https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Программа по СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Тема 1. Проблема бытия, субстанции, материи.

Бытие как философская проблема. Личностно-индивидуальный смысл бытия. Бытие интеллигибельных сущностей. Конкретно-исторический способ бытия. О тропах бытия: быть или иметь; бытие как самореализация; бытие как обладание; бытие как долженствование.

Возникновение и внутренняя логика развития философской проблемы бытия. Сопоставление европейской и восточной традиции. Парадокс Парменида: “Сущее есть, не-сущего нет”. Платон, Аристотель о связи бытия с инобытием. Бытие и трансцендентное. Бытие как становление (линия Гераклит – Гегель). Марксова традиция в анализе конкретно-исторического бытия. Бытие как реальный процесс жизнедеятельности людей. О двух формах объективного процесса.

Основные формы бытия. Философское понимание природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного: индивидуализированное и объективированное бытие. Бытие социального как единство индивидуального и общественного. Соотношение мира естественного и мира искусственного. О расхождении целей и результатов человеческой деятельности. Диалектика бытия: преходящее и непреходящее, чувственно данное и умопостигаемое, упорядоченное и хаосогенное, континуально и дискретное, устойчивое и изменчивое. Бытие и существование. Критерии объективного существования. Типологии и классификации форм бытия.

Субстанция как причина самое себя. Проблема субстанции в истории философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Субстанция и субстрат. Основные идеи о субстанции в философии Декарта. Противоречия дуализма в понимании субстанции. Развитие категории субстанции в учении Спинозы. Теоретические характеристики субстанции и парадокс субстанциональности. Субстанциональное единство бытия как единство сущности и существования, материального и духовного. О месте категории “субстанция” в современной философии. Мировоззренческое и методологическое значение категории “субстанция”.

Материя. Об этимологии термина материя. Субстратное понимание материи и его альтернативы. Континуальная и дискретная концепция материи. Формирование представлений о материи в истории философии. О методологии определения категории “материя”: дискрептивное (описательное), по аналогии род и видовое отличие, генетически-контрастное определение, с точки зрения всеобщего.


Материя как объективная реальность. Историческая необходимость появления научно-философского понимания материи. Взаимодействие философии и естествознания в процессе формирования категории материя. Роль общественных наук в развитии категории материя. Определение материи и его связь с принципом развития.

Кризис и революция в естествознании на рубеже XIX – XX вв. Соотношение философского понимания материи и конкретно-научных представлений о ее строении и свойствах. Критика “физического” идеализма. Фундаментальная роль категории материя в системе философского материализма.

Системная организация материи и современная научная картина мира. Эволюция материи и ее структурные уровни. Основные типы материальных систем в свете современной науки. Характеристики микро-, макро- и мегамира. Парадоксальные эффекты микромира. Место человека в иерархии структурных уровней материи. Геоцентрические и негеоцентрические типы материальных систем.

Идея неисчерпаемости материи, ее онтологические и гносеологические аспекты. Основные уровни организации косной и живой природы. Человеческое общество как целостная развивающаяся система. В.И. Вернадский о ноосфере, биосфере, геосфере.

Научная картина мира. Социокультурные детерминанты и исторически преходящий характер научной картины мира. Классическая, неклассическая, постнеклассическая научная картина мира. Ньютонианско-лапласовская картина мира. Картина мира в контексте марксовой методологии. Активность индивида и современная постнеклассическая картина мира Брюссельской школы. Порядок и хаос. Неопределенность как атрибутивная характеристика бытия. Проблема коэволюции как единства человечества в цивилизации перед лицом противоречий глобального масштаба.

Тема 2. Атрибуты универсума.

Движение как способ существования материи. Проблема атрибутивности движения и ее решение различными философскими направлениями. Истоки диалектического понимания движения в античности. Трудности логического отображения движения (апории Зенона). Движение и панпсихизм Возрождения. Ограниченность метафизических представлений о движении как модусе бытия.


Понимание движения в диалектико-материалистической философии. О методологии определения движения. "“движение как изменение вообще"” "“двигаться значит быть в этом месте и одновременно не быть в нем". Проблема источника движения. Противоречивость движения. Абсолютность движения и относительность покоя. Ограниченность релятивизма. Устойчивость и изменчивость материального мира: вещь, процесс, состояние.

Споры вокруг понятия “энергия”. Энергетизм и проблема материального носителя новых видов движения. Понятие “энтропии”. Критика концепции “тепловой смерти Вселенной”.

Основные формы движения материи. Классификация наук О. Конта. Принципы классификации форм движения материи Ф. Энгельса. Качественная специфика и взаимосвязь основных форм движения материи. Ограниченность редукционизма и механицизма при объяснении специфики высших форм движения.

Современная наука и проблема классификации форм движения материи. Ограниченность редукционизма и механицизма при объяснении специфики высших форм движения.

Современная наука и проблема классификации форм движения материи. Движение и развитие. Магистральные и периферийные ветви развития. Геологическая, кибернетическая, технологическая формы движения материи. О специфике социальной формы движения материи. Сознательно-планирующее, организующее начало и стихийно-спонтанное движение. Опредмечивание форм движения материи в процессе жизнедеятельности и производственном процессе: электрификация, химизация, компьютеризация, применение биотехнологий.

Пространство и время как формы бытия материи. Понятие пространство-времени. Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и естествознания. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. Критика субъективных и априористских трактовок пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени с материальным движением. Объективность пространственно-временного события: место и положение, миг и длительность. Метрические и топологические свойства пространства и времени. Эмпирический постулат 3-х мерности пространства и времени. О специфике пространства-времени микро-, макро- и мегамира, живой и социально организованной материи. “Очеловеченное пространство”. Пространственная архитектоника “второй природы” и национальные образы мира. Полиструктурность социального пространства-времени.


Мировоззренческое значение проблемы времени. Время и развитие. Порядок и направленность времени. Две серии временных понятий: раньше – позже; прошлое – настоящее – будущее. Парадокс Аристотеля – Августина. Диалектика прошлого, настоящего, будущего. Настоящее как миг и длительность. Идея направленности времени и ориентации на будущее. Время и календарь. Синхрония и диахрония.

Динамическая и статическая концепции времени. Естественнонаучные доказательства порядка и направленности временных процессов. Время и энтропия. Ограниченность линейной модели времени. Перцептуальное время и время человеческого существования. Временной процесс в контексте экзистенциальной философии: прошлое – память, настоящее – творчество, будущее – забота. Социальное время. Квазициклический характер социального времени. Проблема темпоральности в современной западной философии.

Диалектика конечного и бесконечного. Конечное и бесконечное как философские категории. Определенность и граница – характеристики конечного. Пространственно-количественные и качественно-временные границы. Соотношение конечного и движения. Бесконечное как отрицание конечного. Бесконечность как неограниченность, неопределенность и неисчерпаемость. Онтологический статус бесконечного и невозможность эмпирического обнаружения бесконечного. Существование бесконечного через конечные вещи. О трудностях интеллектуального постижения бесконечного. Апории, антиномии, парадоксы как средства отображения бесконечного в познании. Противоречия конечного и бесконечного.

Историко-философский анализ проблемы бесконечности. Критика понятия “дурной” бесконечности. Критика идеалистического истолкования бесконечного и его мистификаций в христианском экзистенциализме. Анализ версий соотношения конечного и бесконечного в неопозитивизме.

Бесконечность мира в пространстве и времени. Актуальная и потенциальная бесконечность, интенсивная и экстенсивная бесконечность. Космологические антиномии И.Канта и их современная интерпретация. Философские основания идеи бесконечности Вселенной. Проблема бесконечности Вселенной в релятивистской космологии.


Единство мира. Историческое развитие представлений об единстве мира. Противоположность материалистического и идеалистического понимания единства мира. Критика метафизических концепций единства мира, дуализма и эклектики. Идея единства мира в преломлении русской философской мысли: “единство тварного бытия”, “соборность”, “философия всеединства”. Решение проблемы единства мира в современной фундаментальной философии: субстанциональный, генетический, функциональный и номологический аспекты принципа единства мира. О связи принципа единства мира с идеей развития. Понятие “единство” и критика представлений об однородности универсума. Учение о самоорганизации материи Брюссельской школы И. Пригожина и синергетика Г. Хакена.

Отражение как всеобщее свойство материи. Понятие отражения. Взаимодействие и отражение. “Каждое явление – зеркало и эхо Вселенной” (Рубинштейн С.Л.). Компоненты отражательного процесса и их характеристика. Эволюция форм отражения, их единство и качественное различие. Специфика психического отражения высших животных и форм отражательного процесса в человеческом обществе. Критика наивного реализма и физиологического идеализма по вопросу о природе отражательного процесса.

Проблема опережающего отражения действительности. Концепция Анохина П.К. и ее последующее развитие. Взаимосвязь отражения и информации. О трех подходах к определению сущности и природы информации: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепция. О многообразных проявлениях социальной формы отражения действительности.

Тема 3. Философское понимание сознания.

Проблема соотношения материи в историко-философском процессе. От понятия души к понятию сознания. О двух традициях в объяснении природы сознания. Сознание как замкнутая в себе духовность (Декарт). Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (Маркс).

Загадки антропосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных, зачатки орудийной деятельности, стадная жизнь человекообразных предков. Непосредственное потребление, приспособление и инвариантное “поведенческое амплуа” высших животных и универсальная деятельность “по мерке любого вида”, изготовление орудий труда и выход за рамки природно-биологического круга у человека.


Теория двух скачков – как объяснительная модель антропосоциогенеза. Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. О значимости общения и языка в формировании человека и его сознания. Сознание как очеловеченная трудом психика. Удовлетворение общественной потребности как решающее условие становления социальности. Социальная сущность, конкретно-историческая обусловленность и творческая активность сознания.

Психофизиологическая проблема и ее решение. Соотношение психического и физиологического. Критика концепции психофизиологического взаимодействия Декарта. Критика психофизиологического параллелизма Лейбница. Современные представления о связи органа и функции. Сознание, мозг и внешний мир, характер их взаимосвязи. Критика вульгарного материализма. Поисковая направленность мышления. Мышление как форма духовной, теоретической деятельности человека. Содержательные и формальные аспекты мышления.

Язык как знаковая реальность. Синхронные и диахронные способы передачи опыта. Коммуникация и трансляция. Формы сигнальной деятельности животных – биологическая предпосылка языка. Язык как внебиологическая система кодирования и воспроизведения социальности. Функции языка. Гипотеза именного происхождения языка. Личностно-именной, процессионально-именной и универсально-понятийный типы языка. Язык как практическое сознание, действительность мысли. Связь мышления и языка. Критика неопозитивистской абсолютизации языковой реальности. Современная философия о соотношении языка, сознания и действительности. Естественные и искусственные языки. Проблема “диалога” человека и компьютерных систем.

Структура и функции сознания. Понятие структуры и роль системно-структурного метода в изучнеии сознания. Эмпирическая явленность сознания: активность, интенциональность, целесообразность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивационно-ценостная ориентация. Анализ основных структурных компонентов сознания: ощущение, восприятие, представление, помять, эмоции, воля, мышление. Их единство и взаимосвязь. Место интуиции в структуре сознания. Когнитивное и ментальное в сознании. Знание как способ существования сознания. Единство объектвного и субъективного в знании. Сознание как целостность и рефлексия.


Самосознание, основа его формирования, индивидуальные и общественный уровни проявления. Самосознание индивида, группы, этноса. О специфике национального самосознания. Анализ формулы: “Познай самого себя!”. Диалогичность, интроекция, интуиция – путь к самоосознаванию. Самопознание и саморегуляция – формы самосознания, их различия и взаимосвязь. Роль самосознания в структуре сознания.

Функции сознания: отражательная (отражение обобщенное, целенаправленное, оценочное); преобразовательная (преобразование конструктивно-творческое, стихийно-спонтанное, преднамеренно-нормативное); ориентировочная (регулирование и самоконтроль). Смысловая нагрузка функций сознания и их взаимосвязь. Комплексное определение сознания с учетом его онтологии, содержания, генезиса и функционального назначения.

Идеальное. Диалектика объективного и субъективного, материального и идеального. Категории опредмечивания и распредмечивания. Природа идеального. Дискуссия по проблеме идеального в современной философии. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта. Анализ представлений об идеальном как субъективной реальности; как объективированной мыслительной формы; как природном эталоне. Проблема материального носителя идеального и ее решение. Абсолютность и относительность противоположности материального и идеального. Итоги и перспективы дискуссии по проблеме идеального.

Сознание и бессознательное, их взаимосвязь и различия. Природа и формы проявления бессознательного. Роль бессознательного в бытии сознания, его полезные и деструктивные функции. Проблема бессознательного в историческом развитии. З. Фрейд, К. Юнг о природе бессознательного, формах, уровнях и социокультурных причинах его возникновения. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Материалистическая трактовка бессознательного. Теория установки школы Д.Н. Узнадзе. Сознание, бессознательное и поведенческие программы. Бессознательное как источник творчества. Диалектика сознательного и бессознательного в процессе самореализации человека. Проблема формирования сознания. Социальные, исторические, культурные и национальные детерминанты развития сознания.



Рекомендуемая литература:


  1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. - № 1.

  2. Потемкин А.В. Проблема специфики философии в диатрибической традиции. – Ростов-на-Дону, 1980.

  3. Мифология // Философская энциклопедия. – М., 1967. – Т.3.

  4. Флоренский П. Общечеловеческие корни идеализма // Философские науки. – 1990. - № 12; 1991. - № 1.

  5. Ильенков Э.В. Впрос о тождестве мышления и бытия // Диалектика теории познания. Историко-философские очерки. – М., 1964.

  6. Философский словарь: 6 изд. – М., 1991. – Статьи: Основной вопрос философии, Агностицизм, Дуализм, Идеализм, Материализм, Монизм, Солипсизм, Скептицизм, Атрибут, Акциденция, Актуализация, Бытие, Парменид, Субстанция, Субстрат.

  7. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

  8. Бытие человека в культуре. – Киев, 1992.

  9. Ильенков Э.В. Философия и культура. – С., 1991.

  10. Юрченко А.И. К проблеме понятия “субстанция” в философии Декарта // Историко-философский ежегодник. 1990. – М., 1991.

  11. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. – Ч. 2. – М., 1990.

  12. Материя // Философская энциклопедия. – М., 1970.

  13. Вернадский В.И. научная мысль как планетарное явление. – М., 1990.

  14. Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.

  15. Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

  16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

  17. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции в философии и физике. – М., 1977.

  18. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. - Ростов-на-Дону, 1994.

  19. Конечное и бесконечное. – Киев, 1982.

  20. Моисеев Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.


  21. Мегралидзе К.Р. основные проблемы социологии мышления. – Тбилиси, 1973.

  22. Сознание // Философская энциклопедия. – М., 1970.

  23. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

  24. Автономова Н.С. Концепция бессознательного: гносеологический статус // Философские науки, 1985. - № 5.