https://electroinfo.net

girniy.ru 1



ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


«МИНЕРАЛЬНЫЙ МИР»


ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 11 КЛАСС


учитель химии МОУ СОШ №3

Назарова Наталия Васильевна


город Рассказово


2007 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа курса «Минеральный мир» предназначена для углубления и расширения знаний по химии. Данный курс ориентирован на систематизацию базовых знаний о природных неорганических веществах. Материалы курса развивают интерес к предмету, позволяют оценить значение природных неорганических веществ в промышленности, окружающей природе, быту. Элективный курс направлен на формирование понимания роли минеральных веществ в окружающем мире и развития общеучебных навыков в предсказании химических свойств, способов получения и применения неорганических веществ.

Цели курса:

изучить минеральные вещества и их соединения и показать единство материального мира

Задачи курса:

развить и углубить навыки составления уравнений химических реакций для элементов IA – VIIIA; IБ, IIБ, IIIБ, VIБ, VIIБ,VIIIБ групп и их соединений;

рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения данных веществ;

познакомить с применением этих веществ и их соединений в промышленности, быту и перспективы использования в нанотехнологиях;

помочь в выборе профессий, связанных с химическими технологиями.


Для реализации этой цели необходимо:


углубить теоретические знания обучающихся;

расширить знания обучающихся об изучаемых веществах;

совершенствовать практику химического эксперимента.

Курс «Минеральный мир» базируется на концепции профильного обучения, он даёт возможность практического применения полученных знаний, способствует интеграции школьных предметов.


Курс рассчитан на 34 часа, однако его программа может корректироваться, учитывая особенности учебного заведения, а также специфику класса и уровень подготовки школьников, поможет учителю в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение семинаров, практических работ, решение комбинированных задач по неорганической химии. Практическая часть составляет 65% от общего числа часов. Завершается курс защитой исследовательских мини-проектов, рефератов или представлением презентаций.

Для реализации данного курса предлагается использовать следующие педагогические технологии: дидактическая многомерная технология, тестовый контроль, опорный конспект, технологии коллективной системы обучения, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии.

Формы контроля: отчет в виде логико-смысловых моделей, опорный конспект, презентация, защита мини-проекта, тестирование.

Планируемые результаты обучения: защита мини-проектов, рефератов или представление презентаций.


Обучающиеся должны :

знать/понимать


  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, , аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, гибридизация орбиталей в неорганических молекулах, комплексные соединения меди, золота, хрома, железа, окислительно-восстановительные возможности веществ, электролиз.

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;


  • природные источники минеральных веществ и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, жидкие кристаллы, материалы, используемые в нанотехнологиях, минеральные волокна;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической химии;

  • характеризовать: s- , p-, d, f- элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов.





Тема занятия

Форма

проведения

Кол-во

часов

1.

Элементы Вселенной.

лекция

1

2-3

Рассчитаемся по порядку…

лекция,

урок-практикум

2


4-5

Металлы легче воды (литий, рубидий, цезий, франций).


практикум

2

6

Элементы щёлочных земель (бериллий, стронций, радий).


практикум

1

7


Ах, эти s – элементы!


решение задач

1

8

Крылатый металл (алюминий).


практическая работа

1

9-10

От признаков – к характеру (германий, олово, свинец).

лекция,

химические «сказки».

2.

11

Они ждут своего часа (мышьяк, сурьма, висмут).

собственное решение проблемы

1

12

Защити себя... (поведение человека в условиях экологической опасности)

конференция

1

13

Тоска о Родине (полоний, работы М. Склодовской-Кюри).


презентация

1

14

Солероды.


лекция

1

15

Галогены и здоровье человека.


практическая работа

1

16

Тестирование.

тест

1

17

Экскурсия в аптеку.



экскурсия

1

18

Благородные газы.


составление ЛСМ

1

19

С незапамятных времён (медь).


беседа

1

20

Лучезарный металл (золото).


лекция

1

21

Истина рождается в споре (кадмий, ртуть).


ОК

1

22-23

Удивительные семейства.

тезисы

2


24

Нехожеными тропами (молибден, вольфрам, сиборгий).


ЛСМ

1

25

В ожидании настоящей работы (технеций, рений, борий).


таблица

1

26

Названный в честь России.


ОК

1

27

Разноликое семейство (металлы платиновой группы)


страница энциклопедии

1

28-29


Трудная задача… Начнём с начала.


отчёт

2

30-31

Тестирование.


тест

2

32-33

Удивительный мир.

Защита рефератов, мини-проектов, презентация.

3

34

Подведём итоги…


эссе

1



Содержание образования

Введение (3 час)

Элементы литосферы, гидросферы, космоса.

Металлы (7 часов)

Щелочные и щелочноземельные металлы, алюминий, германий, олово, свинец. Электронная классификация химических элементов (s-, p- элементы). Общая характеристика подгрупп. Физические и химические свойства. Их получение и применение, нахождение в природе. Оксиды и пероксиды. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных металлов. Распознавание катионов. Соли металлов, их значение в природе и жизни человека.

Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие натрия с водой. 2. Горение кальция. 3. Наблюдение за плавлением олова.


Радиоактивные элементы (3часа)

Экологическая опасность радиоактивных веществ. История открытия элементов.


Неметаллы (7 часов)

Галогены их физиологические свойства. Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Галогеноводороды. Понятие о цепных реакциях. Галогеноводородные кислоты и их соли – галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение галогенов и их важнейших соединений.


Благородные газы, история открытия, использование в быту и технике. Фармакологическое действие.

Лабораторные опыты. 1.Обнаружение галогенид-ионов в растворах. 2. Изучение инструкций лекарственных препаратов.


Переходные металлы (10 часов)

Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

Строение, свойства, применение, получение, экологическая безопасность: медь, золото, кадмий, ртуть, триады металлов, молибден, вольфрам, сиборгий, технеций, рений, борий, рутений, платиновые металлы.


Химия и жизнь (4 часа)

Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ. Новые вещества и материалы в технике.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.