girniy.ru 1

Разработка урока по биологии по теме

«Эмбриональный период развития» 10кл.
автор учебника В. Г. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин


Эмбриональный период развития


Задачи:
1. Познакомить с краткой историей эмбриологии.
2. Сформировать знания о закономерностях эмбрионального
развития организмов.
3. Изучить стадии дробления, гаструляции, органогенеза.
4. Показать вредное влияние на организм эмбриона никотина,
алкоголя и других мутагенов.
5. Воспитание у детей чувства национальной гордости за вклад
отечественных учёных в эмбриологию.


Оборудование: таблицы по общей биологии, в/фильм
«Размножение и развитие на примере лягушки», рисунки учебника, слайды «Развитие зародыша человека».


Основные понятия и термины урока:
Эмбриология, зигота, бластула, дробление, впячивание, гаструла, Эктодерма, мезодерма, энтодерма, зародышевые листки, трехслойность, эмбриональная индукция.


Содержание урока:
1. Краткая история возникновения науки о развитии зародыша — эмбриологии. Краткая беседа об идеях русских учёных эмбриологов, о закономерностях индивидуального развития организмов.
2. Эмбриональное развитие хордовых на примере ланцетника; стадии развития: бластула, гаструла.
3. Формирование трёх зародышевых листков у многоклеточных животных (кроме кишечнополостных).
Гомология зародышевых листков — доказательство единства животного мира.
4. Образование комплекса осевых органов (хорды, нервной трубки и кишечной трубки — основные признаки нейрулы).
5. Эмбриональная индукция, проявляющаяся во влиянии одного зачатка органа на направление развитии другого.
б. Развитие зародыша как единого целого.
Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тип урока: комбинированный.
Методы, использованные на уроке: репродуктивные.


Ход урока

Изучение нового материала

1. Работа с термином онтогенез — индивидуальное развитие особи от момента образования зиготы до конца жизни. Онтогенез делится на 2 периода: эмбриональный, постэмбриональный. Эмбриональный период - от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек. Постэмбриональный период - от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
2. Краткие исторические сведения о развитии эмбриологии. Знания о появлении и развитии организмов накапливались постепенно.
В 17 веке господствовали метафизические взгляды; в 18 веке русский учёный К. Ф. Вольв утверждал о развитии зародыша цыплёнка из однородной массы. 19 век - Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится».
Большой вклад в развитие этого закона внёс А. Н. Северцов. Он установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки зародышей. Основателем современной научной эмбриологии считается русский учёный К.М. Бэр, который сформулировал закон зародышевого сходства в1828 году «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа». Современными представлениями о зародышевых листках наука обязана А.О. Ковалевскому, обнаружившему эктодерму, мезодерму у всех групп хордовых. Благодаря работам И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
З. После просмотра видеофильма о развитии зародыша лягушки, слайдов, рисунков учебника- организация самостоятельной работы с учебником.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1 .Назовите стадии эмбрионального развития многоклеточных животных.
1. дробление, в результате которого образуется многоклеточный однослойный зародыш — бластула.

2. Гаструляция в процессе которой возникают первые

эмбриональные ткани — эктодерма и энтодерма.

3. Первичный органогенез — образование комплекса осевых органов
зародыша — нервной трубки, хорды, кишечной трубки.
2. Опишите, что происходит с зародышем во время этих стадий? Дроблением или бластуляцией называют ряд последовательных митотических делений зиготы в результате которых цитоплазма яйца разделяется на множество клеток меньшего размера. В результате дробления образуются клетки, которые называют бластомерами. Дробление у разных организмов имеет свои особенности, однако, завершается оно образованием однослойного зародыша — бластулы. Клетки в процесс дробления образуют сферу, внутри которой возникает полость- бластоцель или первичная полость тела. Бластула состоит из нескольких сотен мелких клеток, но по размеру не отличается от зиготы.
2 стадия — гаструляция (образование зародышевых листков). В результате гаструляции образуется двухслойный, а затем трехслойный зародыш — гаструла. В начале образуется наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма) зародышевые листки. Зародышевые листки - это пласты клеток, занимающие определенное положение в зародыше и дающие начало соответствующим органам. Зародышевые листки образуются в результате дифференциации сходных между собой сравнительно однородных клеток бластулы. дифференцирование- это процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. Позже между этими 2-мя листками образуется 3-й зародышевый листок — мезодерма.
При образовании мезодермы происходит образование вторичной полости тела.
Следующий этап — органогенез. В органогенезе выделяются следующие фазы: нейруляция — образование комплекса осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка и мезодерма); построение остальных органов, приобретение различными участками тела определённой формы и черт внутренней организации. Зародыш на этой стадии называется нейрулой.
Зародышевые листки и их производные.

Эктодерма — нервная система, кожный покров, орган зрения, слуха, обоняния, эпителий ротовой полости, эмаль зубов.

Энтодерма — будущий кишечник, лёгкие, печень поджелудочная железа, щитовидная и паращитовидная железа. Мезодерма — хорда, мышцы, почки, хрящевой и костный скелет, кровеносная система.
З. Каким образом проявляется у животных гомология зародышевых листков, что она доказывает?
У разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают одни и те же органы и ткани. Это значит, что зародышевые листки гомологичны. Гомология зародышевых листков подавляющего большинства животных— одно из доказательств единства животного мира. Важную роль в развитии зародыша играет эмбриональная индукция — влияния одного зачатка на другой. Если на стадии ранней гаструлы вырезать часть зачатка хормомезодермы и пересадить под кожную эктодерму другого зародыша, направление дифференцировки кожной эктодермы изменится. В месте контакта зачатка хормомезодермы с эктодермой образуется нервная трубка. Насколько важная роль у эмбриональной индукции показывает следующий опыт: если на стадии гаструлы полностью удалить зачаток хорды, то нервная трубка совсем не развивается. Эктодерма на спинной стороне зародыша, из которой в корне образуется нервная трубка дифференцируется в кожный эпителий. Таким образом зачаток одного органа воздействует на развитие другого. На развитие зародыша оказывает большое влияние внешняя среда. Поэтому употребления алкоголя, никотина, наркотических веществ в период беременности оказывает отрицательное воздействие на развитие ребёнка.

Самый большой вред курение наносит не рожденным детям. Все радиоактивные вещества из сигарет, попадая в организм беременной женщины, после первой же затяжки моментально проникают сквозь плаценту к ребенку. Причем концентрация всех этих веществ в организме плода гораздо выше, чем в крови матери! От никотина у ребенка возникает кислородное голодание. Ядовитые вещества мешают малышу нормально развиваться. В результате большинство детей, рожденных курильщицами, появляются на свет с отклонениями. Статистика показывает, курение во время беременности увеличивает риск неблагоприятного завершения почти в 2 раза. Бросить курить еще до начала беременности - единственный способ родить здорового ребенка. Однако даже тогда, когда об опасности сигарет стало известно всем будущим мамам, многие женщины так и не смогли на девять месяцев отказаться от дурной привычки. Бросить курить ничего не помогало, К концу ХХ века новые данные о влиянии курения на беременность потрясли медицинский мир. Выяснилось, что никотин плохо влияет не только на физическое, но и на психическое состояние будущего ребенка. Немецкие ученые доказали, что для детей курящих матерей в раннем возрасте характерен уровень умственного развития у них ниже среднего. Английские врачи пришли к выводу, что у детей, чьи матери курили во время беременности, на 40% повышается риск аутизма, психической болезни. Пытаясь объяснить полученный факт, ученые предположили, что во всем виновато недостаточное снабжение мозга зародыша кислородом. Кроме того, не исключено что в никотин влияет на особые гены, отвечающие за психомоторные функции. Дети женщин, куривших во время беременности, на треть чаще, чем все остальные, рискуют к 16 годам заполучить диабет или ожирение. Дети матерей куривших во время беременности, в несколько раз чаще сами начинают курить, чем дети не куривших матерей.

Состояние опьянения в момент зачатия может крайне отрицательно сказаться на здоровье будущего ребенка. Сила повреждающего воздействия алкоголя в этот момент непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод; это могут быть аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии.

Выводы:
1) С момента образования зиготы и до выхода из яйцевьгх оболочек или рождения продолжается зародышевый период.
2) В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем их дифференцировка.
З) Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых тканей и органов.
4) В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние друг на друга.
Закрепление на уроке.
1. Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов?
2. Почему учёным необходимо знание закономерностей онтогенеза?
З. Какими опытами была доказана эмбриональная индукция?
Домашнее задание: изучить с. 215- 222; подготовить сообщение о вредном влияние на организм эмбриона различных мутагенов.
Разработку урока составила учитель биологии средней

общеобразовательной школы № 24 г.Альметьевска Республики Татарстан.