girniy.ru 1 2 3
Тема проекта : « Письмо.История письма.Виды писем ».



Вид проекта: межпредметный,исследовательский,среднесрочный.


Форма представления: презентация во время занятий учебного элективного курса по теме : «Деловые бумаги».


Подготовительный этап.

Так как проект межпредметный, то целесообразно учителю иметь ввиду следующие школьные дисциплины: русский язык, литература, элективный курс .После этого вырисовывалась следующая структура и содержание проекта.


Содержание проекта:

1.Понятие о письме.

2.История письма в Росси и история почты.

3.Эпистолография –основной литературный жанр.

4. Письмо как вид деловой бумаги.

5.Письма в жизни выдающихся людей.

6.Виды служебных писем.

7.Письмо в произведениях художественной литературы.

8.Письмо-зеркало души человека.

Цели проекта:

1) ознакомить особенностями жанра письма

2)умение пользоваться в практике жанром письма

3)воспитание интереса к жанру письма, как вид деловой бумаги.


Задачи проекта :

-знать историю письма

-пользоваться жанром письма в эпоху современности

-знать роль писем в произведениях художественной литературы

-определить роль писем в жизни выдающихся людей

-вызвать интерес у современной молодежи к письме

Актуальность проекта на сегодняшний день:

-в эпоху Интернета мы не пишем письма близким ,друзьям, родным. Важными условиями этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. Анализ писем поможет школьникам вспомнить о том, что надо писать в письмах, а именно : о делах, увлечениях, в них можно поделиться мыслями о кино, животных. Переписка между людьми не только нужна, но и необходима, так как в них раскрывается внутренний мир человека, его душа, поэтому важнейшей задачей современного учителя является научить писать письмо ,как основной вид деловой бумаги.


Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.(С.И.Ожегов).

Письмо –одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.(С.И.Ожегов).

Письмо-хат,мәктүп, написать письмо- хат язу.(русско-татарский словарь ).

Письмо- это общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

Письма- бесценные свидетельства времени, исторические документы. Их нужно собирать и бережно хранить.

Письма к родным и близким- выражение нашего внимания, забота любви.

Письмо-это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

1. Понятие о письме

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время. Устное речевое общение (без специальных технических усовершенствований, как рупор, громкоговоритель и, наконец, телефон, радио) возможно только на ограниченном радиусе от говорящего, в пределах слышимости речи; что же касается преодоления времени, то уже давно сложились поговорки о преимуществах письма перед устной речью: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», но «Что написано пером, не вырубишь топором», что примерно соответствует латинской поговорке: Verba volant – scripta manent – «Слова летают, надписи остаются». И происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдаленными членами рода или с другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Тем самым послания («письма») и надгробно- триумфальные надписи – первейшие виды письменности. Но первые (т.е. письма) так же «мимолетны», как и слова устного языка, и мы можем их изучить лишь по живой практике тех племен, которые до последнего времени пользовались такими видами письма (это лингвист может почерпнуть у этнографов); вторые же (т.е. мемориальные надписи) доступны непосредственному наблюдению (надписи на скалах, на стенах ископаемых пещер, надгробные плиты, триумфальные арки и т.п.). Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком.


Вопреки мнению некоторых ученых, прежде всего следует отвергнуть возможность появления письма до языка. Без языка нет человека, а тем самым не может быть и письма. Письмо на всех этапах развития человека – добавочный, вторичный способ общения. Но это отнюдь не означает, что письмо всегда передавало прямо язык. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой – очень поздний этап развития письма; в более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но тем не менее быть орудием общения.


2. Предметное письмо

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов.


3. Узловое письмо

Целям счета служило узловое письмо, распространенное некогда в Китае, но более известное как письмо древнего государства инков (современное Перу). В ранних исследованиях об этом узловом письме инков многое присочинено; если верить сообщению Чуди (швейцарского путешественника и исследователя), шнуры с узлами содержат запись не только законов и хроник, но и стихотворений. При более тщательном и добросовестном изучении узловое письмо оказывается только средством счета; в этом качестве оно известно по сегодняшний день у пастухов Пуны. По преданию, кипу – так назывался шнур с узлами на кечуа, языке государства инков, – использовались в древнем Перу исключительно в статистических целях, для записи поставок, распоряжений, посольств и битв, и не могли передавать смысл посланий и распоряжений. В таких кипу к главному шнуру крепилось несколько более тонких, которые различались между собой цветом и длиной и могли быть соединены в простые или сложные узлы. Все это имело определенный смысл, понятный особым чиновникам – кипу-камайокуна («вязателям узлов»), которые хранили это умение и обучали ему преемников.


Граница между предметным письмом и письмом рисуночным расплывчата. В гостинице «У зеленой ели» ее «опознавательный знак» может быть выполнен пластически и укреплен над входом, а может быть нарисован на стене дома; то же происходит у пекаря с его знаком – кренделем и т.д..


4. Рисуночное письмо


Не следует путать с живописью, хотя границы между ними не совсем четкие. На картине запечатлено нечто виденное, пережитое и т.д. единственно с целью быть объектом художественно-эстетического созерцания. Для рисуночного письма художественность в передаче изображения в большинстве случаев не так уж и важна: в этом случае рисунок (часто беглый набросок) – лишь средство для передачи сообщения.

В частности, рисуночное письмо может пользоваться теми же приемами изображения, что и предметное письмо. Человек, животное или вещь могут быть нарисованы целиком со всеми деталями или же, наоборот, условно, например, крупный рогатый скот сокращенно обозначается изображением головы, абстрактные понятия могут изображаться символически («холодный» – текущая вода, «есть» – человек, подносящий руку ко рту и т.д.). При этом задача примитивного письма – передать не звучание, а смысл сообщения. Однако с помощью звукового ребуса возможна все же замена слова, не поддающегося изображению, на другое, изобразимое, имеющее такое же или сходное звучание, даже если между изображаемым и подразумеваемым отсутствуют какие-либо смысловые связи. Необходимость такого рода замены возникает, например, тогда, когда средствами рисуночного письма нужно передать имя. В качестве примера можно привести примитивное рисуночное письмо ацтеков. Процессы в нем передаются с помощью изображений: лук и стрела символизируют войну, череп – смерть, плачущий глаз – вдовца. Такое рисуночное идеографическое письмо может быть использовано теперь в разного рода сообщениях .

Как предметное письмо, так и рисуночное не являются письмом в собственном смысле этого слова; это только предыстория развития письма, ибо с их помощью можно выразить лишь общий смысл сообщения, но не его точное звучание. О собственно письме можно говорить лишь там, где сообщение может быть передано пословно; неважно, какими средствами – с помощью ли словесного, слогового или звукового письмо



5. Словесное письмо


В словесном письме каждое отдельное слово изображается особым рисуночным знаком. Это чрезвычайно важный шаг вперед по сравнению с исходным идеографическим письмом, потому что словесное письмо не передает общий смысл сказанного, а фиксирует сказанное пословно. Так как рисунок вначале передавал понятие, а звучание во внимание не принималось, то теоретически можно сделать вывод, что флективные элементы, т.е. окончания при склонении и спряжении, на письме могли еще не выражаться. Порядок слов все же, очевидно, находил отражение в порядке следования рисуночных знаков, и тем самым делалось необходимым знакомство того, кто хотел понять написанное, с грамматическим строем языка.

Трудности всевозможного рода возникают и в чисто словесном письме. С помощью рисунка легко изобразить то, что конкретно воспринимается сознанием: одушевленные существа (мужчина, женщина, солдат, лошадь, птица, жук, рыба) или предметы (цветок, глаз, плуг, солнце), а также зрительно воспринимаемые действия, т.е. такие глагольные понятия, как «бить», «есть», «летать», «плакать», можно передать рисунком бьющего или глотающего пищу человека, летящей «птицы или глаза с капающей из него слезой. При этом иногда ради простоты вместо целого рисовали часть, если часть эта была характерна для всего понятия: голова быка заменяла рогатый скот, vulva – женщину и т.д. Но как обстоят дела с чувственно не воспринимаемыми понятиями и действиями, такими, как «возраст», «прохладный», «править», «говорить»? В этом случае прибегали к описательному рисунку и передавали, как, например, это делали египтяне, «править» – рисунком скипетра, а «говорить» – рисунком человека, подносящего руку ко рту, или изображением рта, из которого будто бы что-то исходит. И в этом случае часть выступает вместо целого: «идти» изображается не как идущий человек целиком, а как две шагающие ноги, «слушать» – как ухо и т.д. Рисунок изображал понятие и не передавал звучания слова. Но здесь еще отсутствует средство для обозначения звучания слова, которое часто необходимо. Обстоятельства не всегда безразличны к тому, что мы говорим: «есть» или «кормить», «править» или «приказывать», «солдат» или «воин», «лошадь» или «конь». А как точно передать собственные имена, прежде всего личные? Так в большинстве письменных систем очень рано возникает необходимость передать звучание слова более или менее близко к действительному. И тогда прибегают к уже много раз обсуждавшемуся средству – звуковому ребусу, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисуют схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие. .



Процесс перехода одних стадий письма в другие ни в коем случае не протекал гладко и без усилий. Даже осмысление отдельного слова как самостоятельного элемента речи является нелегким делом для человека с примитивным мышлением. Во многих случаях мы можем наблюдать, как идеографическое и словесное письмо некоторое время сосуществуют. Часто особую трудность представляет осмысление глагола как самостоятельного слова; примитивный человек – творец письма часто выражает глагол как связочный элемент между субъектом и объектом; ср. египетское письмо, письмо из Аляски.

Звуковой ребус – первый шаг к фонетической организации письма, которая стала у нас господствующим принципом. Но вначале письмо все же очень далеко от того состояния, когда оно действительно может передавать все звуки языка; пока слово заменяется только сходно звучащим целым словом, разложение слова на звуки не произведено. Следующая за словом меньшая звуковая единица, которой овладевает пишущий человек, – слог (который, правда, может состоять всего из одного гласного). «Открытие» слога – явление, отнюдь не само собой разумеющееся во всех языках, потому что эта абстрактная и не обладающая наглядностью составная часть слова, особенно в длинных словах, не имеет для говорящего и пишущего значения чего-то самостоятельно существующего, как, например, наглядное, образное слово. Представление о слоге прежде всего вырабатывается в языках с правильным следованием согласных и гласных, как, например, в итальянском слове casa «дом», а не в таких, как, например, нововерхненемецкое односложное Strumpf «чулок» или русское всплеск с их нагромождениями согласных. Возможность писать отдельными слогами осуществима в языках, в которых имеется большое количество односложных слов, применимых в качестве знаков для слогов, так как для примитивного человека слог, если он осознаваем, приобретает значимость отдельного слова.

Отдельный звук, хотя и является чем-то само собой разумеющимся для усвоившего его в школе образованного человека, в еще меньшей степени, чем слог, доступен пониманию примитивного человека, особенно согласный звук, потому что гласный может самостоятельно образовывать слог. Поэтому было бы ошибочным утверждать, что после того как человек освоил слог и слоговое письмо стало для него привычным, он сделал следующий шаг: стал разлагать слоги на звуки и преобразовывать слоговое письмо в звуковое. Мы еще раз должны подчеркнуть, что усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом. Над этим бьются школьники начальных классов, но позже забывают о трудностях, так как привычка к звуковому письму в конце концов делает понятие звука само собой разумеющимся. Примитивный человек, в том числе и владеющий слоговым письмом, почти совершенно не способен, как это доказывают эксперименты с современными нецивилизованными изобретателями письма.


Переход от рисуночной формы письменного знака к стертой линейной штриховой форме обычного письма может показаться неспециалисту процессом необыкновенно длительным. Но практика современного письмотворчества показывает, что такой процесс совершается быстро, в течение немногих десятилетий. Об этом свидетельствует развитие письма бамум в Камеруне и письма эскимосов Аляски. Изменение внешней формы письменных знаков происходит легко и быстро, в то время как содержательная сторона внутренней формы письма в меньшей степени подвержена изменениям и менее ощутима.


2. История письма.

История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.

Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках Во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. (В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках)..Пересылка вестей осуществлялась в нашей стране с древнейших времен. О превых гонцах, посланных с известиями по Руси, говорится в “ Повести временных лет”, датированный 885 годом.Этот год считается началом истории русской почты.На Руси впервые доставка писем была упорядочена в 984 году. В Московском государстве в 18 веке почта называлась “ ямской гоньбой”. Слово “ям” означает “дорога” ( от татарского “дзям” ). По главным дорогам через каждые 20-30 верст были построены ямские дворы, в которых гонцы меняли лошадей.О гонцах напоминает Н.С.Лесков в своем рассказе “ Однодум” .” В то время у нас только образовывались постоянные почтовые сообщения: между ближайшими городами , учреждались раз в неделю гонцы , которые носили суму с пакетами . Это называлась пешая почта. Плата за эту службу назначалась не великая : рубля полтора в месяц “ на своих харчах и при своей обуви”. Но для кого и такое содержание было заманчиво , те колебались взяться носить почту, потому что для чуткой христианской совести русского благочестия представлялось сомнительным : не заключается ли в такой пустой затее, как разноска бумаги, чего –нибудь еретического и противного истинному христианству?... Сам Алексашка смелою рукою... взял почтовую суму , взвалил ее на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно. Служба в пеший почте пришла ему совершенно по вкусу и натуре: он шел один через леса , поля и болота и думал про себя свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал....” Петровские реформы в начале 18 века не обошли и почту .Петр 1 сделал ее подлинно государственной, создал первые почтамты, открыл почтовые конторы, ввел должность почмейстеров , новую форму для почтовых служащих, а работников почты возвел в ранг госслужащих. С 70-и годов 18 века для подачи сигналов стали использовать поддужный колокольчик.Поездка на почтовых тройках под звон колокольчика, с песнями ямщика была неповторимой поэзией, приметой времени.


3.Эпистолография – основной жанр литературы .Эпистолография давно стала отдельным литературным жанром, где общение и мысли, перенесенные в письма, искренни, открыты. Письма Ивана Грозного и князя Курбского- это полемика , переписка Гете и Шиллера- творческий диалог, письма Бальзака к Эвелине Ганской- своего рода дневники.” Письмо незнакомки “ Стефана Цвейга- изумительное, нежное..... А “ Письма к незнакомке ”Проспера Мериме имеют романтическую предысторию- юная провинциальная девушка Женни решилась написать письмо известному писателю....Они стали друзьями .Шалва Амонашвили “ письма к дочери” вообще отправлял из одной комнаты в другую, чтоб найти общий язык со своим ребенком.

Эпистола-(лат.письмо).-литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета; как литературный жанр эпистола в России существовала в 18 веке. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое “Письмо о пользе стекла” Ломоносова.

Эпистолярная форма- композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц; таковы “Письмо русского путешественника” Н.Карамзина, неоконченный роман в письмах Пушкина, повесть Достоевского “Бедные люди”.Эпистолярная форма- редкое явление в литературе, и в последнее время почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма.

“Во времена оны” в ходу были специальные книги- письмовники, то есть руководство для написания письма ,включающее в себя соответствующие образцы на все случаи жизни. Здесь пропагандировались особые обороты речи, строго регламентировалась форма обращения к адресату. В соответствии с “Табелью о рангах “ к кому –то следовало обращаться “Ваше высокородие”, к кому-то “Ваше превосходительство”, а к кому-то и “Благородие” было достаточно.

Вот приводимый в письмовнике образец “новогоднего послания от племянника к тетушке”:

Милая тетушка!

Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время ,при моих стесненных обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за искусство которого спешу извиниться, выразить все ,что я чувствую к Вам. Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте, что в глубине моего сердца я желаю Вам больше ,чем могу выразить в письме.

Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь доказать всю глубокую привязанность. До свиданья, Бог даст до скорого.

Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.

Для составления таких писем необязательно было обладать соответствующим образованием. Нужно было просто иметь под рукой письмовник.

Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу- как составной элемент многих повестей. В литературе 18-19 веков эпистолярное построение произведения становится самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже Марина Цветаева, Анна Ахматова не раз обращались к эпистоле как жанру. Возникает постепенно эпистолярный жанр в художественной литературе.

Итак, эпистолярное произведение-это литературный жанр, выполненный в форме письма. Через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды , мысли. Эпистолярному жанру характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, употребление местоимений, индивидуальность слога пишущего, эмоционально окрашенные слова, краткие и ясные фразы.

...” Любезный племянник, Иван Федорович!. Посылаю тебе белье: пять нитяных карпеток и четыре рубашки тонкого холста; да еще хочу поговорить с тобою о деле: так как ты уже имеешь чин немаловажный, что, думаю, тебе известно, и пришел в такие лета, что пора и хозяйством позаняться, то в воинской службе тебе незачем более служить. Я уже стара и не могу всего присмотреть в твоем хозяйстве; да и действительно, многое притом имею тебе открыть лично. Приезжай ,Ванюша; в ожидании подлинного удовольствия тебя видеть, остаюсь многолюбящая твоя тетка Василиса Цупчевська.


Чудная в огороде у нас выросла репа: больше похожа на картофель, чем на репу.”

Из данного письма мы узнаем, что тетушка стала старой и уже не может управлять хозяйством, что, видать, и хозяйство большое, что уродилась чудная репа, что пора племяннику хозяйством “ позаняться”.

Письма состоят из взаимосвязанных частей, составляющих связную целостность, удобную для чтения и запечатления: обращение, изложение того, что хочешь написать, сообщить, заключение, слова прощания и т.д.



следующая страница >>