girniy.ru   1 2 3

Современное состояние системы санитарной очистки и уборки


  В настоящее время достаточно четкая система очистки поселения от отходов производства и потребления не осуществляется, в результате чего образуются не санкционированные свалки. Санкционированные места размещения отходов отсутствуют. Селективный сбор отходов не ведется.

 

Сбор, удаление и размещение отходов.

Санитарная очистка территории. Отходы производства и потребления

  Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и проезды, объекты культурно-бытового назначения, места общественного пользования, места отдыха. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, ветеринарные объекты и пляжи

Сбор твердых бытовых отходов, образующихся от уборки жилых помещений и административных зданий и объектов социальной сферы (клуб, школа, детский сад, ФАП, магазины) должны производиться в типовые контейнеры, размещенные на оборудованных контейнерных площадках. Контейнерные площадки, предназначенные для сбора и хранения твердых бытовых отходов, должны размещаться в установленном порядке. Исполнение и контроль возложен на специалиста по благоустройству администрации поселения, должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями администрации поселения. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники – дезинфицировать (после каждого опорожнения) Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки и другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.


Выделяются следующие этапы обращения с отходами:

        образование (жилые и административные здания, школа, магазины, клуб, и т.д.);

        сбор (транспортировка отходов к местам накопления отходов – контейнерным площадкам);

        использование (фактически, в сельском поселении производится использование многих видов образующихся отходов, для собственных нужд, например, пищевые отходы для корма домашних животных; ботва, сухие листья и ветки для компостирования, отходы бумаги и древесины для растопки печей и т.д.);

        обезвреживание (производится обеззараживание медицинских отходов, образующихся в ФАПе);

        транспортировка

        размещение (включает в себя понятие «хранение» и «захоронение», на территории сельского поселения планируется осуществлять только хранение отходов от момента их сбора до момента вывоза).

На каждом этапе специалист Администрации МО «Зюзинский сельсовет» должен проводить контроль за безопасным обращением с отходами, так как, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях поселений осуществляют органы местного самоуправления. Первый шаг в осуществлении намеченных планов – организация селективного сбора отходов населением. При селективном сборе ТБО важным является отдельный сбор отслуживших бытовых предметов (отходы потребления). Таким образом, при селективном сборе отходов и дополнительной сортировки на полигоне можно выделить самые крупные по объему фракции: бумагу, пищевые отходы, полимерные отходы, металлолом. Они составляют до 60-70 % от общего количества отходов. Из этого следует, что теоретически можно довести количество захораниваемых отходов до 35-40 %.В сельской местности пищевые отходы используются в качестве корма домашних животных.

Так же необходимыми мерами по улучшению санитарного состояния МО «Зюзинский сельсовет» будут являться:

- разработка, утверждение и реализация генеральной схемы санитарной очистки сельских населённых пунктов;


- ликвидация несанкционированных свалок;

- организация и максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема, вывозимых на полигон ТБО;

Раздельный сбор ТБО организуется в местах их образования, т.е. населением, что потребует

проведения предварительной разъяснительной работы, специальной организации контейнерных

площадок, организации площадок для складирования и накопления утилизируемых отходов (на

территории полигона) и т.д.

Сбор твердых бытовых отходов, образующихся от уборки жилых помещений и административных зданий и объектов социальной сферы (школа, ФАП, клубные учреждения, магазины и т.д.) должны производиться в типовые контейнеры, размещенные на оборудованных контейнерных площадках.

Твердые бытовые отходы

Отходы разделяют на отходы производства и отходы потребления. Отходы, образующиеся в сельском поселении, можно отнести к отходам потребления, так как, это отходы, которые образовались в результате уборки жилых и административных помещений, в результате их ремонта (твердые бытовые отходы, далее - ТБО). К отходам потребления также можно отнести продукцию, которая утратила свои потребительские свойства – это предметы обихода, различны виды упаковочной тары (отходы полиэтилена, ПЭТ бутылки, металлическая или пластиковая тара из-под различных видов продукции и т.д.). Норма накопления ТБО постоянно меняется, отражая состояние снабжения товарами и в значительной мере, зависит от местных условий.

На общее накопление ТБО влияют разнообразные факторы, основными из них являются:

        степень благоустройства зданий;

        вид топлива при местном отоплении;

        наличие промышленных предприятий, предприятий общественного питания и торговли;

        климатические условия.

При определении количества ТБО следует учитывать возможность образования их во всех источниках. Нормы накопления отходов принято подразделять на дифференцированные (индивидуальные) по месту их образования. Общие нормы накопления принимаются из расчета количества спецмашин, оборудования и инвентаря для сбора и удаления отходов. Установление норм накопления ТБО должно производиться согласно «Рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов», разработанных Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова (далее – Рекомендации).


К основным положениям Рекомендаций можно отнести:

        работа по определению или уточнению норм накопления ТБО проводится специальной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления (нормы накопления ТБО могут изменяться в зависимости от числа жителей населенного пункта и его специфики, основными показателями при определении норм накопления ТБО являются масса, объем, средняя плотность и коэффициент суточной неравномерности накопления;

        нормы накопления определяются для жилых зданий и для объектов общественного назначения;

        нормы накопления определяются: по жилым зданиям – на одного человека; по объектам культурно – бытового назначения (клуб, школа, детский сад) – на 1 место; по объектам торговли – на 1 кв. м. торговой площади; на ФАП –на одно посещение;

        при определении накопления отходов целесообразно использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75 куб.м.;

        нормы накопления определяются по сезонам года, замеры производятся в течение 7 дней без перерывов, независимо от периодичности вывоза отходов;

        работу по уточнению норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Рост обеспеченности бумагой и другими упаковочными материалами приводит к увеличению объема ТБО и снижению плотности отходов. Следует отметить, что сокращение плотности отходов в сельской местности происходить не будет из-за использования части образующихся упаковочных материалов для личного пользования.

Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного сезона, периода подметания дворов, озеленения, а также потреблением населения овощей и фруктов.

Среднегодовые нормы накопления и образования твердых бытовых отходов, приведенные в Таблице 3, приняты согласно следующим документам:

        СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений»;


Серьезная ситуация в поселении складывается со сбором, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.. На перспективу планируется строительство мусороперегрузочной станции на базе стационарного пресса ЕТС-45 со сьемными контейнерами на территории МО «Седлистинский сельсовет»Эксплуатируемая в настоящее время не санкционированная свалка будет рекультивирована.

Таблица 4

Таблица 5

п/п

 

Источник образования отходов

Среднегодовая норма образования и накопления

Предлагаемые нормы образования и накопления

кг

куб.м.

кг

куб.м.

1

Общая норма накопления ТБО по не благоустроенным жилым домам

100-200

0,2 на 1 жителя

100

0,2

2

Учреждение (почтовое отделение, административно-финансовые учреждения, библиотека)

40-70

0,2-0,3

40

0,2

3

Школа

24 на 1 учащегося

0,12 на 1 учащегося

24 на 1 учащегося


0,12 на 1 учащегося

4

Продовольственный магазин

120 на 1 кв. м. площади

0,46 на 1 кв. м. площади

 

 

56*

 

 

0,20*

5

Промтоварный магазин

30 на 1 кв. м. площади

0,15 на 1 кв. м. площади

6

Клубные учреждения

30 на 1 место

0,2 на 1 место

15** на 1 место

0,1** на 1 место

7

Участковая больница (ФАП)

120 на 1 посещение

0,7 на 1 посещение

60*** на 1 посещение

0,20*** на 1 посещение

 

*в сельском поселении, как правило, в одной торговой точке производится реализация продукции продовольственной и промтоварной группы товаров, с выделением картонной и полиэтиленовой упаковки, в связи с чем возможно сокращение образования отходов от реализации продовольственной и не продовольственной группы товаров на 25%, что составит 56 кг на 1 кв. м. торговой площади, а плотность отходов можно принять усредненной - 0,2 куб. м. на 1 кв. м. торговой площади;

**клубные учреждения в сельском поселении, как правило, посещаются в выходные и праздничные дни, в связи с чем, норму образования отходов и целесообразно сократить на 50% (15 кг на 1 место), плотность отходов также предлагается уменьшить до 50%, (0,1 куб.м. на 1 место) т.к., в результате посещения клубных учреждений образуются в основном упаковочные материалы (отходы от распаковки чипсов, сухариков, шоколада, мороженого, сигарет и т.п.);


*** в ФАПе – инъекции объем оказываемых услуг в сельском поселении значительно отличается от медицинских услуг, оказываемых в районных центрах и городах, в связи с чем, предлагается уменьшить норматив образования отходов на 50% (60 кг. на 1 посещение), а плотность отходов, равной плотности отходов, образующихся в учреждениях (0,2 куб. м. на 1 посещение).

Для того чтобы рекомендуемые нормы накопления приобрели законность, их требуется утвердить органами местного самоуправления, этому должны предшествовать соответствующие замеры, учет, контроль за количественным и качественным составом образующихся отходов, т.е., утвержденные нормативы должны быть обоснованными.

Жидкие отходы с территории МО «Зюзинский сельсовет» будут вывозиться по заявкам

ассенизационной машины. Для приема жидких отходов следует устроить сливной колодец.

Рекомендации по организации централизованной планово-регулярной схемы сбора, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов

Согласно планово-регулярной системе отходы следует удалять ежедневно независимо от дня недели, в том числе в выходные и праздничные дни. Своевременность удаления твердых бытовых, отходов достигается детальной разработкой маршрутов движения спецавтотранспорта, предусматривающих последовательный порядок передвижения транспортной единицы от объекта к объекту в пределах одной ездки (т.е. до полного заполнения машины). Маршруты движения спецавтотранспорта составляют в форме маршрутных карт и графиков. Графики работы спецавтотранспорта, утверждаемые руководителем специализированного предприятия, выдают водителям, а также направляют в жилищно-эксплуатационные организации и в санитарно-эпидемиологическую станцию. Маршрутные графики пересматриваются при изменениях количества накапливающихся отходов, при вводе в строй или выбытии объектов обслуживания, изменении условии движения на участке и т.п.

сводить до минимума повторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же улицам;


объединять объекты, расположенные на улицах с особо интенсивным движением, в маршруты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, объединять все объекты по системам сбора твердых бытовых отходов;

по возможности прокладывать маршрут от центра в направлении к месту обезвреживания;

при применении кузовных мусоровозов продолжать маршрут до полного заполнения кузова.

При наличии нескольких мест обезвреживания обеспечить правильное закрепление маршрутов за соответствующими местами обезвреживания, предусматривая минимальные пробеги:

Порядок сбора и удаления бытовых отходов определяется местными условиями, основными из которых являются:

плотность застройки;

наличие и тип применяемых спецмашин и сборников отходов;

принятый способ обезвреживания и утилизации отходов.

Основными системами сбора и удаления твердых бытовых отходов являются:

система сменяемых сборников отходов (с применением контейнерного мусоровоза);

система несменяемых сборников отходов (с применением кузовного мусоровоза).

При системе сменяемых сборников отходов (контейнерная система) заполненные контейнеры (вместимостью 0,75 м3) следует погружать на мусоровоз, а взамен оставлять порожние чистые контейнеры.

При системе несменяемых сборников твердые бытовые отходы из контейнеров необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на месте.

Ниже приводится перечень операций и средств механизации, применяемых при удалении бытовых отходов.


Операции

Машины

Удаление твердых бытовых отходов........................

Контейнерный мусоровоз

Кузовной мусоровоз с механизированной загрузкой отходов


Кузовной мусоровоз с ручной загрузкой отходов


Удаление жидких бытовых отходов..........................

Ассенизационная машина

Ассенизационный прицеп

Совместный сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов..........................................................

Вакуумная машина

Потребность в контейнерах определяют с учетом численности проживающих, нормы накопления отходов и установленной периодичности их удаления. Для предварительного определения числа подлежащих расстановке контейнеров вместимостью 0,75 м3.

Соответствие вместимости контейнеров количеству накапливающихся отходов уточняют в ходе эксплуатации. Для учета удаляемых отходов и контроля за техническим состоянием контейнеров на них должны быть порядковые номера и номер маршрута. Указанная нумерация позволяет следить за техническим состоянием контейнера и закрепить его за строго определенным маршрутом. Нумерация контейнеров дает возможность мастерам осуществлять контроль за своевременным удалением твердых бытовых отходов.

Соответствие суммарной вместимости контейнеров количеству накапливающихся бытовых отходов определяют периодическим обследованием обслуживаемых участков, при этом ведут ведомости, где указывают адреса мест установки контейнеров, их номера и степень заполнения. На основании результатов этих наблюдений при необходимости изменяется расстановка контейнеров. Для повышения производительности работы машин целесообразно все контейнеры устанавливать на одной площадке; ее планировка, размеры и оформление должны обеспечивать свободный проезд контейнерного мусоровоза и отвечать условиям производства погрузочно-разгрузочных работ. Площадки под контейнеры устраивают в соответствии с «Альбомом площадок под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов», разработанным УНИИ АКХ .В малоэтажной застройке необходимо устанавливать контейнер вместимостью 0,75 м3 на группу жилых домов при условии, если расстояние подноса отходов не будет превышать 100 м. При контейнерной системе контейнеры моют на местах обезвреживания твердых бытовых отходов. Несменяемые контейнеры устанавливают на специальных площадках на территории домовладений или других обслуживаемых объектов.


Вывозимые из населенных мест бытовые отходы представляют значительную санитарную опасность и при неорганизованном складировании их загрязняют почву, воздух, подземные и поверхностные воды, способствуют размножению мух, создают неблагоприятную обстановку . Поэтому бытовые отходы подвергают, возможно более быстрому, правильно организованному с технической и санитарной стороны вывозу.

При нецелесообразности применения утилизационных методов обезвреживания отходов в связи с их составом, климатическими и другими местными условиями применяют ликвидационные методы (складирование на полигонах твердых бытовых отходов). Устройство и эксплуатация полигонов регламентируется «Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов» .

При планово-регулярной схеме сбора и вывоза бытовых отходов режим работы спецмашин должен быть установлен из условий ежедневной эксплуатации. Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин.

В целях реализации предложенной схемы в условиях муниципального образования рекомендуется:

1. Предприятиям, организациям, независимо от организационно-правовой формы собственности для расчета затрат на услуги по сбору и вывозу отходов необходимо применять норму накопления твердых бытовых отходов

2. При проектировании объектов нового строительства в обязательном порядке предусматривать строительство контейнерных площадок, которые в период строительства и последующей эксплуатации будут использоваться для временного хранения отходов.

3. Разрешить функции вывоза и захоронения отходов.

4. Обеспечить благоприятные условия для создания и работы предприятий экологической направленности.

5. Разработать и утвердить сезонные графики движения мусоровозов.

6. Предоставление услуг по вывозу бытовых отходов осуществлять в соответствии с действующим законодательством на основании договоров между управляющими организациями и специализированной организацией по вывозу отходов. В случае сохранения схемы прямых договоров специализированной организацией по вывозу отходов, с населением заинтересованной стороне обеспечить принятие решения общими собраниями собственников помещений сохранении прямых договоров и изменении размера платы за содержание имущества.



<< предыдущая страница   следующая страница >>