https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 21 22

Сакральный смысл Русской цивилизации


Журавлёв Игорь Константинович

кандидат философских наук, доцент


Предисловие

Предлагаемая на суд читателя книга «Сакральный смысл Русской цивилизации» продолжает исследования, начатые в книге «Сакральная история Святой Руси». Но есть одна особенность, которая поднимает исследование на качественно новый уровень. Дело в том, что автору удалось использовать материалы, ранее для него недоступные. И касаются эти уникальные материалы прежде всего дохристианской истории Руси и её древней ведической православной религии. Выясняется, что христианство – прямое продолжение древнего славянорусского ведизма, закономерно из него выросшее, а иудаизм – среднее звено между ними. Можно сказать, что в данном случае сработал гегелевский закон отрицания отрицания: иудаизм оказался диалектическим отрицанием ведизма, а христианство – отрицанием отрицания и тем самым возвращение к истокам, но на более высоком уровне. Если исследовать с этих позиций Священное Писание в единстве всех книг Ветхого и Нового Завета, многие тайны священных текстов раскрываются. При этом выявляется, с одной стороны, самодостаточность русской цивилизации, и, с другой стороны, ключевая роль славянорусской культуры в становлении исторического иудаизма, христианства и всей европейской цивилизации. Другое дело, что и современный иудаизм, и современное европейское христианство, порвав со своими ведическими корнями, впали в ересь и представляют собой искажённый вариант подлинной религии, которая от Бога. Отсюда – многие социальные болезни противоречивой европейской цивилизации, излечить которые можно только через возвращение к истокам, т.е. возвращение к Богу. И именно Святая Русь может быть единственным посредником между человечеством и Богом.


Оглавление


Введение с. 3

1.Прародина человечества как религиозная святыня с. 7

2. Русское православие: от ведизма к христианству с. 30

3. Трудный путь русского православного христианства с. 51

4. Иерусалим – славянский город с. 70

5. Святая Русь в образе Самаритянки с. 93

6. Лестница Иакова и притча о блудном сыне с. 104

7. Православие и ислам с. 114

8. Православие как выход из «демократических тупиков истории» с. 134

9. Священная История и европейская историческая наука с. 161

10. Четыре Евангелия и их интерпретация с. 172

11. Теория эволюции как теория оправдания «прогресса в никуда» с. 188

12. Тайный ведизм Пушкина и Гоголя с. 210

Заключение с. 224

Список литературы с. 227


Введение

В отечественной исторической науке возникла странная ситуация. России отводится место между Западной циви­лизацией и цивилизациями Востока. Парадокс заключается в том, что о Западной и Восточных цивилизациях мы знаем больше, чем о своей собственной, находящейся между Западом и Востоком. Историки договариваются до того, что такая цивилизация не существует и существовать не может. «Остаётся только» определить, куда отнести Россию: к Западу или к Востоку. Вот только Россия не вписывается ни в одну из предлагаемых схем. Ни наша, ни европейская историческая наука оказывается не в силах понять феномен России.

Существует утверждение, что Россия находится «между» Европой и Азией, Западом и Востоком, т.е. в некотором мистическом, нематериальном месте, так что и русский народ, русская культура и само русское государство являются чем-то мистическим, «не от мира сего». Надо отметить, что это утверждение возникло не на пустом месте, а навеяно уникальным историческим опытом России, а также отмечаемой многими отечественными и европейскими мыслителями «непознаваемостью русской души». Вместе с тем Россия является неотъемлемой частью и Запада, и Востока и тем са­мым своеобразным «центром земли». Это и определяет основное содержание понятия «русская идея» в её рациональном оформлении. Русская идея – это идея Святой Руси, православное самосознание народа, религиозная идея воплощения в жизнь Слова Божия.

В настоящее время эти взгляды становится трудно пропагандировать, потому что их активно отвергает интеллигенция – наиболее образованная часть русского народа. Но это не значит, что образованные люди всегда правы. Дело в том, что образование – «палка о двух концах». С одной стороны, оно даёт сумму знаний, необходимых для осознанной жизни. С другой стороны, оно «образует» человека «по образу и подобию» руководителей образовательного процесса. В этом смысле русская интеллигенция «образована» европейской цивилизацией, испытывающей острое желание «поднять вар­варскую Россию до своего цивилизованного уровня». В связи с этим русская интеллигенция перестаёт понимать собст­венный народ. К сожалению, в России до сих пор процесс образования придерживается европейских стандартов, кото­рые выдаются за общечеловеческие. И эти стандарты совершенно игнорируют духовную сторону образовательного про­цесса, подменяя её морально-нравственным, или гуманистическим аспектом. Это адекватно выразил Н.Г.Чернышевский, пропагандировавший теорию «разумного эгоизма». Всё дело, однако, в том, что эгоизм ни в какой форме, даже самой гуманной, не может быть нравственным, ибо основан на отношениях купли-продажи. Подлинная нравственность заложена именно в религиозном сознании, утраченном европейски образованным русским интеллигентом. Поскольку в советской России европейско-атеистическое образование стало не только общедоступным, но и обязательным, это привело к утрате религиозного сознания большинством населения. Это не значит, что все мы вдруг стали европейцами. Европейский образец культуры, основанный на «разумном эгоизме», или на рыночных отношениях, так и не прижился в России. Выяснилось, что ни коммунистическая, ни демократическая форма культуры, предложенные европейскими мудрецами, не соответствует «менталитету русского человека», веками живущего по собственным, русским стандартам. Выяснилось, что стандарты, по которым живёт русский народ, несоиз­меримы и несовместимы со стандартами европейскими, по которым пытается жить русская интеллигенция. В связи с этим европейские мудрецы безуспешно пытаются понять: что же это за чудо-юдо такое – русский народ, так непохожий на просвещённые европейские народы? Это недоумение европейцев удачно выразил русский православный поэт Ф.И.Тютчев:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить».

Что же это за феномен такой – русский народ, явившийся миру «как снег на голову»? Пытаясь разгадать загадку этого мистического русского снега, европейцы ничего не добились, кроме «головной боли». С точки зрения просвещённых европейцев, Россия вышла «из тёмного леса», чтобы приобщиться к европейской цивилизации. Однако «дорогу в Европу» так и не нашла. Вспомним у Пушкина: «из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник». Да, кудесник, да, вдохновенный, но вышел из тёмного леса, в котором плутал в дебрях непросвещённого язычества. И до сих пор плутает по «российскому бездорожью», несмотря на то, что Россия «получила крещение от Европы». Но здесь отчётливо просматривается аналогия с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской… Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему И крестились от него в Иордане… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».1 «И они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете; Он-то идущий за мною, но Который стал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его… На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идёт муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня».2 Эта тема интересно раскрыта в картине православного художника А.А. Иванова «Явление Христа народу». Иисус пришёл креститься к Иоанну Крестителю, окружённому кающимися иудеями. Иванов двадцать лет писал эту картину, т.е. двадцать лет искал смысл этого события, но так и не нашёл. Картина фактически утверждает, что никакого смысла в Крещении Иисуса нет. Иисус явился людям, но остался вдали от них. Иоанн, призывающий грешников покаяться, понятен им и потому остаётся центром притяжения. В Иисуса Христа эти люди пока не верят, но только присматриваются к Нему. Об этом говорит вся композиция картины. И это – историческая правда. И сильна эта правда не столько фактической, сколько предсказательной стороной. Крещение Иисуса в реке Иордан от Иоанна предсказало будущие события, а именно Крещение Руси от православной Византии. Византийское православие – это православие Иоанна Крестителя, которое призывало к покаянию римское католичество, усвоившее иудейское фарисейство. И только русское православие призвано крестить мир в подлинного Иисуса Христа, а не «в Христа противоположного», как это метко сказал Достоевский о европейском христианстве.


Достоевский стоит у истоков подлинной русской православной философии. Русская философия, выражающая непостижимую для европейского рассудка русскую душу, по необходимости иррациональна, однако следует уточнить, в каком именно смысле. В философии термин «иррациональный» означает невыразимый в понятиях логики, недоступный разумному пониманию, ненаучный, мистический, постигаемый непосредственно духовной интуицией. В математике иррациональность означает несоизмеримость. Элементы иррациональности в философском смысле присутствуют в мировоззрении большинства русских философов, но не являются определяющими. Определяющим является именно несоизмеримость двух культур: русской православной культуры и псевдохристианской, а фактически безрелигиозной культуры Европы. Они так же несоизмеримы, как бесконечный мир Бога и конечный мир человека, как полнота жизни в Боге и неполнота иной жизни. Сама Россия по сравнению с Европой иррациональна, т.е. не от мира сего, а от горнего мира, от Царства Небесного. Отсюда и несоизмеримость. Европейская культура измеряется самими европейцами степенью удовлетворения житейских потребностей, «рыночной ценностью». Русская культура измеряется «золотой тростью» праведности и истины, духовной полноты. Поэтому вся подлинно русская культура, включая философию, религиозна, пропитана духом православия.

Современная историческая наука, напротив, пропитана духом атеизма и потому не может выбраться из бесконечных лабиринтов и тупиков истории, поскольку не имеет путеводной нити. Путеводной нитью в данном случае может быть лишь Священное Писание в единстве Ветхого и Нового Завета, и то при условии, если не только глядеть на него глазами, но и слушать сердцем. Ветхий Завет и Новый Завет – две части Библии, Священного Писания христиан. Не зная Ветхий Завет, невозможно понять и Новый Завет в полном объёме. Но и Новый Завет объясняет многие таинственные события Ветхозаветного Писания. Уже поэтому эти две части Священного Писания нужны друг другу, обеспечивая полноту Писания как единого целого. Ошибочно утверждение, будто книги Ветхого Завета – Священное Писание евреев и только евреев. Священным Писанием евреев является Талмуд, оторванный от Нового Завета и уже поэтому искажающий исторические факты и Божественную Истину. Кроме того, Талмуд наполнен многочисленными комментариями раввинов, фарисеев и книжников, основанных на узком национализме и затемняющих подлинный смысл самих текстов. Можно с полным основанием утверждать, что Талмуд – искажённый вариант Священного Писания Ветхого Завета. Поэтому недопустимо под видом критики Талмуда подвергать безосновательной критике подлинные Ветхозаветные тексты. Недопустимо сомневаться и в их подлинности. «Обнаруженные искажения» принадлежат не переписчикам и переводчикам, а интерпретаторам, дающим самую различную трактовку одних и тех же текстов. И именно в Ветхом Завете даются первые свидетельства о Святой Руси, представителем которой следует считать Мелхиседека, царя Салима и священника Бога Всевышнего.


В Ветхом Завете о Мелхиседеке сказано очень скупо и вместе с тем значимо до судьбоносности, что представляется необъяснимым. «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. И благословил его, и сказал: Благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли; И благословен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».3 В Ветхом Завете никак не объясняется это событие, а такие объяснения необходимы. В связи с этим возникают различные домыслы, вплоть до того, что Мелхиседек – не историческое лицо, а прообраз Иисуса Христа или же даже Сам Христос. «На самом деле Мелхиседек – не мифическая личность, а реально существующий царь Салима (Иерусалима), города, имеющего древнюю историю и уже в те времена считавшегося Домом Бога. Населяли этот город иевусеи, выходцы из русских земель, исповедующие ведическую православную религию, предшественницу иудаизма и христианства. Не случайно Авраам (Аврам) признал эту религию своей, а царя Мелхиседека – священником Бога, выведшего евреев из египетского рабства. Поэтому он и попросил у священника Мелхиседека благословения. Мелхиседек дал такое благословение, следовательно, признал в Аврааме избранника Божия. Мелхиседеку было открыто, что потомки Авраама придут в Иерусалим в предустановленное время и станут его хозяевами, согласно воле Бога. Лишь после этого в Иерусалим сможет придти Спаситель мира Иисус Христос».4

«Царь Салима, то есть мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7: 2-3) – так его описывает апостол Павел и ясно, что эта символическая встреча Авраама с таким нечеловекоподобным священником не есть рядовой эпизод из жизни патриарха, хотя в Ветхом Завете ему и отведено всего три стиха – впрочем, такую скудную информацию можно объяснить именно желанием иудейских жрецов скрыть этот источник традиции, которая ими же была извращена. Тем не менее, эта встреча нашла отражение в самой организации культа Яхве: священничество стало получать десятую часть всех доходов остального населения. (Л. 27: 30), а именно такую долю своей добычи Авраам преподнёс Мелхиседеку. Определённый вывод можно сделать и из того, что саном священника по чину Мелхиседека «вовек» обладает Иисус Христос (Евр. 5: 6). Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино (Б. 14: 18), которые в христианстве символизируют соответственно тело и кровь Иисуса (Матф. 26: 26-28), а учитывая преемственность христианством многих положений иудаистской традиции, дары Мелхиседека можно трактовать как получение Авраамом Высшего Откровения».5 Царь Мелхиседек – не эпизодический персонаж, а ключ к постижению полного смысла Священного Писания, к раскрытию всех тайн Священной Истории и всего исторического процесса. О нём мало сказано в Писании, но именно потому, что о ключе, способном раскрыть любые шифры и коды, нечего сказать; наоборот, он скажет всё внимательному исследователю. «Именно таинственный Мелхиседек в наибольшей мере воплощает собой в Священном Писании тайну истории и того, что над ней – метаистории».6


Историков до сих пор ставят в тупик слова апостола Павла о Мелхиседеке: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, к тому же пребывает священником навсегда, уподобляясь Сыну Божию. О человеке так сказать нельзя. Очевидно, что Мелхиседек – не обычный человек, а представитель некоего таинственного народа; более того – олицетворение этого народа. Поэтому всё, что сказано о Мелхиседеке, сказано прежде всего об этом уникальном народе. Народ, имеющий сакральную историю, а с точки зрения атеистически настроенных историков – не имеющий историю вовсе, поскольку о его историческом прошлом ничего не известно. Именно в этом смысле – без отца, без матери, без родословия. Он не произошёл от какого-то более древнего народа, но другие народы произошли от него. Его Отец – только Бог, его Мать – Матерь Божия. У него нет собственной истории, ибо вся история человечества начинается с него и заканчивается им. Этот народ дал миру Иисуса Христа, и он же готовит второе, окончательное пришествие Спасителя. Это – любимый Богом великий русский народ. В отличие от народа еврейского, его даже трудно назвать Богоизбранным, поскольку он был с Богом всегда. Еврейский же народ был избран Богом из среды народов, погрязших в грехе и пороке, для определённой миссии, которую, как это свидетельствует Священное Писание самих евреев, он исполнял плохо, хотя и «вынужден был исполнить». В результате недобросовестности к своим священным обязанностям он не спас себя от погибели в разврате, не спас и других, и теперь сам нуждается в спасении, как, впрочем, и остальные народы мира. Спасение это, тем не менее, неизбежно, и придёт оно от русского православного народа, от Святой Руси.

1.


следующая страница >>