https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4

«Согласовано»

Председателем Методического объединения


______________________ /Кунаева С.А./



«Утверждено»

Директор школы


______________________ / Ильичева И.Г./





Рабочая программа

по биологии

10 класс

Учителя биологии высшей квалификационной категории

Кунаевой Светланы Александровны.


Государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения средняя общеобразовательная

школа № 123

Выборгского района Санкт-Петербурга


2012 - 2013 учебный год


Рабочая программа курса биологии для 10- класса составлена на основе «Программы курса биологии для 10-11- классов общеобразовательных учреждений» автор В.В. Пасечник,( М., Дрофа, 2010) .

Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), требованиям к уровню подготовки выпускников в условиях введения профильного обучения (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – базовый уровень изучения биологии (2 часа в неделю). В связи с особенностями расписания и календарно-тематическим планированием в 2012-2013 году на изучении общей биологии в 10 классе отводится 70 часов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а так же логики учебного процесса.


Курс биологии на ступени среднего( полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отдельных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся. Углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком  теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.


Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Таблица тематического распределения количества часов:

(10 класс. 2 часа в неделю, всего 68 часов)



п/п

Разделы темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Повторение за курс 9 класса

0

4

2

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

2

4

3

Основы цитологии

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

16

30

4


Размножение и индивидуальное развитие

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

7

11

5

Основы генетики

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

8

16

6

Генетика человека

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2

3

7

резерв




2




Итого

35

70




Учащиеся должны знать:

- основные положения биологических теорий;
- строение биологических объектов;
- сущность биологических процессов;
- причины эволюции и изменяемости видов;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности человека в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни  с целью соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.


Перечень лабораторных и практических работ по биологии за курс10 класса.

1

Диагностическая контрольная работа №1

Стартовые знания за курс 9 класса.

2

Лабораторная работа№1

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».


3

. Диагностическая контрольная работа №2

Основы цитологии.

4

Лабораторная работа №3

«Митоз в клетках корешка лука».

5

Лабораторная работа№3

«Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

6

Лабораторная работа №4

«Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

7

Диагностическая контрольная работа №3

«Основы генетики»



следующая страница >>