https://electroinfo.net

girniy.ru 1
МОУ «Сегизбайская ООШ»



Тема презентации:

«Быт и обряды казахского народа».


Выполнили: Тибогарова Алмагуль, обучающаяся 9 класса и

Оразбаева Сабина,

обучающаяся 7 класса.

Руководители : Айтуганова Рауза Бапиевна

2011 год


Народов много кочевых

осело в нашем крае

Почти все помнят

родовые традиции, сказанья.

А мы поведать вам хотим

о дружной и родной

Народности Казахской,

самой коренной.

Основополагающий вопрос:

* Прошлое и настоящее: связь поколений .

Проблемные вопросы:

* Передаются ли народные обычаи?

* Предметы быта казахского народа в

настоящее время.

Учебные вопросы:

* Какие вы знаете обычаи?

* Какие предметы казахского быта

сохранились в настоящее время?

Цели:

Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.

Повысить культуру межэтнического общения

Задачи:

* Изучить историю, быт и обычаи казахского народа.

* Организовать работу с источниками информации по поиску и отбору материала.

* Показать совместную работу родителей и детей.

Гипотеза:

Наряду с языком важным средством сохранения наций являются

сохранение материального прошлого(предметы быта) и прошлого духовного(обычаи народа).

В казахской культуре – как в зеркале отражение души:

Оружие, посуда – чудо как хороши!

Доброта и сердечность,

Трудолюбие, мастерство,

Гостеприимство казахов

Всем известно давно.

В конце XIX века казахи из рода кипчаков из степей (ныне Кокчетавская область)

переселились по берегу Иртыша и образовали здесь аулы, ведя поначалу полукочевой-полуоседлый образ жизни. Занимались скотоводством.


Вплоть до последней четверти XIX века для казахов Западной Сибири основную роль играла полукочевое скотоводческое хозяйство. Наряду с нетипичным в целом земледелием оно до революции не могло обеспечить безбедное существование всем казахам, поэтому часть их стала заниматься охотничье-промысловой деятельностью.

Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике.

Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой

древности.

Из домашних ремёсел у омских казахов были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, тесьмы и других изделий.

Из многих распространенных украшений бытуют в настоящее время серьги (сырга), кольца (жузук), браслеты (блезык), из серебра и различных светлых металлов с нанесением узоров из национального орнамента. Казахи часто расшивают женские безрукавки монетами, используют вместо пуговиц – капсырма.

Предметы быта кочевников-скотоводов – седло, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом. Обычно изображались луна, звёзды, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог. Национальные черты сохраняются и в интерьере. Это наличие сундуков, ковров, дорожек, низких круглых столиков для чая.

В домашнем производстве сохраняют своё значение обработка шерсти, производство войлока, изготовление ковров, в некоторых хозяйствах домашнее ткачество, пошив одежды и головных уборов, вязание из козьего пуха шалей, носков и т.д.

Национальные вкусы проявляются, например, в выборе тканей. Казахи предпочитают шить из вельвета, плюша, бархата, атласа, шёлка. Почти всюду распространены самодельные изделия из шерсти овец и коз.

Национальное казахское жилище

Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое

архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен


главным занятием - скотоводством. Летом они кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступление холодов поселялись в зимовьях, жилищем казахов летом была юрта, зимой – особенно небольших размеров «мазанка» с плоской крышей.

Национальная кухня

Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне.

Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с

развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты.

Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из молока: айран, кумыс,

шубат.

Ет – мясо во всех торжественных случаях заправляется тонко раскатанным пресным тестом, котрое называется жайманан или салманан. На блюдо накладывают жайманан, поверх которого кладут целые куски мяса с костью. Хозяин дома или кто-либо из гостей режет мясо, распределяя кости по иерархической системе. Остальное мясо нарезается в общее блюдо, которое затем поливается соусом – туздык из густо подсоленного бульона, приправленного луком.

Особое место занимают блюда, приготовленные из муки. Из теста пекут разные лепёшки: жука нан, таба нан, шелпек. Большой популярностью пользуются баурсаки – пышки из кислого теста. Также часто пекут оладьи – куймак, пирожки – бирег.

Сохраняются и многие традиционные нормы – уважение к старшим, коллективизм, взаимопомощь. Большое значение имеют и положительные традиции воспитания, трудолюбия у детей. И еще одно впечатляющее явление – это уважение к дому будь то отдельное жилище или комнатав многоквартирном доме. Раньше юрта или шошала рассматривалась как символ кровного родства потомков, обиталища духов предков. В наши дни такого представления нет, но уважительное отношение к дому, семейным традициям сохраняется.

В семейном укладе казахов до сих пор сохранились комплекс обрядов, связанных с рождением ребёнка. Одним из таких обрядов является бесик-той.


БЕСИК-ТОЙ

Обряд укладывания младенца в колыбель — бесик - той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя — духи

могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» — она отпугивает злые силы.

Когда в семье замечают, что ребёнок пытается ходить мать собирает близких подруг, соседок для проведения обряда «Тусау кесу» обрезание пут. Ножки ребёнка связывают восьмёркой путами из белой и черной пряжи. Выбранная матерью женщина берёт ребёнка за руки, обходит с ним гостей по кругу и срезает путы.

В целом детский комплекс семейных обрядов адаптировался к современным условиям жизни.

Свадебная церемония богата традиционными обрядами . Одним из таких обрядов является Беташар.

Беташар

В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название

"беташар"(открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух

частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха,

вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог

своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в

супружеской жизни. Помимо калыма со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери – сут акы (за молоко матери) отцу-той мал (свадебные расходы), братьям невесты – тарту (пояса, сёдла и т.п.), близким родственникам невесты каде. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый « каргы бау» - залог верности сговора, «кит» подарки сватающим.

Национальные формы культуры это огромное богатство народов нашей России, помогающее нам ощущать свои корни и красоту жизни человеческого общества избавляться от стандартизированного существования. Ко всему национальному в культуре всем нам нужно относиться особенно бережно иначе многое мы можем потерять, Нужно знать и уважвть культуру народов, фиксировать и изучать её.


В нашей области разных народов не счесть.

И не надо пророком,

быть все это знают:

Мы дружно жить почитаем за честь-

Уважение к культуре любой

в этом нам помогает!

Вывод:

Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями

издавна заложены в нас. Наши обычаи не утрачиваются, а передаются из поколения в

поколение во взаимосвязи с другими народами.

Источники:

А. Б. Керейбаев. Газета «Лик степи». Статья «Учитель учителей» от 2 октября 1998 года.

Казахстан.

С. Калиев «Традиции и обычаи казахского народа». 1994 год. Алма-Ата изд-во «Рауан»

Земля сибирская, дальневосточная. Журнал 7/8 1992 год.

Ш.К. Ахметова Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск 2002 год.

Фотографии.