https://electroinfo.net

girniy.ru 1

СВЯТЫЕ КАМНИ ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА



Кто знает, быть может, чудный сон приснился здесь два с половиной тысячелетия назад пророку Заратустре, когда он тайными тропами пробирался на юг, к огнепоклонникам. Путь его лежал из прародины ариев, которую сейчас называют "страной городов – Аркаим", раскинувшейся у подножья Уральских гор. Следуя к огнепоклонникам в Малую Азию через Кавказ, Заратустра не мог не посетить священное место, где когда-то был прикован и перенёс муки ради человечества титан Прометей. Уверен: случайным совпадением нельзя назвать тот факт, что в имени главного бога огнепоклонников есть имя Агуры-Ахуры... Бог огня и благоденствия у Заратустры так и назывался – Ахурой-Маздой. Впрочем, все благие боги у поклонников огня назывались – Агурами-Ахурами или Язатами... Ахуры по Авесте – божества, борющиеся против хаоса, тьмы, зла.
     В Индии от слова Агура-Ахура было образовано слово Агни. Оно почти без изменения перешло в русский язык – Агни-огнь-огонь.

 . Прометей, похитивший священный огонь у Богов и отдавший его людям, по легенде был прикован недалеко от берега Чёрного моря, к скале.
     Эта скала находится в центре курорта Сочи – в Агурском ущелье.


На этих землях издревле жили черкесы(убыхи).

Народ этот занимал территорию, обозначенную на современных картах "как всенародно любимый курорт" - Большой Сочи - от Адлера до реки Псызуапсе. Это - вдоль берега. И вверх, в горы - по ущельям рек Зюебзе, Лоу, Ниче, Батхь, Догомепсе, Психи, Хоста и др.
Убыхи представляли собой самостоятельный народ, однако, как считают многие исследователи, по обычаям, общественному укладу, по употреблению адыгского языка наряду с убыхским, они причисляли себя к адыгам. Форт Сочи, взятый царскими войсками 25 марта 1864 года, историки называют "сердцем убыхской земли".

Русский генерал Гейман, который практически поставил точку в существовании убыхов как народа, называл их не иначе, как шайкой. Убыхи, как и шапсуги (одно из племен адыгов) и другие народности, не прекращали сопротивление , поэтому царские сатрапы непременным условием прекращения войны ставили "совершенное очищение восточного Черноморского побережья и переселение горцев в Турцию". Что и свершилось. Александр Второй, "освободитель, гуманист, реформатор", не преминул выразить радость по поводу "счастливого оборота дел с убыхами".


Официально Кавказская война, длившаяся более двух столетий, завершилась в мае 1864 года, хотя сопротивление горцев продолжалось. К тому времени побережье опустело. По свидетельству французского географа Реклю, на пространстве в 10 тысяч квадратных километров, насчитывалось всего 15 тысяч жителей, из них 12 тысяч составляли абхазы, 600 черкесы, остальные - переселенцы.
. В результате Кавказской войны, основная фаза которой происходила в этой части Кавказа в 18591864 годов, большинство адыгов переселилось в пределы Османской империи. Оставшиеся были поселены на равнинных землях на левом берегу Кубани.

В 1864 российское правительство после окончания Кавказской войны насильно выселило выживших убыхов в Османскую империю, где их потомки жили в илях Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараш и др.Фактически этот народ был истреблен русской армией во время Русско-Кавказской войны и вследстии массового переселения в Османскую империю. (около 10 тыс. в этнической группе по оценке 1975 года). Постепенно перешли на турецкий язык и адыгские языки таких же мухаджиров, живущих вокруг. Последний носитель убыхского языка в ТурцииТевфик Эсенч — умер в 1992 в деревне Хаджиосман.


После выселения на Кавказе осталось 53 семьи (свыше 300 чел.) убыхов, поселённых в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.

Убыхские общины управлялись Верховными владетелями из сильного дворянского рода Берзеков. Усадьба последнего владетеля Хаджи Берзека находилась на территории нынешнего Заречного микрорайона Центрального района Сочи.

Убыхи, без всякого сомнения, были сыновьями Кавказа. Это подтверждено трудами ученых. В письменных источниках V – VI веков этноним "апэху" передается как "брух", жили они близ Сочи на территории, которая носила название исчезнувшей речки – "Брухонта". Как свидетельствовал Услар, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их "убых", в то время, как себя этот народ называл "апех" или просто "пех".
Земли убыхов были разделены на три части. Эвлия Челеби, турецкий путешественник, посетивший эти места в сороковых годах XVII века, пишет, что часть убыхов жила на берегах рек Псезуапсе, Сочи и Хоста, углубляясь своими землями в горы. Разноязычность убыхов стала одним из источников версий об их этнической принадлежности. Исследователи прошлого отмечали на побережье, особенно в районе нынешнего Сочи, распространение адыгского, убыхского и абазинского языков, признавая при этом господство первого. Убыхи, жившие в горах, сохранили свой убыхский язык, который специалисты относили к адыго-абазино-абхазской ветви северокавказской языковой семьи.

Территория убыхов доходила до самого моря. На Субешхе, там, где кончается долина реки Шахе, обитали убыхи и шапсуги. В сороковых годах XIX столетия убыхами правил род Атквей, но к концу Русско-Кавказской войны своими предводителями они выдвигали людей из рода Берзедж. На левых притоках реки Сочи находилось селение легендарного Берзеджа Гирандука хаджэ. На правом берегу, вблизи впадения в нее реки Агуа находилось село известного предводителя Берзеджа Дагамуко Исмаила хаджэ. В верховьях реки Шахе находилось селение Бабуко Алим-Гирея.

От реки Шачэ (Сочи) до Агура располагались убыхские и абазинские селения. Из сочинений русского офицера Торнау явствует, что в них насчитывалось до десяти тысяч человек. Однако, точная численность убыхов была неизвестна, отдельные авторы считали, что их насчитывалось более 115 тысяч человек. В годы Русско-Кавказской войны убыхи проживали между реками Шахе и Хоста. Шапсуги соседствовали с ними с севера, а абазины – с южной стороны.
До появления русских на Кавказе убыхи были свободным народом, жившим по своим законам и традициям. Большинство из них составляли тфокотли, жили они достаточно обеспечено. Было у них много рабов, столько не было даже у шапсугов и абадзехов, в основном они занимались домашним хозяйством. Высшим сословием являлись орки, как и у шапсугов и абадзехов, но убыхские орки, были влиятельнее.
Сто убыхских семей выдвигали одного тхэматэ. Им мог стать человек из знатного рода, имеющий солидный возраст, отличающийся мужеством и красноречием, знающий Коран и искушенный в жизни.
Убыхи занимались скотоводством и земледелием, выращивали прекрасные сады и виноградники, разводили пчел, были хорошими мастерами кузнечного дела, изготавливали шелк, любили охоту и путешествия. Это были убыхи, жившие в горах. Селения, расположенные на побережье, больше занимались торговлей. Торговали не только с соплеменниками, но и с Турцией.
Адыги не считали торговлю достойным для себя занятием, она не должна была служить основным источником дохода. Торговлей занимались в основном приезжавшие к ним турки, греки и армяне. Даже оказавшись на чужбине, в Сирии, адыги в своих вновь созданных аулах сами не открывали магазины, предоставляя эту возможность арабам и армянам. Но среди убыхов находились умелые торговцы, которые владели кораблями.

Благодаря росту торговых отношений причерноморских адыгов с Турцией, мусульманская религия стала распространяться активнее. Ислам находил наибольшее распространение среди знатных убыхов и тех, кто поддерживал активные отношения с турками. Значительное число убыхов все еще оставалось вне зоны активного влияния ислама, именно поэтому при выборе тхэматэ учитывалось знание Корана. Надо отметить, что в условиях войны с Россией, ислам становился идеологией, способной объединить горцев в борьбе за свободу.



Согласно данным барона Федора Торнау, русского разведчика времён Кавказской войны/ оставившем для нас подробнейшие мемуары, которые до сих пор являются наиболее достоверным источником по истории Сочинского Горного Черноморья, территорию между реками Сочи (Шъачэ) и Шахе (Шахэ)занимали убыхи. Как повествует сам Торнау:

«:Убыхи, которых некоторые считают народом особого происхожления-живут на юго-западной покатости гор, между реками Сочи и Шахе. На бере­гу моря они составляют, перемешавшись с шапсугами, несколько отдельных обществ: Хизе, Уордане (Вардане), Шмиткуадж (Чемит - куадж) и Зюеш -известных у черкесов под общим именем Ардона».

На территории современного Сочи проживало убыхское общество Саша (Шача; Шьача), давшее название реке и будущему городу-курорту. Народ Соцва был распространен до реки Агуры. Ближе к Абхазии,на территории от нынеш­него Сочи до Гагры, жили джигеты или садзы, считающиеся потомками легендарных зихив или джихов. Для удобства будем называть их- садзы.

Согласно последним данным (см, Черкессия. Историко-этнографичес-кие статьи. MЦTK «Возрождение» 1990 г, стр. 9, прим. 1), Садзы- это те же убыхи, но подвергшиеся ассимиляции со стороны абхазов, В итоге можно сказать, что всю территорию от нынешней Головинки до Гагры, занимал некогда единый народ убыхов-садзов. Баграт Шинкуба в своей книге «Пос­ледний из ушедших» oписываает тотальный геноцид убыхов со стороны Тур­ции. Некогда довольно распространённый самый загадочный народ прак­тически исчез до последнего человека в турецком плену вместе со своим представляющим огромный интерес для исследования языком. Барон Ф.Тор-нау в своих мемуарах сообщает, что у народа убыхов существовал свой собственный язык, абсолютно не похожий ни на одно из наречий абазинс-кого и черкесского языков. О садзах Торнау также пишет, что они говорят на 2-х языках: 1 -и - Абхазский; 2-й Язык Асадзипсуа- более древний род­ной язык садзов, не похожий ни на адыгейский, ни на абхазский, ни на Абазинский. Несмотря на это, наука до последнего времени относила весь этот народ то к абазинам, то к абхазам, то к адыгам, повидимому вслед­ствие скудных данных о языке убыхов и о народном языке садзов, асадзип-суа. Как бы то ни было, именно этот некогда единый, загадочный народ убыхов-садзов, имевший самобытный язык, обычаи и мифологию, и был известен в стародавние времена, как народ Ардона (Ордане). Именно этот народ и оставил после себя названия не только Вардане, но и Адлера, как это будет показано далее.

Однако ислам не смог вытеснить языческие верования убыхов, которые существовали, со временем, иногда переплетаясь с новой для убыхов религией.
Убыхи, как и другие адыги, продолжали чтить свои священные деревья, поляны, захоронения, имена народных героев. По воспоминаниям Броневского, посетившего в XIX веке черкесское побережье, "они соблюдают отличное уважение к старым дубам, и всякое колено имеет у себя такой дуб на примете. В известные дни, наипаче перед начинанием какого-либо важного дела, как-то перед походом против неприятеля, они становятся хороводом вокруг священного дерева, втыкают в него саблю или другое оружие, затем отправляют обряды, за коими следует пир…"
Белл еще застал священную рощу с крестами рода Аубла, побывал на поляне со священными деревьями и несколькими разбросанными могилами. Поляна Располагалась на возвышенном месте в Сочи. "Крест свешивался с ветви огромного старого дуба, к которому он был прикреплен железным подхватом, – писал Белл. – Эта интересная реликвия несомненное доказательство, что здесь когда-то господствовало христианство… Кресты были назначены для приема жертвований, которые заботливо оставляли до тех пор, пока они не превращались дождем и ветром в лохмотья. Некоторые лоскуты указывали на то, что пожертвования были сделаны еще не так давно".
Каким образом оказались в одном месте адыгские молитвенные места и кресты? Вейденбаум дает такой ответ: "Уже одна многочисленность священных рощ и почти полное отсутствие христианских храмов по черкесскому побережью доказывает, что почитание священных рощ предшествовало введению христианства, и что проповедь этого последнего или велась недостаточно энергично, или продолжалась очень недолго, успев внушить населению уважение к кресту, воздвигнутому среди рощ и лесов, на местах языческих алтарей. Но затем население, предоставленное самому себе, продолжало жить по-прежнему со своими старыми верованиями и даже самому символу христианства придало значение алтаря языческих божеств…"

Однако появление крестов среди адыгов связывать только с одним христианством было бы ошибочным. На древних керамических изделиях адыгов наряду с линейным и линейно-геометрическим орнаментом встречается и солярный знак – равноконечный крест. Он в адыгской мифологии олицетворял огненные силы природы, дающие свет и тепло человеку, видимо, поэтому крест мог означать схему костра. Ученый Ловпаче Нурбий видит в кресте перекрещивающиеся палки-поленья, в костре – символ огня и светила. Крест воспринимался адыгами и как знак солярного (солнечного) культа, указывающего на четыре стороны света. И Вселенную тоже делили на четыре элемента: небо, земля, вода и подземелье. Если с кем-то случалось несчастье, скажем, упал с коня, забодал бык, место, где это произошло, очерчивали в круг, чтобы нечистая сила не могла попасть туда. Этот знак ставился на кувшине или чашке, из которых пил или ел больной. Представлялось, что это изгонит из тела болезнь.

Многие авторы, писавшие об адыгах, например, Ж.Б.Тавернье, Л.Е.Люлье, отмечая черкесские кресты, указывали на египетскую форму креста – трехконечную. "Единственный символ предмета поклонения их (адыгов – Авт.), – писал Л.Люлье, – есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву". Т – для адыга – это символ солнца, Бога. Этим и объясняется особое отношение древних адыгов к кресту, которого защищали ожесточенно, как священные деревья.
Когда русские войска в 1837 году высадились на берег Черного моря, адыги, чтобы спасти свои священные деревья, обносили их глубоким рвом. Они делали подарки священному дереву, вешали на его ветвях оружие, молились и просили его подарить им удачу во всех делах, исцелить больных, и каждый считал своим долгом защищать его. Народ свято верил в то, что тот, кто срежет ветку с дерева, умрет, а срубивший священное дерево навлечет беду на весь свой род, уничтожение же целой рощи могло привести к гибели целый народ. За нарушение святых обетов предков Бог непременно накажет.
Верещагин в своем путешествии по Черноморскому побережью Кавказа в 1870 году наблюдал много священных рощ, чаще всего вблизи покинутых убыхских селений в долинах рек Шахе, Буу и других. Одно дерево Верещагин особо выделил. Это была белолистка из рода серебристого тополя, стоящая на красивой поляне на левом берегу реки Сочи, в одиннадцати километрах от ее устья. Окружность дерева была четырнадцать метров, в диаметре четыре с половиной метра. Под этим деревом убыхи во главе с Берзедж Гирандуко хаджэ в конце марта 1864 года провели последнее народное собрание перед их выселением.

В монографиях В.И. Марковина, известного исследователя мегалитичес­кой культуры на Западном Кавказе, речь в основном идёт о дольменах. Мен­гиры упоминаются крайне редко да и то в виде вертикальных «частоколов», образующих как бы маленький «дворик-плошадку» перед порталом дольмена. Отдельно стоящие менгиры для Кавказа не характерны, тогда как в Евро­пе, как южной (Долина Филитоза на Корсике), так и в северной (особенно в северо-западной части Франции), они встречаются довольно часто. Ог­ромное количество самых разнообразных, диковинных, вертикально сто­ящих «камней», встречается в Англии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Великое множество их находится во французской провинции Бретань. Так, у основания полуострова с почти палестинским названием Киброн (где/ кстати, добывают самых лучших в мире устриц), - находится городок с довольно любопытным названием - Карнак. Случайны эти совпадения или нет, но в Палестине есть свой Хеврон (уже упоминаемый ранее); тогда как в Египте есть свой Карнак, где находится храм, посвящённый солнечному божеству Аммону-Ра и аллея бараноголовых сфинксов. Бретонский Карнак буквально усеян удивительными вертикально стоящими тоже в виде аллей камнями различной величины.


Река Кудепста в г.Сочи сама по себе привлекательна для отдыха. Места здесь живописные, много полян, купален. Недалеко от посёлка Кудепста, возле небольшой рощицы довольно редкого в наших краях пробкового дуба, в урочище Дубравное, Вас ожидает еще один сюрприз. Удивительный арте­факт, посланец далёких эпох, условно называемый местными «Черкесский камень». Специалисты считают, что когда-то в древние времена он был жертвенником. Весьма любопытна его форма. Если посмотреть на него сверху, он может напомнить Вам какую- то «неведому зверушку» с клю-

вом птицы и туловищем зверя. Камень этот довольно внушительных разме­ров; несколько треугольной формы до 5 м- длиной- Загадочны два углубле­ния в форме кресел для сидения. О подобных каменных креслах, встреча­ющихся в других местах планеты, сообщает Г. Уилкинс в своей увлекатель­ной книге «Затерянные города Южной Америки»:

«В Гуаякильском музее, на побережье Эквадора/ я увидел необыкно­венные кресла из камня, которые выглядели так, будто они прибыли сюда из-за бескрайних морей, из старого Корнуолла, что недалеко, от Св. Юста, или из излюбленных феями или эльфами руин замка Карибреа, где древние короли Корнуолла или белобородые жрецы-друиды восседали на гранитных сидениях и опустошали огромные золотые кубки меда; и тогда из бронзовозолотых труб раздавались самые невероятные звуки, какие только бывают под этой мистической луной! И все же сюда эти каменные кресла попали из северных районов Эквадора, где существует поле, на котором подобные си­дения располагаются по кругу. Какая народность древней Южной Америки устраивала это тайное собрание и восседала в этих громадных каменных креслах? И не напоминало ли всё это встречи на Уилтширской равнине в Стоунхендже или на холмах Вендеи/ или среди кромлехов Бретани?».

Каково же было назначение этого удивительного жертвенника с креслами в Кудепсте и загадочными корытообразными резервуарами и чашами, выдолбленными на верхней поверхности камня? Интересно бы знать, что за жертвы приносились здесь, и кто сидел в этих креслах? Около «Черкесского камня» находится ещё одна каменная глыба таких же размеров с такими же «чашками». А совсем неподалёку от обоих глыб - фундамент какого- то средневекового здания.


Эти удивительные камни со следами обработки специалисты относят к мегалитической эпохе (в отличие от средневекового здания), а, следова­тельно, они являются современниками дольменов, менгиров и других по­добных/ рассеянных по всему белому свету, мегалитов.

Район города Сочи представляет собой достаточно труднопроходимую горную зону. Практически девственный колхидский лес с обильной зеленой растительностью в летний период, многочисленные колючки, лианы, заросли рододендрона, а также крутые обрывистые горные склоны, - все это чрезвычайно затрудняет движение по этой местности. Возможно, именно эти факторы сослужили добрую службу в сохранности многих сочинских дольменов.

Кудепстинский жертвенный камень принадлежит к разряду уникальных.

Этот памятник представляет собой глыбу песчанника, в которой выбиты два "сидения". Позади сидений сделано подобие некоего ложа.
С левой стороны "ложа" на глыбе имеется серия чашевидных знаков.
Интерпретируя культовую принадлежность этого камня, можно представить женщин - "богинь" восседающих на этих сидениях. Лица этих женщин должны быть обращены в сторону восхода Солнца - именно такова ориентация "фасада" культового камня. На "ложе", предположительно, в этот момент был помещен безвременно усопший, или же человек, приносимый в жертву во время проведения ритуала символического возрождения.
Культовое сидение, расположенное в бассейне р. Кудепста; высечено в глыбе песчанника 5х5 м , в северо-восточной части глыбы высечены два углубления в форме сидений, позади сидений выбиты несколько чашевидных знаков и крупное чашеобразное углубление диаметром ок. 0,20 м

В 2004 г впервые были произведены измерения энергетики Черкесского(Кудепстинского камня)с помощью прибора ИГА-1.



Прибор показал границу действия этого камня на расстоянии 8-12 м вокруг него, там же сразу меняется и радиоактивный фон с 12 микрорентген до 6(гамма излучение). Измерения бетта - радиоактивности в районе Кудепстинского камня проводилось с помощью дозиметра ДРГ-05М.

В основном источником бетта-радиации является Солнце, т.е. она фиксируется только на освещенной поверхности Земли.
Например в районе Кудепстинского камня бетта - радиация фиксируется около 50 единиц при направлении дозиметра на Солнце в полдень, и 10-12 единиц в 18 часов по местному времени. Измерения вокруг Кудепстенского камня проводились в пасмурную погоду.
На расстоянии от камня 100 м. бетта - радиация не фиксируется. Затем при подходе к камню на расстоянии около 50 м. начинает фиксироваться фон бетта - излучения 0,2 - 0,3 единицы, в районе 25 м. от камня 1 - 1,5 единицы, а непосредственно у камня 2 - 2,5 единицы.

Эти измерения проводились несколько раз, как в полдень, так и в 18 часов, показания не изменялись.


   


Из-за плохого качества изображения фотографии продублированны в солнечную погоду.
Учитывая то, что дозиметр ДРГ-05М не тарируется по бетта - радиации, показания даны в относительных единицах, которые показывал прибор. Кроме того, так как дозиметр для этой задачи использовался на нижнем пределе измерений, планируется продолжить эти исследования с более чувствительной аппаратурой для контроля бетта - радиации.
Следует отметить, что у нас есть опыт измерений бетта - радиации дозиметром ДРГ-05М на развалинах древнего городища Аркаим (цивилизация близкого периода с Сочинскими дольменами), где также в ночное время фиксируется бетта - радиация.


Также были проведены измерения биополя человека прибором ИГА-1 до и после посещеня дольмена. После 10-минутного нахождения в радиусе действия дольмена, прибор ИГА-1 зафиксировал увеличение биополя на 10-30см (проверялись разные возрастные группы).

Был поставлен опыт с зарядкой на мегалите Черкесский камень воды из минерального источника, находящегося неподалеку.

      

Воду заряжали на мегалите в течении 30 минут, и прибор также зафиксировал увеличение поля.

Также проводился контроль зарядки воды бетта-частицами. Воду брали из минерального источника, находящегося на расстоянии 300 м. от камня, где бетта-радиация в тени равна нулю. Воду наливали в полиэтиленовую тару и поместили на Кудепстенский камень на 30 минут. Затем эту воду вновь уносили на расстояние 300 м. от камня, при этом бетта-радиация там сохранялась в пределах 1-1,2 единицы в закрытой таре и 0,3-0,4 единицы в открытой таре. Примерно через 30 минут бетта-частицы из воды уходят.


   


Проводилось радиопрослушивание профессиональным приемником вокруг Черкессого камня, и был зафиксирован устойчивый радиосигнал на частоте 106 кгц, который не идентифицируется как сигнал радиомаяков или радиостанций или как промышленная помеха, при отходе от этого места интенсивность сигнала падает, а в жилых кварталах Кудепсты совсем пропадает.




Выше на горе над Черкесским камнем растет громадное дерево в шесть обхватов, что говорит о том, что это место являлось древним убыхским святилищем.



В последующие годы неподалеку от Черкесского камня



был найден еще один мегалит в виде каменного зеркала также обладающий повышенной энергетикой.





В 2009 и 2010 г. проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации совместно с профессором Вологодского госуниверситета, специалистом по Северным святилищам Бруновым В.В., который в течении календарного года приезжал в г.Сочи четыре раза, результаты изложены в докладах.



В 2010 г. по близости было найдено еще два каменных зеркала обладающих повышенной энергетикой



.

Начаты поиски священных камней убыхов в других районах г.Сочи.

В переводе Уч-Дере означает-Три ущелья. Уч - Дёре, это один из круп­ных выступающих в море мысов. Северная оконечность мыса находится в районе площадки Горный воздух (к северу от Лоо), здесь в море впадает речка Уч - Дере, начинающаяся высоко в горах в районе одноимённого посёлка. На юго - востоке, мыс, сделав ещё одно колено, тянется до само­го посёлка Дагомыс. Очевидно, что мыс Уч-Дере был весьма почитаемым местом у горцев-убыхов, о чём свидетельствует название речки Битха, впадающей в море на мысе Уч-Дере. Согласно местному преданию, сам мыс в древности назывался - мыс Быттхы- Битха или Бытха была птицего­ловой богиней/ покровительницей племени убыхов. Другое её святилище с базальтовой скульптурой-фетишем в виде орлиноголовой богини находи­лось на священной горе Бытха в нынешнем Сочи.

Убыхское название Бытха связано с языческим божеством. В источниках говорится о существовании изображений большой и малой Бытх. Местоположение малой известно — Лувр. Историю о том как она туда попала в свое время живописно описал Баграт Шинкуба (книга «Последний из ушедших»).
Местопложение же Большой Бытхи это гигантская загадка для всех сочинских кладоискателей. По сохранившимся описаниям и топонимике идентифицировать местоположения святилища пока никому не удалось.

Но после долгих поисков нам удалось найти один из священных камней убыхов и на Бытхе:



Найдена также поляна, на которой, согласно книге Баграта Шинкуба, наверное и собирались убыхи перед последними переговорами с царским генералом. Мы стояли под этими деревьями, казалось, что слышны через века ржание коней и бряцание оружия…






Всех кто интересует история черкесского народа и его древние святыни приглашаем на регулярные семинары и экскурсии в г. Сочи:


Заявки на участие принимаются по E-mail [email protected]


Бронирование жилья в Сочи по E-mail [email protected]


Размещение в частном секторе от 300р., в гостиницах от 600р. в сутки.


Тел. в Сочи 8988 504 7397

Аренда жилья в Сочи – www.sochibig.ru




Литература


  1. А.С. (СССР) № 321662c - 1990 г. Способ исследования электростатических полей поверхностей . Кравченко Ю.П. и др.

  2. А.С. (СССР) № 1828268 от 13.02.1990 г. Способ исследования электростатических полей поверхностей, Кравченко Ю.П. и др.

  3. Патент РФ № 2080605 от 27.05.1997 г. Способ исследования электромагнитных полей поверхностей, Кравченко Ю.П. и др.,

  4. Свидетельство на полезную модель РФ № 2448 от 16.05.1997 г. Устройство для электромагнитной разведки, Кравченко Ю.П., Савельев А.В. и др.,

  5. Свидетельство на полезную модель РФ № 4902 от 16.09.1997 г. Устройство для оценки электромагнитного поля биообъекта, Кравченко Ю.П., Савельев А.В. и др.

  6. Патент РФ № 2118124 от 27.08.1998 г. Способ оценки электромагнитного поля биообъекта и устройство для его осуществления, Кравченко Ю.П., Савельев А.В. и др.
  7. Кравченко Ю.П., Савельев А.В. Электромагнитная компонента биополя, ее измерение, оценка и применение в медицинской технике . Доклады 5-го международного конгресса БЭИТ-2002, г.Барнаул, 2002 г.


  8. Кравченко Ю.П. «Камни Аркаима», Доклады 4-го международного конгресса Биоинформатика. Биоинформационные и биоэнергоинформационные технологии(«БЭИТ-2001»), г.Барнаул, 2001 г.

  9. Кравченко Ю.П. «Камни Аркаима похоже действительно лечат». Воскресная газета (г.Уфа) 11-17 янв.2001 г.

10. Акневская Д.А., Кравченко Ю. П., Кравченко С.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ МЕГАЛИТА АППАРАТУРНЫМИ МЕТОДАМИ Доклады VIII Международного научного конгресса "БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, В СОЦИАЛЬНОЙ И В ДУХОВНОЙ СФЕРАХ" ("БЭИТ-2005"), Г. МОСКВА 2005 Г.

11. В.В. Брунов ОБ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЛЮДЕЙ СВЯТИЛИЩ, РАСПОЛОЖЕННЫХ БЛИЗ Г. СОЧИ. Доклады конференции НАУКА, КУЛЬТУРА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

15-17 октября 2009 года, Вологодский государственный технический университет


12. В.В. Брунов, Ю.П. Кравченко, Н.П. Брунова НОВОЕ ОТКРЫТИЕ СОЧИНСКИХ ДОЛЬМЕНОВ, Материалы Второй международной научно-практическая конференции «Наука, культура, оздоровление, становление личности»., 1 по 7 мая 2010 года, КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

13. В.В. Брунов, Ю.П. Кравченко, Н.П. Брунова НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОЧИНСКИЕ МЕГАЛИТЫ ,Материалы Второй международной научно-практическая конференции «Наука, культура, оздоровление, становление личности»., 1 по 7 мая 2010 года, КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ