girniy.ru 1 2 ... 12 13

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



МОУ «Голубятская основная общеобразовательная школа» в 2001 году отметила 110-летие со


дня рождения первого упоминания в документах. За этот продолжительный период она меняла


неоднократно свой статус в зависимости от исторических условий и значимости образования в


стране. В начале XIX века появилась крестьянская школа грамоты, о которой нет точных


данных.


В 1891 году – первые упоминания в документах о школе, тогда церковно – приходской.


С 1924 года школа стала начальной светской.


С 1949 года это уже была семилетняя школа.


С 1963 года в селе – восьмилетняя школа для детей Голубят, прилегающих деревень и рабочего


поселка Баркмос.


С 1997 года согласно Устава – основная общеобразовательная школа.


С января 1997 года школа имеет структурное подразделение дошкольную группу.


С октября 2001 г школа и детский сад находятся в одном здании.


06.03.2000 года школа получила лицензию на право образовательной деятельности по


программам дошкольного, основного общего образования, (коррекционного) образовательного


учреждения VIII вида (лицензия Г 782177).


В этом же 2000 – м школа прошла аттестацию и аккредитацию и получила свидетельство об


аккредитации за № 0022221 серии ОБ 13.12.2000 г.


Работу над созданием воспитательной системы коллектив начал в 2001 году. В 2002 году


программа воспитательной системы защищена на научно – методическом Совете при


управлении образования г. Добрянки.


В 2003 году школа участвовала в районном конкурсе воспитательных систем среди


образовательных учреждений, организованном управлением образования г. Добрянки.


1

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КОНКУРС.



  1. Объяснительная записка. – 1 экз.


2. Паспорт школы. – 1 экз.


3. Концепция воспитательной системы. – 1 экз.


4. Программа развития воспитательной системы. - 1 экз.

5. Подпрограмма «ЗОЖ.» – 1 экз.


6. Подпрограмма «Гражданско – правовое воспитание» - 1 экз.


7. Подпрограмма «Нравственное воспитание» - 1 экз.


8. Положение о Координационном Совете. - 1экз.


9. Положение об ученическом самоуправлении. – 1 экз.


  1. Материалы по анализу и диагностике

(формы анкет, образцы тестов, опросников) - 1 экз.


11. Результаты работы. – 1 экз.


12. Литература. – 1 экз.


2

ГОЛУБЯТСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


ПРОГРАММА




РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.


АВТОР:

педагогический коллектив

МОУ «Голубятская ООШ»

618736, с. Голубята г. Добрянки,

ул. Молодежная, 9.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ:

Маркова Н.Г.


2003


1. ПАСПОРТ ШКОЛЫ 2 - 5


  1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 6 - 7




  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 8




  1. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ 9 - 11




  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 12 - 13




  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13




  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ 13



1

2. ПАСПОРТ ШКОЛЫ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Голубятская основная общеобра-



зовательная школа» находится по адресу: с.Голубята, ул.Молодежная, 9 г.Добрянки. Пермской


области.


Директор школы - Маркова Надежда Григорьевна.


В школе обучается 38 учащихся с 1 по 9 классы; в том числе по возрастам:


6,5 – 7 лет – 4 чел.


8 лет - 4 чел.


9 лет - 1 чел.


10 лет - 4 чел.


11 лет - 2 чел.


12 лет - 6 чел.


13 лет - 3 чел.


14 лет - 6 чел.


15 лет - 4 чел.


16 лет - 4 чел.


Из общего количества детей 22 девочки (58 %), 16 мальчиков (42 %). В школе обучается 12


детей (32 %) оставшихся без попечения родителей, из них: 4 – опекаемых, 8 – дети из приемных


семей (3 семьи). Возраст детей:


7 – 13 лет – 11 человек, 15 лет – 1 человек;


в том числе по классам: 2 кл. – 3 чел, 3 кл. – 2 чел, 4 кл. – 5 чел.; 6 кл. – 1 чел., 8 кл. – 1 чел.


Общее количество классов в школе – 9, классов – комплектов – 7 (1-2, 3-4, 5,6, 7, 8, 9 ).


Учительский состав – 9 человек.


Уровень образования педагогического коллектива:


  • высшее педагогическое – 4 чел;




  • среднее специальное педагогическое – 5 чел.


2

Стаж педагогической работы составляет:


1 – 5 лет – 2 чел.


5 – 10 лет – 2 чел.


10 – 15 лет – 1 чел.


15 – 20 лет – 1 чел.


Свыше 20 лет – 3 чел.


Средний возраст учителей – 37 лет. 5 человек из 9 имеют II квалификационную катего-

рию (56 %).


Родительский состав – 24 семьи ; из них 15 семей – полные (63 %), 9 – неполные. Из

общего количества семей – многопоколенных (бабушка, дедушка – родители- дети) 3 семьи;



остальные - двухпоколенные. Семей, имеющих одного ребенка, – 11 (46 %), имеющих двоих


детей – 8 (33 %), имеющих троих и более детей, – 5 (21 %). Приемных семей – 3 (13 %) (с двумя


детьми – 1 семья; с тремя – 1; с четырьмя – 1). Средний возраст родителей – 41 год.


Уровень образования родителей:


основное – 21 чел. (54 %)


среднее – 3 чел. (8 %)


начальное профессиональное – 6 чел. (15 %)


среднее специальное – 8 чел. ( 21 %)


высшее – 1 (2 %).


Из общего числа родителей имеют постоянную работу – 24 человека (62 %) :


из них – 18 матерей ( 75 % от числа работающих); 6 отцов ( 25 %);


имеют непостоянную работу – 6 ( 15 %)


не работают - 8 ( 21 %)


пенсионеры – 1 (2 %).


По национальному составу родители и дети – русские, поэтому межнациональные


3

противоречия отсутствуют.


В селе функционируют два основных предприятия : СПК «Кухтымский» и филиал


Вильвенского лесничества, в котором работает основная часть населения. Часть жителей рабо-


тает в сфере образования, культуры, здравоохранения и управления. Уровень оплаты труда в


ведущих предприятиях составляет в среднем 1200 рублей, а в сфере обслуживания – 1500 руб-


лей, что является причиной социальной напряженности и разобщенности села.


Культурно – просветительские учреждения – клуб и сельская библиотека – вместе со


школой тесно взаимодействуют, оказывая необходимую помощь друг другу в организации и


проведении совместных дел и праздников.


С 01.01.97. учреждение имеет структурное подразделение – дошкольную группу, кото-

рая с 1 ноября 2001 года находится в одном здании школы, что позволяет сохранить преемст-



венность «д/сад – начальная школа».


4


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


  1. Расположение села в экологически чистых условиях: отсутствие загрязняющих пред-

приятий, автомобильных трасс и т.д.


  1. Благоприятное влияние природы на внутренний мир ребенка.




  1. Возможность наблюдать поведение ребенка в разных ситуациях и условиях, исходя из

компактного проживания населения.


  1. Реально существующее разновозрастное общение детей (ввиду малой численности уча-

щихся).


  1. Из 24 семей, дети которых обучаются в школе, полных семей, имеющих обоих родителей, -

15 (63 %).


  1. Из указанного числа родителей большая часть работает постоянно (62 %.)




  1. 62 % семей относительно благополучны, где родители занимаются воспитанием детей, здо-

ровьем.


ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ


  1. Отсутствие дальней перспективы развития села и отток молодежи в город; как следствие этого – снижение рождаемости детей и низкая наполняемость школьных классов.




  1. Удаленность от культурных учреждений района и области.




  1. Отсутствие конкурентности и соревновательности среди детей, ввиду малого количества, и слабая адаптация выпускников к социальным требованиям современной жизни.




  1. Материальное благополучие семей ниже прожиточного минимума.




  1. Сужение функции родителей до удовлетворения только физиологических потребностей ребенка (одежда, еда, здоровье).




  1. Неблагополучность некоторых семей, где пьющие родители, нигде не работающие, с аморальным поведением, находившиеся в местах лишения свободы, с асоциальными условиями жизни семьи (20 % от общего количества семей).




  1. Преобладание женского воспитания в семьях.




  1. Чрезмерная опека воспитанников и отсутствие инициативы и самостоятельности.




  1. Отсутствие коммуникативности, закомплексованность, застенчивость вследствие крайне узкого круга общения детей.



5

1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.


В режиме непрерывного обновления и развития образования сельская школа нахо-


дится в особых условиях по своему местонахождению, социальным признакам и значимости.


Школа на селе – единственно стабильно работающая, селообразующая, вовлекающая в орбиту


своего действия всех участников воспитания личности: общественность, родителей, детей, ра-


ботников школы, жителей села. Все участники воспитания очень тесно общаются, т.к. входят в


ближний и ближайший круг развития ребенка. Общение в селе осуществляется прямым и кос-


венным путем, т.к. большинство жителей села находятся в родственных отношениях : учителя –


ученики – родители. Главный объект воспитания – развитие личности – прослеживается на селе


от раннего возраста до взрослости. Все индивидуальные особенности воспитания, его ценности,


идеалы проявляются на фоне сельской жизни, т.к. жизнь на селе – «открытый аквариум», где


хорошее и плохое выступает очевидно и явно.


Воспитательная система школы нацелена объединить в решении проблем воспитания

усилия администрации, школы, учреждений культуры и общественных организаций.



Реализация программы строится на следующих принципах:


1) Личностной ориентации  создание условий для проявления и развития достоинства

личности; демократический стиль взаимодействия.


2) Природосообразности  понимание естественных и социальных процессов развития


природы и человека; формирование ответственности за даль-


нейшую жизнь природы и самого себя; установка на сохранение

здоровья и ЗОЖ.


3) Целесообразности  все делать с пользой для себя, окружающих, общества и природы.


4) Гуманности  признание самооценки детства, прав ребенка и его свободы.


6

5) Культуросообразности  приобщение ребенка к различным ценностям общечеловеческой


культуры: к культуре бытовой, физической, производственной,


духовной, интеллектуальной, политической, нравственной, ма-


териальной, экономической.


6) Сотрудничества  совместная деятельность педагогов, учащихся, родителей на


основе взаимопонимания и взаимопомощи.


7) Принцип творческого  участие каждого члена коллектива во всех этапах деятельности

отношения к делу от планирования до анализа и совместный поиск лучших реше-


ний возникших проблем.


Воспитательную работу предполагается строить с опорой на следующие направления

в деятельности:


  • познавательную;




  • ценностно – ориентированную;







  • художественно – эстетическую;




  • физкультурно – оздоровительную;




  • трудовую.

Таким образом, мы полагаем, что названные принципы отношений школы станут



основой для личного развития ребенка и открытия себя как индивидуальности, побуждающих


учащихся к саморазвитию, самовоспитанию, самооценке и самоанализу. Соблюдение этих


принципов имеет решающее значение для овладения учащимися современной культурой и


традициями. Они дадут школьникам осознание причастности учащихся к жизни, ощущения


того, что они являются наследниками прошлого и участниками преобразования, обновления


жизни.


В конечном итоге выпускник должен обладать самыми различными ориентациями в


системе социальных и духовных ценностей.


7

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


ЦЕЛЬ:


ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНУЮ

ЧЕЛОВЕКА


ЗАДАЧИ:


  1. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.




  1. Формирование стремления к ЗОЖ; осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.




  1. Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию; способности адаптироваться в окружающем мире.




  1. Воспитание любви к семье, родной школе, родному краю и формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.




  1. Развитие личности ребенка в процессе приобщения к истокам традиций русского народа.




  1. Формирование гуманистических межличностных отношений через творческую и познавательную деятельность.



8

4.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ



_______________________________

| межличностные отношения на |

|-------------------------------| всех уровнях, морально – пси- |---------------------------|

| | хологический климат | |

| / \ |

| / \ |

| ___________/___________ ________\________________ |

| ---------- | урочная деятельность | ------ | внеурочная деятельность |-- |

| /|\ /|\ |

| \|/ \|/ |

| ---------- | традиционный урок | | внутриклассная |-- |

| |______________________| | (внутриколлективная) | |

| /|\ /|\ |

| \|/ \|/ |

| ---------- | нетрадиционный урок | | межклассная (выход за |-- |

| |______________________| | рамки одногоколлектива) | |

| /|\ /|\ |

| \|/ \|/ |

| ---------- | предметные недели | | внешкольная |-- |

| -----------| традиционные дела | | | |

| -----------| общешкольные | /|\ |

| -----------| мероприятия | \|/ |

| /|\ | работа с родителями | |

| |---------------------------| | |

| /|\ |


| \|/ |

| | | |

|--| Совместная деятельность с культурно – просветительскими учреждениями|--|


9


4.1. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ



РЕАЛИЗАЦИЯ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТ

1

Диагностика:







А)

Дошкольников ( развитие и уровень подготовленности к школе) – на выходе

По результата врачебно – медицинской комиссии

Выявление уровня подготовленности к обучению

Б)

1-го и 5-го классов: -( на выходе) адаптация к школе и переход в среднее звено

По результатам анкети-рования, создание индивидуальных карт развития

Степень адаптации к школе

В)

9-го класса – (на выходе) соответствие модели «выпускника»

Результаты итоговой государственной аттестации; анкетирование уровня воспитанности и самоопределения (продолжение образования и работа)

Соответствие «модели» выпускника

2

Диагностика стремлений и склонностей учащихся, их способностей

Результаты анкетирования


Корректировка образовательной деятельности школы

3

Разнообразие форм образовательной деятельности на основе результатов диагностики:

- разработка интегрированных курсов;

-гуманизация преподавания;

- переход к принципам личностно-ориентированного обучения;

- Программа интегрированных курсов;

- освоение новых технологий, методик, программ;

- опрос учащихся и родителей и его анализ.

Активизация образовательной деятельности и изменение ее содержания

4

Планирование совместной внеклассной деятельности (учителя – родители – ученики) с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка с целью возбуждения интереса к определенной стороне жизни и формирование благоприятной эмоциональной атмосферы

- состояние и степень реализации планов воспитательной работы класса, школы;

- отслеживание участия детей в мероприятиях;

- оценка детьми конкретного мероприятия

Создание единого воспитательного пространства

5

Анализ результативности работы I этапа факультативного курса «Самосовершенствование» и его дальнейшая реализация с учетом изменений:

5 кл. – «Познай себя»

6 кл. – «Сделай себя сам»

7 кл. – «Учись учиться»

8 кл. – «Утверждай себя»

9 кл. – «Определи себя»

- Степень выполнения программы;

- тестирование учащихся «Ваши ценностные ориентации»

- Рефлексия;

- анализ тестирования, корректировка содержания курса



10




РЕАЛИЗАЦИЯ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТ

6

Организация целенаправленной деятельности классных руководителей, социального педагога и родителей по социализации личности и адаптации ребенка в современном мире.

- составление плана работы классных руководителей и социального педагога и степень их реализации;

- отслеживание жизни выпускников в течение 5 лет по окончании школы;

- анкетирование родителей и диагностика семейного воспитания по социализации ребенка;

Выявление проблем и задач для дальнейшей работы и корректировка деятельности

7

Совершенствование школьных традиций и уклада школьной жизни.

- анкетирование учащихся;

- участие в самообслуживании, самоорганизации деятельности

Сознательное отношение учащихся к позиции: «Я – хозяин школы»

8

Формирование уважения к членам семьи, жителям села и окружающим людям.

- анкетирование родителей;

- выборочный опрос общественного мнения

Сформировать у школьников понятие сущности социальных ролей.

9

Воспитание чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих, стремление к усвоению правовых знаний.

- Отсутствие или наличие правонарушений учащихся и выпускников (в течение 5 лет по окончании школы)


- активная гражданская позиция выпускников школы (в течение 5 лет по окончании школы)


Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться своей Родиной, верен своему гражданскому долгу.

10

Воспитание в детях национального самосознания и уважения к культуре русского народа..

- Уровень инициативности в организации и степень активности участия в мероприятиях, связанных с русской культурой.

Знание народных традиций:

- чувство гордости за свою нацию;

- совместная деятельность школы, семьи, общественных организаций и села (праздник села).

11

Воспитание уважения к культуре народов России.

- Сочинения, рисунки, участие в творческих мероприятиях и степень включенности в мероприятия.

Конкурс и выставка.

12

Формирование и развитие чувств, сближающих членов школьного коллектива на всех его уровнях.

-Опрос;

-наблюдение социального педа-гога, воспитателя, классных руководителей за атмосферой общения в классе;

- отслеживание результативности факультатива «Самосовершенствование» и его влияние на межличностные отношения.

Положительные изменения стиля отношений в коллективе.

Создание комфортной атмосферы в школе.

13

Формирование потребности в ЗОЖ

Эффективность программы «ЗОЖ»

Реализация программы «ЗОЖ»



11

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.



5.1.Реализация Программы будет осуществляться согласно следующим нормативно-правовым

документам:


5.1.1. Государственные нормативно-правовые документы.


5.1.2. Устав школы.


5.1.3. Школьный учебный план.


5.1.4. Общеобразовательные программы.


5.1.5. Программы факультативных курсов, кружков.


5.1.6. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.


5.1.7. Должностные обязанности классного руководителя, социального педагога, классного

руководителя.


5.1.8. Положения о проведении олимпиад, предметных недель.


5.1.9. Общешкольный план работы на год.


5.1.10. Подпрограмма «Здоровый образ жизни».


5.1.11. Подпрограмма «Гражданско-правовое воспитание».


5.1.12. Подпрограмма «Нравственное воспитание».


5.1.13. Положение о Координационном Совете.


5.2. Работа с педагогическими кадрами.




Реализация

Результат

1

Диагностика профессионализма педагогов

Выявление затруднений и проблем в работе учителя, оказание помощи.

2

Повышение педагогического мастерства путем овладения новыми методиками и технологиями и через самообразование учителя.

Овладение новыми приемами преподавания; самосовершенствование профессионального мастерства и корректировка собственной деятельности.

3

Экспериментальная работа по реализации инновационных проектов.


Разработка интегрированных курсов; переход на проектную деятельность работы классных руководителей и учителей – предметников.

4

Использование различных форм открытых мероприятий (уроки, предметные недели), организация олимпиад, творческих отчетов, творческих дел.

Разработка методического обеспечения воспитательной работы в процессе обучения.

5

Формирование межличностных отношений на уровне педагог – педагог.

Развитие бесконфликтных отношений, стиля и тона, морально – психологического климата в педагогическом коллективе.

12

    1. Взаимодействие с родителями, учреждениями и общественными организациями по созданию единого воспитательного пространства.






Реализация

Критерии оценки

Результат

1

Проведение «круглого стола» с представителями администрации, учреждений и общественных организаций по проблемам воспитания детей.

Степень активности и участия родителей и общественности.

Создание Координационного Совета.

2

Планирование деятельности Совета по координации совместных действий «школа – семья – общественность»

Гласность и открытость плана деятельности


План и степень его реализации.

3

Выработка единых рекомендаций по вопросам воспитания и координация дальнейшей деятельности.

Обмен мнениями (родительское собрание, ученическое собрание, учительское собрание)

Практическое использование рекомендаций.

4

Разработка и организация традиционных совместных мероприятий.

-Анкетирование общест-венности, школьников, жителей села;

- Участие населения, учащихся, коллективов.

Проведение совместных меро-приятий; накопление опыта совместной деятельности; анализ положительных и отрицательных сторон.




  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация программы предполагает разработку основных критериев модели выпускника школы:


  1. Здоровье и потребность в ЗОЖ.

  2. Социальная адаптация и коммуникативность.

  3. Устойчивая (четкая) гражданская и патриотическая позиция как направленность социального поведения.

  4. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования с целью профессионального совершенствования.

  5. Подготовленность к семейной жизни.




  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.


Координация и контроль выполнения Программы развития воспитания возложены на педсовет школы.


Педсовет :

  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы и вносит предложения по его коррекции;

  • осуществляет информационное и методическое обеспечение;
  • выходит с предложениями по взаимодействию заинтересованных сторон на Координационный Совет.


Исполнителями Программы являются педагогический коллектив, классные руководители,

родители, руководители межведомственных и общественных организаций, учащиеся,

воспитатель.

13

ГОЛУБЯТСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




следующая страница >>