https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 7 8

IX Международный кинофестиваль документальных фильмов

Йиглава, 25-30 октября 2005



IX Международный кинофестиваль документальных фильмов

в Йиглаве (Чешская Республика)


К

рупнейший в Центральной Европе кинофестиваль авторского документального кино
начинается менее, чем через неделю. Во вторник, 25 октября, в 20:00 пройдет Торжественное открытие, за которым, вплоть до воскресного вечера, последует множество показов и разнообразных мероприятий в рамках дополнительной программы. Торжественное закрытие и церемония передачи призов – Призa за лучший центральноевропейский документальный фильм, Приза за лучшую ленту чешского документального кино, Приза зрительских симпатий (под эгидой телеканала „Чешское телевидение“ / Česká televize), а также Приза за вклад в мировой кинематограф, – будет в субботу, 29 октября.

В этом году, в соответствии с установившейся на кинофестивале традицией, многие чешские фильмы будут показаны мировой публике впервые. С самого начала, со дня своего учреждения, Международный кинофестиваль документальных фильмов (МКДФ) в Йиглаве играет ключевую роль: он предоставляет возможность для показа, а также суммаризации, обдумывания и критики чешского документального кино. Большинство зарубежных фильмов будет показано в Чешской Республике впервые. МКДФ в Йиглаве несет характер своеобразного диалога. Ежегодно на этом исключительном мероприятии встречаются десятки известных чешских и зарубежных деятелей кино. Они не только предоставляют вниманию зрителей и критиков свои фильмы, но и предлагают снова и снова размышлять об увиденном после окончания показов.


Koнкурсные показы 1

Жюри 5

„Меж морей“ (Mezi Moři) –конкурс центральноевропейского кино 5


„Радость Чехии“ (Česká radost) – конкурс чешского кино 6

Специальный цикл „В изгнание“ (Do Exilu) 8

Гости 13

чешские гости 13

ретроспективы 13

Программа для профессионалов кино 16

„Серебро Востока“ (East Silver) 16

БИРЖА ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ФОРУМ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 16

Дополнительная программа 19

Партнеры 23




Koнкурсные показы



Программа кинофестиваля представлена в 10 циклах, в которые вошли фильмы, избранные из 1100 заявленных кинолент. Выбрать действительно достойные документальные ленты было не просто.

На фестивале ежегодно проходят два конкурса, в которые систематически рассматриваются наиболее актуальные фильмы современного чешского и центральноевропейского документального кино. В рамках цикла „Радост Чехии“ (Česká radost) будет показано 18 документальных картин, снятых с января 2004 года и отобранных из 60 кинолент, заявленных для участия в конкурсе, а в рамках цикла „Меж морей“ (Mezi moři) – 18 наиболее выдающихся фильмов центральноевропейского региона, представляющих отдельные страны.


Радость Чехии“ (Česká radost)

Для цикла „Радость Чехии“ (Česká radost) характеристична принципиальная открытость относительно разнообразных тенденций, имеющих место в чешском документальном кинематографе. Исходя из этого, цикл стремится опосредствовать как можно более уцеленное представление о тематических основах и подходах в авторском творчестве, отражающихся в живом и насыщеном чешском творчеств как целом. „Цикл готовящихся чешских документальных фильмов“, инициатором отделения которого от „Цикла готовящихся чешских фильмов“ мы были, показал, что и в Чешской Республике идет оживленная работа над десятками документальных кинолент. Радость Чехии (Česká radost) является показательным примером и одновременно доказательстьством исключительных результатов проделанной работы,“ – поясняет Марек Говорка arek Hovorka), директор кинофестиваля.


Режиссер Вера Хитилова (Věra Chytilová) исходила в своем фильме „В поисках Эстер“ (Pátráni po Ester) из интимности дружeских отношений, а также осознания значения художницы Эстер Крумбаховой (Ester Krumbachová) для чешского кинематографа. Мирослав Янек (Miroslav Janek) закончил в этом году работу над документальными фильмами „Хачипэ“, из цикла „Портреты незнакомых детей“ (Portréty neznámých dětí - Chačipe), и „Виерка“ (Vierka) – повествовании о встрече одной певицы с другой, молодой и талантливой циганкой. Ввиду развития событий во время съемок последней ленты, режиссер обратил ее в драматический поединок двух версий о правде и жизненном послании. Обе картины будут показаны на МКДФ в Йиглаве в качестве мировой премьеры. Павел Коутецки (Pavel Koutecký) ищет способ, как избавить феномен классической музыки от мифов, которыми она овеяна, и приблизить ее широкой зрительской и слушательской аудитории, в ироничном ключе – а результат своеих поисков представляет всеобщему вниманию в полушуточной документальной ленте, посвященной ежегодному фестивалю „Пражская весна“ (Pražské jarо), „Каждый год в Праге весна, каждый год - Пражская весна (Každý rok je v Praze jaro, každý rok je Pražské jaro). Студентка Кафедры документального творчества пражской Кинематографической академии музыкального искусства (FAMU) Катержина Крусова (Kateřina Krusová) пишет в двух своих последних лентах чувственный и интуитивный портрет поэта-рефлексивиста, эссеиста и переводчика Яна Владислава (Jana Vladislava). Показ обеих картин, своеобразного диптиха, также является мировой премьерой. Люция Кралова (Lucie Králová) представит свой новый среднеметражный фильм „Продано“ (Prodáno), а Радек Тума (Radek Tůma) – поэтическое эссе без названия. Мартин Маречек (Martin Mareček) переплавил свой активистско-творческий подход в авторское свидетельство о взаимоотношениях общества и нефти, показанное на примере Азербайджана, – его картина под названием Источник (Zdroj) станет частью общирного социального проекта „Авто*Мат“ (Auto*Mat). Писатель Ян Новак (Jan Novák), эмигрировавший в возрасте шестнадцати лет из Чехословакии, автор книги о братьях Машинах, которая была отмечена престижной наградой „Магнезия Литера“ (Magnesia Litera), и соавтор сценария к фильму Милоша Формана (Miloš Forman) „Вальмонт“ (Valmont), закончил в этом году работу над картиной Гражданин Гавел едет в отпуск (Občan Havel jede na dovolenou). Яна Почтова (Jana Počtová) сняла документальный фильм в жанре реалити-шоу, участниками которого стали студенты пражской Театральной академии музыкального искусства (DAMU). Протагонистам пришлось провести несколько дней в замкнутом пространстве, а их совместных киновклад в одну из наиболее дискутируемых в средствах массовой информации тем несет название Во всю прыть (Vostodvacet). Бржетислав Рыхлик (Břetislav Rychlík) стремится показать в своем полнометражном фильме Каменоломня Господня (Kamenolom Boží) северочешский регион, на который отчетливо повлияли десятилетия социалистической индустриализации, а также рассказать о жителях области моравско-словацких границ, об их ценностях, отношении к обществу и бытовым проблемам. Ян Шикл (Jan Šikl) на протяжении 10 лет собирал ленты чешских кинолюбителей. За это время ему удалось сосредоточить в своих руках киноматериал 150 семей и создать уникальную картину жизни в Чехии XX века. В 2006 году будет представлено в общей сложности 8 фильмов под общим названием „Частный век“ (Soukromé století); 2 картины из цикла будут показаны уже в этом году, в Йиглаве, в качестве мировой премьеры – это Велиховковский король (Král Velichovek) и Папочка и Лили Марлен (Tatíček a Lili Marlén). Хелена Тршештикова (Helena Třeštíková) продолжила работу по своему „времясобирательному“ методу, застрельщицей которого она является в Чехии. Ее новый фильм, Зарисовки из супружеской жизни 20 лет спустя (Manželské etudy po 20 letech) – ценная и стоящей внимания картина, представляющая весомый вклад в познание изменений, произошедших внутри общества за последних 20 лет. Часть киноленты, посвященная жизни семьи архитекторов и предпринимателей, названная Ивана и Вацлав (Ivana a Václav), будет показана в рамках йиглавского кинофестиваля в качестве мировой премьеры. Якуб Вагнер (Jakub Wagner) представит свой кинопортрет Яна Каплицкого (Jana Kaplický) под показательным названием Профиль (Profil). Ян Каплицкий – чешский емигрант, основатель Фьючер Системс (Future Systems), известный современный архитектор энигматических коммерческих и культурных объектов. Неутомимая Кристина Влахова (Kristina Vlachová), обращающая всеобщее внимание на нерешенные политические проблемы, тлеющие под глянцевой поверхностью современного общества, представит свой документальный фильм „Путь надежды“ (Cesta naděje), повествующий о выселении еврейского населения с территории Словакии во время Второй мировой войны. Петр Заградка (Petr Zahrádka) проследил историю жизни людей, вернувшихся в Эфиопию – в места, откуда их далекие предки были вывезены в рабство. Его документальный фильм Любовь одна. Повествование о возвращении растафарианов из Вавилона на Сион (One Love - Příběh o návratu Rastafariánů z Babylonu na Sión) принципиальным образом выходит за границы обычных путевых заметок.



Meж морей“ (Mezi moři)


Постановка цели исследование Центральной Европы“ оказалась непростой задачей для драматургов. Следует ли отбирать лишь картины, строго соответствующие установленной тематическо-эстетической планке, или скорее сосредоточится на составление представительного подбора, своеобразной мозаики, в рамках кинематографа отдельных стран? В этом году мы решили подойти к циклу Меж морей ezi moři) как к более близкому знакомству с государствами региона – Чехией, Австрией, Польшей, Венгрией и Словакией. Хотелось бы подчеркнуть особую важность и уникальность документального творчества каждой из перечисленных стран,“ – говорит по поводу отбора лентдля этой секции программный директор йиглавского кинофестиваля Петр Кубица (Petr Kubica).


В рамках конкурсных показов секции „Меж морей“ (Mezi moři) будет представлено четыре чешских фильма: „Хачипэ“ Мирослава Янека (Miroslav Janek: Chačipe), „Источник“ Мартина Маречека (Martin Mareček: Zdroj), „Частный век“: „Велиховковский король“ и „Папочка и Лили Марлен“ Яна Шикла (Jan Šikl: Soukromé století - Král Velichovek, Tatíček a Lili Marlén) и „Любовь одна“ Петра Заградки (Petr Zahrádka: One Love).

Венгерское творчество будет представлено новым фильмом Петера Форгача „Черная собака. Несколько случаев из истории гражданской войны в Испании (Peter Forgács: El Perro Negro - Příběhy ze španělské občanské války), в котором отрывки кинопленок, взятых из семейных архивов того времени, дополняют картину военного конфликта, раскрывают ее влияние на судьбы конкретных людей. Габор Жигмонд Папп (Gábor Zsigmond Papp) снял уникальную ленту, полную сюрпризов и морозного юмора – „Жизнь агента“ (Život agenta), составленную из иструктивных фильмов венгерской тайной полиции. Жигишмонд Дежо (Zsigismond Deszo), удостоенный в прошлом году Особого признания заслуг центральноевропейским жюри, представит свой новый фильм „Крепость улиток“ (Hlemýždí pevnost), а Роберт Лакатош (Robert Lakatos) – документальную ленту „Трансильванское казино“ (Transylvánské Kasino), за которую был награжден на Венгерской неделе кино Призом за лучший короткометражный фильм.


Польшу представляют 3 режиссерские работы. Станислав Муха (Stanislaw Mucha) привез на йиглавский кинофестиваль документальную комедию Реалити-Шок (Reality Shock) о группе своеобразных людей на краю общества, чья спокойная жизнь была нарушена социальными преобразованиями, имеющими место в Польше по вступлении в Евросоюз. В картине Марчина Мамона (Marcin Mamon) и Мариуша Пилиса (Mariusz Pilis) Запах рая (Vůně ráje) рассматриваются взаимоотношения человека и ислама в разных странах Ближнего Востока и других исламских государствах. Ярек Штандера (Jarek Sztandera) путешествовал на поезде, полном поломников, из Катовице в Лурды, а в своем социально-документальном фильме К чуду (Za zázrakem) он вместе с десятками верующих христиан и их священников озвучивает ряд религиозных вопросов.

Aвстрия представлена широким спектром высококачественного документального кино. Выдающийся представитель третьей волны австрийского авантгарда Густав Дойч (Gustav Deutsch) сосредоточил свое внимание на исследовании архивного кино, обстоятельства его возникновения и характеристики зрителей на заре развития кинематографа. Результатом тщательных поисков и исследования материала стала глубокопродуманная лента Мир. Зеркало. Кино (Svět Zrcadlo Kino). Михаэл Главоггер (Michael Glawogger) в своем шокирующем, многоуровневом, визуально тщательно проработанном эссе „Смерт рабочего“ (Dělníkova smrt) выдался на поиски разных форм отношения человека XXI века к труду. Хуберт Сауперт (Hubert Saupert) собирает на берегах озера Виктория, в городе Мванза, аргументы для жесточайшей социальной критики. Его лента „Ночной кошмар Дарвина“ (Darwinova noční můra) была показана на венецианском Биеннале а удостоилась ряда премий, кроме прочих также Европейской кинопремии за лучший документальный фильм. Ангелика Шустер (Angelika Schuster) и Тристан Зинделгрубер (Tristan Sindelgruber) в течение пяти лет отлеживали развитие судебных разбирательств с африканскими беженцами и событий на их фоне. Их документальный триллер Операция Весна (Operace jaro) исследует с разных точек зрения, а также подвергает критике практическое применение настоящей австрийской легислативы и методов расследования.


Словения представлена на йиглавском кинофестивале документальным фильмом

Словакия в этом году представлена сразу рядом картин. Полнометражный фильм Ярослава Войтека (Jaroslav Vojtek) „Мы здесь“ (My zďes) является рассказом о семье словацкого происхождения, которая в поисках лучшей жизни переезжает из Казахстана на этническую родину. Марко Шкоп (Marko Škop) и Юрай Йоханидес (Juraj Johanides) в своем совместном игривом кинопортрете „Праздник одинокой пальмы“ (Slavnost osamělé palmy) представляют фигуру, стоящую вне времени и совершенно исключительную по своему значению для словацкого кинематографа – режиссера Элла Хаветту (Ella Havettа). В свою очередь, режиссер Зуза Пиусси (Zuza Piussi) остановила свое внимание в несколько причудливой, социально-ироничной картине „Ангелы плачут“ (Andělé pláčou) на общине словацких гомосексуалистов.

Из числа приведенных фильмов 4 будут показаны в качестве мировой премьеры, а 9 – в качестве чешской.


Принципиально важные фильмы современного мирового документального кино будут показаны йиглавской публике в двух циклах: „Путеводитель“ (Bedekr) систематически представляет наиболее выдающиеся картины текущего года, удостоенные различных призов на видных мировых кинофестивалях, а Хорошая работа (Dobré dílo) обращает внимание на ленты, не овенчанные премиями, тем не менее исключительные по своему характеру или содержанию. Обширные профили знаменитых деятелей кино, способствующих переломам в истории мирового документального кинематографа, зачастую мало или вовсе неизвестных в центральноевропейском регионе, представлены в рамках цикла Прозрачные существа (Průhled