girniy.ru 1

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие


  • Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «ладушки» и «сорока - белобока». Какие игры можно рекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые вы перемешали в большой чашке.

  • С сынишкой можно провести игру – соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын, разложит большие или маленькие болтики или гайки в два разных контейнера.

  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.

  • Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

  • Лепите со своим ребёнком из пластилина, собирайте мозаику, пазлы.

  • Учите ребёнка шнуровать ботинки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, плести косички из разноцветных шнурков.

  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками, книжки – раскраски.

  • Проводите игры с пальчиками регулярно и вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованный текст, а речь его стала более чёткой и выразительной.

Обратите внимание!

Дети с речевой задержкой плохо едят. Обычно не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, они могут задержать пищу во рту, за щекой, пока взрослый не сделает замечание. Часто родители идут на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел, тем самым способствуют задержке у ребёнка развития органов артикуляции.

Труднее у таких детей воспитываются культурно – гигиенические навыки. Дети не могут полоскать рот, так как слабо развиты мышцы языка и щёк. Надо научить ребёнка надувать щёки и удерживать воздух, а потом перекачивать его их одной щеки в другую. Только после этих упражнений можно перейти к полосканию рта водой.


Дети с задержкой речевого развития не хотят сами застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава.

На занятиях рисованием не умеют держать карандаш, регулировать силу нажима.

Затруднения возникают при выполнении различных движений на физкультурных и музыкальных занятиях (трудно стоять на одной ноге, держать равновесие…)



Любите своего ребенка

Выражение Вашего лица - максимально приветливое, тёплое.

Тон голоса – предельно доброжелательный.


ВЫ ИЗБЕГАЕТЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

- всех частиц НЕ;

- приказных форм;

- повелительного наклонения;

- глаголов «должен», «обязан», «нужно»;

- местоимений Я, ТЫ (лучше МЫ)


НЕ НАДО:

- вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ребёнка публично;

- хвалить в присутствии ребёнка других и ставить кого-либо в пример

ПОМНИТЕ:

- телевизор, видео – не нянька: если разрешаете ребёнку смотреть передачи, делайте это вместе, обсуждайте их;

- если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребёнку, что это связано не с ним;

- от Вас ребёнку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приголубить, приласкать


Профилактика речевых нарушений:



  • обеспечение правильного образца речи для подражания




  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих (больше разговаривать с ребёнком)




  • учить ребёнка во время разговора смотреть в лицо собеседника




  • полное исключение случаев «сюсюканья» с ребёнком



  • занятия музыкой, пением, ритмикой





  • чтение книг и рассматривание иллюстраций






Наши специалисты готовы дать Вам профессиональную консультацию


Контактная информация

Адрес: г. Иваново,

ул. Б. Воробьевская, 80.

Тел. (4932) 38-47-12.

Факс: 38-63-77,

e-mail: ioiro@rambler.ru


Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области»

Кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании


Правильную речь ребёнку обеспечь





Советы родителям


ИВАНОВО 2011



Где мой пальчик?



Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
(Н. Саконская)


Упражнения для языка




Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».



Не оставьте без внимания такие навыки ребенка, как:




  • уметь аккуратно есть с ложки и вилки;

  • жевать твёрдую пищу с закрытым ртом;

  • пить из чашки, пить через трубочку;

  • аккуратно (под контролем взрослого) съедать сливу, вишню и выплевывать косточку;

  • уметь сморкаться каждой ноздрей;

  • уметь тщательно полоскать рот и выплевывать воду (в качестве игры выплевывать воду по-разному - "водопад", "фонтан", "дождь");

  • уметь чистить зубы;

  • уметь полоскать горло (к трем годам, после того как научились полоскать рот). Полоскать горло, особенно живя в мегаполисе, нужно так же часто, как чистить зубы, и той же водой, которой вы полощете рот - это хорошая профилактика респираторных заболеваний.



Забота о физическом и

нервно-психическом развитии ребёнка




  • Предупреждение ушибов головы

  • Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций

  • Охрана слуха и органов артикуляции

  • Охрана нервной системы (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков, фильмов-боевиков с кровавыми расправами)

  • Закаливание и физическое развитие ребёнка






Наши специалисты готовы дать Вам профессиональную консультацию


Контактная информация

Адрес: г. Иваново,

ул. Б. Воробьевская, 80.

Тел. (4932) 38-47-12.

Факс: 38-63-77,

e-mail: ioiro@rambler.ru


АУ ИРО

Кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании





Бери и применяй


ИВАНОВО 2011