революции они разделились на са-

мостоятельные политические группировки. Умеренное тече-

ние пуритан представляли просвитериане, выражавшие ин-

тересы верхушки нового дворянства и богатого купечест-

ва. Они считали, что церковью должен управлять не ко-

роль, а собрание священников - пресвитеров (как в Шот-

ландии). В государственной сфере они добивались и под-

чинения королевской власти парламенту. Более левым было

течение индепендентов ("независимых"), представлявших

интересы средней буржуазии и нового дворянства. В рели-

гиозной сфере они выступали за независимость каждой ре-

лигиозной общины, а в государственной - желали установ-

ления конституционной монархии и требовали перераспре-

деления избирательных прав с целью увеличения числа

своих избирателей в палате общин. Наиболее радикальной

религиозно-политической группировкой явились левелчеры

(уравнители)', объединявшие в своих рядах ремесленников

и свободных крестьян. Левеллеры выступали за провозгла-

шение республики и введение всеобщего избирательного

права для мужчин. Еще дальше шли диггеры (копате-

ли)",выражавшие интересы городской и деревенской бедно-

ты. Они требовали ликвидации частной собственности и

имущественного неравенства. Политические предпосылки

революции. После смерти Елизаветы I английский престол

перешел ее родственнику - шотландскому королю, короно-

вавшемуся в 1603 году под именем Якова! Стюарта, короля

английского. Оставив за собой и шотландскую корону,

Яков I переехал в Лондон. Лидером левеллеров был Джон


Лильберн. Левеллеры считали, что если перед богом все

равны, то значит и в жизни различия между людьми надо

ликвидировать, установив равенство прав. 2 Свое назва-

ние диггеры получили оттого, что в апреле 1649 года они

начали совместную обработку земли на пустоши холма в 30

милях от Лондона. Их лидер Джеральд Уинстенли говорил:

"Земля создана для того, чтобы все сыны и дочери рода

человеческого свободно пользовались ею", "Земля сотво-

рена для того, чтобы быть общим достоянием всех живущих

на ней".

Первый представитель династии Стюартов был одержим иде-

ей божественного происхождения королевской власти и не-

обходимости полного упразднения власти парламента. Курс

на укрепление абсолютизма был продолжен в период прав-

ления его сына - Карла I. Первые Стюарты без санкции

парламента регулярно вводили новые налоги, что не уст-

раивало большинство населения. В стране продолжали

действовать 2 комиссии: "Звездная палата", которая за-

нималась вопросами государственной безопасности, а фак-

тически преследованиями тех, кто осмеливался высказать-

ся против творившихся беззаконий, и "Высокая комиссия",

выполнявшая функции придворной инквизиции над пуритана-

ми. В 1628 г. парламент предъявил королю "Петицию о

правах", которая содержала ряд требований: - не взимать

налогов без общего согласия данного актом парламента

(ст. 10); - не производить арестов, противных обычаям

королевства (ст.2); - прекратить практику военных пос-

тоев у населения и др. (ст.6). После некоторых колеба-

ний король подписал петицию. Однако ожидаемого примире-

ния не наступило. В 1629 отказ парламента утвердить но-

вые королевские поборы вызвал гнев Карла I и роспуск


парламента. Беспарламентское правление продолжалось до

1640 г., когда в результате неудачной войны с Шотланди-

ей в стране наступил финансовый кризис. В поисках выхо-

да Карл I созвал парламент, получивший название "Корот-

кого". Отказавшись сразу обсуждать вопрос о финансовых

субсидиях, он был распущен, не проработав даже месяца.

Разгон парламента дал решающий толчок для борьбы народ-

ных масс, буржуазии и нового дворянства против абсолю-

тизма. Таким образом, в Англии к середине XVII в. сло-

жились экономические, идеологические и политические

предпосылки буржуазной революции. Социально-экономичес-

кое развитие страны вступило в противоречие с более

косной политической системой. Положение усугубилось тя-

желым финансовым кризисом, вызвавшим в начале 40-х го-

дов XVII в. революционную ситуацию в стране. В ходе

Английской буржуазной революции 1640-1660 годов можно

выделить несколько основных этапов: - 1640-1642 - конс-

титуционный этап, результатом которого стало установле-

ние конституционной монархии при сильной власти парла-

мента; - 1642-1649 - период гражданских войн (1642-1646

- 1 гражданская война между сторонниками короля с одной

стороны и парламентом с другой; 1648-1649 - 2 гражданс-

кая война между индепендент-

ской армией О. Кромвеля и пресвитерианскими силами пар-

ламента). Результатом II этапа стало формально-юриди-

ческое превращение Англии в республику; - 1649-1653 -

индепендентская республика, период борьбы с левой оппо-

зицией левеллеров и диггеров, завершившийся установле-

нием личной власти О. Кромвеля; - 1653-1660 - период

военной диктатуры, приведший к реставрации монархии.

Конституционный этап революции (1640-1642). После раз-


гона Короткого парламента политическая ситуация в Анг-

лии еще более осложнилась. В Лондоне один за одним

вспыхивали народные волнения. Отсутствие денег, недо-

вольство не только в низах, но и среди финансистов, ку-

печества и нового дворянства сделали положение Карла 1

безвыходным. Осознав, что без помощи парламента ему не

удастся вывести страну из кризиса, король в ноябре 1640

созывает новый парламент. За непрерывность работы до

1653 г. он получил название " Долгого".

Практически сразу парламент предложил королю ряд актов,

направленных на ограничение королевской власти и уста-

новление конституционной монархии. 15 февраля 1641 г.

король подписал "трехгодичный акт", в котором регламен-

тировался созыв парламента (1 раз в три года) независи-

мо от воли короля. Актами от 5 июня были уничтожены

важные органы английского абсолютизма - "Звездная пала-

та" и "Высокая комиссия", а также предусмотрено ограни-

чение полномочий Тайного совета короля. 1 декабря 1641

г. парламент принял "Великую ремонстрацию", в которой

подтверждались основные положения "трехгодичного акта",

констатировался факт уничтожения произвола во взимании

налогов со стороны королевской власти; говорилось о не-

обходимости упорядочения работы судов; вводился порядок

назначения чиновников с ведома парламента. Этим актом

было запрещено преследование инакомыслящих. Принятие

данных конституционных актов привело к обострению отно-

шений между парламентом и королем. В январе 1642г.

Карл! уехал на север Англии и, опираясь на земельных

аристократов, приступил к созданию армии для борьбы с

парламентом. Уже в августе 1642 г. он объявил ему вой-

ну. Период гражданских войн (1642-1649). На стороне ко-


роля выступил отсталый, феодальный северо-восток. Коро-

левское войско состояло преимущественно из аристократов

и рыцарства, которых называли кавалерами (кавалер - ры-

царь). Для борьбы с королем парламент собрал армию из

жителей экономически более передового юго-востока, где

были сосредоточены Лондон и другие большие города.

Войско парламента состояло из буржуазии, нового дво-

рянства, ремесленников, большинство которых были убеж-

денными пуританами. Их прозвали "круглоголовыми" - изза

принятой у пуритан стрижки "в кружок". В начале войны

преимущество было на стороне королевской армии. Неудачи

парламента вынудили осуществить реорганизацию армии по

плану О. Кромвеля. Основу реформы составили 2 докумен-

та: "Акт о новой модели" (1645) и "Билль о самоопреде-

лении" (1645). Суть ее сводилась к следующему: - вво-

дился новый порядок комплектования армии - из свободных

крестьян и ремесленников; - изменялся подход к формиро-

ванию командного состава, основу которого составило не

происхождение, а способности; -устанавливалось подчине-

ние армии единому командованию;

- запрещалось занятие командных должностей в армии чле-

нам парламента. Реорганизация парламентской армии поз-

волила ей превратиться в дисциплинированную боеспособ-

ную силу и одержать ряд побед над королем. К марту 1646

г. Первая гражданская война была в основном окончена.

Карл I убежал в Шотландию, но в 1647 г. был выдан пар-

ламенту . К этому времени парламент, где было сосредо-

точено пресвитерианское большинство, все более явствен-

но начинает расходиться с индепендентской армией в воп-

росах политики по отношению к королевской власти и

дальнейшим реформам. Просвитериане считали необходимым


провести церковную реформу, примириться с королем и ос-

тановиться на конституционной монархии. Индепенденты

совместно с левеллерами требовали более радикальных ре-

форм. Противоречия между пресвитерианцами и индепенден-

тами вызвали новую гражданскую войну, начавшуюся весной

1648 г. В ходе войны революционной армии индепендентов

и левеллеров удалось одержать победу над объединенной

армией короля и парламента. 4 декабря король был взят

под стражу. Армия заняла Лондон и окончательно очистила

Долгий парламент от пресвитерианского большинства

(Прайдова чистка, 6 дек. 1648) По требованию народных

масс против короля было возбуждено уголовное дело по

обвинению в государственной измене. По приговору Вер-

ховного суда, учрежденного 6 января 1649 г. для расс-

мотрения данного дела. Карл I Стюарт был присужден к

смертной казни и 30 января 1649 - обезглавлен. Индепен-

дентская республика (1649-1653). После казни короля в

Англии началось оформление республиканской формы прав-

ления. Первым шагом в этом направлении стал специальный

акт от 4 января 1649 провозгласивший палату общин вер-

ховной властью английского государства. Следующим актом

от 17 марта 1649 г. королевская власть отменялась "как

бесполезная, тягостная и опасная для свободы, безопас-

ности и интересов английской нации". 19 марта был при-

нят закон о ликвидации палаты лордов, а в мае 1649 г.

специальным постановлением парламента Англия была про-

возглашена республикой. Место упраздненной монархии за-

няли новые органы. Законодательная власть сосредотачи-

валась в однопалатном парламенте - палате общин. Высшим

органом исполнительной власти стал Государственный со-

вет, избираемый палатой общин на 1 год и подотчетный

ей. После учреждения республики классовая борьба в Анг-

лии не прекратилась. Обеспечив себе большинство в пар-

ламенте и Государ-

ственном совете, индепенденты во главе с О. Кромвелем

были удовлетворены существующим положением и не спешили

реализовывать конституционные проекты левеллеров. В

связи с этим в стране возникает новая оппозиция - дви-

жение левеллеров и диггеров. После подавления выступле-

ний левеллеров и диггеров, а также попытки отвлечь на-

родные массы от жизненно важных проблем войной против

ирландского народа, Кромвель совершает государственный

переворот. Протекторат Кромвеля. В апреле 1653, исполь-

зуя всеобщее недовольство ситуацией в стране, генерал

Кромвель разгоняет так называемые "охвостье" Долгого

парламента. Образованный Малый парламент, состоявший

исключительно из индепендентов, просуществовал недолго.

12 декабря 1653 г. он был распущен, что стало началом

установления военной диктатуры Кромвеля. Новый госу-

дарственный строй был юридически закреплен конституцией

от 16 декабря 1653, разработанной советом офицеров и

получивший название "Орудие управления". Законодатель-

ная власть согласно данной конституции сосредоточива-

лась в руках лорда-протектора и парламента (ст.1).

Должность лорда-протектора была пожизненной, но выбор-

ной. Выборы осуществлялись Государственным советом (ст.

XXXII). Однопалатный парламент избирался на 3 года. При

этом избирательное право было ограничено высоким иму-

щественным цензом (200 ф. стерлингов годового дохода),

превышающим дореволюционный в 100 раз (ст. XVIII). За-

коны принимались парламентом и представлялись лор-


ду-протектору на одобрение. Закон считался вступившим в

силу без одобрения лорда-протектора лишь в том случае,

если он в течении 20 дней с момента поступления проекта

не дал парламенту удовлетворительных объяснений своего

отказа (ст. XXIV). Окончательно принятые законы не мог-

ли быть изменены, приостановлены, выведены из употреб-

ления или отменены без согласия парламента (ст. VI).

Исполнительная власть вверялась лорду-протектору и Го-

сударственному совету. Лорд-протектор наделялся чрезвы-

чайно широкими полномочиями: - назначал всех должност-

ных лиц (ст. III); - издавал указы и распоряжения во

исполнение законов (ст. III); -осуществлял руководство

милицией и вооруженными силами (ст. IV);

- представлял свое государство в международных отноше-

ниях, с согласия большинства членов Государственного

совета имел право вести войну и заключать мир и др.

(ст. V). Государственный совет состоял из пожизненно

назначаемых членов, число которых "не должно превышать

21 и не быть ниже 13" (ст. II). Первоначально имена

членов Совета определялись самой конституцией. В случае

смерти члена Совета парламент избирал 6 кандидатов на

место каждого выбывшего. Из числа этих мест Совет боль-

шинством голосов выбирал двух и представлял лорду-про-

тектору, который затем утверждал в звании члена Совета

одно из них (ст. XXV). Государственный совет играл роль

правительства. Лорд протектор осуществлял все вверенное

ему управление при содействии Совета (ст. III). В слу-

чае смерти главы государства Государственный совет дол-

жен был выбрать нового лорда-протектора (ст. XXXII). 16

декабря 1653 г. О. Кромвель, объявленный пожизненным

лордом-протектором "Англии, Шотландии и Ирландии и вла-


дений им принадлежащих" (ст. XXXIII), принес присягу на

верность конституции. 3 сентября 1654 г. начал работу

парламент, избранный на основе новой конституции. Одна-

ко его попытки несколько ограничить власть лорда-про-

тектора вновь привели к роспуску парламента. Завершени-

ем оформления режима диктатуры стало учреждение системы

управления с помощью генерал-майоров. К осени 1655 г.

Англия и Уэльс были разделены на 12 округов, во главе

каждого был поставлен генерал-майор, наделенный чрезвы-

чайно широкими полномочиями. Таким образом, конституция

1653 г. и последующие события привели в конечном итоге

к установлению режима военной диктатуры.

2. Реставрация Стюартов и образование конституционной

монархии. Реставрация Стюартов.

К концу 50-х годов XVII в. режим

военной диктатуры стал встречать оппозицию как справа,

так и слева. Роялисты мечтали о восстановлении монар-

хии. Республиканцев тоже не устраивала новая форма

правления, мало похожая на республиканскую. Смерть

Кромвеля в 1658 г. ускорила политический кризис. На не-

которое время власть перешла в руки сына Кромвеля - Ри-

чарда, но будучи слабой политической фигурой в условиях

нарастающего кризиса он не сумел ее удержать. В 1659 г.

остаток Долгого парламента объявил себя учредительной

властью. В 1660 г. он восстановил палату лордов и ста-

рую конституционную монархию, провозгласив Карла II

Стюарта английским

королем. Реставрация монархии повлекла за собой восста-

новление прежней избирательной системы, структуры пар-

ламента, некоторых государственных органов. С целью

сохранения собственной безопасности и результатов рево-

люции новое дворянство добилось от Карла II подписания


"Бредской декларации", в которой король обещал ряд по-

литических гарантий: - амнистию участникам революции; -

предоставление свободы вероисповедания (за исключением

католического); - сохранение за новыми собственниками

конфискованных во время революции земель роялистов, ко-

роны и церкви. Утвердившись на престоле Карл II забыл о

данных обещаниях. Участники революции стали преследо-

ваться. Труппы Кромвеля и других участников революции

были выброшены из могил и вздернуты на виселицу. Госу-

дарственной религией была объявлена англиканская цер-

ковь, а пуритане вновь подверглись гонению. Стюарты

предприняли попытку вернуть феодальному дворянину и

церкви земли конфискованные во время революции. Но

встретив открытое сопротивление новых владельцев - бур-

жуазии и джентри, попытка не увенчалась успехом. Это

свидетельствовало о том, что основные социальные сдви-

ги, произведенные революцией не подверглись изменению.

Страна шла по капиталистическому пути развития и монар-

хия должна была приспосабливается к этому. Разногласия

среди правящих классов снова сделали парламент центром

политической борьбы. В 70-х XVII в. в английском парла-

менте постепенно оформились 2 политические партии: тори

и виги'. Тори являлись сторонниками усиления королевс-

кой власти и англиканской церкви. Социальную базу пар-

тии составила землевладельческая аристократия - старое

феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дво-

рянство и буржуазию, выступали за сохранение конститу-

ционной монархии при сильной власти парламента. В пери-

од правления Карла II тори занимали доминирующую роль в

английском парламенте. Виги, находясь в оппозиции и бу-

дучи преследуемыми, боролись за признание прав личнос-

ти. В 1679 г., используя свое кратковременное большинс-

тво в палате общин, им удается провести знаменитый Ha-

beas corpus act (Акт о лучшем обеспечении свободы под-

данного и о предупреждении заточении за морями). Основ-

ное его значение заключалось в гарантиях, которые он

давал против неправосудных арестов. Суть закона своди-

лась к следующему: ' "Тори" и "Виги" первоначально

бранные клички (whig - на шотландском - простокваша;

tory - уличный вор в Ирландии).


1) Всякое арестованное лицо имело право лично или через

своих представителей обратиться в один из высших судов

Англии (верховный суд канцлера, суд казначейства, суд

королевской скамьи и др.) с требованием выдачи предпи-

сания - Habeas corpus. Отказ в выдаче приказа влек за

собой штраф в размере 500 ф.с. в пользу потерпевшего

(ст. ПI,Х). 2) По получению приказа Habeas corpus долж-

ностное лицо (шериф, тюремщик или надзиратель), в веде-

нии которого находился арестованный, было обязано в

трехдневный срок доставить его к судьям выдавшим пред-

писание (ст. II). В противном случае должностное лицо

каралось на 1 раз крупным штрафом (100 ф.с.), на второй

отстранением от должности, штрафом 200 ф.с.. 3) В тече-

нии двух последующих дней суд, к которому доставлялся

заключенный проверял основание ареста и выносил решение

о целесообразности задержание до суда, который рассмат-

ривал дело по существу. Судья мог освободить арестован-

ного под поручительство и денежный залог до вынесения

приговора (ст. III). 4) Лицо, освобожденное по приказу

Habeas corpus, нельзя было вновь арестовывать до суда

за то же преступление (ст. VI). Действие чкта не расп-


ространялось на лиц, арестованных "за государственную

измену или тяжкое уголовное преступление" (ст.Ш). Кроме

этого парламент сохранил за собой право приостанавли-

вать действие данного закона. В целом, несмотря на ог-

раничения, "Habaes corpus act" давал ряд юридических

гарантий неприкосновенности личности. "Славная револю-

ция" и ее последствия. После смерти Карла II в 1685 г.

английский престол занял его брат Яков II (1685-1688).

Стремление Якова II восстановить абсолютизм и вернуть

Англию в лоно католицизма вызвали недовольство не толь-

ко вигов, но и тори. Обе политические группировки объ-

единились и в 1688г. совершили государственный перево-

рот. На престол "для защиты протестантизма и свободы"

был возведен Вильгельм Оранский (муж дочери Якова II -

Марии). Этот переворот получил в истории название

"Славной революции" ввиду его относительно мирного и

бескровного характера. После переворота парламент при-

нял ряд законодательных актов, оформивших в Англии

конституционную монархию. Первым конституционным зако-

ном Англии рассматриваемого периода явился "Билль о

правах" 1689 г., который существенно огра-

ничивал королевскую власть в пользу парламента. Его ос-

новные положения состояли в следующем: 1) Провозглашал-

ся принцип верховенства парламента. Королю без согласия

парламента запрещалось приостанавливать действие зако-

нов и делать изъятия из них (ст. 1-2). 2) Вводился зап-

рет на взимание сборов в пользу короны без согласия

парламента (ст.З). 3) Запрещался набор и содержание ар-

мии в мирное время без разрешения парламента (ст.6). 4)

Выборы членов парламента объявлялись свободными (ст.8),

а созыв парламента достаточно частым (ст. 13). 5) Про-


возглашалась свобода слова и прений в парламенте, прес-

ледование за выступления запрещалось (ст.9). Другим

важным конституционным законом стал "Акт об устроении"

1701 г., положивший начало установлению новых принципов

буржуазного государственного права. Прежде всего это:

1) Принцип контрассигнатуры, согласно которому недейс-

твительным считался акт, изданный королем, если он не

был скреплен подписью соответствующего министра (члена

Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала по-

литическая роль министров, которые могли быть привлече-

ны парламентом к ответственности, это положило начало

формировавшего принципа "ответственного правительства".

2) Принцип несменяемости судей. Устанавливалось, что

судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор "пока

они будут вести себя хорошо"'. Отстранение их от долж-

ности могло происходить только по представлению обеих

палат парламента (ст. II). Кроме того, "Акт об устрое-

нии" определял порядок престолонаследия, по которому

английский престол могло занять лицо только англиканс-

кого вероисповедания. Таким образом, в Англии в резуль-

тате революции 1640-1660 и дворцового переворота 1688

г., был окончательно похоронен абсолютизм и твердо ус-

тановилась конституционная монархия. "Билль о правах" и

"Акт об устроении" положили начало формированию ряда

важных институтов буржуазного конституционного права: -

принципу верховенства парламента в законодательной сфе-

ре; - принципу "ответственности правительства"; - прин-

ципу "несменяемости судей". ' Эта формула означала от-

мену старой формулы, согласно которой судьи исполняли

обязанности "пока будет угодно королю".

Изменение в политической сфере дали толчок развитию ка-


питализма, обеспечив свободу действий класса буржуазии

и проложив дорогу промышленному перевороту XV1I1 в.

3. Эволюция английского государственного строя в XVIII

веке

Основной линией развития государственного строя

Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление

конституционной, ограниченной парламентом, монархии. В

Англии не было единого законодательного акта, который

бы определял основы государственного строя и закреплял

принципы взаимоотношений между различными ветвями влас-

ти. То, что могло быть названо английской конституцией

представляло собой совокупность законов ("Magna Charta

Libertatum", "Habeas corpus act", "Билль о правах",

"Трехгодичный акт", "Акт об устроении"), составивших

писанную часть конституции, и устных (неписаных) согла-

шенийконституционных обычаев. Установление системы не-

писаных соглашений определило конституционное развитие

Англии 18 века, главными особенностями которого стали:

- возрастание роли парламента; - дальнейшее ослабление

власти короля; -становление ответственного перед парла-

ментом кабинета министров. Рассмотрим место парламента,

короля и кабинета министров в системе органов государс-

твенной власти Англии XVIII века. Парламент состоял,

как и прежде, из двух палат: верхней - палаты лордов и

нижней - палаты общин. Социальный состав обеих был

практически одинаковым: земельная и финансовая аристок-

ратия. Места занимались по наследству(потомки баронов -

непосредственных вассалов короля); либо по должности

(духовные лица англиканской церкви); либо по назначению

короля. Палата общин формировалась в результате выбо-

ров, но пассивное избирательное право было ограничено


высоким имущественным цензом. По закону 1710 года пра-

вом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица,

имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300

ф.с. в городах и 600 ф.с. в сельской местности Кроме

этого социальный состав нижней палаты консервировался

средневековой избирательной системой, сохранявшейся до

1832 года. В соответствии с ней количество депутатов от

города или графства определялось не числом избирателей,

а старинными королевскими грамотами. За 150 лет сущест-

вования этой системы экономическая и

политическая география Англии значительно изменилась:

одни города и районы развились и выросли, а другие

пришли в упадок. Однако ни один город за эти годы вновь

не приобрел право избирать своих представителей в пар-

ламент, тогда как почти исчезнувшие, мало населенные

пункты, сохранили за собой эту привилегию. Именно они

"выбирали" основную массу депутатов нижней палаты (467

из 658). Некоторые из них - ".карманные местечки", при-

надлежали крупным дворянам, которые определяли ход вы-

боров. В других - "гнилых местечках", право голоса при-

надлежало только корпорациям или владельцам недвижи-

мостью. Таким образом, высокий имущественный ценз и

средневековая избирательная система выравнивали соци-

альный состав нижней и верхней палат парламента. Полно-

мочия парламента определялись в основном писанной



следующая страница >>