«Согласовано»
Председателем Методического объединения
______________________ /Кунаева С.А./
|
«Утверждено»
Директор школы
______________________ / Ильичева И.Г./
|
Рабочая программа
по биологии
10 класс
Учителя биологии высшей квалификационной категории
Кунаевой Светланы Александровны.
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная
школа № 123
Выборгского района Санкт-Петербурга
2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа курса биологии для 10- класса составлена на основе
«Программы курса биологии для 10-11- классов общеобразовательных учреждений» автор В.В. Пасечник,( М., Дрофа, 2010) .
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), требованиям к уровню подготовки выпускников в условиях введения профильного обучения (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – базовый уровень изучения биологии (2 часа в неделю). В связи с особенностями расписания и календарно-тематическим планированием в 2012-2013 году на изучении общей биологии в 10 классе отводится 70 часов.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а так же логики учебного процесса.
Курс биологии на ступени среднего( полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отдельных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся. Углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Таблица тематического распределения количества часов:
(10 класс. 2 часа в неделю, всего 68 часов)
п/п
|
Разделы темы
|
Количество часов
|
Авторская программа
|
Рабочая программа
|
1
|
Повторение за курс 9 класса
|
0
|
4
|
2
|
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
|
2
|
4
|
3
|
Основы цитологии
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
|
16
|
30
|
4
|
Размножение и индивидуальное развитие
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
|
7
|
11
|
5
|
Основы генетики
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека
|
8
|
16
|
6
|
Генетика человека
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
|
2
|
3
|
7
|
резерв
|
|
2
|
|
Итого
|
35
|
70
|
Учащиеся должны знать:
- основные положения биологических теорий;
- строение биологических объектов;
- сущность биологических процессов;
- причины эволюции и изменяемости видов;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения;
- решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты, процессы и делать
выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности человека в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Перечень лабораторных и практических работ по биологии за курс10 класса.
1
|
Диагностическая контрольная работа №1
|
Стартовые знания за курс 9 класса.
|
2
|
Лабораторная работа№1
|
«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
|
3
|
. Диагностическая контрольная работа №2
|
Основы цитологии.
|
4
|
Лабораторная работа №3
|
«Митоз в клетках корешка лука».
|
5
|
Лабораторная работа№3
|
«Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».
|
6
|
Лабораторная работа №4
|
«Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
|
7
|
Диагностическая контрольная работа №3
|
«Основы генетики»
|