girniy.ru 1 2 ... 13 14

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Понятие «критическое мышление» и его характеристики.

Надо сказать, что по поводу определения понятия «критичес­кое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конф­ликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мыш­ление», «творческое мышление» и т. д. Хотя термин «кри­тическое мышление» известен очень давно из работ таких из­вестных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Вы­готский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление^. Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлек­сивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пыта­ются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от соб­ственных предубеждении, .критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем1.

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей
работе «Психология критического мышления» следующим
образом: это — направленное мышление, оно отличается взве­
шенностью, логичностью и целенаправленностью, его отлича­
ет использование таких когнитивных навыков и стратегий,
которые увеличивают вероятность получения желательного
результата2. ; /

При всем разнообразии определений критического мыш-

'См.: Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. — NAAEE, 1994.


2См.: Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).

7

ления можно увидеть в них близкий смысл, который отража­ет оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это откры­тое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. "В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуциро­вание новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую гра­ницу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и кри­тическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, вза-имообусловленно.

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14—16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим кри­тическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн"выделяет1:


  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают
    хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последователь­
    ность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверен­
    ности.

  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи
    других, он никогда не сможет стать генератором собственных
    идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением
    суждения, пока ученик не обладает разнообразной информа­
    цией.

  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей,
    мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настой­

    чивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется го­

    раздо лучших результатов в обучении.


  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыс­
    лящий человек не будет оправдывать свои неправильные ре­
    шения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для
    продолжения обучения.

  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее
    умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятель­
    ности, отслеживать ход рассуждений.

  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы приня­
    тые решения воспринимались другими людьми, иначе они так
    и останутся на уровне высказываний.

'См.: ХалпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — (Сер. «Мастера психологии»).— С. 56.

8

Есть мнение. Дж. Барелл выделяет следующие характеристики, прису­щие критически мыслящему человеку. Критические мыслители:

  • решают проблемы;

  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;

  • контролируют себя, свою импульсивность;

  • открыты для других идей;

  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

  • слушают собеседника;

  • эмпатичны;

  • терпимы к неопределенности;

  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;

  • устанавливают множественные связи между явлениями;

  • терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

  • рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы;

  • часто задают вопрос: «Что, если...?»;

  • умеют строить логические выводы;

  • размышляют о своих чувствах, мыслях — оценивают их;

  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные
    цели;

  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
  • активно воспринимают информацию.


Гуманистическая психология и критическое мышление.

Гуманистический подход в противоположность авторитариз­му предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учит­ся осмысленно, его любознательность поощряется. Если в тра-диционном обществе еще можно было строить обучение пу­тем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учить­ся самостоятельно. Основным приоритетом развития образо-вания сегодня становится его личностно ориентированная на­правленность. «Реализация личностно ориентированного обу­чения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, котороеТпозволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)»1. П. Е. Решетни­ков в качестве важнейших личностных функций выделяет:

  • функцию изобретательности (способность^ выбору);

  • функцию рефлексии (способность оценивать свои дей/
    ствия); ;

  • функцию бытийности (поиск смысла жизни и творче­
    ства);

1 Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. — М., 2000. — С. 46.

9

' — формирующую функцию (формирование образа «Я»);

— функцию ответственности (в соответствии с формули­
ровкой «Я отвечаю за все»);

— функцию автономности личности.
Задачаучителя заключается не только в необходимости

формирования^ у школьников знаний и умений, но и в__оОеспе-чении возможностей для становления и развития вышепере­численных функции личности. В этом контексте учебный про-цесс приобретает смысл, отличный от традиционно признан­ного. Можно привести высказывание известного американ­ского психолога К. Роджерса, который на одной из своих лек­ций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку зданием становится только та_ часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен по­мочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. ^Технология развития критического мышления — один из спо­собов^ превратить учение в личностно ориентированное. Но и этого недостаточно.


Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы?

Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: откры­тость своим мыслям и переживаниям, способность их адек­ватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педаго­гический оптимизм; эмпатическое понимание, т. е. видение педагогом внутреннего мира ученика (глазами ученика).

В гуманистически ориентированном обучении педагог ста­вит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет^ а в позицию полноправного субъекта учения, создавая "тем, самым условия для его творческой самореализации. Это зна­чит, что педагог организует учебную деятельность не тради­ционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важ­ным становится самостоятельный поиск ученика, а это зави-сит от того, насколько ученик овладевает методологией реше­ния изучаемых проблем.

Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Как это сделать? Ведь мышление — процесс, сокрытый от глаз. «Обу­чение мышлению следует понимать как хождение в подмас­терьях у мастера познания»1. Технология РКМЧП предпола­гает равные партнерские отношения как в плане общения, так_

1 Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ // Посо­бие. — М., 1998. — С. 16—17.

10

ив плане конструирования знания, рождающегося в процес-'се^обучения. Работая в режиме Уёхнологии критического "мышления, учитель перестает быть главным источником ин­формации, и, используя приемы технологии, превращает обу-"чение — продвижение от незнания к знанию — в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.


Современная жизнь устанавливает свои приоритеты :_не_ простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность ^пользоваться приобретенным; не объем информации, а уме-