girniy.ru |
1 2 ... 7 8
IX Международный кинофестиваль документальных фильмов IX Международный кинофестиваль документальных фильмов в Йиглаве (Чешская Республика) К рупнейший в Центральной Европе кинофестиваль авторского документального кино начинается менее, чем через неделю. Во вторник, 25 октября, в 20:00 пройдет Торжественное открытие, за которым, вплоть до воскресного вечера, последует множество показов и разнообразных мероприятий в рамках дополнительной программы. Торжественное закрытие и церемония передачи призов – Призa за лучший центральноевропейский документальный фильм, Приза за лучшую ленту чешского документального кино, Приза зрительских симпатий (под эгидой телеканала „Чешское телевидение“ / Česká televize), а также Приза за вклад в мировой кинематограф, – будет в субботу, 29 октября. В этом году, в соответствии с установившейся на кинофестивале традицией, многие чешские фильмы будут показаны мировой публике впервые. С самого начала, со дня своего учреждения, Международный кинофестиваль документальных фильмов (МКДФ) в Йиглаве играет ключевую роль: он предоставляет возможность для показа, а также суммаризации, обдумывания и критики чешского документального кино. Большинство зарубежных фильмов будет показано в Чешской Республике впервые. МКДФ в Йиглаве несет характер своеобразного диалога. Ежегодно на этом исключительном мероприятии встречаются десятки известных чешских и зарубежных деятелей кино. Они не только предоставляют вниманию зрителей и критиков свои фильмы, но и предлагают снова и снова размышлять об увиденном после окончания показов. Koнкурсные показы 1 Жюри 5 „Меж морей“ (Mezi Moři) –конкурс центральноевропейского кино 5
Koнкурсные показыПрограмма кинофестиваля представлена в 10 циклах, в которые вошли фильмы, избранные из 1100 заявленных кинолент. Выбрать действительно достойные документальные ленты было не просто. На фестивале ежегодно проходят два конкурса, в которые систематически рассматриваются наиболее актуальные фильмы современного чешского и центральноевропейского документального кино. В рамках цикла „Радост Чехии“ (Česká radost) будет показано 18 документальных картин, снятых с января 2004 года и отобранных из 60 кинолент, заявленных для участия в конкурсе, а в рамках цикла „Меж морей“ (Mezi moři) – 18 наиболее выдающихся фильмов центральноевропейского региона, представляющих отдельные страны. „Радость Чехии“ (Česká radost) „Для цикла „Радость Чехии“ (Česká radost) характеристична принципиальная открытость относительно разнообразных тенденций, имеющих место в чешском документальном кинематографе. Исходя из этого, цикл стремится опосредствовать как можно более уцеленное представление о тематических основах и подходах в авторском творчестве, отражающихся в живом и насыщеном чешском творчеств как целом. „Цикл готовящихся чешских документальных фильмов“, инициатором отделения которого от „Цикла готовящихся чешских фильмов“ мы были, показал, что и в Чешской Республике идет оживленная работа над десятками документальных кинолент. „Радость Чехии“ (Česká radost) является показательным примером и одновременно доказательстьством исключительных результатов проделанной работы,“ – поясняет Марек Говорка (Мarek Hovorka), директор кинофестиваля. Режиссер Вера Хитилова (Věra Chytilová) исходила в своем фильме „В поисках Эстер“ (Pátráni po Ester) из интимности дружeских отношений, а также осознания значения художницы Эстер Крумбаховой (Ester Krumbachová) для чешского кинематографа. Мирослав Янек (Miroslav Janek) закончил в этом году работу над документальными фильмами „Хачипэ“, из цикла „Портреты незнакомых детей“ (Portréty neznámých dětí - Chačipe), и „Виерка“ (Vierka) – повествовании о встрече одной певицы с другой, молодой и талантливой циганкой. Ввиду развития событий во время съемок последней ленты, режиссер обратил ее в драматический поединок двух версий о правде и жизненном послании. Обе картины будут показаны на МКДФ в Йиглаве в качестве мировой премьеры. Павел Коутецки (Pavel Koutecký) ищет способ, как избавить феномен классической музыки от мифов, которыми она овеяна, и приблизить ее широкой зрительской и слушательской аудитории, в ироничном ключе – а результат своеих поисков представляет всеобщему вниманию в полушуточной документальной ленте, посвященной ежегодному фестивалю „Пражская весна“ (Pražské jarо), „Каждый год в Праге весна, каждый год - „Пражская весна“ (Každý rok je v Praze jaro, každý rok je Pražské jaro). Студентка Кафедры документального творчества пражской Кинематографической академии музыкального искусства (FAMU) Катержина Крусова (Kateřina Krusová) пишет в двух своих последних лентах чувственный и интуитивный портрет поэта-рефлексивиста, эссеиста и переводчика Яна Владислава (Jana Vladislava). Показ обеих картин, своеобразного диптиха, также является мировой премьерой. Люция Кралова (Lucie Králová) представит свой новый среднеметражный фильм „Продано“ (Prodáno), а Радек Тума (Radek Tůma) – поэтическое эссе без названия. Мартин Маречек (Martin Mareček) переплавил свой активистско-творческий подход в авторское свидетельство о взаимоотношениях общества и нефти, показанное на примере Азербайджана, – его картина под названием „Источник“ (Zdroj) станет частью общирного социального проекта „Авто*Мат“ (Auto*Mat). Писатель Ян Новак (Jan Novák), эмигрировавший в возрасте шестнадцати лет из Чехословакии, автор книги о братьях Машинах, которая была отмечена престижной наградой „Магнезия Литера“ (Magnesia Litera), и соавтор сценария к фильму Милоша Формана (Miloš Forman) „Вальмонт“ (Valmont), закончил в этом году работу над картиной „Гражданин Гавел едет в отпуск“ (Občan Havel jede na dovolenou). Яна Почтова (Jana Počtová) сняла документальный фильм в жанре реалити-шоу, участниками которого стали студенты пражской Театральной академии музыкального искусства (DAMU). Протагонистам пришлось провести несколько дней в замкнутом пространстве, а их совместных киновклад в одну из наиболее дискутируемых в средствах массовой информации тем несет название „Во всю прыть“ (Vostodvacet). Бржетислав Рыхлик (Břetislav Rychlík) стремится показать в своем полнометражном фильме „Каменоломня Господня“ (Kamenolom Boží) северочешский регион, на который отчетливо повлияли десятилетия социалистической индустриализации, а также рассказать о жителях области моравско-словацких границ, об их ценностях, отношении к обществу и бытовым проблемам. Ян Шикл (Jan Šikl) на протяжении 10 лет собирал ленты чешских кинолюбителей. За это время ему удалось сосредоточить в своих руках киноматериал 150 семей и создать уникальную картину жизни в Чехии XX века. В 2006 году будет представлено в общей сложности 8 фильмов под общим названием „Частный век“ (Soukromé století); 2 картины из цикла будут показаны уже в этом году, в Йиглаве, в качестве мировой премьеры – это „Велиховковский король“ (Král Velichovek) и „Папочка и Лили Марлен“ (Tatíček a Lili Marlén). Хелена Тршештикова (Helena Třeštíková) продолжила работу по своему „времясобирательному“ методу, застрельщицей которого она является в Чехии. Ее новый фильм, „Зарисовки из супружеской жизни 20 лет спустя“ (Manželské etudy po 20 letech) – ценная и стоящей внимания картина, представляющая весомый вклад в познание изменений, произошедших внутри общества за последних 20 лет. Часть киноленты, посвященная жизни семьи архитекторов и предпринимателей, названная „Ивана и Вацлав“ (Ivana a Václav), будет показана в рамках йиглавского кинофестиваля в качестве мировой премьеры. Якуб Вагнер (Jakub Wagner) представит свой кинопортрет Яна Каплицкого (Jana Kaplický) под показательным названием „Профиль“ (Profil). Ян Каплицкий – чешский емигрант, основатель „Фьючер Системс“ (Future Systems), известный современный архитектор энигматических коммерческих и культурных объектов. Неутомимая Кристина Влахова (Kristina Vlachová), обращающая всеобщее внимание на нерешенные политические проблемы, тлеющие под глянцевой поверхностью современного общества, представит свой документальный фильм „Путь надежды“ (Cesta naděje), повествующий о выселении еврейского населения с территории Словакии во время Второй мировой войны. Петр Заградка (Petr Zahrádka) проследил историю жизни людей, вернувшихся в Эфиопию – в места, откуда их далекие предки были вывезены в рабство. Его документальный фильм „Любовь одна. Повествование о возвращении растафарианов из Вавилона на Сион“ (One Love - Příběh o návratu Rastafariánů z Babylonu na Sión) принципиальным образом выходит за границы обычных путевых заметок.
|