УТВЕРЖДЕНА
приказом Минпромторга России
от «__ »_________ 2010 г. № __
Стратегия развития тяжелого машиностроения
на период до 2020 года
Москва
2010
Введение. Общие положения и цель стратегии
Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 24 июля 2008 г. № ВП- П9-13пр, пункт 8), пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития металлургического комплекса от 15 июля 2010 г. № 2, пункта 11 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 2 июля 2010 г. № ИС-П9-22 пр. В соответствии с поручением Стратегия предусматривает обеспечение перспективных потребностей горно-металлургического
комплекса, в т.ч. развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.
Определяя цель Стратегии, следует иметь в виду роль отраслей-потребителей тяжелого оборудования для российской экономики.
Настоящая Стратегия согласована по основным параметрам (в т.ч. по производству основной номенклатуры машин и оборудования) с утвержденными стратегиями развития отраслей-потребителей продукции тяжелого машиностроения: «Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» (утвержденной приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150); «Энергетической стратегией России на период до 2030 года» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р) и др. На основе «Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года» выполнены прогнозные оценки потребности горно-металлургического комплекса в оборудовании.
Так, хотя вклад тяжелого машиностроения в ВВП составил в 2009 году лишь 1,2%, потребители продукции тяжелого машиностроения (нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс) обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет. В структуре экспорта Российской Федерации за 2009 год продукция перечисленных отраслей занимает 81%. Иными словами, сырьевые отрасли играют ведущую роль в российской экономике и на горизонте до 2020 года указанные соотношения не могут кардинально измениться.
Функционирование сырьевых отраслей в значительной мере зависит от тяжелого оборудования, а затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования занимают около трети всех затрат сырьевых отраслей. Таким образом, тяжелое машиностроение в большой степени определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства.
Мировой рынок, как и российский, характеризуется очень ограниченным количеством производителей, причем по ряду номенклатуры их буквально единицы. В случае полной деградации российского тяжелого машиностроения, степень монополизма на рынке резко возрастет, что неизбежно приведет к повышению стоимости приобретения и обслуживания основных фондов сырьевых отраслей на десятки процентов. Это нанесет серьезный удар по эффективности работы сырьевых отраслей, то есть по внешнеторговому балансу, по бюджетным поступлениям, фактически – по российской экономике в целом. Данная стратегия направлена на недопущение такого развития событий.
Цель стратегии: сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых.
Для достижения указанной цели необходимо повышение конкурентоспособности российского тяжелого машиностроения путем:
реализации временных антикризисных мер поддержки;
-
временной таможенной защиты внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленной на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий тяжелого машиностроения;
стимулирования процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленного на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества.
-
стимулирования отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых «ноу-хау» для разработки и освоения производства новых современных образов продукции, что позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить присутствие на внешних рынках.
Количественные индикаторы достижения цели приведены в Табл. 1.1.
Табл. 1.1. Индикаторы достижения цели Стратегии (в ценах соответствующих лет).
Показатель
|
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Объем российского рынка продукции тяжелого машиностроения
|
$, млн
|
7843
|
4375
|
4711
|
4881
|
4986
|
5050
|
5067
|
5418
|
5791
|
5972
|
6135
|
6256
|
6390
|
млн руб.
|
195099
|
136489
|
146525
|
151543
|
154554
|
156561
|
156561
|
166597
|
176633
|
180647
|
184662
|
187673
|
191687
|
Объем внутреннего производства
|
$, млн
|
3032
|
1775
|
2026
|
2225
|
2410
|
2566
|
2707
|
3007
|
3328
|
3557
|
3782
|
3988
|
4272
|
млн руб.
|
75430
|
55395
|
63023
|
69097
|
74696
|
79533
|
83659
|
92463
|
101511
|
107604
|
113837
|
119640
|
128166
|
Объем экспорта
|
$, млн
|
434
|
240
|
280
|
320
|
365
|
395
|
430
|
465
|
497
|
520
|
541
|
560
|
645
|
млн руб.
|
10795
|
7488
|
8708
|
9936
|
11315
|
12245
|
13287
|
14299
|
15159
|
15730
|
16284
|
16800
|
19350
|
Объем импорта
|
$, млн
|
5245
|
2839
|
2965
|
2975
|
2941
|
2880
|
2789
|
2876
|
2960
|
2935
|
2894
|
2828
|
2762
|
млн руб.
|
130464
|
88583
|
92210
|
92382
|
91173
|
89273
|
86189
|
88432
|
90280
|
88774
|
87109
|
84832
|
82871
|
Доля импортной продукции на внутреннем рынке
|
%
|
66,9
|
64,9
|
62,9
|
61,0
|
59,0
|
57,0
|
55,1
|
53,1
|
51,1
|
49,1
|
47,2
|
45,2
|
43,2
|
Средний по отрасли уровень износа основных фондов
|
%
|
52
|
51,5
|
51
|
50,5
|
50
|
48,5
|
46,5
|
45
|
44
|
43
|
42
|
41
|
40
|
Доля стоимости разработанных и внедренных в производство конкурентоспособной продукции и технологий в общей их стоимости
|
%
|
88
|
89
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
95
|
95
|
95
|
95
|
95
|
Численность специалистов, прошедших подготовку и переподготовку по образовательным программам (в год от общей численности занятых)
|
%
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Количество созданных совместных предприятий (накопительным итогом)
|
шт.
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5
|
5
|
6
|
Уровень локализации производства на совместных предприятиях
|
%
|
10
|
20
|
20
|
24
|
25
|
25
|
25
|
29
|
32
|
35
|
36
|
36
|
40
|